Растение насекомое животное цепь питания: Цепи питания — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Автор: | 18.05.2023

Содержание

Цепь питания в лесу – примеры пищевой цепочки кратко (3 класс, окружающий мир)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 91.

Обновлено 10 Сентября, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 91.

Обновлено 10 Сентября, 2021

В лесах обитает множество животных. Среди них есть травоядные и хищники, падальщики и всеядные. Летают бабочки и жуки, птицы и летучие мыши. В траве шуршат мыши и жабы. Неизбежно одни животные поедают других. Взаимосвязи групп организмов, возникающие в процессе питания, называются пищевыми цепочками. В статье разбираются различные цепи питания, характерные для леса.

Пищевые цепи

Пищевые цепи начинаются с организмов, способных самостоятельно создавать органические вещества, то есть с растений. Выделяется два типа цепочек в зависимости от вида органического вещества.

  • В первом типе начальное звено представлено живым растением, им питается травоядное животное, которого поедает хищник.
  • Во втором типе растение отмирает, его останками питаются насекомые, черви, в водоёмах моллюски, рыбы. Завершает цепь хищник.

Пищевые цепи не существуют отдельно друг от друга. Животное из одной цепочки может быть включено в другую цепочку. Так формируется сеть питания в лесу, которая обеспечивает устойчивость природной экосистемы.

В природе в конце пищевых цепочек находятся разнообразные падальщики, которые очищают лес от мёртвых животных. Это черви, насекомые, птицы, звери и другие. Некоторые хищники также могут питаться падалью (волк).

Пищевые цепи в смешанных лесах

В смешанных лесах произрастают хвойные и лиственные породы деревьев: пихта, ель, сосна, вяз, берёза, осина, рябина, ольха. Распространены грызуны (мышь, землеройка, заяц), копытные (олень, косуля, лось, кабан), хищники (лиса, волк, ласка, филин). Здесь преобладает первый тип пищевых цепей.

Первым звеном цепи являются ягоды, плоды, злаки, листья, кора деревьев, молодые ветки кустарников. Второе звено — растительноядные и всеядные животные — копытные, птицы, насекомые. Последнее звено — хищник, причём цепь может продолжаться, если хищник мелкий. Его может съесть более крупное животное.

Составим пищевую цепочку, характерную для смешанных лесов.

Начало цепочки — дуб с желудями, следующее звено — белка, поедающая жёлуди. На неё, особенно на бельчат, охотится ласка, которая становится добычей филина или лисицы.

Рис. 1. Ласка.

Пищевые цепи хвойного леса

Для хвойного леса или тайги характерны разнообразные хвойные породы деревьев с небольшой примесью лиственных в подлеске. Животные тайги — бурундук, белка, заяц, лось, лесной северный олень, соболь, рысь, росомаха, медведь и другие. Здесь наблюдаются оба вида пищевых цепей.

  • Цепь первого вида начинается кедровыми орехами, вторым звеном выступает сибирский бурундук. На него нападает хищный соболь, но сам часто он попадает на обед росомахе.
Рис. 2. Сибирский бурундук.
  • В начале цепи второго вида погибшее дерево.
    В древесину жук-усач откладывает яйца, где вылупляются личинки и перерабатывают мёртвое органическое вещество. Весной и летом личинки находит и добывает большой пёстрый дятел. Таёжный охотник ястреб-тетеревятник не откажется полакомиться дятлом.

Жук-усач питается пыльцой цветов, поэтому является хорошим опылителем. На жуков охотятся насекомоядные птицы.

Рис. 3. Жук-усач.

Кратко описать цепи питания в лесу, привести примеры животных, составляющих цепи, можно на уроке по окружающему миру в 3 классе в виде доклада.

Что мы узнали?

Животные и растения в лесу связаны пищевыми цепочками. Животные могут участвовать в разных цепочках. Завершают цепочки падальщики.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 91.


А какая ваша оценка?

Кто что ест? стр.

94

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, кто что ест, и как устроены цепи питания.

1. Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания. В зависимости от того, кто что ест.

Всех их можно разделить на четыре группы.

Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут употреблять любую пищу.

2. Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.
  • Первая: осина — заяц — волк.
  • Вторая: жёлудь — лесная мышь — сова.

3. Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности животных:

 а) к добыванию пищи;

Приспособлениями к добыванию пищи служат: У лисы — хороший слух и зрение, острые зубы. У совы — когти, изогнутый клюв.

б) к защите от врагов.

Приспособлениями к защите от врагов служат: У зайца — быстрые ноги, цвет шерсти. У ежа — колючки. У ящерицы — отпадающий хвост. У кузнечика — покровительственная окраска тела. У божьей коровки — предупреждающая окраска.

Обсудим!

1. Почему цепи питания начинаются с растений?

Любая цепочка питания начинается с растения, потому что только они являются производителями органической пищи. Только растения могут производить питательные органические вещества из углекислого газа, воды и солнечного света.

2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

  • Если бы на земле не осталось лягушек, то змеям нечего стало есть, и они вымерли. Зато развелось бы много комаров.
  • Если бы не осталось змей, лягушки расплодились и им перестало бы хватать пищи. Они тоже начали бы вымирать.
  • Если бы не осталось сов, расплодились бы мыши и погибли урожаи на полях.
  • Если бы не осталось стрекоз, то расплодились бы в огромных количествах комары и мухи, которые могут быть переносчиками различных заболеваний. А птицы, которые питаются стрекозами, вымерли бы от голода.

Проверь себя

1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?

От того, кто что ест, они делят на растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных.

2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Это связь между различными животными и растениями. Например, Заяц ест капусту, но его может съесть лиса. Или белка питается кедровыми орехами, а её может съесть куница. От того, кто что ест, зависит форма пищевой цепи.

Задания для домашней работы

1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

Изготовим модели цепочек питания, приведённые в ответе на вопросы раздела «Проверь себя»:

  • Капуста — Заяц — Волк.
  • Кедровый орех — Белка — Куница.

2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Эти удивительные насекомые оказываются не только очень красивыми, но и полезными. Они защищают наши сады и огороды от прочих насекомых, ведь несмотря на размер это хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым эти насекомые помогают садоводам сохранить свои урожаи.

Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что их нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.

Смотри также:
  • Википедия о пищевых цепях
  • Тема учебника «Разнообразие животных»

На следующем уроке

Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как они заботятся о своём потомстве.

Я видела, как у хомяков появились маленькие детёныши. Они были такими крошечными и слепыми. Хомяк-мама заботился о них, кормил молоком и грел своим телом. Потом маленькие хомяки быстро научились есть и бегать.

Powerhouse Plants поддерживают насекомых и всю пищевую цепочку • Earth.com

14-12-2020

ByChrissy Sexton

Штатный сотрудник Earth.com

В ходе революционного исследования эксперты Университета Делавэра определили растения-электростанции которые наиболее остро необходимы для поддержки пищевых сетей в Соединенных Штатах. Исследователи определили лучшие растения в каждом биорегионе, создав, по сути, руководство по восстановлению экосистем в любой точке страны.

По мнению экспертов, гусеницы видов чешуекрылых являются самой большой движущей силой, передающей энергию вверх по пищевой цепи. Исследователи объяснили, что гусеницы и другие насекомые должны быть окружены местными растениями, чтобы процветать, особенно теми, которые эволюционировали вместе с насекомыми на протяжении миллионов лет.

Новое исследование показало, что лишь несколько мощных растений поддерживают большинство чешуекрылых, и что 90 процентов того, что едят гусеницы, создается только 14 процентами местных видов растений. Кроме того, только пять процентов электростанций производят 75 процентов продуктов питания, и эта закономерность характерна для всех Соединенных Штатов.

«Большинство людей говорят о пищевой цепи, как о линейной. На диаграмме эти соединения выглядят как паутина, а не как простая цепочка», — сказал ведущий автор исследования профессор Дуг Таллами. «Возьмите краеугольное дерево, такое как дуб. Этот дуб могут съесть более 500 видов гусениц. Это позволяет создать более сложную и, следовательно, более стабильную пищевую сеть».

Хотя уже установлено, что местные растения гораздо лучше для экосистемы, чем неместные растения, новое исследование сосредоточено на наиболее важных местных растениях.

«Есть определенные местные растения, и на самом деле их не так много, которые выполняют основную часть работы», — сказал профессор Таллами. «Итак, если вы создаете ландшафты без этих мощных растений, поддерживающих гусениц, пищевая сеть обречена».

Из более чем 2000 родов растений Среднеатлантического региона эксперты отнесли 38 к разряду мощных растений, включая такие деревья, как местные дубы и ивы. Среди травянистых растений, попавших в список, — золотарник, астры и многолетние подсолнухи.

Профессор Таллами был удивлен тем, насколько значительной была разница между растениями-электростанциями и другими местными видами.

«Масштабы различий нас удивили. Это не просто устойчивый континуум, в котором выстраиваются все ваши родные растения, и от одного растения к другому происходит постепенное снижение продуктивности. Это чрезвычайно перекошено в сторону этих электростанций».

В то время как бабочки известны своей красотой, более вкусные гусеницы моли выполняют большую часть работы по передаче энергии хищникам. «Вы много слышали о садах бабочек. Нам нужно больше думать о садах чешуекрылых, в которых обитают мотыльки, которые являются крупнейшим двигателем пищевой сети», — пояснил профессор Таллами.

«Насекомые опыляют 90% наших цветковых растений. Без насекомых мы бы потеряли эти растения, что разрушает пищевую сеть. Мы бы потеряли амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих и даже некоторых пресноводных рыб».

Насекомые также являются важным компонентом разложения почвы. Они высвобождают остатки мертвых растений и животных и восстанавливают питательные вещества в почве. Грибы и бактерии также обладают этим талантом, отметил профессор Таллами, но они значительно медленнее, чем насекомые.

«Если популяция насекомых продолжит сокращаться, Земля сгниет. Человечество не переживет таких резких изменений. Насекомые необходимы не только для нашего благополучия, но и для нашего дальнейшего существования на Земле».

Исследование опубликовано в журнале Nature .

–—

By Крисси Секстон , Earth.com Штатный сотрудник

СВЯЗАННЫЕ НОВОСТИ 9000 3

Новости приходят к вам

Самые важные новости о нашей планете доставляются вам каждый день

О нас

Политика конфиденциальности

Условия обслуживания

Карта сайта

Персонал

EARTH. COM

Новости

Видео

Изображения

Earthpedia

Действия

Магазин

EARTHPEDIA

Статьи

Энциклопедия животных 900 03

Животные, находящиеся под угрозой исчезновения

Энциклопедия растений

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

EARTH NEWS

Экстренные новости

Окружающая среда

Lifesyle

Голоса

Животные

Растения

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Свяжитесь с нами

© 2023 Earth.com

Все права защищены

Построить пищевую цепочку | Охрана приматов Новой Англии

Эта деятельность сосредоточена на трофических уровнях пищевой цепи: продуценты, первичные консументы, вторичные консументы, третичные консументы и иногда четвертичные консументы.

Используйте рисунок справа, чтобы напомнить себе о трофических уровнях пищевой цепи.

Мы описываем два подхода к упражнению: Лабораторное задание и Полевое задание.

Лабораторное задание требует памяти и воображения. Это модель, которую можно использовать, если вы не можете выйти на улицу, чтобы посмотреть на производителей и потребителей в вашем районе. Вы можете выполнять это задание в своем классе, дома или в любом другом месте, где вы можете оказаться в помещении.

Полевое задание предлагает вам выйти на улицу и посмотреть на естественные элементы окружающего вас мира. Делайте заметки о том, что вы видите, чтобы вы могли построить свою пищевую цепочку.

Это может быть индивидуальное или групповое занятие.


СОБРАТЬ ДАННЫЕ

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАДАНИЕ

ПРЕДСТАВЬТЕ: Подумайте о как можно большем количестве растений, насекомых и животных, которые живут в вашем районе. Подумайте, где вы можете их увидеть.

Если вы живете в оживленном городе, кто ваши городские нечеловеческие соседи? Какие растения есть? Плющ, трава, деревья? А насекомые? Есть ли мухи, комары, пауки или тараканы? А птицы? Есть ли воробьи, голуби или соколы? А млекопитающие? Мыши, белки, скунсы? Бывают ли случайные койоты в вашем районе? Все они являются членами вашей городской экосистемы.

Или вы можете использовать свое воображение и рассмотреть экосистему где-нибудь еще в мире.

СПИСОК:  Составьте список этих растений и животных. Рядом с каждым отметьте, где они живут. Где растут растения? Где живут насекомые и животные? После этого рядом с каждым видом животных напишите, что они едят.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ: Сгруппируйте каждое растение и животное по их трофическому уровню, используя приведенную выше иллюстрацию.

ПОЛЕВОЕ ЗАДАНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ:  Возьмите карандаш и блокнот и выйдите на улицу, будь то ваш задний двор, школьный двор, любимый парк или лес рядом с вашим домом. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на разнообразие растений, насекомых, птиц и млекопитающих. В некоторых случаях вы можете не видеть определенных животных, но знаете, что они там, прячутся. Возможно, есть олени, которых вы видите только в сумерках и на рассвете, или дикие индюки, гнездящиеся в лесу, или еноты, или другие животные, которые лучше всего работают ночью, такие как скунсы, опоссумы или койоты.

Кто является производителями и потребителями в вашем районе? Часть мира, в которой вы живете, будет определять виды растений, насекомых и животных, которых вы увидите. Это члены вашей экосистемы.

СПИСОК:  Составьте список растений и животных, за которыми вы наблюдаете. Рядом с каждым отметьте, где они живут. Где растут растения? Где живут насекомые и животные? После этого рядом с каждым насекомым или животным напишите, что, по вашему мнению, они едят.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ: Сгруппируйте каждое растение и животное по их трофическому уровню, руководствуясь иллюстрацией выше.


ПРЯМО СЕЙЧАС СОЗДАЙТЕ СВОЮ ПИЩЕВУЮ ЦЕПЬ НА ТРОФИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Независимо от того, использовали ли вы лабораторный или полевой метод задания, используйте информацию, которую вы собрали, для построения своей пищевой цепи.

Вот как: из всех животных, которых вы представили себе в своем лабораторном задании или видели в полевом задании, создайте пищевую цепочку, как показано на рисунке ниже.

  1. ТВОРИТЕ!  ​
    1. РИСУНОК: Нарисуйте каждое растение, насекомое, птицу и млекопитающее, которое вы хотели бы включить в свою трофическую пищевую цепь ИЛИ 
    2. ФОТОГРАФИЯ: Если вам не нравится рисовать, фотографировать животных, которых вы видите на свой телефон, и использовать их в своих иллюстрациях.
  2. РАСПОЛОЖЕНИЕ: Расположите организмы (растения, насекомые, птицы, млекопитающие) в порядке их размещения в пищевой цепи.
    1. Нарисуйте их на доске для плакатов ИЛИ
    2. ​Распечатайте их и приклейте на доску для плакатов ИЛИ 
    3. Сделайте цифровое представление вашей пищевой цепи с помощью ваших фотоизображений (.jpg). Используйте PowerPoint, чтобы создать свою пищевую цепочку. Или используйте бесплатное приложение для создания графики, например canva.com.
  3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ:  Впишите названия выбранных вами видов растений, насекомых, птиц и млекопитающих.
  4. СОЕДИНЕНИЕ: Нарисуйте стрелки, чтобы указать, какое растение, насекомое или животное обеспечивает энергию для следующего звена пищевой цепи. При построении пищевой цепи энергия течет вверх от низших звеньев цепи к высшим.

Теперь, когда у вас есть действительно классная информация и иллюстрация, что вы собираетесь с этим делать?

Поделитесь этим со своим классом. Расскажите им о растениях и животных, которых вы видели или вообразили, и почему вы выбрали их для включения в свою пищевую цепочку.

Опишите, где они живут, что едят и как обеспечивают энергией потребителей на следующем уровне пищевой цепи.

Когда придет очередь ваших одноклассников поделиться, спросите их о растениях и животных, которых они выбрали, и о том, как растения и животные передают энергию друг другу.

Подумайте, что произойдет, если одна часть пищевой цепи отсутствует. Как вы думаете, что произойдет? Сделайте это частью вашего доклада и частью разговора.

Расскажите своим друзьям и семье, что вы узнали.

НАПИШИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ХАЙКУ, РЭП ИЛИ ПЕСНЮ О ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ

Мы нашли это забавное стихотворение о пищевой цепи. Это вдохновило нас на мысль, как можно написать стихотворение о пищевой цепи. А если положить на музыку?

СВЯЗИ В ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ
~Автор неизвестен

Когда-то на равнине рос цветок.
Там, где солнце помогало ему расти, и дождь тоже
— Звенья пищевой цепи.

Жил-был жук, который грыз цветы,
Целыми часами грыз цветы!
Клоп съел цветок, росший на равнине,
Там, где ему помогало расти солнце и дождь
— Звенья пищевой цепи.

Жила-была птица, которая пожирала жуков,
И ползучих, и ползучих, и слизняков, и слизняков.
Птица съела жучка, который грыз цветы,
Часами грыз цветы!
Клоп съел цветок, росший на равнине,
Там, где ему помогало расти солнце и дождь
— Звенья пищевой цепи.

Жил-был змей, который часто хватал птиц,
И проглатывал их целиком, по крайней мере, я слышал.
Змея съела птицу, которая пожирала жуков,
И ползучих, и ползучих, и слизистых, и слизняков.
Птица съела жучка, который грыз цветы,
Часами грыз цветы!
Клоп съел цветок, росший на равнине,
Там, где ему помогало расти солнце и дождь
— Звенья пищевой цепи.

Жил-был лис, ставлю пари:
Он съел бы все, что попадется под руку.
Лисица съела змею, которая часто хватала птиц,
и проглотила целиком, по крайней мере я так слышал.
Змея съела птицу, которая пожирала жуков,
И ползучих, и ползучих, и слизистых, и слизняков.
Птица съела жучка, который грыз цветы,
Часами грыз цветы!
Клоп съел цветок, росший на равнине,
Там, где ему помогало расти солнце и дождь
— Звенья пищевой цепи.

Лис, он постарел и умер в один весенний день,
Но он сделал почву богатой, когда он сгнил.
Новый цветок вырос там, где он умер на равнине.
И солнце помогало ему расти, и дождь тоже
—ЗВОНКИ В ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *