история конного спорта — КОГАУ «ВятСШОР»
ИСТОРИЯ КОННОГО СПОРТА
Возникновение конного спорта
Огромный, едва поддающийся обозрению путь человека от жителя пещер до обладателя почти фантастической техники современности на значительном своем протяжении тесно связан с лошадью. Тысячелетия служения лошади человеку в значительной мере способствовали общему развитию цивилизации.
О месте первоначального одомашнивания лошади имеется два основных мнения: согласно одному из них лошадь раньше всего была приручена и практически использована кочевыми народами в степных просторах Азии.
В настоящее время большинство ученых высказывается за то, что одомашнивание лошади нельзя отнести только к одному определенному месту. Полагают, что оно имело несколько очагов распространения как в странах Европы, так и Азии, о чем говорят раскопки в Германии, Италии, Франции и других местах. Но если Средняя Азия и не явилась «колыбелью» одомашнивания лошади, что упорно доказывали многие исследователи, то все же ее нельзя не признать одним из древнейших мест создания пород лошадей, представляющих особый интерес для верхового коневодства.
Человек на протяжении столетий вывел многочисленные конские породы, которые значительно отличаются от своих дальних предков. Согласно различным источникам лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным. Затем она стала использоваться в упряжке и лишь в более поздние времена под всадником.
Во всяком случае к какой бы из точек зрения ни склониться, остается несомненным, что человек в силу необходимости использовать все и вся для жизни и защиты себя от многочисленных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником. Несомненно и то, что применение лошади человеком в его домашнем и общественном быту относится к весьма отдаленному времени, к периоду существования древних культур, у истоков которых возникла верховая езда и зародился конный спорт.
Полагают, что почти 3 тысячи лет назад человек уже умел пользоваться лошадью для верховой езды.
Устанавливая последовательный ход развития военного искусства и возникновения конницы, историки большое внимание уделяют вопросу появления колесниц. Многие из них считают появление колесниц предвестником возникновения конницы. Полагают, что первоначальное применение лошади и колесниц в рядах сражающихся объяснялось желанием воюющих сторон быстрее доставить тяжело вооруженных пеших воинов к месту боя.
Если в Египте первое упоминание о колесницах относится к XVII столетию до нашей эры, то в Китае простейшие колесницы имелись уже на восемь столетий раньше, то есть в 2600 году до нашей эры.
Столь большая давность наличия колесниц у различных народов позволяет предположить, что если их появление действительно влияло на возникновение конницы, то в равной степени оно сказалось и на возникновении конного спорта.
По многим данным, понятие «всадник» своим возникновением также обязано колесницам, так как появление этого слова относится к периоду первого упоминания о колесницах в Египте, когда конница как таковая там не существовала. Если правильно утверждение, что слово «всадник» возникало в те времена, когда, собственно, кавалерии еще не было, то вполне можно допустить, что оно употреблялось для обозначения возницы или воина, пользующегося лошадьми и колесницами для боевых целей в отличие от обыкновенных пехотинцев.
Позднее слово «всадник» стало относиться к понятию «конный воин».
Столь широко распространенная впоследствии верховая езда первоначально проходила на неоседланных лошадях.
У различных народов стран Запада и Востока соответственно особенностям их культурного развития долгое время седлом служили шкуры различных животных и самодельные ткани. Например, у древних римлян седло заменяли попоны, которые удерживались на спине лошади троком, нагрудником и подхвостником.
Первое мужское седло появилось только в 340 году нашей эры, а стремена к нему спустя 200 лет, то есть в конце V века.
У многих народов, живших задолго до нашей эры и стоявших на различных ступенях культурного развития, лошадь нашла широкое применение в хозяйстве, охоте и войне. Последнее явилось основным стимулом развития искусства верховой езды и управления лошадью в упряжке. Это потребовало специальной подготовки, что достигалось соответствующими систематическими упражнениями — тренировкой.
Одной из форм полевой подготовки были парфорсные охоты, распространенные в странах Западной Европы.
Наравне с подготовкой всадника проводились отбор и подготовка лошадей. Все это, вместе взятое, и привело к возникновению конного спорта.
Развитие конного спорта
Конный спорт от первобытных до современных форм прошел длинный и сложный путь развития. Военно-исторические события со всей очевидностью показывают и объясняют зависимость друг от друга таких, казалось бы, совершенно самостоятельных областей, как военное дело и коневодство с его последующим преобразованием в коннозаводство и конный спорт. Формы, которые принимал конный спорт в процессе своего исторического развития, определялись и диктовались материальными, военными и экономическими условиями.
Большинство военных историков считает, что конники появились в Азии раньше, чем у египтян, греков, римлян и других народов. Поэтому можно предположить, что началом конного спорта явились стихийно возникшие скачки азиатских всадников, проводившиеся для определения быстроты и выносливости лошадей.
Возможно, что первыми «спортсменами» были кочевники, проводившие на лошади значительную часть своей жизни.
Подвижные конные игры «кабахи» и «исинди» уносят нас в далекую старину и создают представление об искусных всадниках, ловких метателях дротика и метких лучниках — скифах, речь о которых шла выше.
Природные способности лошади к быстрому передвижению резвым аллюром, преодолению встречающихся на пути, препятствий и преград обусловили ее участие во всевозможных конных соревнованиях, которые глубоко вошли в быт древних народов.
Кроме различных конных игр, являющихся по существу проверкой боевой подготовки всадников и их лошадей, уже в глубокой древности проводились и более сложные конноспортивные соревнования, положившие начало тем видам конного спорта, которые получили широкое развитие в последующие века.
Жизнь всадника во время битвы во многом зависела от поведения лошади, поэтому возникла необходимость в особой подготовке коня: развитие силы, выносливости, беспрекословного подчинения человеку. Зачастую от лошади требовалось умение резко останавливаться, менять аллюры, преодолевать препятствия, скакать по пересеченной местности и т. п. Впоследствии это стало дисциплинами конного спорта.
Крупнейшими соревнованиями Древней Греции были олимпиады, проводившиеся по всей стране. Впоследствии они вылились в грандиозное спортивное мероприятие, известное под названием «Олимпийские игры». Они проходили как праздничные состязания в честь Зевса каждые четыре года с 776 года до н.э. до 394 года н.э.
Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относится к 680 году до нашей эры, первое сообщение о включении в программу Олимпиад скачек на лошадях и мулах — к 648 году до нашей эры. Впоследствии конноспортивная программа расширялась, в нее входили фигурная езда, стрельба из лука и метание копья с лошади — всего до 24 разных видов соревнований в разное время. Время и жизнь меняли формы и виды конноспортивных состязаний — многие исчезали, возникали новые. Последовательность появления основных видов конного спорта представляется следующей: скачки, конные охоты и игры, затем выездка, многоборье и преодоление препятствий.
На возрожденных Олимпийских играх конный спорт появился впервые в 1900 году на 11 Олимпиаде в Париже — преодоление препятствий, а также прыжки в длину и высоту.
Затем, после 12-летнего перерыва, в 1912 году в Стокгольме конный спорт был представлен тремя видами — выездкой, троеборьем (манежная езда, конкур и полевые испытания) и конкуром (преодоление препятствий). Остальные виды конного спорта, такие как скачки, рысистые бега, драйвинг (соревнования упряжек) и вольтижировка хоть и не представлены на Олимпиадах, но пользуются большой популярностью, и их поклонники проводят свои международные соревнования.
Не в диковинку была верховая езда в России. Достаточно сказать, что, например, именно от славянского слова «конязь» — предводитель на лошади, получил название командующий войском — князь. При княжеских дворах для боевой подготовки дружинников проводились ристания — скачки и бега на дорогие призы. Первые свидетельства о конных ристаниях в Москве на месте нынешнего Александровского сада относятся к 1473 году, когда их увидел гость из Италии Кантарини.
В дореволюционной России с древних времён были развиты национальные конные игры и скачки — Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ, а также районы, населённые казаками (Дон, Кубань, Урал, Терек). Первые конные турниры (по европейскому образцу) проведены в Петербурге в 1766 г.
Конные скачки, носящие характер официальных состязаний, стали проводиться в России с 1826.
Во 2-й половине 19 в. большой популярностью среди придворной знати и офицерства пользовалась четырёхвёрстная скачка с препятствиями — русский стипл-чейз (впервые в 1872 в Красном Селе). Первые спортивные победы русских конников на международной арене — выигрыш К. Аваловым Ливерпульского стипл-чейза (Великобритания, 1912) и завоевание трижды командой русских кавалерийских офицеров «Золотого кубка короля Эдуарда» в состязаниях по преодолению препятствий (Лондон, 1911-13).
В СССР конный спорт получил развитие в 20-е гг. в кавалерийских частях Красной Армии, затем в клубах Осоавиахима. С 1925 стали систематически проводиться крупные соревнования, сначала всеармейские, с 1926 — Осоавиахима, с 1938 — всесоюзные. С 1935 конный спорт начали культивировать спортивные общества «Спартак», «Пищевик» и «Строитель».
В 30-е гг. большой популярностью пользовались конные пробеги, из которых наиболее известен пробег Ашхабад — Москва (в 1935 за 84 дня 32 туркменскими спортсменами-колхозниками было пройдено 4300 км).
В 1952 секция конный спорт СССР (с 1959 — Федерация) была принята в Международную федерацию конного спорта (ФЕИ).
К началу 70-х гг. ведущее положение в советском конном спорте занимали спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Урожай», «Труд», «Буревестник», а также Центральный спортивный клуб Армии.
В Олимпийских играх советские конники участвуют с 1952 года. Лучшие результаты у И.М. Кизимова (2 золотые, 1 серебряная, 1 бронзовая медали; 1964, 1968, 1972), С.И. Филатова (1 золотая, 2 бронзовые медали; 1960, 1964) в соревнованиях по выездке. Советская команда (В.П. Распопов, А.М. Фаворский, Б.М. Лилов, Э.Т. Шабайло) выиграла главный приз крупнейших международных соревнований по преодолению препятствий — Приз наций (Париж, 1959). Сборная команда СССР в 1962 и 1965 — чемпион Европы по троеборью, в 1970 — чемпион мира и в 1972 — олимпийский чемпион по выездке (И.М. Кизимов, И.А. Калита, Е.В. Петушкова), в 1970 Е.В. Петушкова завоевала звание чемпиона мира и в личных соревнованиях.
Бесспорное лидерство в выездке принадлежит немецким всадникам, на двадцати Олимпиадах девять раз в командном и семь раз в личном зачете они завоевывали золотые медали, причем на четырех последних они были вне конкуренции, а Николь Упхофф на Рембранте дважды становилась олимпийской чемпионкой (1988, 1992). У шведов в личном зачете шесть золотых медалей, в том числе две у Генри Сен-Сира, а в командном — две. Две золотые медали в личном зачете принадлежат швейцарцам (Ганс Мозер — 1948 г Анри Шаммартен — 1964 год). Три золотые медали у Франции (две в командном зачете 1932 им 1948 год и один в личном у Ксавье Лесаж). Одну олимпийскую чемпионку имеет Австрия — Элизабет Тойрер (1980).
Расцвет нашей выездки пришелся на советский период. Впервые заставил заговорить о русских всадниках, как о грозных соперниках немцев и шведов, прочно закрепившихся на вершине Олимпа, Сергей Филатов, завоевавший, неожиданно для многих аналитиков, золотую медаль на XVII Олимпийских играх в Риме (1960). Этой победой Филатов обязан своему феноменальному Абсенту, вороному жеребцу ахалтекинской породы, названному в прессе «черным лебедем».
В истории отечественного конного спорта мы не найдем лошади, равной Абсенту, он семь раз становился чемпионом Советского Союза по выездке, лучший его результат — 82,4%, а в Олимпийских играх Абсент выступал три раза. После блистательного Рима, в Токио в 1964 году он остался третьим под Филатовым, а в Мехико в 1968- четвертым, уже под И. Калитой. Но в Мехико взошла звезда Ивана Кизимова. На своем гнедом Ихоре украинской верховой породы он стал вторым советским олимпийским чемпионом. Уверенно прогрессирующая Елена Петушкова на тракененском Пепле стала шестой, а команда поднялась на второе место. Триумфом советской школы выездки завершился чемпионат мира 1970 года в Аахене. Наша команда в составе Ивана Кизимова, Ивана Калиты и Елены Петушковой завоевала первое место, а Елена Петушкова стала чемпионкой мира. И, наконец, в Мюнхене на XX Олимпиаде наша команда вышла на первое место, а Елена Петушкова на Пепле завоевала серебряную медаль. В Монреале (1976) поменявшийся состав команды занял лишь четвертое место. Новое оживление принесла XXII Олимпиада, проходившая в Москве. Наша команда завоевала первое место. Личное золото увезла австриячка Элизабет Тойрер, серебро досталось Юрию Ковшову, бронза Виктору Угрюмову.
Олимпийские игры 1988 года в Сеуле были последними, когда выступала команда от единой страны – СССР.
На XXV Олимпийских играх 1992 года в Барселоне (Испания) 12 республик бывшей страны сформировали Объединенную команду (представители Литвы, Латвии и Эстонии выступали отдельными командами). Спортсмены-конкуристы не принимали участия в Играх.
Великая трагедия конного спорта: есть много хороших лошадей, есть много хороших всадников. Но только одна единственная лошадь создана для одного единственного всадника. Они могут и не найти друг друга, но если встречаются, то достигают своих вершин. И когда по какой-либо причине они разлучаются, уже никогда не повторится подобное. Кто-то продолжает выступать на других лошадях, но уже без прежнего блеска. Кто-то уходит сразу. Но у каждого глубоко в сердце остается незаживающая рана — след единственной настоящей любви. После московской Олимпиады удача отвернулась от наших всадников, не только в выездке, но и в остальных видах. Причин — много, как объективных, так и субъективных, но основная заключается в отсутствии преемственности: уходят корифеи, унося с собой секреты выездки. И, конечно же, всем очевидная причина, лежащая в изменении строя. Государственный конный спорт, как и коннозаводство, умирает, частный — еще не родился.
Виды конного спорта
Конный спорт — довольно-таки обширное понятие, которое включает в себя разнообразные спортивные игры с участием лошадей.
Основные виды: верховая езда и езда в упряжи. При верховой езде лошадь используется «под седлом», при езде в упряжи — как тягловая сила. К конному спорту в более узком смысле относятся: выездка и высшая школа верховой езды, преодоление препятствий (охотничий паркур, шесть препятствий, рекордные прыжки, командные соревнования, эстафеты, преодоление препятствий группой и т. д.), езда по местности, пробеги на выносливость и скоростные пробеги, троеборье (состоит из манежной езды, езды по пересеченной местности и преодоление препятствий). Испытания по выявлению спортивных качеств лошадей включены в группу испытания лошадей под всадником.
К группе испытания лошадей в упряжи или в полезном приборе относятся испытания, принадлежащие к упряжному спорту в узком смысле этого слова.
Виды конного спорта, официально признанные Международной федерацией конного спорта:
Выездка — соревнования по верховой езде, на которых всадник и лошадь выполняют разнообразные элементы верховой езды. Выполнять все задания необходимо в определенной последовательности: демонстрация правильной стойки, боковые сгибания, менка ног, пассаж, пиаффе, переход с одного вида шагов на другой, сложные повороты и пируэты. Данный вид спорта является Олимпийским.
Конкур — конные соревнования, которые направлены на преодоление препятствий. Данный вид спорта подразделяется на легкий, средний, трудный и высший, в зависимости от сложности и количества препятствий. Начисление штрафных баллов может быть за отказ выполнения препятствия, а дисквалификация — за падение всадника или лошади.
Троеборье — вид конного спорта, состоящий из нескольких дней, включенный в программу Олимпийских игр. Первый день — выездка, второй — полевые испытания или кросс, третий день — преодоление препятствий или конкур. Все испытания показывают тренированность, выносливость и разностороннюю подготовленность лошади.
Конные пробеги на скорость (дистанции 25, 50 и 100 км, маршрут прокладывается по шоссе или просёлочным дорогам) или на выносливость (суточные, многодневные на длинные дистанции).
Рейнинг — вестерн спорт, основными особенностями которого является баланс, контроль над весом, терпение и мягкость. Это очень зрелищная и популярная дисциплина.
Драйвинг — вид конного спорта на запряженных в экипажи лошадях. Выделяют 4 официальных класса упряжек: одиночные, парные, тандем и четверик
Вольтижировка — суть данного вида конного спорта заключается в выполнении акробатических трюков на движущейся лошади. Основные элементы, которые выполняет акробат: подсечки, ножницы, ласточка и стойка. К более сложным относятся кувырки и скок-заскок.
Также существуют виды шоу-соревнований, которые не включены в официальную классификацию Международной федерации конного спорта:
Дамская езда. Джигитовка — скачка на лошади, в то время как ездок выполняет гимнастические трюки
Конное поло — вид командного спорта с мячом, когда участники играют верхом на лошадях, а мяч перемещают по полю при помощи специальной клюшки.
Байга — древнейший вид спорта, скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию.
Национальные конные игры, распространенные у многих народов, особенно на Кавказе, в Казахстане, в республиках Средней Азии. Здесь их около 30. Это различные виды джигитовки, игры с мячом (цхен-бурти, човган, конное поло), с копьем или дротиком (иссинди, кабахи), борьба за тушу козла (как-пар), дистанционные скачки (аламан-байга) и другие.
Ипподромные испытания, или так называемый коннозаводской спорт — бега и скачки.
Между классическими видами и ипподромными испытаниями можно поставить стипль-чез (скачки с препятствиями), состязания троек, тачанок, конно-лыжный спорт. Отдельно стоят конные охоты: парфорсная — конная охота с гончими на оленя или лису (часто по искусственному следу), при которой всадник преодолевает всевозможные, подчас неожиданные, препятствия; охота с борзыми, а также ловчими птицами.
Конные игры
Благодаря своему разнообразию и богатству форм конные игры помогают увеличивать число приверженцев конного спорта. Они развивают у всадника подвижность, ловкость, смелость, а у лошади — ловкость, послушание, быстроту. К числу распространенных конных игр относятся: «лисичка», слалом, скачка с мячом, скачка с куклой, скачка в перчатках, скачка с венком, почта.
Во время конноспортивных соревнований неизбежны перерывы между номерами программы. Для заполнения этих перерывов (пауз) организуются конные игры, показательные выступления, а также выступления вольтижировочных групп.
Показательные выступления (номера) могут быть различными. Например, принято демонстрировать «Русскую почту» (всадник стоит на 2 лошадях, изображающих почтовую карету, и правит упряжкой, состоящей из четырех и более лошадей). Паузы также заполняются «Кадрилями» (фигурной ездой), участники которых одеты в форму определенной исторической эпохи или же в национальные костюмы.
Конные охоты. Охоты верхом проводятся по заранее проложенным маршрутам. Особенно распространены «охоты за лисьим хвостом» и парфорсные охоты.
Во время охоты за лисьим хвостом «поле» участников, т.е. все участвующие в охоте всадники, преследуют впереди едущего всадника, на левом плече которого прикреплен лисий хвост. Победителем считается тот, кто первым схватит лисий хвост правой рукой.
Рыцарские поединки. В средние века такие поединки были чрезвычайно популярным видом зрелищного спорта. За удары, нанесенные противнику, или за выбивание ого из седла рыцарю присуждались баллы.
Скачки вокруг бочек. Это в основном женский вид спорта-родео. Всадник на максимальной скорости должен объехать вокруг трех бочек, расставленных в форме листа клевера (треугольником), за минимально короткое время. Результаты большинства заездов представительниц «высшей лиги» не превышают восемнадцати секунд.
Ловля бычка. Команда участников состоит из старшего, набрасывающего аркан убегающему бычку на рога, и помощника, который арканом ловит бычка за задние ноги. Главное в этом состязании, которое проводится на время, — скорость и точность.
Бузкаши. Одна из самых старинных традиционных игр в степных районах. В Средней Азии эту древнюю игру знают со времен Чингисхана. В бузкаши используется туша животного. Игроки должны схватить обезглавленную тушу теленка или козла, галопом оторваться от соперников и бросить ее в обозначенное на земле место — выигрышный «круг справедливости». Традиционная бузкаши может длиться несколько дней. Женщинам смотреть эти состязания не разрешается.
Искусство создавать препятствия
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ПЯТЬ УРОВНЕЙ СОВЕРШЕНСТВА
На родине последнего олимпийского чемпиона Ника Скелтона, что и не удивительно, система обучения организаторов конноспортивных мероприятий, в том числе и конкурных шоу, налажена прекрасно. В Соединенном Королевстве существует национальная организация British Showjumping, которая контролирует проведение соревнований по конкуру, обучение персонала, соблюдение национальных правил, обеспечивает информационную поддержку поклонникам этого вида спорта. Образование судей и курс-дизайнеров – также ответственность BS.
На национальном уровне в Великобритании существует 5 квалификационных уровней этой профессии, после освоения которых можно претендовать на международные категории. Первый уровень – это Level 1 Course Designer, или так называемый «клубный» курс-дизайнер. Соискателям этой позицию необходимо быть членами федерации, достигшими 18-летнего возраста. Заявка с контактными данными подается «ментору» – лицу, ответственному за организацию конкурных шоу в одном из регионов государства. У новичка есть два пути к овладению профессией – работа в качестве ассистента у профессионала или сдача квалификационного экзамена стоимостью 25 фунтов. В первом случае необходимо получить одобрение как минимум у двух курс-дизайнеров 5-го национального уровня и направить рекомендацию своему «ментору». Для подтверждения уровня знаний на квалификационном экзамене кандидат должен построить небольшой маршрут из 10-ти препятствий с двойными системами на соревнованиях в местном клубе. Level 1 подразумевает умение выстраивать маршруты высотой 90-100 см для лошадей и пони на клубных соревнованиях. Правильность высот и расстояний между барьерами проверяет главный курс-дизайнер, который и выносит вердикт о присвоении категории. Для подтверждения Level 1 необходимо отработать курс-дизайнером или ассистентом на шести шоу в год, а также минимум раз в 2 года участвовать в образовательных семинарах. Лицам, не выполняющим такие условия, организуют повторную переэкзаменовку. Для перехода на следующие уровни условия остаются примерно теми же, повышается лишь статус соревнований и, соответственно, высоты препятствий. К примеру, Level 2 означает, что курс-дизайнер компетентен для построения маршрутов foxhunter (национальный вид соревнований с высотой препятствий до 120 см), что подтверждается работой в двенадцати шоу в год либо сдачей экзамена стоимостью 25 фунтов. Level 3 и Level 4 соответствуют конкурам 128-138 см, а уровень 4 отличается статусом соревнований. Либо все также возможен вариант сдачи экзаменов стоимостью 50 и 75 фунтов соответственно. Наконец, Level 5 открывает возможности работы с высотами до 140 см, в том числе и на международных стартах. Здесь стоимость сдачи экзамена наиболее высокая – 100 фунтов.
В Великобритании как и в абсолютном большинстве стран, система обучения и сертификации для профессии курс-дизайнера является национальной и ориентирована исключительно на граждан страны. Ведь уровень конкуренции в этой профессии достаточно высок. В Соединенном Королевстве насчитывается всего примерно 300 курс-дизайнеров по конкуру с официальными квалификациями и около 80 специалистов в построении троеборных трасс.
ГЕРМАНИЯ: ФЕНОМЕН ААХЕНСКОЙ ШКОЛЫ
Германия по праву считается лидирующей страной в сфере конного спорта. Развитая инфраструктура, огромное количество спортсменов высокого уровня, качество лошадей, популярность конного спорта – именно это и выводит государство в лидеры. Образование в конной сфере здесь также соответствует самым высоким стандартам. Так, в 2004 году трое именитых конников – Арно Гего (знаменитый курс-дизайнер ежегодного Аахенского конного фестиваля), Леопольдо Паласиос (2-й вице-президент FEI и курс-дизайнер олимпийского уровня) и Олаф Петерсен (председатель комитета FEI по конкуру) создали знаменитую Аахенскую школу курс-дизайна (ASCD), не имеющую мировых аналогов по масштабам! Аахенская школа является независимой организацией, но при этом тесно сотрудничает с FEI, регулярно проводя образовательные курсы для курс-дизайнеров международных уровней (1, 2, 3). Она также является площадкой для симпозиумов, где решаются насущные проблемы мирового конкура. К примеру, ASCD уже не раз принимала у себя Global Equestrian Forum – мероприятие, собирающее конную элиту всего мира.
Школу отличает наличие полноценного академического обучения курс-дизайну с получение дипломов международного образца. В програму, в частности, входят курсы рисунка от руки, расчет норм времени на маршрутах различной сложности и практика во время проведения международных конноспортивных форумов.
Отдельными направлениями школы являются: дизайн препятствий и создание планов конных комплексов и центров. Так, например, разработка проекта КСК «Виктория» в Рязанской области принадлежит Аахенской школе.
Что же касается немецкой национальной образовательной системы курс-дизайнеров, то деление здесь происходит по уровням, в которых работает специалист. Начальный уровень немецких строителей маршрутов – F. Здесь для одобрения кандидатуры нужно пройти строгий отбор со стороны национальной федерации (NF). Требования включают в себя: членство в клубе, официально одобренном NF, полное совершеннолетие (21+), справка об отсутствии судимости (сроком давности не более шести месяцев), успешное прохождение подготовительного семинара, а также документ, подтверждающий работу ассистентом курс-дизайнера в течение минимум 1 года. Следующая категория – M соответствует национальному классу конкуров M с высотой маршрутов 125-135 см. Для ее получения необходимо отработать с лицензией F на 10-ти стартах в течение двух лет. Класс S – высшая национальная категория, обладая которой можно строить маршруты «продвинутого уровня» высотой 140+ см. Для этого необходимо отработать 2 года в классе М и быть на хорошем счету у федерации. После получения лицензии S курс-дизайнеры могут быть рекомендованы NF для присвоения международных категорий FEI.
НИДЕРЛАНДЫ: КОНКУР ОТДЕЛЬНО, ТРОЕБОРЬЕ ОТДЕЛЬНО
В Голландии существуют 2 типа образовательных программ для курс-дизайнеров: отдельно для тех, кто планирует работать в конкуре, и отдельно для троеборных трасс. Обучающий курс «конкуристов» состоит из трех теоретических занятий и десяти, сочетающих в себе и теорию, и практику. По завершении курса сдается итоговый национальный экзамен. На нем проверяются знание изложенной теории и понимание основных принципов, на которых базируется курс-дизайн.
Интересно, что в Нидерландах курс-дизайнером или судьей может стать далеко не каждый желающий. Для соискателей существует целый перечень требований. Необходимо быть членом KNHS – национальной федерации конного спорта Нидерландов, достигшим возраста 21-го года. Причем предпочтительнее быть зарегистрированным через свой спорт-/пони-клуб, а не подавать заявку обособленно. Нужно также подтвердить успешное участие в соревнованиях по конкуру класса М (это один из национальных уровней сложности, соответствует маршрутам 120-140 см) с минимум одной победой! Заявление должно содержать в себе, помимо контактных данных, мотивационное письмо, где кандидату нужно рассказать о своем конкурном опыте и попробовать доказать, почему именно ему должно быть отдано предпочтение в присвоении профессиональной квалификации. Такие требования связаны с высокой внутренней конкуренцией. Далее со всеми лицами, подходящими под указанные критерии, проводится устное интервью. И только после этого происходит утверждение перечня официальных кандидатов. Наиболее талантливые и востребованные специалисты позже могут получить официальное одобрение KNHS на получение международных категорий.
У построения троеборных трасс, помимо своей спортивной специфики, есть и нюансы в обучении. Поэтому в Нидерландах существуют отдельные курсы для дизайнеров троеборных маршрутов. Обучение начинается в феврале каждого года в спортивном центре Эрмело. Курс ведет Вим Гренс – технический делегат FEI 2* и один из лучших курс-дизайнеров Нидерландов. Здесь уже не столь строгий отбор – для одобрения заявки достаточно быть членом KNHS, достигшим 21-го года, и формально подтвердить свое отношение к троеборью. Курс состоит из 5-ти вечерних теоретических занятий по 2,5 часа и стоит 295 евро. В конце сдается итоговый экзамен, после успешного прохождения которого выпускник может организовывать трассы классов Z для пони (маршруты до 120 см) и M – для лошадей.
США: ПРИЗОВЫЕ РЕШАЮТ ВСЕ
В США есть 3 типа лицензий для курс-дизайнеров: r (recorded – курс-дизайнер, официально занесенный в базу национальной федерации), R (Registered – более высокий уровень) и S (Special) – используется в том случае, когда выполнены все условия для получения R-лицензии, но в силу обстоятельств она еще официально не присвоена. Тогда с одобрения минимум двух членов USHJA (Федерации США по конкуру) и выдается «одноразовая» лицензия S стоимостью 55 долларов, однако, воспользоваться подобной «поблажкой» можно не более двух раз за всю карьеру.
В американской системе уровень курс-дизайнера напрямую зависит от призового фонда турнира, в котором он работает! Так, например, специалисты с r-лицензией могут работать на официальных соревнованиях практически любого уровня. Однако, если призовой фонд турнира составляет 25 тыс. долларов в конкуре и 5 тыс. долларов в hunter-маршрутах, то здесь уже необходима R-лицензия!
Для получения r-статуса нужно быть членом Национальной федерации конного спорта США (USEF) и USHJA, достигшим 21-го года, и иметь опыт работы ассистента R-курс-дизайнера с рекомендацией. Кроме этого необходимо принять участие в образовательном семинаре, сдать экзамен (ответить правильно на 85% вопросов) и оплатить взнос в размере 60 долларов. Для получения R-лицензии стоимостью 50 долларов необходимо самостоятельно отработать курс-дизайнером и ассистентом в общей сложности на шести стартах не ниже национального статуса и получить одобрение уже от трех R-специалистов. Заявка обязательно одобряется комитетом USHJA.
РОССИЯ: ПЯТИСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА
В нашем государстве существует единая система квалификации судей по конному спорту, которая распространяется и на курс-дизайнеров. Всего существует 5 национальных категорий: юный судья (для лиц 14-16 лет), а также 1-я, 2-я, 3-я и Всероссийская категории.
Начинать свой профессиональный путь курс-дизайнера можно с 14-ти лет. Для этого необходимо отработать на четырех официальных соревнованиях любого муниципального образования в качестве стюарда или технического секретаря. Нужно также сдать квалификационный зачет по знанию правил соревнований на «хорошо» или «отлично». Он проводится либо в форме устного опроса, либо письменного тестирования. Соискателям на «юного судью» или 3-ю категорию необходимо правильно ответить на 75% вопросов. По достижении 16-летнего возраста можно подавать документы на 3-ю национальную категорию. Требования тут чуть строже, чем для «юных судей»: необходимо отработать уже на 5-ти стартах, принять участие в официальном квалификационном семинаре, одобренном ФКСР, и так же успешно сдать экзамен. Причем все эти действия должны уложиться в рамки одного календарного года!
После этого кандидату нужно отправить в региональную аккредитованную федерацию комплект документов, который включает в себя заполненную карточку учета спортивной судейской деятельности (ее можно найти на сайте fksr.ru в разделе «Судейство»), копию отчета о проведении семинара; документы, подтверждающие работу на соревнованиях, – при необходимости (копию судейской книжки, копию положения о соревновании и т. д.), копию квитанции об оплате членского взноса ФКСР за текущий год, копию паспорта и три фотографии размером 3 х 4 см.
После официального подтверждения 3-й категории можно двигаться дальше. На 2-ю категорию могут претендовать уже лица, достигшие 18-ти лет. Здесь требования ужесточаются: в течение календарного года после подтверждения 3К необходимо отработать курс-дизайнером или его ассистентом на шести официальных стартах по конкуру/троеборью, участвовать в одном семинаре по подготовке судей 3К, сдать квалификационный зачет. Для его успешной сдачи необходимо уже 85% правильных ответов, и можно отправлять в региональную федерацию очередной пакет документов.
Для получения же 1-й категории (1К) кандидату предоставляется 2 года. В течение этого срока необходимо отработать в качестве курс-дизайнера или его ассистента на четырех официальных соревнованиях в своем регионе и еще четырех – статусом не ниже чемпионата субъекта РФ. Желающим получить 1-ю категорию нужно также самостоятельно организовать семинар для судей более низких категорий, выступить в роли соорганизатора еще как минимум одного подобного семинара и сдать квалификационный зачет. Здесь уже необходимо дать 90% правильных ответов на теоретические вопросы и успешно пройти практическое испытание. Это либо построение маршрута на бумаге в соответствующем масштабе, либо практика на соревнованиях во время проведения семинара.
Наконец, высшая национальная категория – Всероссийская (ВК). На нее могут претендовать курс-дизайнеры с 1-й категорией не моложе 22-х лет. Тут требования самые строгие. Необходимо подтвердить работу в качестве курс-дизайнера на двух стартах уровня чемпионата/первенства/Кубка России, на трех соревнованиях уровнем не ниже чемпионата субъекта РФ и на двух – не ниже первенства субъекта РФ. Также актуальны условия по проведению минимум одного семинара для курс-дизайнеров низших категорий. Условия сдачи экзамена, подтверждающего ВК, те же, что и для 1К. Однако документы уже направляются непосредственно в ФКСР. Только после получения Всероссийской категории курс-дизайнер может быть рекомендован ФКСР в международную федерацию (FEI) для присвоения международных категорий.
HORSE JUMPING OBSTACLES — Equspaddock
Конкур, также известный как открытый конкур, является частью группы конных соревнований в английском искусстве верховой езды, которые также включают выездку, троеборье, охоту/прыгунов и верховую езду.
Это упражнение, в котором оценивается способность лошади и всадника перепрыгивать через ряд препятствий в заданном порядке. Эта дисциплина является одной из самых популярных в конном спорте и наиболее широко используемой наездниками сегодня, а также самой современной специальностью конного спорта.
Происхождение конкураЧасто говорят, что его происхождение восходит к середине 18-го века, в Англии, как части спортивной охоты по пересеченной местности верхом.
Это была практика, когда всадники должны были преодолевать всевозможные препятствия: живые изгороди, скалы, ветки… Вскоре конкур превратился в интересное конное соревнование, где с еще очень рудиментарной техникой участники преодолевали препятствия в закрытых вольерах.
Уже в 1920-го века охота через огороженные поля значительно расширила эту практику не только в Великобритании, но и почти во всей Европе, и именно тогда интерес к конкурному спорту начал возрастать больше, чем к охоте.
Соревнования по конкуруКонкур — одна из самых популярных дисциплин в мире конного спорта.
Мы уже проанализировали происхождение этого вида спорта. Но теперь пришло время кратко обсудить, из чего состоит этот конкурс, от начала до конца.
Одежда : всадник должен быть одет в белые или светло-бежевые галифе, черные или коричневые ботинки, белую рубашку с рукавами, простой красный, синий или черный пиджак и белый галстук или галстук.
Разминка : перед поездкой всадник должен разогреться на репетиционной арене, где будут выполняться различные прыжки для отработки перед тестом.
Вход на арену пешком: до начала соревнования гонщики могут выйти на арену, чтобы сделать ознакомительный круг трассы, по которой предстоит проехать.
Полоса : полоса препятствий обозначена цифрами и буквами. Кроме того, слева от всех обязательных переходов ставится белый флажок, а справа — красный.
Испытания могут быть ограниченными по времени или неограниченными по времени, а начало и конец испытания будут отмечены звуком колокольчика.
Звонок : это средство связи жюри с участником. Используется для обозначения:
– открыта арена или закрыта.
– Можно начинать курс, поприветствовав жюри.
— Когда кто-то выбывает или наказывается.
Лучшие материалы для конкураВ Equspaddock у нас есть лучшие материалы, чтобы сделать занятия конкуром максимально комфортными. Среди лучших материалов вы найдете:
— конкур среднего и премиум класса.
– Базовые тренировочные препятствия
– Палки серий 2000, 3000, 4000, 4000, 5000, 6000 и 7000
– Разновидные доски и флажки с опорами
– Складные биде
Типы препятствий, которые мы встречаем в конных прыжках с препятствиями
- 90 070
Говорить о типах препятствий кажется излишним. в конкуре. Этот каламбур мы используем, чтобы подтвердить, что в конкуре много препятствий. Не все типы препятствий являются физическими, как мы увидим позже. И дело в том, что лошадь и всадник также могут быть типами препятствий для поражения. Вот почему сегодня мы будем знать типы препятствий, которые мы встречаем в конных прыжках с препятствиями.
Конкур – одна из самых красивых дисциплин конного спорта. Грациозность и синхронность лошади и всадника для преодоления всех типов возникающих препятствий. Получение такого результата возможно только при сильной подготовке как всадника, так и лошади. Именно поэтому мы говорим, что препятствия, которые придется преодолевать гонщику, не только физические, но и психологические.
Сегодня мы углубимся в типы физических препятствий, которые есть на трассе. Но в то же время мы поговорим о других элементах, таких как тип местности, психология лошади, всадника. Приведем в качестве примера случай с Анникой Шлеу, спортсменкой-пятиборщицей, чья дисциплина конного спорта свела на нет все ее усилия.
Мы сможем увидеть, что в конкуре не все препятствия находятся на трассе, некоторые находятся внутри нас. Без дальнейших церемоний, давайте начнем.
Идеальные лошади для конкураСодержание.
Виды препятствий для обучения конным прыжкам
Для тренировок имеются всевозможные артефакты для преодоления препятствий, выполняющие работу направляющих на тренировке. Это позволяет нам помочь нашей лошади иметь элементы, подобные тем, которые найдет схема, не будучи такими дорогими. Некоторые из элементов, которые мы можем найти здесь:
- Конусы: Помогают лошадям ориентироваться на рыси и тренировать дисциплину. Это потому, что они не являются непреодолимыми препятствиями, и только через послушание лошади можно пройти через них.
- Препятствия в форме куба: легкие, поэтому они не могут поставить под угрозу устойчивость лошади и легко сбиваются с ног. С ними мы просто разграничиваем пространство и высоту.
- Лестница: облегчает посадку на лошадь и часто используется детьми и взрослыми на тренировках.
- Пластмассовые перекладины и блоки: выполняют те же функции, что и обычные препятствия, но поскольку сделаны из пластика, они легкие и не подвергают риску устойчивость лошади.
Эти элементы для тренировок идеально подходят для адаптации лошади к прыжкам без риска получения травмы. Кроме того, они стремятся тренировать послушание и безопасность перед лицом препятствий лошади, что мы обнаружим очень полезно позже.
Типы препятствий в конкуре
Официальные трассы для конкура состоят из 8 типов стандартных препятствий. Это позволяет всем тренерам заранее знать, с какими проблемами они могут столкнуться. Ниже представлены виды препятствий в конкуре.
- Поперечная перекладина: это одно из наиболее типичных препятствий, состоящее из двух перекладин.
- Вертикальная перекладина: это препятствие, состоящее из перекладин, расположенных крестообразно или одна над другой, без увеличения глубины прыжка.
- Оксер: Две вертикальные планки соединены друг с другом, чтобы заставить лошадь и всадника совершить более глубокий прыжок.
- Тройная планка: набор из трех вертикальных планок с прогрессивным увеличением высоты, которые образуют препятствие по высоте и длине.
- Стена: это вертикальное препятствие, которое препятствует видимости того, что находится за препятствием.
- Вода: Небольшие лужи на уровне земли с небольшими зарослями, помогающими лошади определять расстояние. Это препятствия расстояния, а не высоты.
- Ливерпуль: это комбинация вертикального препятствия рядом с Ria. Это делает препятствие проблемой высоты и длины.
- Комбинации: это группы препятствий, состоящие из двух или более препятствий, расстояние между которыми не может быть меньше 7 м и не может превышать 12 м.
Местность на конноспортивных маршрутах
Гармонично расположенные препятствия представляют собой комплекс конноспортивных трамплинов. Однако рельеф местности также играет очень важную роль. Местность может быть глиняной или травяной, что влияет на прыжок.
Глинистые почвы более твердые и способствуют ускорению. Между тем, травянистые ландшафты смягчают прыжки, но в то же время уменьшают импульс. Кроме того, иногда встречаются кустарники и цветы, которые помогают украсить трассу или разграничить маршрут.
Это дисциплина, которая требует большой подготовки и силы, как мы увидим ниже.
Психология лошади, препятствие для рассмотрения.
Лошадь является ключевым элементом конкура. Он первым из пары всадник-лошадь сталкивается с препятствиями. Если оба подготовлены, они смогут преодолеть любое препятствие. Однако лошадь может не демонстрировать желаемого поведения, если:
1- Неправильная подготовка
2- Чувство неуверенности всадника
3- Получение неверных сигналов
Это может привести к нежелательному поведению во время прохождения полосы препятствий. Нежелательное поведение лошади на трассе классифицируется следующим образом:
- Повторное использование: Повторное использование — это действие, которое лошадь выполняет, когда перед препятствием она останавливается и отказывается прыгать.
- Побег: это называется бегством от действий лошади, когда она решает бежать в определенном направлении, избегая, окружая или удаляясь от препятствия.
Такое поведение может быть связано с проблемами темперамента или дрессировки лошади. Но мы не можем исключить в этих случаях, что они могут быть из-за всадника, как мы увидим ниже.
Психология всадника, самое важное препятствие
У прекрасно обученной лошади могут возникнуть проблемы на конном круге, если лошадь и всадник не синхронизированы. Вот почему важна связь между ними и исчерпывающей подготовкой всадника.
Неуверенный в себе или нервный всадник передаст эти эмоции лошади либо своим поведением, либо жесткостью тела. Это отсутствие безопасности передается лошади, которая будет повторно использовать прыжки, потому что «она не уверена, что сможет их выполнить».
Поэтому гонщик должен быть психологически и морально готов к нагрузкам соревнований. Но вы также должны учитывать, что лошадь и всадник должны быть синхронизированы. Так, соревнования по конкуру не должны проводиться с незнакомыми друг другу всадниками и лошадьми.
Вот что произошло на последних олимпийских соревнованиях по конкуру. Ниже мы расскажем вам больше.
Анника Шлеу и давление олимпийского пятиборья
Конкур в основном происходит между всадниками и известными лошадьми. Это позволяет им проникать друг в друга. Однако в олимпийском пятиборье участник участвует не только в конкуре, но и в фехтовании, плавании, беге по пересеченной местности и спортивной стрельбе.
Это оказывает сильное давление на спортсменов. Но самое главное, что пятиборцы не знают лошадей, на которых они будут бежать испытание. Ошибка, которую также подкрепляет олимпийская комиссия, навязывая, что выбранная лошадь должна использоваться без ее замены.
Это произошло с Анникой Шлеу во время ее участия в Олимпийских играх 2020 года в Токио. Лошадь повторно использовали для выполнения прыжков, и спортсмен сломался. Чтобы усложнить ситуацию, дрессировщик Ким Райснер слегка ударил лошадь, чтобы она отреагировала, но ничего не помогло.
Олимпийский комитет обвинил Шлеу и Райзера в жестоком обращении с животными, чтобы отвлечь внимание от собственных упущений. Конный прыжок требует синхронизации, и если лошадь не хочет прыгать, ее не следует заставлять… Если подумать, то надо дать пятиборцам возможность сменить лошадей.
Annika Schleu y Kim Raiser — Descalificadas — Salto Olímpico — Pentatlón Olimpiadas Tokyo 2020
Посмотреть это видео на YouTube
Несколько препятствий в конкуре
Конный прыжок с препятствиями – это испытание, имеющее не только конкретные аспекты. Эта дисциплина требует взаимопонимания между всадником и лошадью, которое не достигается за одну ночь.
Именно поэтому Густаво Мирабаль Кастро приглашает вас узнать немного больше об этой дисциплине. Густаво Мирабаль хочет повысить осведомленность о важности хорошего обращения с животными. Мы должны следить за тем, чтобы спортивные мероприятия не нарушали хрупкую психологию спортсменов и животных. Если мы это сделаем, мы добьемся лучшего мира.