В исламе собака нечистое животное: Правда ли, что в исламе собаки… | Ответ на вопрос

Автор: | 28.10.1995

Грязное животное: когда и почему мусульмане стали считать собак нечистыми существами | Общество

Собаки в исламе, как и в раввинистическом иудаизме, традиционно считаются ритуально нечистыми. Эта идея опирается на давнюю традицию, согласно которой один только простой взгляд на собаку во время молитвы аннулирует просьбы благочестивого мусульманина. Подобно многим другим ошибочно рассматриваемым аспектам исламской истории, сегодня большинство мусульман считают, что ислам и собаки не совместимы.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Использование собак кочевыми племенами

Неудивительно, что у первых мусульман было так много собак. У кочевников были большие стада коз и овец, и собаки помогали справляться с ними и защищали их, не давая убежать, отпугивая потенциальных хищников и воров. Для ранних мусульман козы и овцы были одновременно источниками пищи и капиталом, а собаки помогали охранять эти инвестиции.

Собаки также являлись важными спутниками во время охотничьих экспедиций. Задолго до ислама этих животных изображали на каменных барельефах Древнего Египта и Ирака рядом со своими хозяевами-людьми. Мусульмане продолжали эту традицию.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Истоки вражды

Учитывая эту историю, откуда тогда пришла идея, что ислам враждебен к собакам?

Если отвечать коротко, то причиной этого является болезнь. Около двух столетий тому лет назад начали меняться представления о заражении болезнями. Хотя они были еще очень далеки от того, что мы сегодня признаем теорией микробов, люди в Европе, на Ближнем Востоке и в других местах стали замечать связь между вспышками малярии, чумы и холеры и физической близостью заразившихся к таким объектам, как свалки, кладбища и заболоченные озера.

Поэтому правительства и планировщики городов на всем Ближнем Востоке стали удалять эти источники распространения смертельно опасных заболеваний от городских районов, население которых продолжало стремительно увеличиваться. Пищевые отходы стали вывозить за городские стены. Исчезновение отбросов из городских улиц непреднамеренно повлекло за собой исчезновение собак, которые питались ими. Если раньше животные содержали улицы в чистоте, то теперь это делали люди.

Изменение отношения к собакам

Историческая связь собак с отходами сослужила им плохую службу. Мало того, что в городах теперь стало меньше мусора, но и оставшиеся отходы теперь рассматривались как угроза общественной гигиене.

Всего через несколько десятков лет, в начале XIX в. к собакам стали относиться как к экономически бесполезным и даже опасными для здоровья населения животным. Что в итоге? Было проведено несколько широкомасштабных кампаний по искоренению собак, их количество в городах Ближнего Востока значительно сократилось, а также произошли изменения в отношении людей к этим животным. Собаки, которые больше не были полезными и продуктивными городскими жителями, теперь считались опасными, подверженными болезням и были невостребованными.

Это относительно недавнее изменение в мусульманском отношении к собакам объясняет доминирующий взгляд на животное сегодня. Хотя, конечно, мнения различаются, и элита во многих мусульманских странах сохраняет собак в качестве символов статуса, большинство мусульман считают их грязными, нечистыми, иногда даже злыми. Как и в прошлом, история собак сегодня неправильно понимается как мусульманами, так и немусульманами. Большинство не знают, и многие, вероятно, не думают, что Пророк дорожил собаками, как и миллионы мусульман после него.

Уроки истории

Для тех из нас, как мусульман, так и остальных людей, чье общение с братьями нашими меньшими в первую очередь касается взаимодействия с собаками, история отношения к этим животным в исламе преподает еще один урок.

Люди не всегда содержали собак, потому что любили их или они им нравились. Большую часть истории они не были домашними животными. Их использовали по экономической необходимости для работы в качестве охотников, сторожей или уборщиков улиц. Не считая служебных собак, которые ищут наркотики, помогают слепым или преследуют преступников, очень многие сегодня считают этих животных источниками радости. Однако на протяжении всей истории это было не так.

Знание этого прошлого не только дает нам более полное представление о вездесущих собаках, которых мы приветствуем среди нас, но также помогает нам понять, как наша история взаимоотношений с ними сформировала наш нынешний мир.

Как Ислам относится к собакам?

Какое место отведено собаке в Исламе? (Источник фото: freepik. com)

Ислам учит тому, что необходимо проявлять милосердие по отношению ко всем живым существам и причинять им любой вред строго запрещено. Но как мусульманам стоит относиться к собакам? Об этом пойдет речь в нашей статье.

По поводу ритуальной чистоты:

Большинство мусульманских ученых единогласны во мнении, что слюна собак является ритуальной нечистотой (наджас) и все, что вступало в контакт со слюной собаки, для полного очищения должно быть вымыто не менее 7 раз.

Это постановление исходит из хадиса:

«Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз (или последний) – землей» (Тирмизи)

Есть и другие хадисы касательно собак:

«Награда за добрые дела того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два къирата, если только он не держит её для охоты или охраны скота» (Бухари, Муслим).

«Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака» (Бухари).

Основываясь на этих высказываниях, мусульмане не держат собак дома, за исключением служебных или охотничьих.

Животные-компаньоны:

Другие мусульмане считают собак самыми преданными и верными животными и упоминают историю молодых людей, которых Всевышний Аллах сберег в пещере (асхабуль-кахф). Как известно из суры «аль-Кахф», в компании этих молодых людей была собака, которая охраняла вход в пещеру.

Также в Коране упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости дальнейшего очищения. Естественно, добыча охотничьей собаки вступает в контакт со слюной собаки, тем не менее это не делает мясо «нечистым».

 «Они спрашивают тебя [о Мухаммад] о том, что им разрешено. Ответь: «Вам разрешено благое [чистая, не вызывающая отвращения пища]. А то, что поймали для вас [но не ели эту добычу] обученные охотничьи животные, которых вы обучаете тому [что связано с охотой], о чем поведал вам Аллах, – то ешьте, произнося имя Аллаха над этим [когда направляете животное на добычу].

Бойтесь [нарушать запреты] Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете» (Сура «аль-Маида», аят 4)

Также есть история о людях, грехи которых были прощены из-за их милосердия, проявленного по отношению к собаке.

«Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей её грехи» (Бухари, Муслим).

«Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала язык и ела от жажды влажную землю. Человек сказал себе: «Cобаку жажда мучит так же, как и меня». Затем наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи» (Бухари, Муслим).

Основываясь на приведенных доводах, некоторые верующие считают, что милосердие по отношению к собакам исходит от веры. А также, что служебные собаки могут быть полезны, например, собаки-поводыри. К таким же можно отнести охотничьих, сторожевых, а также пастушьих собак.

Серединный путь:

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, кроме тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, в исламе считается допустимым иметь собаку с целью охраны, охоты, ведения сельского хозяйства или обслуживания инвалидов.

Однако и здесь следует сделать оговорку. Присутствие служебных собак считается допустимым, если жизненное пространство собак не пересекается с жизненным пространством человека. Поэтому служебная собака должна содержаться на улице и не должна иметь доступ в места, где молятся мусульмане. Кроме того, те предметы, которые контактировали со слюной собаки, должны быть соответствующим образом очищены.

Не ненависть, а отсутствие осведомленности:

Во многих странах мира отсутствует обычай заводить домашних собак. И единственное знакомство с собаками для этих людей – это видеть, как по округе бродят стаи собак. Эти люди, как правило, не имеют опыта взаимодействия с дружелюбными и неагрессивными собаками, поэтому они, естественно, боятся контакта с ними. Любая собака, бегущая к ним навстречу, кажется агрессивной и враждебно настроенной.

Поэтому мусульмане часто высказывают ненависть по отношению к собакам из-за страха перед ними, хотя и мотивируют свое отношение их ритуальной нечистотой. Просто для того, чтобы с ними никогда не пересекаться.

Каких животных можно держать дома?

Islam-Today

Являются ли собаки и свиньи наджи (нечистыми)?

Хвала Аллаху.

Во-первых: 

Возможно, причина, по которой этот христианин сбит с толку, заключается в том, что он думает, что Аллах, да будет Он возвышен, не может создать ничего злого, грязного или нечистого, но это ошибочное мнение, потому что Аллах, да будет Он Велик, есть Творец всего, добра и зла, чистого и нечистого, чистого и то, что нечисто. Воистину, Аллах, да будет Он возвышен, сотворил Иблис (Сатана), который является самым злым из всех существ.

Там Божественная мудрость во всем, что Он сотворил, посредством которой жизнь выдерживается, и люди проходят испытания.

Видеть ответ на вопрос нет. 12558 для ответа на вопрос как у вас.

в ответ на вопрос нет. 1239 вы найдете обсуждение мудрости создания вредных животных.

Во-вторых: 

мнение, что свиньи и собаки нечисты, не является консенсус. Скорее, это мнение большинства ученых; один из ученые, считающие себя чистыми, — это имам Малик и шейх аль-ислам. Ибн Таймия считал это более верным. Некоторые из ученые различали собак и свиней, говоря, что собаки нечисты а свиньи нет. Это мнение некоторых шафиитов. Абу Исхак аш-Ширази (да помилует его Аллах) сказал: «Что касается свиней, то они нечисты, потому что они хуже собак, и потому что рекомендуется убивать их, даже если они не вредны, и об этом говорится в текстах что они харам. Если собаки нечисты, то свиньи тем более.

Конец цитировать.

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал, комментируя слова аш-Ширази, процитированное выше: В своей книге «Аль-Иджмаа» Ибн аль-Мунзир рассказал, что ученые пришли к единому мнению о нечистоте свиней, и это самое сильное доказательство, если доказано, что существует консенсус. Но мнение Малика состоит в том, что свиньи чисты, пока они живы. С что касается аргумента, представленного автором [т.е. аш-Ширази], тот же аргумент был представлен другими без доказательств. У нас нет явные доказательства того, что свиньи нечисты, когда они живы.

Конец цитата из аль-Маджму‘, 2/568 

На напротив, другие говорили, что собаки чисты, а свиньи нет. это вид некоторых ханафитов.

Аль-Касаани аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) сказал: собак, дискуссия о них сосредоточена на том, являются ли они нечистыми в и сами по себе или нет. Наши шейхи разошлись в этом. Те, кто сказали, что они нечисты сами по себе, поставили их в одну категорию как свиней, поэтому решение о них такое же, как и решение о свиньях.

Те которые сказали, что они не нечисты сами по себе, считают их как и все другие животные, кроме свиней, и это правильный взгляд.

Конец цитата из Бадаи ас-Санаи‘, 1/63 

Видеть также ответ на вопрос нет. 69840, в котором мы процитировал Шейх аль-Ислама Ибн Таймии относительно основного принципа что все вещи, включая животных, чисты; это включает в себя обсуждение на идее, что собаки чисты сами по себе, и что это только нечистая слюна, потому что есть текст, подтверждающий это.

С что мусульмане держатся подальше от собак, то есть из страха быть облизывается собакой, потому что собаки обычно высовывают язык и лижут вещи, и нечистота, причиненная собакой, серьезна и может быть очищена только омовение семь раз, одно из которых должно быть с пылью, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение сосуда одного из вас, если его лижет собака, есть омовение семь раз, первый раз с пылью».

Рассказывает Муслим, 279 

Этот вот почему мусульмане избегают собак и боятся, что они их лижут, потому что они хотят содержать себя и свою одежду в чистоте.

А также Аллах знает лучше.

Являются ли они грязными, запрещенными животными в исламе? – Блог истории и археологии Rezavi & ASHA

«Можно подумать, что они не спали, хотя на самом деле они спали. Мы поворачивали их направо и налево, а их собака протягивала руки посреди них»

Коран, 18:18

Среди мусульман всего мира принято считать собаку грязным животным, прикосновение к которому нарушило бы вуду (омовение) и заразило того, кто к ней прикоснулся, «нагасой» ( грязная примесь)!

Недавно турецкий актер Энгин Алтан, так замечательно сыгравший роль полумифического Эртугрула в мегасериале Дилирис Элтугрул , был жестоко затроллен за то, что у него есть домашняя собака! Комментарии и троллинг, к сожалению, отражают не только невежество, но и неправильные представления об исламе.

К сожалению, представление о том, что собака является грязным животным, исходит из сфабрикованного хадиса , в котором утверждается, что Пророк приказал убивать собак и дал множество хадисов , запрещающих содержание собак, кроме как для охоты и охраны, из-за их грязный статус!

Однако, изучая Коран , мы не находим такой истины. Нигде в Коране не запрещены собаки, и нет никакого упоминания о каком-либо загрязняющем влиянии этих милых животных, которые являются лучшими друзьями человека. Следовательно, мы должны отбросить все эти хадис , которые фабрикуют ложь против Пророка.

1- Бог рассказывает нам в Коране об истории обитателей Пещеры ( Сура 18). В стихе 13 Бог говорит нам, что они были хорошими верующими и что Бог вел их. В стихе 18 Бог говорит нам, что с ними была их собака.

Теперь, если собаки запрещены и грязны, будет ли Бог говорить о тех обитателях Пещеры (у которых была собака) как о верующих?

2- В стихе 5:4 Бог говорит нам, что можно есть то, что поймают обученные собаки (собак используют на охоте). Теперь, если собака является животным, которое вызывает заражение простым прикосновением, сказал бы нам Бог, что совершенно нормально есть то, что собака ловит своим ртом (не говоря уже о том, чтобы просто прикасаться к собаке)?

3- Коран содержит очень важное правило для всех верующих, и это правило:

Ничто не является харамом (незаконным), если это не запрещено Самим Богом, и поскольку Бог описывает Коран как полный, совершенный и полностью подробно, таким образом, все запреты, установленные Богом, находятся в Коране. Следующие коранические аяты подтверждают эту истину:

«Скажи: «Кто запретил то хорошее, что Бог сотворил для Своих творений, и хорошее обеспечение?» Скажи: «В этой жизни те, кто веруют, должны пользоваться такими благами. Кроме того, в День Воскресения хорошие продукты будут принадлежать исключительно им». Таким образом, мы объясняем откровения для людей, которые знают». 7:32

«Неужели мне искать другого источника закона, кроме Бога, когда Он открыл вам эту книгу во всех подробностях?» 6:114

«Вы не должны произносить ложь своими языками, говоря: «Это халяль (дозволено), а это харам (запрещено)», измышлять ложь и приписывать ее Богу. Конечно, те, кто фабрикуют ложь и приписывают ее Богу, никогда не добьются успеха». 16:116

В Коране нет ни одного стиха, где Бог говорит, что собаки грязны или что их запрещено держать.

4- Логично ли, что Бог создал животное, чтобы оно было лучшим другом человека и служило ему во многих отношениях, а затем запретил такое животное?

5- Если это то, что Коран говорит нам о проблеме собак, то откуда берутся все запреты? Откуда берутся заявления о том, что собаки — грязные животные, прикосновение к которым аннулирует наше омовение и сделает нас нечистыми? Как и большинство других искажений, проникших в ислам, источником всегда являются сфабрикованные хадисы, ложно приписываемые пророку Мухаммеду!

Охотничьи собаки и собака сподвижников аль-Кахф (араб. الـكـهـف‎, Пещера) описываются в положительном свете, и общение с этими собаками упоминается с одобрением. Коран, таким образом, не содержит даже намека на осуждение собак в некоторых хадисах, которые большинство ученых считают «доисламской арабской мифологией» и в любом случае «ложно приписывают Пророку».

В хадисах говорится, что Пророк запретил держать собак в качестве домашних животных. В других хадисах говорится, что ангелы не войдут в комнату, где есть собака. Другие хадисы говорят нам, что если мы прикоснемся к собаке, наше омовение будет недействительным, и мы станем нечистыми, и что мы должны омыться семь раз, чтобы очиститься от этой нечистоты, в последний раз в пыли. Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что они поймают для вас! Некоторые другие хадисы идут еще дальше и говорят, что мы должны убить всех черных собак!

Ниже приведены некоторые примеры:

Малика Муватта , Книга 54, номер 54.5.13:

«Малик сообщил от Нафи от Абдуллы ибн Умара, что Посланник Аллаха приказал всем собакам (кроме овчарок или охотничьих собак) ) быть убитым».

Коллекция Ибн Ханбала: Посланник Аллаха сказал:

«Вы должны убить всех черных собак, потому что они дьяволы».

Вопрос: Действительно ли Пророк издавал эти запреты? Кроме того, имел ли Пророк право издавать эти запреты?

Ответ дан в Коране:

«О пророк, почему ты запрещаешь то, что Аллах сделал дозволенным, чтобы угодить своим женам? Бог Прощающий Милосердный» 66:1

Очевидно, что Бог не включил слова в 66:1 в Коран, чтобы принизить Пророка в наших глазах, но эти слова помещены в Коран, чтобы подтвердить всем верующим во все времена, что Посланник Бога не имеет власть запрещать все, что не запрещено Богом. Бог — единственный Законодатель (6:114), и единственная обязанность посланника — донести Божью весть (5:9).2).

Kalb — это арабский термин, обозначающий собаку, и в традициях существуют разные взгляды на него.

Суннитская маликитская школа исламской юриспруденции проводит различие между дикими и домашними собаками, считая слюну первых нечистой; с другой стороны, некоторые школы исламского права считают собак нечистыми ( наджис ). Историк Уильям Монтгомери Уатт утверждает, что доброта Мухаммеда к животным была замечательной, ссылаясь на случай, когда Мухаммед во время путешествия со своей армией в Мекку в 630 г. н.э. расставил часовых, чтобы гарантировать, что самка собаки и ее новорожденные щенки не будут потревожены. Сам Мухаммед молился в присутствии собак, и многие из его двоюродных братьев и соратников, которые были первыми мусульманами, владели собаками; Мечеть Пророка в Медине позволяла собакам резвиться во времена Мухаммеда и в течение нескольких столетий после него.

В «двух отдельных сообщениях Абу Хурайры Пророк рассказал своим сподвижникам о достоинстве спасения жизни собаки, напоив ее водой и утолив ее жажду. В одной истории говорится о человеке, которого Аллах благословил за то, что он напоил жаждущую собаку, а в другой была проститутка, которая наполнила свой ботинок водой и дала собаке, у которой от жажды вывалился язык. За этот поступок ей была дарована высшая награда, вечный рай, под которым текут реки, чтобы жить в нем вечно». Коран ( Сура 18, аят 9-26) восхваляет собаку за то, что она охраняет Семерых Спящих, спасающихся от религиозных преследований; Исламовед Ингрид Маттсон отмечает, что «это нежное описание собаки, охраняющей пещеру, дает понять, что это животное — хорошая компания для верующих».

Хазрат Умар, второй халиф ислама, сказал, что если в его королевстве голодная собака, то она нарушит свой долг. Согласно Корану, использование охотничьих собак разрешено, поэтому школа Малики проводит различие между дикими и домашними собаками, поскольку мусульмане могут есть дичь, пойманную ртом домашней собаки, слюну домашней собаки. собака не может быть нечистой. Абу Эль Фадл «трудно поверить, что тот же самый Бог, который создал таких компанейских существ, повелел своему пророку объявить их «нечистыми»», заявив, что враждебное отношение к собакам в народном исламе «отражало взгляды, гораздо более соответствующие доисламским арабским обычаям и отношения». Кроме того, «он обнаружил, что хадис из одного из самых достоверных источников рассказывает, как сам Пророк молился в присутствии своих игриво скачущих собак».

Согласно рассказу Муслима ибн аль-Хаджаджа, черные собаки являются проявлением зла в животной форме, и компания собак сводит на нет часть добрых дел мусульманина; однако, по словам Халеда Абу Эль Фадла, большинство ученых считают это «доисламской арабской мифологией» и «традицией, которую ложно приписывают Пророку». Мэттсон учит, что для последователей других школ «в наших домах присутствует много других нечистот, в основном в виде человеческих фекалий, крови и других телесных жидкостей», и что, поскольку эти нечистоты обычно вступают в контакт с Одежда мусульманина, ее просто стирают или меняют перед молитвой. Однако приверженцам суннитской маликитской школы в этом нет необходимости, поскольку «правоведы суннитской маликитской школы не согласны с идеей, что собаки нечисты». Отдельные фанава указывали на то, что с собаками следует обращаться по-доброму или иным образом отпускать их, а более ранняя исламская литература часто изображала собак как символы высоко почитаемых добродетелей, таких как самопожертвование и верность, которые в руках деспотических и несправедливых правителей становятся инструментами угнетения.

Помимо всего этого, также цитируется изречение от имама Али Абу Хурайры:

«И от ‘Али б. Ибрагим от своего отца от ан-Науфали от ас-Сакуни от Абу Абдиллаха. Он сказал: Амир аль-Муминин сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал меня в Медину и сказал: «Не оставляйте кумира, если вы его не стерли, ни могилы, кроме того, что вы его сровняли, ни собаку, но что вы ее убили.

Некоторые ученые считают, что в этом высказывании вместо کلب используется термин کَلِب , что означает бешеная собака.

Следует также помнить, что Ислам не позволяет обманывать, шлепать или проклинать животное, не говоря уже о том, чтобы убивать его без причины.

Это известная цитата Имама Али(а):

«Клянусь Аллахом, даже если мне будут даны все владения семи (звезд) со всем, что существует под небесами, чтобы я не повиновался Аллаху  я бы не стал вырывать у муравья одно ячменное зерно ».

Далее согласно поговорке, включенной в Нахдж аль-Балага а, (проповедь 215) Имам Али сказал:

«… Пророк (С) сказал: «Ни одно животное, включая птицу или любого другого вида, не убивают несправедливо, за исключением того, что это вызовет жалобу на него [убийцу] в День Воскресения». [См. также Kanz al-‘Ummal , no. 39968]

Существует также хадис Пророка (С), в котором он сказал:

«Кто убьет воробья напрасно, он воззовет к Аллаху против него в День Воскресения, говоря: «О мой Господь, такой-то убил меня напрасно и не убил меня ни для какой полезной цели».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *