Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов.
Размеры зрелых моллюсков разных классов существенно отличаются — от пары миллиметров до 20м. Многие ведут сидячий или малоподвижный образ жизни, и лишь головоногие способны активно перемещаться в воде. Наука о моллюсках называется малакологией, она занимается изучением строения, развития мягкотелых, роли в окружающем мире.
Особенности строения Моллюсков
Внешнее строение
Туловище с двусторонней симметрией у двустворчатых и головоногих, или несимметричное — у брюхоногих. Выделяют такие его отделы: головная часть с органами зрения и щупальцами, собственно тело и нога — мышечное образование, служит для перемещения. Для всех двустворчатых характерно наличие ноги, у головоногих же она преобразовалась в щупальца и сифон.
Тело моллюска окружено раковиной, служит местом крепления мышц. У брюхоногих моллюсков она имеет цельное строение в виде спирального завитка. У двустворчатых представлена двумя створками, которые связаны гибкими тяжами соединительной ткани. Большая часть головоногих лишены раковины.
От боковых частей туловища отходит мантия, высланная эпителиальными клетками. Она вместе с телом формирует полость, где находятся жаберные дуги, органы чувств, выводные протоки желез пищеварительного тракта, мочеполовой системы, анус.
Моллюски это целомические организмы, но вторичная полость у них сохранилась только возле сердца и половых органов. Основная же часть внутреннего пространства представлена гемоцелем.
Внутреннее строение
Система пищеварения моллюсков разделена на три части: переднюю, среднюю и заднюю кишки. У многих представителей в глотке находится радула — язычок, предназначен для измельчения пищи. На нем есть хитиновые пластинки с зубцами. С помощью радулы они поглощают бактерий или еду растительной природы. В полость глотки выделяется слюна и склеивает пищевые частицы. Затем еда попадает в желудок, куда открывается пищеварительная железа (печень). После переваривания остатки выводятся наружу через анальное отверстие.
Система кровообращения незамкнутая, в сердце различают желудочек и обычно два (редко четыре) предсердия. Из кровеносного русла кровь поступает в синусы и лакуны, расположенные между органами, дальше опять переходит в сосуды и идет к органам дыхания.
Дыхание у водных видов осуществляется жабрами у обитателей суши — легкими. Лёгочная ткань оснащена густой сосудистой сетью, где идет обмен кислорода и СО2. Легкое сообщается с наружной средой дыхальцем.
Нервная система моллюсков состоит из пяти пар нервных узлов, объединенных волокнистыми тяжами. Неодинаковое развитие органов чувств у моллюсков свидетельствует о разном образе жизни представителей типа.
К примеру, головоногие имеют достаточно развитое зрение, строение глаза схожее со строением глаза позвоночных. Хищная природа вынудила их приспосабливаться к переменчивым условиям окружающей среды через усложнение зрительного аппарата. У них образовался своеобразный тип аккомодации, который осуществлялся посредством смены расстояния между сетчаткой и хрусталиком.
Размножаются моллюски половым путем. Встречаются как раздельнополые (с наружным оплодотворением), так и гермафродиты (с внутренним). У морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков — развитие непрямое, есть стадия личинки, у остальных – прямое.
Особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями
Характеристика | Моллюски | Кольчатые черви |
---|---|---|
Строение тела | Деление на голову, туловище и ногу | Сегментарное |
Раковина | Есть | Нет |
Опорная функция | Наружный скелет, представлен раковиной | Благодаря имеющейся полости, наполненной жидкостью |
Передвижение | Специальные мышцы | Кожно-мышечный мешок |
Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?
Моллюски обладают специализированными органами. Это выделительная, пищеварительная система, которая включает ряд отделов, есть сердце, печень. Дыхательные органы — жабры или легочная ткань.
Кровеносная система незамкнутая, у кольчатых червей – замкнутая.
Нервная система моллюсков имеет вид нервных ганглиев, объединённых друг с другом нервными волокнами. У кольчатых червей есть только в брюшной области нервная цепь, которая разветвляется по сегментам.
Как моллюски приспособлены к своей среде обитания?
Представители типа населяют водные просторы и поверхность суши. Для существования вне водоема и дыхания атмосферным воздухом у мягкотелых появились легочная ткань. Жители водоемов получают О
Как моллюски защищаются от врагов?
Для перемещения в воде головоногие приспособились к реактивному передвижению, так они могут быстро убегать от врагов.
Защитой от хищников служат ядовитые и химические вещества (чернила). Некоторые способны за секунды закапываться в песчаное дно при наличии угрозы или скрыться, используя пружинящую ногу.
Какую функцию выполняет раковина моллюсков?
В первую очередь — это опорная функция, служит наружным скелетом. Также прочная раковина двустворчатых и брюхоногих моллюсков нужна для защиты от неблагоприятных факторов. Так, при приближении опасности они прячутся в них и становятся недоступными для большинства рыб.
Cходство и различие брюхоногих и двустворчатых моллюсков
Свойства | Брюхоногие | Двустворчатые |
---|---|---|
Внесистематическая категория | Многоклеточные организмы | |
Внешние покровы | Тело окружено раковиной (целиком или отчасти) | |
Раковина | Сдельная, ассиметричная и закрученная | Имеет две створки |
Строение тела | Голова, туловище и нога | Туловище, нога |
Анализаторы | Тактильная, химическая рецепция, равновесие и зрение. | Недостаточно развиты |
Среда обитания | Водоемы |
Значение моллюсков в природе и жизни человека
Они неотъемлемая составляющая пищевой цепочки. Мягкотелых употребляют лягушки, рыбы, птицы. Тюлени употребляют головоногих моллюсков, морские звезды – двустворчатых.
Через тело моллюска проходит вода и очищается от загрязняющих факторов. А моллюски в свою очередь получают частицы еды из отфильтрованной воды.
Створки мягкотелых принимают участие в формировании осадочных пород.
Широко применяются в кулинарии, считаются деликатесом во многих странах. Это мясо мидий, морские гребешки, устрицы, каракатицы и осьминоги. Из-за популярности блюд из экзотических животных, их стали выращивать на специально оборудованных фермах.
Между створками раковины образуется ценное ювелирное сырье — жемчуг. Жемчужина формируется после попадания внутрь инородного тела. Поскольку мышцы моллюсков недостаточно развиты, они не могут выбросить его наружу. Чтобы нейтрализовать чужеродный предмет, вокруг него формируется капсула и с новообразованной жемчужиной моллюск живет всю жизнь.
Сейчас жемчуг добывают в искусственно созданных условиях. Приоткрыв створки, под мантию кладут инородные объекты, а моллюска перемещают в водоем с благоприятными для жизни условиями и через три года получают жемчуг.
Каракатиц и осьминогов используют для добычи чернильного вещества, из которого изготавливают тушь.
Вредители сельского хозяйства — слизни, уничтожают зерновые культуры, огородные растения (картофель, капусту, томаты).
Плоские черви, вызывающие заболевания человека и животных, используют моллюсков как промежуточных хозяев.
3. Класс Двустворчатые (Пластинчатожаберные) моллюски
Двустворчатые моллюски — исключительно водные животные, они в основном ведут малоподвижный образ жизни. Большинство из них живёт в морях (мидии, устрицы, морские гребешки), и лишь незначительная часть обитает в пресных водоёмах (беззубка, перловица, дрейсена речная).
Характерная особенность Двустворчатых — отсутствие головы.
Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из двух створок (отсюда и название класса).
Представитель — беззубка обыкновенная. Её тело состоит из туловища и ноги, покрытых мантией. Она свешивается с боков в виде двух складок. В полости между складками и телом находятся нога и жаберные пластинки. Головы у беззубки, как и у всех двустворчатых, нет.
На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводной) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание.
Пищеварительная система
Для Двустворчатых моллюсков характерен фильтрационный способ питания. У них имеется вводной сифон, по нему вода со взвешенными в ней пищевыми частицами (простейшие, одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений) поступает в мантийную полость, где эта взвесь фильтруется. Отфильтрованные пищевые частицы с помощью ресничек направляются в
У беззубки хорошо развита пищеварительная железа, протоки которой впадают в желудок.
Дышат Двустворчатые моллюски с помощью жабр.
Кровеносная система
Кровеносная система незамкнутая. В неё входят сердце и сосуды.
Беззубка — раздельнополое животное. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки, куда через нижний сифон вместе с водой попадают сперматозоиды. Из оплодотворённых яиц в жабрах моллюска развиваются личинки.
Через некоторое время личинки (глохидии) выталкиваются струёй воды из выводного сифона в воду, где прикрепляются к жабрам или коже рыб и несколько недель ведут паразитический образ жизни. Превратившись в молодых моллюсков, они прорывают опухолевидное образование на коже рыбы и падают на дно. Такой образ жизни личинок беззубки помогает расселению этого малоподвижного моллюска.
Двустворчатые моллюски являются фильтраторами воды, кормом для животных, используются в пищу человеком (устрицы, гребешки, мидии), производителями перламутра и натурального жемчуга.
Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из трёх слоёв:
- тонкого наружного — рогового (органического);
- наиболее толстого, среднего — фарфоровидного (известкового);
- внутреннего — перламутрового.
Лучшие сорта перламутра выделяют толстостенные раковины морской жемчужницы, обитающей в тёплых морях. При раздражении отдельных участков мантии песчинками или другими предметами на поверхности перламутрового слоя образуются жемчужины.
Раковины и жемчуг используются для производства ювелирных украшений, пуговиц и других изделий.
Некоторые моллюски, например, корабельный червь, названный так за форму тела, вредят деревянным постройкам, находящимся в воде.
Источники:
Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко B. C. / Под ред. Константинова В. М. Биология. 7 класс. — Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
Иллюстрации:
http://900igr.net
Класс Головоногие моллюски — урок. Биология, Животные (7 класс).
Головоногие моллюски — немногочисленная группа высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением.
Их название — «Головоногие» — объясняется тем, что на голове у них расположены конечности — щупальца (обычно их \(8\)–\(10\)), при помощи которых многие животные могут передвигаться по дну. Установлено, что конечности головоногих развились из ноги их древнего предка.
Головоногие моллюски обитают в морях и океанах с высоким содержанием солей (они не встречаются в Чёрном, Азовском и Каспийском морях, вода которых опресняется впадающими в них реками).
Большинство головоногих — свободноплавающие моллюски. Лишь некоторые обитают на дне.
К современным головоногим относятся каракатицы, кальмары, осьминоги. Размеры их тела бывают от нескольких сантиметров до \(5\) м, а обитатели больших глубин достигают \(13\) м и более (с вытянутыми щупальцами).
Внешнее строение
Тело у Головоногих моллюсков двусторонне-симметричное. Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку — мускулистую коническую трубку (сифон) и длинные мускулистые щупальца с присосками, расположенные вокруг рта (у осьминогов \(8\) щупалец, у каракатиц и кальмаров — \(10\), у наутилуса — около \(40\)). Плаванию помогает пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости через сифон — реактивное движение.
Тело большинства головоногих лишено наружной раковины, есть лишь недоразвитая внутренняя раковина. А у осьминогов раковины нет совсем. Исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения этих животных (скорость движения некоторых кальмаров может превышать \(50\) км/ч).
Внутренний скелет
У головоногих моллюсков имеется особый внутренний скелет, образованный хрящом: мозг защищён хрящевым черепом, опорные хрящи имеются в основании щупалец и плавников.
У головоногих моллюсков хорошо развиты пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы.
Пищеварительная система
Ротовое отверстие (в венце щупалец) окружают две толстые роговые челюсти чёрного или коричневого цвета, изогнутые, как клюв попугая.
В мускулистой глотке находится язык с тёркой (радулой), при помощи которой животные размельчают пищу. В глотку впадают протоки ядовитых слюнных желез. Далее идут длинный пищевод, желудок и кишка, которая заканчивается анальным отверстием.
В заднюю кишку открывается проток особой железы — чернильного мешка. В случае опасности моллюск выпускает в воду содержимое чернильного мешка и под защитой этой «дымовой завесы» скрывается от врага.
Почти все Головоногие моллюски — хищники, нападающие в основном на рыб и ракообразных, которых они хватают щупальцами и убивают укусом челюстей и ядом слюнных желез.
Нервная система и органы чувств
У Головоногих моллюсков хорошо развита нервная система. Нервные узлы крупные, располагаются близко друг к другу и образуют общее окологлоточное образование — мозг.
Органы чувств представлены парными обонятельными ямками, органами равновесия и глазами. Глаза очень крупные, имеют сложное строение и позволяют видеть предметы на различном расстоянии.
Дыхательная система
Большинство головоногих имеет одну пару жабр, которые находятся в мантийной полости.
Кровеносная система
Кровеносная система почти замкнута. Во многих местах кровь из одних сосудов переходит в другие через капилляры. Кровь у головоногих моллюсков синеватого цвета (в ней содержится вещество, в состав которого входит медь).
Сердце трёхкамерное: состоит из одного желудочка и двух предсердий. Оно сокращается около \(30\) раз в минуту.
Головоногие раздельнополы. Половые различия между самцом и самкой иногда резко выражены в окраске, строении частей тела. Обычно они размножаются раз в жизни, после чего погибают.
Стадия личинки отсутствует. Из яйца выходит молодой моллюск, своим обликом похожий на взрослое животное.
Самки кальмаров и каракатиц прикрепляют яйца к подводным предметам, а осьминоги охраняют свои кладки и молодь (забота о потомстве).
Головоногие моллюски служат пищей многим животным: рыбам — акулам, тунцам, макрели; птицам — альбатросам, поморникам, фрегатам, пингвинам; морским зверям — каланам, нерпам, тюленям, кашалотам. Человек употребляет в пищу кальмаров, осьминогов, каракатиц.
Источники:
Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко B. C. / Под ред. Константинова В. М. Биология. 7 класс. — Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
Иллюстрации:
http://ol-lab-2011.narod.ru/index/0-2
http://medusy.ru/diving/osminog/index.shtm
http://school-collection.edu.ru
Презентация по биологии «Классы моллюсков» 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Классы моллюсков
2 слайд Описание слайда:Классификация моллюсков Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Тип Моллюски
3 слайд Описание слайда:Малакология – наука о моллюсках Среда обитания Моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. Части тела моллюсков: 1. Голова (у двустворчатых – нет) 2. Туловище 3. Нога (щупальца – у головоногих) 4. Мантия 5. Раковина Симметрия тела большинства моллюсков — двусторонняя. Брюхоногие – асимметричные животные. Моллюски произошли от древних многощетинковых кольчатых червей.
4 слайд Описание слайда:Брюхоногие Слизни
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Ципрея тигровая
13 слайд Описание слайда:Голожаберные моллюски
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Голожаберный моллюск Главк
16 слайд Описание слайда:4-сантиметровый Kanga закручивает выходящую из его яйцеклада ленту яиц с помощью липкой конечности..
17 слайд Описание слайда:Полупрозрачный Phyllodesmium iriomotense длиной 4,3 сантиметра питается только кораллами. Пищеварительная система моллюска расположена в ветвящихся щупальцеподобных отростках, которые можно легко отбросить в случае опасности.
18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Двустворчатые моллюски
20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:Лима шероховатая)
23 слайд Описание слайда:Гребешок — морской двустворчатый моллюск Обитает во всех мировых океанах. Большинство видов гребешка являются объектом промысла, в качестве пищи и использования красивых цветных раковин. В пищу используется мускул моллюска.
24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:В раковине самого крупного из двустворчатых моллюсков, Трикадны, встречаются и заметно более крупные экземпляры жемчужин. Например, вторая в мире по величине жемчужина — «Принцесса Палавана». Ее вес составил 2,3 килограмма, а диаметр более 150 миллиметров.
28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:Головоногие
37 слайд Описание слайда:Кальмары
38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда:Адский вампир с раскрытым «плащом» и выпущенным тонким филаментом.
40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда:Осьминоги
44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда: 46 слайд Описание слайда: 47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда:Осьминог Думбо, является глубоководным осьминогом, обитающим на значительной глубине таких больших водоемов, как океан, на глубине от 100 до 5.000
49 слайд Описание слайда: 50 слайд Описание слайда: 51 слайд Описание слайда:Каракатицы
52 слайд Описание слайда: 53 слайд Описание слайда:Наутилус
54 слайд Описание слайда: 55 слайд Описание слайда: 56 слайд Описание слайда: 57 слайд Описание слайда:Мир (505 — 440) млн. лет назад Одними из первых головоногих моллюсков были гониоцерас и эндоцерас.
58 слайд Описание слайда: 59 слайд Описание слайда:Раковина силурийского головоногого моллюска.
60 слайд Описание слайда: 61 слайд Описание слайда:Аммониты — вымерший подкласс головоногих моллюсков, (до 2 метров в диаметре) сущестовали на земле с девона по мел (410-65 млн лет до нашей эры).
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-628072
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Презентация по биологии на тему «Тип Моллюски» (7 класс)
Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему «Тип Моллюски» (7 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тип Моллюски
2 слайд Описание слайда:Общая характеристика моллюсков Моллюски, или мягкотелые – насчитывают около 130 тыс. видов. Туловище — кожно-мускульный мешок, окружено кожной складкой – мантией Между телом и мантией находится мантийная полость На спинной стороне большинства представителей расположена защитная раковина. Двусторонняя симметрия тела, у некоторых ассиметричное тело.
3 слайд Описание слайда:Органы дыхания лёгкое или жабры Кровеносная система незамкнутая (кроме головоногих), представлена сердцем и сосудами Нервная система разбросанно-узлового типа Развиты органы осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства Выделительная система представлена почками В пищеварительной системе появляются слюнные железы и печень, а также тёрка Раздельнополые, но есть и гермафродиты
4 слайд Описание слайда:Тип Моллюски Класс Двустворчатые Класс Головоногие Класс Брюхоногие
5 слайд Описание слайда:Класс Брюхоногие 105 000 видов. Моря, пресные водоемы, суша. Асимметричное тело. Есть фильтраторы, трупоеды, хищники, растительноядные и паразиты Передвигаются медленно скользя на подошве ноги Раковина цельная, ассиметричная (нет у слизней) Тело подразделяется на голову, туловище и ногу
6 слайд Описание слайда:Многообразие брюхоногих моллюсков
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:Класс Головоногие 800 видов Исключительно морские животные Двусторонне-симметричные Активно передвигаются в толще воды и у дна Почти все хищники Раковина присутствует только у Наутилуса Тело представлено туловищем, головой и ногой, преобразованной в щупальца Размножаются раз в жизни. После чего погибают
10 слайд Описание слайда:10 8
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Многообразие головоногих моллюсков
13 слайд Описание слайда:Многообразие головоногих моллюсков
14 слайд Описание слайда:Класс Двустворчатые 20 000 видов. Обитают в морских и пресных водоемах. Двусторонне-симметричные животные. Ведут малоподвижный образ жизни Фильтраторы, кормящиеся взвешенными в воде органическими частицами Раковина состоит из двух створок Голова отсутствует. Тело представлено только туловищем и ногой
15 слайд Описание слайда:Многообразие Двустворчатых моллюсков
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:Внутреннее строение раковины
18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Это интересно Самый старый пойманный человеком моллюск, по оценкам ученых имел 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным. Устрицы могут менять пол. Один сезон женщина, другой – мужчина. Некоторые разновидности гребешков имеют десятки голубых глаз по краям раковины. С помощью них гребешки могут замечать хищников и вовремя убежать Голожаберные моллюски очень ядовиты, от одного прикосновения к такой прелести может сойти кожа с руки. Осьминоги могут различать геометрические фигуры, привыкают к кормящим их людям, поддаются дрессировке и даже становятся ручными. Осьминоги тщательно заботятся о чистоте своих жилищ, «подметая» их струёй воды и складывая отходы снаружи в мусорную кучу.
20 слайд Описание слайда:Характеристика классов моллюсков Признаки/ Классы Двустворчатые Брюхоногие Головоногие Числовидов Место обитания Симметрия тела Части тела Раковина Нога Представители Значение в природеи жизни человека
21 слайд Описание слайда:http://onlinebiology.ru/mollyuski Видео урок
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-404323
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Общая характеристика типа Моллюски (7 класс)
План-конспект
урока биологии в 7 классе
«Общая характеристика моллюсков»
Тема: Общая характеристика моллюсков.
Цель: Расширить представления учащихся о многообразии органического мира, познакомить с новым типом живых организмов, а так же на основе сравнительной характеристики доказать, что Моллюски, действительно более эволюционно развиты, в сравнении и ранее изученными животными и показать филогенетические связи с другими представителями царства Животные
Задачи:
Дать общую характеристику типа Моллюски;
Выявить черты высокой организации Моллюсков;
Показать многообразие данного типа;
Установить филогенетические связи;
Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;
Выделять главное в ходе беседы и при составлении опорного конспекта
Подвести учащихся к мировоззренческому выводу о филогенетических связях в природе;
Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, традиционный
Оборудование: проектор, биологические коллекции, биологический атлас
Понятия(новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка(радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.
Ход урока:
Вводная беседа
Подготовка к восприятию
1. С какими типами живых организмов вы познакомились на предыдущих уроках? ( с типом плоские, круглые и кольчатые черви).
2. Каких представителей вы изучили?
3. Где они встречаются?
III.Изучение нового материала
Сегодня Вы познакомитесь с одними из самых разнообразных и необычных животных, встречающихся на нашей планете.
Послушайте отрывок из рассказа Салтыкова-Щедрина. «Карась-идеалист»
Догадались, каких животных мы в повседневной жизни называем ракушками?
Это одни из древнейших организмов, обитающих на земле, но в тоже время достаточно высокоорганизованных. Эти организмы всем вам уже знакомы их можно встретить практически в каждом уголке земного шара. Эти животные- Моллюски.
Итак… тема сегодняшнего урока «Общая характеристика моллюсков». У вас у каждого есть план- конспект урока, который вы будете заполнять в процессе изучения темы
Кто же они такие?
Моллюски (или Мягкотелые) — один из самых крупных Типов животных. Известно свыше 130 тысяч видов моллюсков. Моллюски обитают в морях, пресных водах, на суше. Некоторые паразитируют на других животных.
Моллюски — двусторонне-симметричные мягкотелые животные (у брюхоногих тело асимметричное), имеющие раковину, мантию, мантийную полость, незамкнутую кровеносную систему).
Вторичная полость тела (целом) хорошо выражена только в зародышевом состоянии, а у взрослых животных сохраняется в виде околосердечной сумки и полости половой железы. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью. Такая полость тела называется смешанная или миксоцель. (Слайд 2).
Тип Моллюски объединяет классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (Слайд 3)
Внешнее строение
Тело моллюсков несегментировано и состоит из головы (её нет у Двустворчатых), туловища и ноги.
Голова имеется почти у всех моллюсков, кроме Двустворчатых. На ней расположены ротовое отверстие, щупальца и глаза.
Нога — мускулистый непарный вырост тела, который служит для ползания.
У большинства моллюсков имеется раковина.
Туловище Моллюсков покрыто кожной складкой — мантией (вещество, из которого строится раковина, выделяется клетками мантии). Пространство между стенками туловища и мантией называется мантийная полость. В ней расположены органы дыхания. В мантийную полость открываются анальное, половые и выделительные отверстия.
Мантия моллюска — это кожная складка между телом и раковиной.
Мантийная полость — это пространство между стенками туловища и мантией.
Органы моллюсков объединены в системы: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, нервную, выделительную, половую. (Слайд 4)
Пищеварительная система
Пищеварительная система зависит от типа питания моллюсков.
Ротовая полость переходит в глотку, а затем — в пищевод, который ведет в желудок и кишечник. В него впадают протоки пищеварительной железы. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие.(слайд 5)
Дыхание
Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами, а у наземных — с помощью лёгкого. Некоторые водные моллюски (например, прудовики), также дышат лёгкими, периодически поднимаясь к поверхности воды, чтобы вдохнуть атмосферный воздух.(слайд 6)
Кровеносная система
В кровеносную систему входит сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце обычно состоит из трёх камер: одного желудочка и двух предсердий (у Брюхоногих — две камеры — предсердие и желудочек).
Моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему (за исключением головоногих). Это означает, что кровь течёт не только по кровеносным сосудам, но и по специальным полостям между органами, а затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие для обогащения кислородом. (Слайд 7)
Нервная система и органы чувств
Нервная система различается по степени сложности и наиболее развита у Головоногих моллюсков.
Она состоит из нескольких пар хорошо развитых нервных узлов, расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов. Такая нервная система называется разбросанно-узлового типа.(Слайд 8)
Выделительная система
Органы выделения моллюсков — одна или две почки, выделительные отверстия которых открываются в мантийную полость. (Слайд 9)
Размножение
Моллюски размножаются только половым путём. Большинство из них раздельнополы, но встречаются и гермафродиты. Размножаются моллюски, откладывая оплодотворенные яйца. Оплодотворение у моллюсков бывает наружное (например, у устрицы и беззубки) и внутреннее (у виноградной улитки).
Из оплодотворенного яйца развивается или личинка, ведущая планктонный образ жизни (парусник), или сформировавшийся маленький моллюск. (Слайд 10)
Происхождение
Видимо, Моллюски произошли от общих с Кольчатыми червями предков, у которых была слабо развита вторичная полость тела, имелись ресничные покровы и еще не было расчленения тела на сегменты. (Слайд 11)
В эмбриональном (зародышевом) развитии Моллюсков можно наблюдать много общего с развитием Многощетинковых Кольчатых червей. Это указывает на древние исторические (эволюционные) связи между ними.
Типичная личинка морских моллюсков (парусник) очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.
Личинка ведёт планктонный образ жизни, потом оседает на дно и принимает облик типичного брюхоногого моллюска.(Слайд 12)
IVЗакрепление изученного материала
Итак каковы же черты сходства и различия в строении между кольчатыми червями и моллюсками?
Какие черты характерны для быстро плавающих моллюсков?
Какова роль моллюсков в природе и жизни человека?
Выскажите свое мнение- как мы должны относиться к моллюскам- это друг или враг?
Давай те здесь и сейчас пообещаем себе и друг другу то, что мы во что бы то ни стало будем хранить и оберегать красоту нашего мира
V. Домашнее задание:
Стр.132-134 прочитать и ответить на 1-3 вопросы на стр.142
Источники:
Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа
Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7 класс.– М.: Владос
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C./Под ред. Константинова В.М. Биология. 7 класс.– Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Иллюстрации:
http://tszavangard.ru/pic/large-3867.jpg
http://ol-lab-2011.narod.ru/index/0-2
http://infourok.ru/prezentaciya_na_temu_vnutrennee_stroenie_mollyuskov.-447506.htm
особенности строения и внутренняя структура, основной образ жизни
Моллюски двустворчатого типа являются водными обитателями, для которых характерен малоподвижный способ жизни. Они часто встречаются в морских глубинах, представлены гребешками, устрицами, мидиями. Пресные водоемы стали домом для дрейсены, перловицы, беззубки. Их раковина в основном состоит из одинаковых половинок, откуда и происходит название. Отсутствие головы — отличительная особенность двустворчатых моллюсков. На биологии в 7 классе подробно рассматривается строение и жизнедеятельность этих существ.
Подробное описание
Двустворчатые стали так называться еще в XVIII веке благодаря шведскому известному естествоиспытателю Карлу Линнею. Однако, существуют и другие версии. Описываемых животных еще называли безголовыми, что в принципе полностью соответствует внешней структуре этих малоподвижных существ. Одни их виды прекрасно приспособились к жизни в морских соленых глубинах, другие — к пресной среде.
Чаще всего тело у моллюсков отличается симметрией, оно слегка сплюснуто. Однако встречаются шарообразные и червеподобные особи. При детальном рассмотрении становится ясно, что полностью отсутствует голова, нет плавников, в наличии только тело, впереди которого располагается нога. Последний орган является своеобразным моторчиком, обеспечивает неспешное перемещение по дну. Конечность выдвигается из ракушки и прочно зацепляется за грунт, подтягивает всю раковину к себе. Нога также помогает моллюску зарываться при необходимости в песок.
Все мягкое тело помещено в известковую раковину, которая представлена плотно смыкающимися между собой пластинами. Важно отметить, что половинки ракушек по размерам могут варьироваться от 2 мм до 1,5 м. Стандартно они симметричные, но в некоторых случаях бывают и разновеликими.
Основы строения
Внутренняя часть створок чаще всего окрашена в жемчужный оттенок, обычно присутствует перламутровый налет, толщина которого только увеличивается с возрастом. При поступлении внутрь какого-либо инородного предмета (даже соринки) перламутр быстро обволакивает его, способствуя впоследствии созреванию жемчужины.
Наружная часть раковины не столь привлекательная. Ороговевший прочный слой в большинстве случаев неровный и рыхлый, окрашен в грязно-коричневые оттенки. С его помощью создается соединительная ткань, плотно связывающая открывающиеся створки, которые срастаются по бокам и сзади. При этом остается отверстие под конечность. Для полного закрывания так называемого домика моллюск приводит в действие специальные мышцы — «замыкатели».
Плотному соединению также способствуют зубцы, расположенные по самому краю створок. Такое строение предотвращает ерзание крышек, которые прочно фиксируются в нужном положении. Но такие зубцы присутствуют не у всех двустворчатых.
Ктенидии, или жабры, обеспечивают дыхание животного. Через эти же органы отфильтровывается поступающая внутрь вода. Случается, что ракушка выбрасывается на берег. В этом случае она приоткрывает створки, способствуя осуществлению газообмена. Но известны отдельные виды описываемых организмов, которые плотно смыкают половинки, прекрасно пребывая в таком состоянии несколько часов.
Рост моллюска происходит следующим образом. На контуре раковины ежегодно появляется 1 полоска, чему способствуют специальные выделения. Из этого следует, что возраст определяется по количеству окружностей. Что касается самого тела, оно увеличивается в объеме благодаря скапливаемой минеральной базе. Двустворчатых принято считать долгожителями, возраст которых порой насчитывает несколько сотен лет.
Внешний вид
Строение описываемых существ необычно. По всему периметру ракушки расположена мантия, которая выполнена в виде кожаных складок. В случае когда животное регулярно зарывается в грунт, из обозначенного органа развиваются каналы входного и выходного типа. Через них и происходит взаимодействие с внешней средой. Через одну трубку внутрь полости поступает пища с кислородом, с помощью второй (выделительной) устраняются продукты жизнедеятельности. Мантийная структура также включает:
- ногу;
- органы для дыхания;
- роговые отверстия.
Чувство осязания двустворчатых моллюсков происходит посредством щупалец, которые расположены по самой оконечности мантии. Последняя обеспечивает подачу кислорода в случае отсутствия жабр. Органы дыхания выполнены в виде двух одинаковых лепестков, которые находятся по обе стороны от конечности. Нога отсутствует у описываемых животных, для которых характерен оседлый способ жизни. Примером станут устрицы, для них двигательная сила не нужна.
Если же моллюску необходимо прочно закрепиться на конкретном объекте и задержаться на нем, специальная железа, присутствующая на конечности, способствует выработке специальных нитей.
Они обеспечивают сцепление с твердым телом. Многие двустворчатые организмы не имеют нервных окончаний, глаз, но у некоторых представителей этого класса они все же присутствуют. У всех имеются светочувствительные клетки, с помощью которых происходит определение светлого пространства и тьмы.
Внутренняя структура
Мягкотелые существа не имеют никаких костей. Что касается кровеносной системы моллюсков двустворчатого типа, она является открытой. Жидкость перемещается не только по сосудам, но и омывает внутренние органы. Через сердце проходит специальная кишка. С помощью двух почек обеспечивается выведение обменных ненужных веществ. Восприятие запахов у таких животных достаточно плохое, поскольку органы обоняния развиты слабо. Особи разделяются по половому признаку. Интересен и уникален тот факт, что в определенный период жизненного цикла может происходить смена пола.
Процесс размножения
В некоторых случаях оплодотворение происходит по следующему принципу. И одних особей через специальный выходной канал выделяются созревшие мужские клетки. Они проникают в мантию женского организма с поглощаемыми водными массами. Именно так происходит зарождение будущего потомства. По истечению определенного времени личинки выводятся наружу.
Гораздо чаще новая жизнь моллюсков появляется в воде. Клетки самцов и самок попадают во внешнюю среду, встречаются и сливаются в будущий организм. Что касается полового созревания, оно характерно для двустворчатых животных уже на первом году жизни. Но существуют отдельные виды, которые способны давать потомство по достижению 10−15 лет.
Особенности питания
Моллюски поглощают пищу по принципу фильтрации. Еда представлена:
- простейшими организмами;
- растениями;
- водорослями.
Она перерабатывается с помощью пищеварительной системы. Внутрь раковины органика поступает посредством вводного сифона. После этого специальные отростки в виде волосков отфильтровывают еду, направляя ее в ротовую полость. Масса далее перемещается в пищевод через глотку, поступает в желудок и выводится анальным отверстием.
В завершение отходы выводятся из раковины через специальный сифон. Но существуют среди описываемых моллюсков и хищные представители. Они специальными мускулами захватывают мелких рачков и направляют их к входной трубе, далее — в рот.
Значение для природы
Сложно переоценить значимость двустворчатых созданий, неизвестно, в каком бы состоянии пребывали водоемы без них. Они очищают воду озер, морей, рек. Нередко беспозвоночные разводятся человеком целенаправленно в искусственных условиях, после чего помещаются в природную среду. Известно, что одна устрица за 60 минут в состоянии профильтровать 10 л воды! Помимо всего прочего, моллюски являются пищей для других животных. Ими питаются птицы, пресноводные водоплавающие, жабы, рыбы.
Применение человеком
Чаще всего двустворчатые организмы потребляются в пищу. Люди отдают предпочтение морским гребешкам, устрицам, мидиям. Порой их добыча довольно дорогостоящая, поэтому распространено и развивается искусственное выращивание. Стоит отметить, что подобный бизнес относится к прибыльным направлениям, поскольку вкусовые качества двустворчатых организмов оценены человеком по достоинству. Они также поедаются сельскохозяйственными животными. Так, крошка, в которую измельчаются ракушки, часто добавляется в куриный корм.
Беспозвоночные нужны для добычи дорогостоящего жемчуга, использующегося в ювелирном деле. Бусинки растут и созревают в закрытых полостях, а человеку для этого ничего не нужно делать.
В строительной сфере активно используются створки, из которых производится ракушечник, называющийся часто морским камнем. Из такого материала создаются строительные блоки небольших размеров. Он часто применяется при возведении храмовых сооружений, обеспечивает защиту от шума и холода, выступает барьером от радиации. Ракушечник уместен при создании дизайнерских изделий, скульптур. Существует и негативное действие моллюсков в отношении человека:
- Они надолго прикрепляются к днищам судов, собирают вокруг себя целые колонии собратьев и ухудшают их быстроходные качества.
- Лодкам с таким балластом очень сложно перемещаться.
- Существуют корабельные черви, которые портят корабельные днища, не подлежащие последующему восстановлению.
По своим характеристикам моллюски двустворчатого типа — уникальные существа. Они оказывают большую пользу природе, очищая и фильтруя воду. Такие организмы присутствуют в разных сферах жизни человека, отличаются уникальной структурой, строением. В школьном сообщении необходимо изложить общую информацию о двустворчатых моллюсках, средой обитания которых является подводный мир.
7.SP.A.1 Поймите, что статистику можно использовать для получения информацию о популяции путем изучения выборки население; обобщения о популяции из образец действителен, только если образец является репрезентативным это население. Поймите, что случайная выборка имеет тенденцию производить репрезентативные образцы и поддерживать действительные выводы. |
7.SP.A.2 Используйте данные из случайной выборки, чтобы сделать выводы о население с неизвестной интересующей характеристикой. Создайте несколько образцов (или смоделированных образцов) того же размера, чтобы оценить разницу в оценках или предсказания. Например, оцените среднее слово длины книги путем случайной выборки слов из книга; предсказать победителя школьных выборов на основе случайно выбранные данные опроса.Измерьте, как далеко от оценка или прогноз может быть . |
7.SP.B.3 Неформально оценить степень визуального перекрытия двух распределения числовых данных с аналогичной изменчивостью, измеряя разницу между центрами, выражая это как кратная мера изменчивости. Для Например, средний рост игроков в баскетбол на 10 см больше среднего роста игроков на футбольной команды, примерно вдвое больше (среднее абсолютное отклонение) в любой команде; на точечном графике разделение между двумя распределениями высот равно Заметный . |
7.СП.Б.4 Используйте меры центра и меры изменчивости для числовые данные из случайных выборок для рисования неформальных сравнительные выводы о двух популяциях. Для Например, решить, будут ли слова в главе сборник естественных наук для седьмого класса обычно длиннее, чем слова в главе учебника для четвертого класса . |
7.SP.C.5 Поймите, что вероятность случайного события число от 0 до 1, которое выражает вероятность происходящее событие. Большие числа указывают на большее вероятность. Вероятность около 0 указывает на маловероятный событие, вероятность около 1/2 указывает на событие, которое ни маловероятно, ни вероятно, а вероятность около 1 указывает на вероятное событие. |
7.SP.C.6 Примерно вероятность случайного события сбор данных о случайном процессе, который их производит, и наблюдая его долгосрочную относительную частоту, и предсказать приблизительная относительная частота с учетом вероятность. Например, при раскатывании числа куб 600 раз, предсказываем, что выпадет 3 или 6 примерно 200 раз, но, вероятно, не точно 200 раз . |
7.SP.C.7 Разработайте вероятностную модель и используйте ее, чтобы найти вероятности событий. Сравните вероятности из модель для наблюдаемых частот; если соглашение не хорошо, объясните возможные источники несоответствия. 7.SP.C.7a Разработайте единую вероятностную модель, приписав равные вероятность всех исходов, и использовать модель для определить вероятности событий. Например, если учащийся выбран случайным образом из класса, найдите вероятность того, что Джейн будет выбрана, и Вероятность того, что девушку выберут . Разработайте вероятностную модель (которая может быть неоднородной) с помощью наблюдение частот в данных, полученных случайно процесс. Например, найти приблизительный вероятность того, что вращающийся пенни выпадет один на один или что брошенный бумажный стаканчик приземлится открытым концом вниз.Сделайте результаты для вращающегося пенни кажутся одинаковыми скорее всего на основе наблюдаемых частот? |
7.SP.C.8 Найдите вероятности сложных событий, используя организованные списки, таблицы, древовидные диаграммы и моделирование. 7.SP.C.8a Поймите, что, как и в случае с простыми событиями, вероятность сложного события — это доля результаты в пространстве выборки, для которых составное событие происходит. |
7.SP.C.8b Представление пробелов для составных событий с помощью методов такие как организованные списки, таблицы и древовидные диаграммы. Для событие, описанное повседневным языком (например, опрос двойные шестерки, идентифицируйте результаты в пространстве выборки которые составляют событие. | 7.SP.C.8c Разработайте и используйте моделирование для генерации частот для сложные события. Например, используйте случайные цифры как инструмент моделирования, чтобы приблизить ответ на вопрос: Если у 40% доноров кровь группы А, то какая вероятность того, что потребуется не менее 4 доноров, чтобы найти человека с кровью типа А? |
Математика для 7-го класса — Common Core и математическая практика SBAC
Согласно CCSS, ученики седьмого класса должны сосредоточиться на четырех важных направлениях:
а) развитие понимания и применение пропорциональных отношений,
б) развитие понимания операций с рациональными числами и работа с выражениями и линейными уравнениями,
в) решение задач с масштабными чертежами и неформальными геометрическими конструкциями,
г) делать выводы о популяциях на основе выборок.
Следующие ниже практические наборы вопросов по математике предназначены для проверки знаний учеников седьмого класса. Мы не связаны с Центром передового опыта Национальной ассоциации губернаторов (Центр NGA) или Советом директоров школ штата (CCSSO), которые координируют инициативу CCSS. Математические тесты можно использовать в качестве практики для теста Smarter Balanced Assessment Consortium — SBAC.
Коэффициенты общего ядра 7-го класса и пропорциональные отношения
7.РП: Студентам необходимо анализировать пропорциональные отношения и использовать их для решения реальных и математических задач.
Система счисления общих ядер 7-го класса
7.NS: Применяйте и расширяйте предыдущее понимание операций с дробями, а также сложение, вычитание, умножение и деление рациональных чисел.
Общие основные выражения и уравнения 7-го класса
7.EE: Студенты должны использовать свойства операций для создания эквивалентных выражений и для решения реальных и математических задач с использованием числовых и алгебраических выражений и уравнений.
Общая основная статистика и вероятность 7-го класса
7.SP: Стандарты 7.SP CCS требуют, чтобы учащиеся седьмого класса использовали выборку, чтобы делать выводы, делать неформальные сравнительные выводы о двух популяциях и исследовать случайные процессы, а также разрабатывать, использовать и оценивать вероятностные модели.
Геометрия общего сердечника 7-го класса
7.G: Ожидается, что ученики седьмого класса будут уметь рисовать, конструировать и описывать геометрические фигуры и решать реальные задачи, включая измерение угла, площади, площади поверхности и объема.