Собака и люди: «Очеловечивание человека»: почему собаки так хорошо понимают людей

Автор: | 05.05.1985

Содержание

Стоит ли заводить собаку | Семейный доктор

Действительно, собака – это настоящий и преданный друг, искренне служащий человеку, не требующий взамен ничего, безусловно любящий своего хозяина и доставляющий ему радость. Но собака – это не только товарищ, но еще и верный помощник человеку. Это одно из первых животных, которое было одомашнено человеком около 300000 лет назад и которое стало помогать людям в повседневной жизни, охраняя жилище и добывая пищу.


Почему заводят собак


Благодаря своему интеллекту, развитому обонянию и слуху, а также высокой обучаемости, собаки привлечены во многие сферы нашей жизни. В наше время все породы этих четвероногих условно делят на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные.

С древних времен собаки сопровождали воинов в бою, а во время Великой Отечественной войны эти четвероногие бойцы «служили» в советской армии: подрывали танки, проводили разведку и искали мины.

Собаки считаются лучшими охранниками. Даже не обученное специально животное будет охранять жилище человека и защищать людей, потому что такой инстинкт у собаки в крови. Сейчас служебные собаки активно применяются в армии и полиции, патрулируя и охраняя различные объекты.

Существуют собаки-спасатели, помогающие отыскивать и спасать людей во время различных аварий и катастроф.

Настоящими товарищами и помощниками для своих хозяев – людей, с ограниченными физическими возможностями, становятся собаки-поводыри.

   

Именно собаки первыми отправились в космос и открыли дорогу туда людям. Кроме известных всему миру собак-космонавтов Белки и Стрелки было еще очень много других четвероногих, большая часть которых погибла во время испытаний.

Охотничьи породы собак были выведены специально под определенные условия охоты еще несколько веков назад и продолжают помогать хозяину выслеживать добычу в наши дни.

Кроме этого, собак привлекают к послеоперационной реабилитации, так как они отлично поднимают настроение и спасают от депрессии.


Домашние собаки прежде всего доставляют положительные эмоции своим хозяевам, но они еще помогают им поддерживать хорошую физическую форму. Регулярные прогулки, игры и занятия с питомцами способствуют тренировке сердечно-сосудистой, костно-мышечной и нервной систем человека. Взгляд преданных собачьих глаз и виляние хвоста — самые искренние проявления любви. Незаменимые помощники и верные друзья, собаки согревают сердце радостным лаем при встрече после любой разлуки.

   


люди не понимают, что собакам тяжело жить в городе, и бывают к ним несправедливы

Этот текст — комментарий читателя Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите в Сообщество.

Я из Москвы, и я собаковод-любитель. У меня немецкая овчарка, девочка в возрасте четырех лет, и она перевернула все мои представления о четвероногих друзьях.

Начнем с того, что собака в городе — явление насильственного характера. Среда мегаполиса сама по себе токсична, опасна и чужеродна для некоторых людей, чего уж говорить о животных. Но люди, заводя собаку в квартире, думают не об этом, а о компенсации психологического дискомфорта: одиночества, нехватки эмоций, недостаточной социализации — причины индивидуальны. Гораздо реже собаку заводят в служебных целях: для охоты, охраны территории, поисково-спасательных работ. Я буду рассматривать именно обобщенный случай обывателя, который подселяет к себе в квартиру милого песика и ждет, что тот станет другом и украшением его жизни.

Вряд ли кто-то из собаководов всю жизнь мечтал об ответственности за животное, которое бегает, испражняется, лает, кусает, ест, линяет и воняет, где и когда ему вздумается. Все это нормально для собак, но не вписывается в образ друга и в ожидания хозяев. Поэтому хозяева прибегают к услугам кинологов и начинают воспитывать, прививать «правильное» поведение, социализацию, мотивацию. Собака, в общем-то, не против: за прилежное обучение ей перепадает столько вкусняшек, сколько ей не найти в дикой природе за всю жизнь.

Все это работает, но не делает собаку более человечной. Она не начинает думать как человек, газон перед домом не кажется ей неподходящим местом для справления нужды, объедки и чужие фекалии не становятся менее аппетитными. Сколько волка ни корми, а светских бесед о высокой культуре с ним не получится вести. Кстати, усилия кинологов в основном сосредоточены на воспитании хозяев, чтобы именно человек адаптировался к собаке, научился взаимодействовать на уровне, понятном животному.

Отнюдь не все собаки привыкают к тому, что у них нет права на собственную территорию, стаю, свободное размножение согласно инстинктам, охоту, копание в помойках, беготню целый день, на драку с соседской собакой или кошкой, которая, по их собачьим соображениям, должна быть загрызена. Мы учим питомцев соответствовать человеческим представлениям о нормальном поведении, отказываться от собственных поведенческих паттернов.

Грубо говоря, мы учим собаку не быть собакой.

С антисобачниками диссонанс пребывания собаки в городе ощущается еще острее. Противники собак — это люди, которые привыкли жить в городе среди людей. Свои психологические задачи они решают иными способами, не ставя себя в зависимость от животного. Но вопреки своим предпочтениям они вынуждены сталкиваться с собаками и все теми же «побочными эффектами», перечисленными выше. Отсюда и социальный раскол, ненависть, баталии в комментах и даже преступления против животных. Антисобачники были бы готовы смириться с существованием собак в городе, но только при условии, что те не будут какать вообще никогда и нигде, будут гулять только на поводке и в наморднике, соблюдая социальную дистанцию, разучатся лаять и начнут, приподнимая шляпу, здороваться по утрам.

Одним словом, и любители, и противники собак предъявляют схожий набор требований, который, на мой взгляд, несколько противоречит природе этих животных. Некоторые собаки легче адаптируются, некоторые сложнее. Я убежден, что для каждой собаки эти постоянные ограничения — источник постоянного стресса. А стресс накладывает отпечаток на здоровье животного — начиная с физического, заканчивая психическим.

Хотите мой личный пример того, как на собак влияет окружающая обстановка? Я не зря упомянул, что у меня немецкая овчарка. Она большая, черная, с огромными клыками — ужасного вида зверь. Люди боятся ее просто так. От страха они забывают чувство такта, позволяют себе хамить в духе «слышь, собаку убери», хотя она на поводке рядом со мной и нюхает травку. Видимо, на фоне собаки я сам кажусь безобидным. Но вообще бояться есть чего: судьба так распорядилась, что у моего питомца вспыльчивый темперамент и непереносимость других незнакомых собак. Если она их почует, то никакие команды и вкусняшки не остановят истерику. Выглядит устрашающе. Годы дрессировок за бешеные деньги не помогли, поэтому прогулки у нас только на поводке и в безлюдное время. Я вообще много чем расплачиваюсь за то, что не смог вывести из собаки собачью натуру.

Мы в семье в шутку называем ее ребенком с особыми потребностями.

А когда мы ездим на дачу, моя собака становится совершенно другой. В ее распоряжении 24 сотки без забора, никаких привязей — делай что хочешь, будь собакой, веди себя как собака. И что вы думаете? Ни разу не сбежала и даже не лаяла на других. Ей достаточно собственной территории, активных игр, беготни, выкапывания ям в газоне, воровства лопат и прочих глупостей. Это ее настоящая среда обитания — поле и желательно стадо, это ведь пастушья порода. Даже какает только там, где никто не ходит, в зарослях — ну разве не идеал?

За четыре года воспитания и наблюдения за моей четвероногой подругой я стал с жалостью смотреть и на нее, и на всех других собак в городе. Я хочу, чтобы моя собака не только делала меня счастливее, но и сама была счастлива. Так сложилось, что все наше семейство созрело в желании жить за городом на своей земле, и мы стремимся реализовать этот план, пока наше «чудовище» не состарилось, чтобы успело набегаться и побыть собакой хотя бы вторую половину жизни.


Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Исследование ученых из Университета Аризоны доказало, что щенки запрограммированы на общение с людьми с рождения. Они появляются с «человекоподобными» социальными навыками, которые позволяют им общаться с людьми с раннего возраста, а не учиться этому позже, пишет Daily Mail со ссылкой на журнал Current Biology.

Исследователи обнаружили, что еще до того, как щенки покинули помет, они могут слушать людей, следуя таким сигналам людей, как указательные жесты. Но им требуется немного больше времени, чтобы отвечать и реагировать на них. По словам ведущего автора исследования доктора Эмили Брей из Университета Аризоны, генетика объяснила более 40 процентов различных способов, как щенки могут следовать жестам человека, а также вариации того, как долго они вступают в зрительный контакт с людьми во время заданий, оценивающих интерес щенков к людям.

Материалы по теме

00:03 — 26 февраля

Кошачий заклинатель

История музыканта-неудачника, который устроился работать в приют, спас тысячи кошек и прославился

18:25 — 2 июня

Собачья жизнь.

Запрет на импорт лечебных и диетических кормов ставит под угрозу здоровье многих домашних животных

Доктор Брей и ее команда изучили поведение 375 восьминедельных щенков, которые ранее не общались с людьми один на один. Оказалось, щенки рождаются со способностью реагировать на инициированное человеком общение, но самостоятельно его инициировать учатся позже. Предыдущие исследования показали, что мозг собак обрабатывает язык аналогично человеческому, причем правая сторона имеет дело с эмоциями, а левая обрабатывает смысл, а когда между полушариями полная гармония и нет противоречий в интерпретации сигналов, животное счастливо.

«Мы показываем, что щенки будут отвечать взаимностью на человеческий социальный сигнал и успешно использовать информацию, предоставленную человеком в социальном контексте, с самого раннего возраста. Например, еще до того, как щенки покинули своих сородичей, чтобы жить с человеком. Эти данные свидетельствуют о том, что собаки биологически подготовлены к общению с людьми. С раннего возраста они демонстрируют социальные навыки, которые имеют сильный генетический компонент», — объяснила Брей. Она добавила, что выводы ученых указывают на важную часть истории одомашнивания: животные со склонностью к общению с людьми могли быть отобраны в популяции волков, которые породили собак.

Ранее кинолог раскрыл россиянам правила поведения с бегущей навстречу собакой. Специалист объяснил, как нужно встать, смотреть и чего нельзя делать до тех пор, пока животное не уйдет.

Почему мы любим собак больше, чем людей — и нормально ли это? — Нож

С одной стороны, на многих языках мира словом «пес» можно человека оскорбить или унизить. Ветхий Завет изобилует сценами, где собаки предстают в самом что ни на есть негативном свете: собаки лижут кровь, вытекающую из ран царя Ахава; Давид «как собаку» убил Голиафа. На древнееврейском языке словом kelev («собака») называли проституток или лжепророков.

С другой стороны, в самых разных культурах каким-то конкретным разновидностям собак отводилось в высшей степени почетное место, идет ли речь о собаке-друге — статусе, имеющем по меньшей мере античные корни, — или о сторожевых, охотничьих и боевых псах. Мы уже говорили о том, что собакам отдавали высшие почести еще в доисторические времена, что подтверждается находками фигурок, изображающих собаку.

Ту же амбивалентность в отношении к собакам можно найти в Древней Греции, где слово kuôn («собака») использовалось в уничижительном смысле, в качестве ругательства. Тем же словом называли философов-киников.

Мы видим устрашающую фигуру пса Кербера о трех головах, который стережет врата в Аид. Но в то же самое время собака могла служить символом верности: пес Аргус был единственным, кто узнал Одиссея, вернувшегося из многолетнего плавания. По легенде, чтобы вновь привлечь к себе внимание толпы, Алкивиад отрубил хвост своей очень дорогой и редкой собаке, и о нем заговорили. <…>

Более забавно, но не менее выразительно выглядит то же противоречивое отношение к собакам со стороны философов, которые неизменно всеми возможными способами возводили непреодолимый барьер между животным и человеком. Сам Декарт во время вынужденной ссылки коротал дни со своим псом, которому дал весьма яркое имя, не имеющее ничего общего с «животным-машиной»: Мсье Грат. Огюст Конт решительно отделил Человечество от всех других групп живых существ и поместил его на вершине своей философской системы.

В системе Конта Человечество объединяет всех существ, и живых и мертвых, которые способствуют духовному развитию общества.

В соответствии с таким определением Конт безо всякого колебания исключил из понятия «Человечество» некоторых людей, однако включил туда некоторых… собак, которые, по его мнению, существенно помогли людям и тем самым внесли свой вклад в движение Человечества к позитивной стадии развития.

<…> Эпитеты, которыми человек награждает собаку, и те чувства, которые он к ней испытывает, пугающе близки к тем, что характерны для его взаимоотношений с себе подобными. Данные антропологии говорят сами за себя: во многих культурах арсенал языковых средств, используемых в отношении Canis familiaris, во многом близок тому, который человек применяет, чтобы дать определение тем или иным человеческим существам — или выразить свое к ним отношение. Собаку называют «рабом», «трудягой», «изгоем», «бродягой», — но и «другом», и «малышом» ее называют тоже и ведут себя с ней соответственно.

Эмпатия по отношению к животному: разлад с людьми?

Схожесть эмоций, которые мы испытываем по отношению к животным и к собственным соплеменникам, во многом объясняет, почему тема животного настолько часто возникает в рассуждениях о природе человека — и наоборот. Когда речь заходит об установлении границ между разными категориями людей внутри человеческого рода, на выручку часто приходит образ животного. Так, например, расистская риторика сравнивает с животными отдельные категории людей, называемые «низшими расами». И наоборот, когда говорят о характере животного и манере обращения с ним, неизбежно упоминают качества, составляющие сущность человеческой природы.

Бесконечная, ставшая почти универсальной игра перекрестными ссылками между животным началом в человеке и человеческим — в животном стала основанием для создания одной гипотезы, которая, применительно к современному обществу, пытается объяснить природу свойственной нам манеры воспринимать животных.

Гипотеза эта выдвигает ряд аргументов для объяснения причин, по которым в наши дни значительная часть людей, особенно в развитых странах, испытывает чувство эмпатии по отношению к животным вообще и к собакам в частности.

Особое внимание исследователей привлекают два современных феномена: лавинообразный рост числа животных-компаньонов и обострение чувства сострадания по отношению к животным.

По мнению сторонников данной теории, оба этих явления, по сути, представляют собой оборотную сторону стремления человека — вне зависимости от степени осознанности этого стремления — отстраниться от остальных людей или, во всяком случае, от какой-то конкретной группы людей. Иными словами, отношение человека к животным — всего лишь пена на поверхности его отношений с людьми, а точнее, следствие разлада этих отношений. Животное-компаньон — не более чем паллиативное средство от одиночества и эмоциональной пустоты, возникших в результате кардинальных, едва ли не на уровне мутации, изменений в современном обществе. Что же касается обостренной чувствительности по отношению к страданиям животных, то в рамках этой гипотезы оно представляется симптомом другого явления, а именно постепенной девальвации моральных ценностей и уменьшения значимости человеческой личности. При этом все чувства человека перенаправляются на животное, которое представляется образцом «чистоты» и «невинности». То есть гипертрофированная любовь к животному объясняется обесцениванием личности в современном обществе.

Рассмотрим по очереди каждое из предложенных объяснений этих явлений, а также лежащие в их основе отношения человек — животное.

Собака-компаньон: эмоциональное замещение?

Мне представляется вполне очевидным, что повальное увлечение животными-компаньонами, захлестнувшее развитые страны, с большой долей вероятности может быть связано с изменениями в индустриальном обществе, повлиявшими на социабильность человека. В современном обществе отношения между людьми во многом определяются городским образом жизни, который приводит к своего рода обезличиванию конкретного человека и не может не сказываться на его способах общения с другими людьми.

Рушатся семейные связи, они становятся менее продолжительными, а кроме того, зачастую неоднозначными и ограничиваются довольно узким спектром: как правило, ядро семьи составляет пара с детьми. В то же время увеличивается количество одиноких людей и неполных семей.

Бесспорно, такие трансформации в обществе не могли не повлиять на отношение человека к животным и, прежде всего, на ту роль, которая отводится в семье животному-компаньону.

Однако с социологической точки зрения вопрос состоит именно в том, каким образом эти два феномена связаны между собой. Одно дело признать, что между ними существует определенная связь, и совсем другое — полагать, что собака при этом выступает в качестве своего рода эмоционального протеза или, даже более того, в роли иллюзорного отвлекающего средства, транквилизатора на лапах, позволяющего пережить психологически сложную ситуацию одиночества. На самом деле подобная трактовка представляет собой букет весьма спорных идей.

Прежде всего, «подмена чувств» предполагает, что животных-компаньонов вообще и собак в частности чаще всего заводят одинокие люди, ощущающие недостаток общения. И наоборот, там, где люди ведут яркую социальную жизнь и обладают широким кругом общения, мы должны встретить гораздо меньше собак и кошек, поскольку социально активные люди значительно меньше нуждаются в животных-компаньонах. Следовательно, если предположить, что собаки служат человеку в качестве своего рода заменителя нормального человеческого общения, то людям, чьи психологические потребности в этом плане удовлетворены, нет никакой необходимости заводить дома животное. однако подобное предположение не подтверждается эмпирическими данными.

Во многих семьях собак и кошек заводят вовсе не из-за отсутствия детей, а как раз наоборот, чтобы составить детям компанию. Люди, живущие в браке, имеющие детей, родителей и друзей, широкий круг общения на работе и отдыхе, часто испытывают к домашнему животному, с которым их связывают долгие и тесные отношения, самые нежные чувства. И наоборот, человек, по натуре замкнутый и нелюдимый может не проявлять никакой особой расположенности к животным.

Таким образом, наблюдения подтверждают, что отношения человека с животным служат скорее дополнением к его социабильности, чем компенсацией, восполняющей недостаток общения с людьми. Или же эти виды отношений существуют параллельно, никак не мешая друг другу.

Общение с животным не заменяет человеку его отношений с партнером по браку, другом или ребенком, оно их дополняет. Более того, отношения с животным сами по себе представляют для человека весьма существенную ценность. Удивительно, но некоторые люди, нисколько не страдающие от одиночества и вполне способные удовлетворить свою потребность в коммуникации с другими людьми, могут испытывать нехватку общения с животным-компаньоном. Как бы то ни было, потребность человека в животном определенно объясняется иными мотивами, нежели простым стремлением компенсировать прорехи в социальной жизни.

Эмпатия и человеческая природа

Второй недостаток гипотезы об эмоциональном замещении состоит в том, что она основана на следующем тезисе: полноценные социальные отношения возможны только между людьми. Исходя из этой посылки, все прочие связи человека следует считать неистинными, а то и вовсе патологическими. Нет смысла отрицать, что в некоторых случаях установление социальных связей с существами, не принадлежащими к виду Homo sapiens, и в самом деле может быть проявлением патологии. Однако, по большому счету, разве нельзя сказать то же самое и о некоторых отношениях с представителями нашего собственного вида? С научной точки зрения было бы не слишком оправданно безо всяких оговорок распространять подобное утверждение на все сферы человеческого опыта.

Что же на самом деле имеют в виду, когда говорят, что чувство эмпатии по самой своей природе должно быть направлено на других людей?

Если речь идет о культурных основаниях эмпатии, то ее содержание и направленность могут варьировать в зависимости от принадлежности к тому или иному обществу. В этом плане можно говорить о том, что способность испытывать чувство эмпатии является неотъемлемой чертой каждого человека как носителя определенных культурных традиций.

Если же, наоборот, предположить, что это качество имеет под собой некую природную основу и служит отличительной особенностью нашего вида, сам собой напрашивается следующий вывод: способность человека сопереживать другому существу была приобретена в результате естественного отбора. Представим, что в процессе эволюции человек научился с особой теплотой относиться, например, к существам с большими круглыми глазами, издающим тонкие жалобные звуки.

Если содержание и направленность приобретенной в ходе эволюции способности именно таковы, мы ничуть не ошибаемся, когда умиляемся при виде щенка, пусть даже причина, по которой это качество прошло эволюционный отбор, изначально была несколько иной. Способность к эмпатии, связанная с заботой о новорожденных детях, вполне могла увеличивать шансы наших далеких предков на выживание, поскольку давала им репродуктивное преимущество. Каковы бы ни были причины такого эволюционного приобретения, человек оказался способным испытывать аналогичные чувства ко всем существам похожего типа.

Мы на самом деле относимся с особой теплотой и умилением ко всем малышам — и человеческим, и звериным.

Не стоит исключать и того, что способность испытывать эмпатию по отношению к животному могла возникнуть не случайно. Это качество обеспечивало возможность эмоционального взаимодействия с животными, что, несомненно, давало нашим предкам селективное преимущество в суровых условиях окружающей среды. Поэтому способность к сопереживанию другому существу вполне могла стать таким же видоспецифическим качеством человека, как и многие другие.

Как бы то ни было, утверждать, что мы сами себя обманываем, умиляясь при виде щенка, в сущности означает то же самое, что спорить относительно вкусов.

В конце концов, эмпатия по отношению к животному ничуть не более ошибочна, чем любовь к хорошему вину или бретонским омарам. Мы любим то, что мы любим.

Было бы странно полагать, что, предпочитая те или иные блюда, мы совершаем ошибку только потому, что изначально таких блюд не существовало. Или же что наше удовольствие от еды не является истинным, поскольку наши гастрономические предпочтения не соответствуют вкусам древнего человека.

Ветеринары нашли у собак человеческое психическое расстройство

Собаки, как и люди, подвержены психическим расстройствам — депрессии, повышенной тревожности, неврозам, фобиям. Некоторые из них также демонстрируют поведение, очень похожее на синдром дефицита внимания и гиперактивности, обнаружили финские ветеринары из Хельсинского университета. Об этом они рассказали в статье в журнале Translational Psychiatry.

СДВГ — расстройство поведения, которое нарушает концентрацию внимания, мешает контролировать импульсивность и приводит к гиперактивности. Оно присутствует у 3-5% людей, диагностируется в основном у мальчиков.

Исследователи собрали данные о 10 тыс. собак разных пород, задавая их хозяевам вопросы, основанные на симптомах СДВГ у людей.

Оказалось, гиперактивность, импульсивность и невнимательность чаще встречаются у молодых собак и кобелей. У людей эти симптомы тоже наблюдаются в основном у детей и мужчин, отмечают исследователи.

«У собак много общего с людьми, включая физиологические особенности и ту же среду обитания, — отмечает доктор Сини Сулкама, соавтор исследования. Кроме того, у собак встречается поведение, похожее на СДВГ».

К другим проявлениям СДВГ у собак исследователи отнесли неспособность успокоиться, невнимательность и непрерывный лай или скуление.

У собак, которые ежедневно оставались дома одни, симптомы СДВГ были более выражены, чем у собак, проводивших больше времени с хозяевами или другими животными.

«Будучи социальными животными, собаки могут испытывать раздражение и стресс, когда остаются одни, что может проявляться в виде гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Возможно, собаки, которые проводят больше времени в одиночестве, получают недостаточно внимания от своих хозяев», — считает Сулкама.

Частота проявления симптомов зависела также от породы собаки.

У пород, выведенных для работы, таких как немецкая овчарка и бордер-колли, наблюдался более высокий уровень СДВГ-подобного поведения. Собаки, популярные в роли компаньонов или в качестве выставочных пород, вроде чихуахуа, длинношерстных колли и пуделей, были более спокойными и имели меньшую склонность к импульсивности.

Селекция значительно повлияла на специфическое поведение различных пород собак, поясняют ученые. Различия между породами могут указывать на гены, лежащие в основе соответствующих признаков.

«Гиперактивность и импульсивность с одной стороны, и хорошая концентрация внимания — с другой, характерны для «рабочих» пород, — говорит профессор Ханнес Лохи, ведущий автор исследования. — Напротив, более спокойный нрав считается преимуществом пород, популярных как домашние или выставочные собаки, что делает их хорошими компаньонами в повседневной жизни. С другой стороны, способность к концентрации внимания не считается у этих пород такой важной чертой, как у рабочих пород, поэтому невнимательность может быть более распространена среди домашних собак».

Кроме того, ученые обнаружили связь между СДВГ-подобным поведением у собак и другими психическими проблемами — обсессивно-компульсивным поведением, агрессивностью и пугливостью.

У собак обсессивно-компульсивное поведение включает в себя беготню за собственным хвостом, постоянное облизывание поверхностей или себя, или пристальный взгляд в пустоту. Люди с СДВГ тоже чаще страдают обсессивно-компульсивным расстройством, подчеркивают авторы работы.

На вероятность СДВГ-подобного поведения влияло также то, была ли собака у своего владельца первой, или до этого у него уже были собаки. Во втором случае симптомы встречались чаще. Причина этого пока неясна.

«Люди могут выбрать в качестве первой собаки менее активную особь, которая лучше соответствует представлению о домашней собаке, а более активные и сложные в дрессировке собаки могут привлечь внимание более опытного владельца» — предполагает Сулкама.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что одни и те же области мозга и нейробиологические пути регулируют активность, импульсивность и концентрацию внимания как у людей, так и у собак, подытоживают исследователи. Дальнейшее изучение этих особенностей не только позволит понять, как взаимодействовать со склонными к СДВГ собаками, но и даст возможность использовать их в качестве модельных животных для изучения СДВГ у людей.

Ученые выяснили, как люди одомашнивали собак

Приручать собаку древним людям пришлось дважды, выяснили ученые. Где и когда человек обрел четвероногого приятеля и почему не следует отказывать влюбленным мужчинам, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Французский естествоиспытатель и выдающийся специалист в области зоологии Жорж Кювье, живший на рубеже XVIII—XIX веков, однажды заметил: «Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, которые когда-либо делал человек».

Однако среди ученых до сих нет единого мнения о том, как именно произошло одомашнивание собаки.

Недавно ученые провели очередное исследование генома собаки, чтобы установить, как, где и когда человек приобрел четвероногого друга. Масштабная научная работа объединила генетиков из Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, США, Швеции, Венгрии, Румынии. В международную команду исследователей вошел и российский ученый — Михаил Саблин, сотрудник Института зоологии РАН. Полный текст статьи был опубликован в последнем номере журнала Science.

Ранее подобные исследования уже неоднократно проводились. Однако, несмотря на долгую историю изучения, установить точный период и место одомашнивания четвероногих друзей человека пока не удалось. Некоторые зоологи предполагают, что человек приручил собаку уже в период позднего верхнего палеолита, около 30 тыс. лет назад. По поводу того, где именно это произошло, единого мнения также нет: в качестве возможных вариантов ученые выдвигали Европу, Среднюю и Восточную Азию. Неясны и детали процесса одомашнивания: ученые продолжают спорить о том, сколько этапов насчитывал процесс доместикации, склоняясь к тому, что произошло это один раз.

Тем не менее в истории развития четвероногих друзей человека есть и то немногое, что пока не вызывает сомнений у ученых: они склонны полагать, что

самый древний вид домашних собак появился в Европе 15 тыс. лет назад, а в Азии — 12,5 тыс. лет назад.

В ходе последнего исследования команда ученых проанализировала 59 последовательностей митохондриальной ДНК (мтДНК) древних собак, обитавших на территории современной Европы 14–3 тыс. лет назад. Митохондриальная ДНК, как следует из ее названия, находится в митохондриях клетки и у подавляющего большинства многоклеточных организмов наследуется по материнской линии. Выбор мтДНК вместо ядерной (которая находится в ядрах клеток и состоит из молекул ДНК, содержащихся во всех хромосомах клетки) обусловлен задачей данного исследования. «Материнская» ДНК несет информацию о гаплотипе каждого конкретного вида. (Гаплотип — это совокупность всех форм одного и того же гена на локусах одной хромосомы.)

Сравнивая различные гаплотипы, ученые объединяют их в гаплогруппы — именно они могут сообщить, к какой генеалогической ветви относится изучаемый вид, а также подсказать место его появления. «Прочитав» ДНК древних собак, ученые сравнивали полученные данные с генетическим материалом волков и нескольких сотен сравнительно недавно выведенных пород собак, распространенных на территории Европы и Восточной Азии, в частности в Китае, на Камчатке и в западной части Сибири.

В ходе работы ученые выяснили немало интересных фактов. Так, оказалось, что волчья собака Сарлоса, полученная в 1930-х годах путем скрещивания волка и немецкой овчарки, по набору генов резко отличается от других пород. Эти данные помогут ученым более точно определить место данной породы среди других видов. Также на основе генетических данных исследователи выдвинули предположение о том, что гренландские собаки и сибирские хаски имеют смешанное происхождение:

скорее всего, предки этих четвероногих были из разных регионов. В конечном итоге было установлено, что генетический материал собак-«азиатов» и «европейцев» сильно отличается между собой.

Кроме того, ученые провели комплексный анализ генома (28 пар хромосом) древней охотничьей породы ирландских волкодавов. Ранее ДНК данного вида была извлечена из останков, найденных на территории Ньюгрейнджа, что неподалеку от Дублина. Кстати, Ньюгрейндж интересен еще и самыми древними из сохранившихся культовых сооружений, которые датированы 3 тыс. до н.э. Специфическую ирландскую породу собак, которую, как предполагается, вывели в эпоху неолита, приблизительно 4,8 тыс. лет назад, также именуют вольфхундом — дословно это название переводится как «волк-собака». Внешне, однако, ирландские волкодавы мало похожи на своих ближайших родственников — разве что серым окрасом шерсти. Среди других пород вольфхунды выделяются своими габаритами, почти догоняя по росту пони. Порода даже отмечена в Книге рекордов Гиннесса как самая крупная: высота в холке вольфхунда может достигать 90 см.

Как почти пять тысячелетий назад, так и сейчас ирландские волкодавы отличаются выносливостью и силой. На охоте они помогали кельтам справиться с волками и кабанами, а несколько собак могли одолеть и медведя. Древние ирландцы очень почитали своих питомцев и слагали легенды о появлении породы. Согласно одному из преданий, друид полюбил прекрасную принцессу, но она не ответила взаимностью. Тогда он разозлился и превратил гордую девушку в собаку. До сих пор о вольфхундах говорят, что они обладают своенравным характером, человеческим разумом и королевской кровью.

Результаты генетического анализа этой древней ирландской собаки показали, что все ее родственники обитали в Европе.

В свою очередь, это доказывает, что клады (группы организмов с одним общим предком), обитавшие на противоположных концах континента, разошлись раньше, чем появилась порода.

Пройдя все необходимые этапы исследования, научная группа сформулировала следующую гипотезу: доместикация собак осуществилась дважды на разных концах Евразийского континента. Древние люди смогли приручить два потенциально вымерших вида волков с различным набором генов, возможно, еще до появления оседлого земледелия. Вид, появившийся на Востоке, мигрировал вместе с людьми 14–6,4 тыс. лет в сторону Европы, где частично заменил породу, одомашненную в период палеолита.

И все же ученые признают, что, учитывая сложность истории развития вида собак и неопределенность темпов генетических мутаций, а также небольшое количество археологических данных, предложенная версия остается гипотетической. Дальнейшее секвенирование ДНК древних пород собак и волков в сочетании с детальным исследованием останков предоставит необходимые данные, чтобы поставить точку в истории о том, как же все-таки человек подружился с собакой.

как НКО учат собак помогать людям / Новости города / Сайт Москвы

2 июля отмечается Международный день собак. Московские некоммерческие организации (НКО) заботятся о бездомных собаках и ухаживают за ними. Кроме того, НКО обучают животных, которые могут сопровождать слабовидящих людей, а также помогать гражданам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во время реабилитации.

Проекты некоммерческих организаций получают поддержку города: для них организована сеть коворкинг-центров НКО, есть образовательная программа «НКО Лаб», выделяются помещения и проводится конкурс грантов Мэра Москвы. Также на портале mos.ru работает благотворительный сервис.

Так, фонд «Лапа дружбы» с 2021 года реализует проект «Протяни лапу дружбы». Собаки из Кожуховского приюта приезжают к людям с инвалидностью и ОВЗ на сеансы групповой канистерапии — это метод лечения и реабилитации с участием специально обученных собак. В 2020 году проект стал победителем конкурса грантов Мэра Москвы.

Терапевтические встречи с собаками помогают взрослым людям с инвалидностью включиться в процесс общения и вести полноценную социальную жизнь. Собаки, таким образом, показывают свои уникальные способности.

В программе участвуют Пчелка и Биби, которые предварительно прошли курс начальной дрессировки в школе для собак, где научились навыкам послушания и взаимодействия с человеком. Занятия с людьми с физическими и ментальными особенностями развития проходят при поддержке АНО «Доступ открыт» и проводятся сотрудницами фонда «Лапа дружбы» Мариной Каширской и Евгенией Пичугиной. Помимо общения с подопечными фонда, участники встреч получают интересные сведения о жизни животных в приютах.

«Мы уже несколько раз выезжали к людям с инвалидностью и после каждой встречи получаем от них положительные отзывы. Мы стараемся максимально учесть и охватить все потребности участников во время сеансов, чтобы они могли в полной мере познакомиться с собаками, узнать об особенностях общения с ними и обучить их нескольким командам. Для многих людей такой опыт взаимодействия с собаками является уникальным, так как большинство из них, ввиду особенностей здоровья, никогда не были в приютах и не знают, как они устроены, тем более такие крупные, как Кожуховский. Для человека с инвалидностью такое общение — большая радость», — рассказывает учредитель фонда Марина Каширская.

Занятия проходят в центре социального обслуживания «Щербинский», попасть на них могут все желающие с ОВЗ. Занятия бесплатные, но необходимо предварительно записаться. За расписанием встреч можно следить на страницах фонда в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм».

Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» уже более 15 лет обучает собак-поводырей и бесплатно передает их незрячим людям. Они возвращают своим хозяевам свободу передвижения и независимость, помогают справиться со стрессом. Ежегодно центр подготавливает около 20–30 собак-помощников.

Прежде чем собака-поводырь попадет в семью к человеку с нарушениями зрения, она девять месяцев живет в приемной семье волонтеров, чтобы научиться общаться с людьми и правильно себя вести. Обычно это отобранные специалистами центра щенки лабрадора или золотистого ретривера.

Когда собаке исполняется год, она начинает проходить интенсивную подготовку в учебно-кинологическом центре под руководством тренера-дрессировщика. На занятиях животное учится выполнять команды и ориентироваться в городе, распознавая препятствия и вспомогательные знаки. Тренеры центра также обучают незрячего человека взаимодействовать с собакой-поводырем.

Инвалиды по зрению могут бесплатно подать заявку на получение собаки-поводыря, если они совершеннолетние, имеют условия для содержания животного и по состоянию здоровья способны ходить с достаточно крупной и энергичной собакой. Узнать, как подать заявку на получение собаки-поводыря, можно на сайте фонда.

В центре также проходят сеансы канистерапии в рамках проекта «Солнечный пес». Занятия проводят педагог-дефектолог и психолог, а также специально обученный волонтер. Участвуют также восемь собак, прошедших годовой курс обучения. Сейчас занятия посещают более 80 детей с ДЦП, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, олигофренией, задержкой психического и речевого развития различного генеза, нарушениями слуха и зрения и другими особенностями здоровья. Первичную консультацию проводит врач-психоневролог, который составляет индивидуальную программу занятий для каждого ребенка. Программа корректируется в соответствии с достигнутыми результатами.

Занятия бесплатные, проводятся в районе станции метро «Речной вокзал». Записаться на первичную консультацию по работе групп канистерапии можно по телефону: +7 (498) 698-20-68.

7 различий между людьми-собаками и людьми-кошками

Исследования, опросы и даже некоторые из величайших поэтов мира пришли к выводу, что между самопровозглашенными людьми-кошками и собаками существуют реальные различия в личности.

Профессор Техасского университета Сэм Гослинг, проводивший в 2010 году исследование под названием «Личности самоидентифицированных людей с собаками и кошками», сказал в то время, что «существует широко распространенное культурное убеждение, что домашние животные — собаки или кошки — с которым человек имеет самую сильную близость, что-то говорит о личности человека «.

В исследовании говорится, что эти два вида имеют «реальные и предполагаемые различия», поэтому их личности лучше всего подходят конкретным людям. Вот что было обнаружено в отношении личностных качеств и типа домашних животных.

Конечно, не все подходят под шаблон и результаты этих исследований. Между тем недавнее исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, развеяло широко распространенное мнение о том, что собаки больше интересуются своими владельцами, чем кошки.

1. Собачьи люди энергичны, кошки — мало энергии Любители собак считают, что общение является самым привлекательным качеством своих домашних собак, в то время как любители кошек любят привязанность своих кошек. Getty Images

В исследовании Дениз Гуастелло, проведенном в 2014 году в Университете Кэрролла в Висконсине, исследователи опросили 600 студентов колледжа. Около 60 процентов участников назвали себя собачниками по сравнению с 11 процентами, которые назвали себя людьми кошками.

Из них любители собак оказались более энергичными, чем владельцы кошек, так как наличие собаки делает людей активными.С другой стороны, владельцы кошек предпочитают занятия, требующие мало энергии, такие как чтение или приготовление пищи, поскольку им не нужно выводить кошку на прогулку.

2. Люди-кошки более независимы, чем люди-собаки

Бенгальский кот, лежащий на кровати. iStock / Getty Images Plus

Кошек часто называют независимыми животными, которые склонны держаться особняком и настороженно относятся к другим. Помимо опросов и исследований, великие писатели также писали о собаках против независимого духа кошек.ТСЭллиот написал в своем стихотворении 1947 года «Рекламная одежда кошек»:

«Кошки очень похожи на нас с вами, некоторые говорят, что с кошками верно одно правило: не говори, пока с тобой не заговорят. Я не согласен с этим — я говорю, вы должны нарядить кошку / Но всегда имейте в виду, что он не любит фамильярность ».

Великий поэт Пабло Неруда (1904–1973), лауреат Нобелевской премии по литературе и проницательный наблюдатель за поведением людей и животных, называл кошку «независимым диким домашним животным, высокомерным пережитком ночи».»

3. Владельцы собак более склонны быть экстравертами, владельцы кошек — интровертами Изображение собаки, играющей со своим хозяином. Getty Images

После публикации исследования Университета Кэрролла в 2014 году доцент Дениз Гуастелло заявила, что «имеет смысл, что человек с собакой будет более живым, потому что он захочет быть снаружи, снаружи, разговаривать с людьми, приносить свои dog.

«В то время как, если вы более замкнутый и чувствительный, возможно, вы больше дома, читаете книгу, и вашей кошке не нужно выходить на улицу на прогулку.«

Или, как писал Пабло Неруда в своем знаменитом стихотворении« Собака умерла »:

« Радостный, радостный, радостный / как только собаки умеют быть счастливыми / имея только автономию / своего бесстыдного духа ».

4. Собаки-люди внимательно следуют правилам, кошачьи — нонконформисты

Исследование 2015 года о том, как собачьи и кошачьи люди различаются по чертам доминирования, проведенное Беатрис Альба из Университета Дикина и Ник Хаслам из Мельбурнского университета, пришло к выводу, что «люди» обладающие высокими этими качествами, как правило, предпочитают покорных домашних животных, таких как собаки, чей темперамент дополняет их предпочтение к доминированию.«

TSElliot согласился бы с ними, поскольку он писал, что собака, в целом,« то, что вы бы назвали простой душой ».

Пабло Неруда не согласился бы с исследованием и его коллегой-поэтом, по крайней мере, когда он имел в виду личность его мертвой собаки, написавшая его «была дружбой звезды, отстраненной, с не большей интимностью, чем требовалось, без преувеличения».

5. Люди-кошки более открыты, чем люди-собаки

Исследование, проведенное в 2010 году Техасским университетом, показало, что люди с собаками предпочитают планировать жизнь заранее и им нравится иметь твердый распорядок дня.

С другой стороны, владельцы кошек, которые могут оставлять своих питомцев одних на более длительное время, более расслаблены, когда дело доходит до планирования, и более открыты для нового опыта и нетрадиционных убеждений.

6. Голубые Штаты предпочитают кошек, Государства Республиканской партии Предпочитают Собаки

Согласно данным за 2014 год Американской ветеринарной медицинской ассоциации, «Справочник по вопросам владения домашними животными и демографии США», Соединенные Штаты — это страна, раздираемая между кошками и собаки.

Люди в республиканских штатах имеют самый высокий уровень владения собаками, в то время как жители демократических государств с большей вероятностью держат кошку в качестве домашнего животного.

7. Люди-кошки больше беспокоят, чем люди-собаки Кошка смотрит на еду на столе. iStock / Getty Images Plus

Исследование Техасского университета 2010 года показало, что любители кошек, как правило, более склонны к тревожности и невротическим расстройствам, чем собачники.

В нем говорится, что те, кто определяет себя как «собачников», более экстравертированы и приятны, чем описывающие себя «люди-кошки», которые, как говорили, больше беспокоятся.

В конце концов, важно то, что и собаки, и кошки любят своих питомцев.

Собаки и люди: изучение связи между человеком и собакой

Домашняя собака, Canis lupus knownis, , считается самым ранним спутником и домашним животным человечества. Хотя точное происхождение самых ранних собак остается неясным (Larson et al. 2012), собаки и люди жили вместе многие тысячи лет. Недавние генетические исследования показывают, что домашняя собака происходит по крайней мере от одной линии серого волка, поведение и морфология которого были изменены в результате постоянного контакта с людьми (Vonholdt and Driscoll 2017).Поскольку связь между человеком и собакой была сильной и непреходящей на протяжении веков, роль собак в человеческих обществах является отличным источником изучения для археологов, биологов и этнобиологов. Влияние человека на эволюцию морфологии и поведения собак легко заметить; более тонким, но не менее важным, является интеграция собаки в человеческое общество в качестве опекуна, компаньона и партнера по работе.

Попутно собаки участвовали в человеческом обществе в удивительно разнообразных ролях: как проводники на охоте, вьючные животные, стражи, стражи и товарищи.Собак использовали как товар: мясо в пищу (Losey et al. 2018; Wing 1978), шкуры и волосы для одежды (Schulting 1994), а кости и зубы для изготовления поделок и украшений (Emery 2008). Собаки служат участниками ритуалов и жертвоприношений (Emery et al. 2013; Morey 2006). В древней Мезоамерике они описывались в мифах о происхождении и изображались в иконографии как путешествующие со своими человеческими хозяевами по жизни в качестве напарников, сопровождая их до могилы (Cunningham-Smith et al.2020; Tozzer 1941) и направляющих их души после смерти в следующая жизнь (Крыло 2013).Люди приняли на себя множество ролей, которые играли собаки, намеренно и непреднамеренно формируя форму и поведение собак, чтобы соответствовать этим многим ролям, и тем самым создавая сотни пород с тысячами физических характеристик. В результате, хотя все собаки являются одним и тем же подвидом, вариации фенотипа и морфологии среди пород и даже внутри них невероятно разнообразны, и собаки демонстрируют фенотипическую изменчивость больше, чем у любого другого млекопитающего (Spady and Ostrander 2008). Древние цивилизации использовали собак для различных задач, таких как охота, выпас скота, охрана собственности, ношение бремени и товарищеские отношения (Coppinger and Coppinger 2002), а селективное разведение породило широкий спектр черт, дополняющих эти задачи (Kim et al.2018; Larson et al. 2012). Породы собак значительно различаются по размеру, морфологии и поведению; даже один признак может иметь множество вариаций в зависимости от селекции. Учтите, что шерсть собаки может быть длинной или короткой, прямой или вьющейся, одного цвета или многих цветов, мягкой или жесткой, или собака может быть голой, за исключением небольших пятен здесь и там, все в результате селективного разведения ( Лапинский и др., 2014; Паркер и др., 2017).

Собаки могли быть сформированы людьми так, чтобы соответствовать требуемым от них ролям, но они не были пассивными участниками человеческих и собачьих отношений.Сами собаки — нечеловеческие социальные акторы, живущие собственной жизнью. Это люди со сложными моделями поведения и биологическими и эмоциональными потребностями (Cooper et al. 2003). Как разные люди, они взаимодействуют с людьми, друг с другом и с различными домашними и дикими животными, которые сложным образом населяют их среду обитания. Собаки невероятно отзывчивы на социальные сигналы, подаваемые людьми (Hare et al., 2002; Merola et al., 2012; Nagasawa et al., 2015; Reidel et al., 2008), и исследования показывают, что многие собаки предпочитают человеческое взаимодействие, а не пищевое вознаграждение (Cook и другие.2016).

В этом специальном выпуске авторы рассматривают отношения между людьми и их собаками в различных контекстах и ​​условиях, включая примеры от Карпатских гор в Румынии до тропических джунглей Мексики и от древнего Тихоокеанского Северо-Запада до современного Мадагаскара. . В этих статьях исследуются способы, которыми собаки и люди взаимодействуют друг с другом, как собаки вносят свой вклад в различные общества и что мы можем узнать об этих сообществах. Собаки здесь представлены как жизненно важные партнеры на работе и в свободное время, а также как неотъемлемые члены общества.Эти исследования показывают сложную и целостную интеграцию собак в человеческую культуру и подчеркивают уникальные аспекты взаимоотношений человека и собаки.

Недавние исследования эволюции связи между собаками и людьми были сосредоточены на коэволюционных стратегиях, делающих упор на совместную охоту и добычу пищи (Pierotti and Fogg 2017; Shipman 2015; Sykes 2019). Чтобы выявить сложные переменные, связанные с коэволюционной теорией, Чемберс и ее коллеги (2020) используют данные из разных культур и этнографов для оценки различных гипотез совместной эволюции собаки и человека.Их работа иллюстрирует, как на развитие связи между собакой и человеком повлияли не только стратегии совместной охоты, но и множество других переменных, включая экологические ограничения и гендерное разделение труда.

Когда археологический контекст и зооархеологическое исследование останков собачьих сочетаются с этнографическим анализом, становится возможным изучить роль собак в одном сообществе во времени. Анза-Берджесс, Лепофски и Янг (2020) объединяют генетические и морфометрические данные из археологического контекста с местными знаниями и этнографическими интервью, чтобы описать роль собак среди народа Салиш Тлаамин на Северном побережье.Собаки имеют долгую и непрерывную историю на территории Тлаамина, и, хотя их роли со временем менялись, их культурное значение для народа Тлаамин сохраняется. Анза-Берджесс и ее коллеги сочетают генетику с этнографическим исследованием современных методов охоты, дрессировки и содержания, чтобы задокументировать историческое значение собак для людей этого сообщества.

Охота, пожалуй, одно из старейших и наиболее постоянных применений собак и одно из наиболее цитируемых в литературе (Lupo 2017; Perri 2019; Shipman 2015).Хотя археологических свидетельств мало, собаки часто рассматриваются как самый ранний образец биотехнологии животных и часто являются грозными товарищами при использовании на охоте (Nobayashi 2006; Perri 2019). Таким образом, они могут повысить социальное положение и престиж своих владельцев. Плата и Монтиель (2020) изучают роль охотничьих собак в сельских районах полуострова Юкатан среди охотников за натуральным хозяйством майя и миллионов человек и фермеров. Благодаря анализу данных и включенному наблюдению Плата и Монтиель документально подтверждают универсальность и полезность различных типов охотничьих собак майя.Поскольку охота на Юкатане — это социальное дело, когда мужчины охотятся вместе, как группа, успешные охотничьи собаки могут улучшить положение их владельцев и внести свой вклад в социальное и экономическое благополучие сообщества.

С появлением скотоводства в период неолита у собак появилась новая роль пастухов и опекунов домашнего скота (Coppinger and Coppinger 2002). Возможно, нигде связь человека и собаки не выражается в такой сильной визуальной и акустической коммуникации, как между пастухом, собакой и овцой (McConnell and Baylis 1985).Собаки сохранили эту роль и в наше время в областях, где все еще практикуется скотоводство, и сегодня наблюдается повышенный интерес к развитию собак-опекунов (LGD) в связи с управлением животноводством и дикой природой во всем мире. В этом выпуске Ivas, cu и Biro (2020) используют этнографию и включенное наблюдение для изучения использования LGD в Карпатах в Румынии. Благодаря тщательному изучению и общению с собаками карпатские пастухи могут защитить свой скот от хищников со стороны волков и медведей.Ивас, Ку и Биро демонстрируют, что тесная связь между собаками и пастухами принесла пользу домашнему скоту, собакам и пастухам и предотвратила исчезновение некоторых из последних крупных хищников этого района.

В большинстве этих работ исследуется, каким образом собаки вносят вклад в социальное и экономическое благополучие своих сообществ. Тем не менее, собаки также могут быть вредными в некоторых условиях. Кширсагар и его коллеги (2020) документируют взаимоотношения человека и собаки в экологически уязвимых национальных парках на острове Мадагаскар.В то время как собаки ценятся на местном уровне за дружелюбие и защиту, свободно гуляющие собаки оказали негативное влияние на местную дикую природу. Кширсагар и его коллеги обнаружили, что собаки играют сложную, а иногда и противоречивую роль в малагасийской культуре и повседневной жизни. Изучая роль собак в местном сообществе, обязанности владельца по отношению к собаке и растущие проблемы сохранения, Кширсагар и его коллеги надеются разработать управленческие инициативы, которые принесут пользу как собакам, так и местной дикой природе. as предоставляет услуги владельцам собак в сообществе.

Все примеры, собранные для этого выпуска, показывают разнообразие и сложность связи между собаками и их людьми. Именно через изучение этих связей мы можем по-настоящему оценить глубину и долговечность ассоциации человека и собаки. Там, где есть собаки, будут люди, а там, где люди, будут собаки. Именно эта непрерывная связь, древняя, но в то же время современная, связывает жизни собак с людьми и делает эти отношения бесконечно ценными при изучении человеческой культуры.

Что значит быть собакой?

Что значит быть собакой?