Почему на Руси собака считалась «нечистым» животным
Русская семеркаиещё 1
В старину собак редко можно было увидеть в доме: они жили во дворах и охраняли жилье. Богатые люди держали псарни, где жили охотничьи собаки… А в наше время четвероногих можно встретить едва ли не в каждой второй городской квартире. Правильно ли держать собаку в доме?
Псы и святыни
Видео дня
Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес
тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.
Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.
Собаки на Руси
Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить».
Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука» — стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.
Где место собаке?
Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, — пишет он. — Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях — во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости».
Правда, в средневековых соборных документах Русской православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу…
Конечно, никто не запрещает держать собаку в квартире, но, может быть, нам стоит вспомнить и Библию. Собака – это не божество и не человек. Так стоит ли ей позволять есть за одним столом и спать в одной кровати с хозяевами, как нередко поступают многие собачники? Не отвести ли ей место на половике в прихожей?
Другое, Иисус Христос, РПЦ
Русская семерка: главные новости сегодня
Где была обнаружена самая страшная находка при раскопках подземелий Кремля
Какую опасность несет в себе «младший брат Байкала» Хубсугул
Анжела и Диана Князевы: что стало с последними советскими вундеркиндами
Правда ли, что собака – это нечистое животное?
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Иногда попытка ответить на одни вопросы приводит к появлению других. Так, стоит только упомянуть о том, что я собачник, как меня сразу начинают спрашивать о том, действительно ли христианину можно держать дома собаку? На мой встречный вопрос, почему бы, собственно, нет, все как один ответили: собака ведь нечистое животное, как она может находиться в освящённом помещении?
Я, признаться, задумался. Двадцать лет, независимо от места моего служения и условий проживания семьи, у нас дома живут собаки. Сейчас, например, их две: одна комнатная, вторая дворовая, между тем и она не прочь время от времени заскочить в дом и поваляться в столовой в ногах у супруги. И ни разу за эти двадцать лет мне и в голову не приходило, что сия добрая, смышлёная и преданная Божия тварь по какой-то причине может считаться нечистой, а её присутствие в доме как-нибудь осквернять жилое пространство…
Не без того, как и любой регулярно читающий Писание человек, я хорошо осведомлён о том делении животных на чистых и нечистых, которое существовало в ветхозаветные времена и поныне существует среди иудеев. Однако деление это имеет к комнатным собакам примерно такое же отношение, как результат чемпионата мира по футболу к проблемам австралийских аборигенов. То есть касается оно исключительно гастрономического аспекта. Проще говоря, чистые животные в пищу разрешены, а нечистые – нет. Верите, я ни разу не встречал человека, который бы заводил собаку для того, чтобы съесть. Нашей культуре это чуждо, собак мы не едим. Поэтому для нас они никак не могут считаться нечистыми. И, кроме того, упомянутое деление нас вообще не касается. Если помните, апостолы, решая, нужно ли распространять предписания Моисеева закона на обращающихся ко Христу язычников, решили «не возлагать… никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28–29). Таким образом, чистые и нечистые животные существуют только в чужих религиозных традициях, в том же иудаизме или исламе, например. Для нас же, христиан, все животные – Божии творения и чистых или нечистых среди них нет.
Итак, как видим, на основании Священного Писания запретить христианину держать дома собаку нельзя. Имеет ли что-то против собак церковная традиция? Заметьте, я сейчас ни в коем случае не имею в виду наставления разных «старцев» и «стариц» в духе «у кого собака живёт в одной комнате с иконами – анафема да будет». Не следует путать церковную традицию с околоцерковным фольклором. Первая говорит с нами языком канонов, правил и святоотеческих писаний. Так вот, среди разного рода правил на нашу тему существует только одно. Это правило Маконского Собора 843 года, гласящее: «Епископ да не держит возле своего дома больших собак». Однако никакую особенную собачью нечистоту это правило в виду не имеет. Здесь речь о том, что большие сторожевые псы препятствуют епископу быть доступным, только и всего. При этом примечательно, что правилом запрещается держать собак именно возле дома, а никак не внутри него. Можно также упомянуть имевший распространение в древнерусской церковной практике чин освящения храма «егда пес вскочит». Однако и тут вряд ли можно говорить о том, что присутствие собаки оскверняет святыню. Просто собака как никакое другое животное имело шансы вскочить в храм. Древнерусские города, как и современные наши, были богаты на бродячее зверьё и, так же, как и сейчас, среди бродячих животных собак преобладали. Кроме того, собак использовали на охоте, держали в сторожевых целях, тогда как, например, коты разве что мышей по амбарам ловили. Могла собака заскочить в храм, вот и составили соответствующий чин, хотя нет ни малейшего сомнения, что при таком подходе освящать храм данным чином следовало бы в случае, когда в него заскочило бы любое животное: хоть собака, хоть кот, хоть ласка или ёж. И опять-таки: жилище не храм. Многое из того, что является нормальным в доме, в храме недопустимо ни при каких условиях. Так какой смысл в том, чтобы именно собак делать крайними?
С учётом вышесказанного уверенно заявим: христианину можно держать собаку хоть во дворе, хоть в доме, хоть в собственной спальне. Нет в этом никакого греха, и жилище от собачьего присутствия не оскверняется. Более того, в семьях с детьми наличие животного способно научить чад состраданию, заботе, ответственности куда быстрее и надёжнее, чем нотации взрослых. И это не говоря о том, что с собакой необходимо регулярно гулять, что в наше время может существенно сократить время, проводимое детворой во всемирной паутине. А это, согласитесь, многого стоит.
Иудаизм и собаки | My Jewish Learning
Собаки являются наиболее распространенными домашними животными в Соединенных Штатах и многих других частях мира, а также любимой частью многих еврейских семей. Однако так было не всегда.
Еврейская традиция прямо не запрещает содержание собак в качестве домашних животных, но библейские и раввинистические источники содержат многочисленные упоминания, которые связывают собак с насилием и нечистоплотностью и осуждают практику содержания их в доме.
Собаки по большей части изображаются в Библии в негативном свете. Второзаконие, по-видимому, отождествляет собак и проституцию, постановляя во Второзаконии 23:19, что если один из них используется для оплаты животного — скажем, если кто-то предлагал собаку или секс в обмен на козу — это купленное животное не может быть принесено в магазин. храм как жертвоприношение. В Книге Царств есть несколько упоминаний о собаках, питающихся трупами. А в Псалмах собаки описываются как звери, терзающие людей.
Среди немногих положительных упоминаний о собаках в Библии есть Исход 11:7, в котором записано, что во время 10-й казни, поразившей египтян — смерти первенцев — «ни одна собака не рычит ни на кого из израильтян». на человека или на скот, чтобы вы знали, что Господь проводит различие между Египтом и Израилем». Это молчание собак в Египте является причиной, предложенной Мидрашем для объяснения более позднего стиха (Исход 22:30), который повелевает израильтянам скармливать собакам любую плоть, растерзанную зверями в поле.
Негативное отношение к собакам сохраняется в Талмуде, где собаки часто рассматриваются как опасные животные.
В еврейской мистической традиции собаки являются демоническими символами. Зоар, основной текст еврейского мистицизма, говорит, что зло в мире подобно злобной собаке на длинном поводке.
В Мишне Тора (кодекс Маймонида XII века) говорится, что собаку следует держать на цепи, поскольку известно, что эти животные наносят «существенный и частый» ущерб. Маймонид разрешил евреям, живущим в приграничных городах, выпускать своих собак только ночью, предположительно для защиты. Шулхан Арух (юридический кодекс 16-го века) использует несколько менее ограничительный подход, говоря только о том, что «злая собака» должна быть скована железными цепями. Точно так же раввин Моше Иссерлес, польский ученый 16-го века, также известный как Рема, в своем комментарии к Шулхан Арух пишет, что собаку, которая может причинить вред людям, следует держать на цепи.
Среди современных религиозных авторитетов раввин Якоб Эмден, немецкий авторитет 18-го века, разрешил собак по экономическим соображениям или по соображениям безопасности. Однако держать собаку просто для удовольствия — это «именно поведение необрезанных», сказал он. Однако это считается мнением меньшинства. Большинство современных еврейских авторитетов утверждают, что нет никаких запретов на содержание собак, если они не представляют угрозы для людей или имущества.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: кх-СИД-ик, Происхождение: иврит, направление в ультраортодоксальном иудаизме, выросшее из движения мистического возрождения 18-го века.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: MIDD-раш, Происхождение: иврит, процесс толкования, с помощью которого раввины заполняли «пробелы» в Торе.
Ваш браузер не поддерживает элемент
.
Произносится: ТАЛЛ-муд. Происхождение: иврит, набор учений и комментариев к Торе, составляющих основу еврейского закона. Состоящий из Мишны и Гемары, он содержит мнения тысяч раввинов из разных периодов еврейской истории.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно
Грешники ли владельцы собак-евреи?
Источник: Фото istolethetv (CC BY 2.0)
Мой коллега прислал мне текст указа, подписанного 12 раввинами в израильском городе Эльад в июне этого года. Элад — религиозный муниципалитет недалеко от Тель-Авива, управляемый ортодоксальными евреями. Указ гласил частично:
«Мы слышали и видели, что в последнее время в нашем городе Элад распространилось серьезное явление, когда мальчики и дети публично гуляют с собаками.
Затем он продолжает обвинять всех собак в том, что они плохие, определяя термин «плохая собака» как означающий «любую собаку, потому что она лает на того, кого не знает, и из-за своего лая это плохая собака, даже если она знает». не кусаться».
Очевидно, что не все евреи согласны с этим, даже не все ортодоксальные евреи. В иудаизме статус собак сложен и существуют разные точки зрения.
Собаки были предметом споров и для ряда других религий. В некоторых древних религиях, таких как зороастризм, собака считалась особо благодетельным, чистым и праведным существом. В исламе, хотя некоторые секты считают, что собака ритуально нечиста, основываясь на интерпретации разделов Корана и хадисов, другие мусульманские ученые предлагают более мягкие интерпретации. Среди католиков Папа Франциск вызвал полемику, возразив некоторым из своих предшественников и заявив, что собаки имеют бессмертные души и имеют право на вход в рай. Во многих протестантских конфессиях религиозный статус собак до сих пор является предметом активных дискуссий.
Возвращаясь к вопросу о месте собак в иудаизме, ранние евреи считали всех собак нечистыми. Это произошло потому, что наиболее часто встречающиеся собаки, а именно собаки-парии, были падальщиками. Живя за стенами городов, собаки-парии питались отбросами, отбросами и даже человеческими трупами.
Примером источника отрицательного мнения о собаках является история Иезавели. Согласно Библии, жена царя Ахава вновь ввела идолопоклонство в форме поклонения богу Ваалу. Царица Иезавель, которая позже стала олицетворением самой нечестивой женщины, считала среди своих грехов неповиновение великим пророкам Илии и Елисею и неприятие Божьих заповедей. В наказание ее сбросили с городской стены и бросили на съедение собакам.
Любой контакт с трупом считался для израильтян ритуальным осквернением, отчасти из-за религиозных факторов, но также и потому, что контакт с телом, смерть которого могла быть вызвана болезнью, мог быть источником инфекции. Таким образом, евреи пришли к выводу, что любое животное, такое как собаки-парии, которые питаются такими нечистыми источниками, должно быть нечистым.
Вполне вероятно, что дополнительным аргументом против собак было то, что им поклонялись и иным образом пользовались большим уважением в Египте. Боги ваших врагов легко становятся вашими собственными дьяволами.
Несмотря на все это, в традиционном иудаизме есть некоторые положительные мнения о собаках. Талмуд, общепризнанный авторитет для ортодоксальных евреев, говорит, что собаку, несмотря на ее нечистоту, следует терпеть и даже кормить и оберегать.
Возможно, самым положительным утверждением о собаках в Талмуде является предположение, что знаком защиты, который Бог дал Каину, была собака.
Одна из басен рабби Меира в Талмуде повествует о пастушьей собаке, которая увидела, как змея капает изо рта ядовитым ядом в миску с простоквашей, которую должны были подать ее хозяину и группе других пастухов. Когда мужчина приготовился подать еду, собака кружила вокруг миски, неистово лая, но пастух не понял предупреждений. Когда он потянулся за отравленной едой, собака отчаянно бросилась к ней, проглотив ее одним или двумя большими глотками. В результате собака умерла в агонии, но спасла своего хозяина и других мужчин. В благодарность за этот героизм пастухи похоронили верную собаку с полными религиозными почестями и молитвами.
Все это говорит о том, что взгляды ортодоксальных раввинов Элада не отражают всего спектра взглядов в Торе и комментариях. Кроме того, их указ не отражает отношение и убеждения других евреев в Израиле и других местах в отношении собак. Фактически, в 2016 году соседний Тель-Авив объявил себя «Самым дружелюбным к собакам городом в мире». Конечно, в этом городском центре огромное количество собак, по последним подсчетам одна собака приходится на каждые 17 человек в черте города.
В большинстве ресторанов и кафе Тель-Авива разрешено проживание с собаками, и нередко можно увидеть собак не только в таких заведениях, но иногда даже сидящих за столом среди посетителей-людей. В Тель-Авиве есть специальные пляжи для собак, а также парки, где собаки могут свободно бегать без поводка. Также нередко можно увидеть собак в офисах и других деловых местах.
Пожалуй, самым поразительным доказательством того, что в преимущественно еврейском народе Израиля принимают собак, является тот факт, что первый телевизионный канал, предназначенный исключительно для собак — DOGTV — изначально базировался в Тель-Авиве и с тех пор открыл точки по всему миру.
Так уж получилось, что когда я выгуливал одну из своих собак, я столкнулся с раввином реформистской еврейской конфессии, который живет в моем районе. Я упомянул ему об указе, исходившем из Эльада, и о том, что он, похоже, не соответствует настроениям в остальном Израиле. Я спросил его мнение по этому поводу. Он наклонился, взъерошил мою собаку и сказал: «Я действительно не верю в то, что правительства проводят политику, основанную на вере.