Почему кошка в древности считалась священным животным, или Где, когда и как отмечается День кошки в наше время
Невзирая на то, что уже несколько тысячелетий кошка, являясь любимым домашним животным, находится возле человека, она все равно остается для него таинственным и загадочным существом. На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно около 600 миллионов домашних кошек, которые буквально оккупировали жилища людей, войдя полноправными хозяевами в их дома. В их истории были, как взлеты, когда их буквально обожествляли, так и падения, когда они считались пособниками нечистой силы и сжигались на кострах. Об этом и многом другом из жизни этих удивительных созданий — далее, в обзоре.
Запах весны…
Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.
Очарованье…
В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.
Очаровашки…
Немного из глубин истории
Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, «кошачье завоевание» Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.
Кошки в Древнем Египте
Абиссинская кошка.
Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.
Египет и кошки.
А если случалось так, что кто-то случайно убил кошку, с ним сразу же расправлялись, зачастую также предавая смерти. Убить кошку в ту эпоху было очень страшным преступлением и смертным грехом. Задокументированы даже случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не осталось ни одной кошки. И это лишний раз доказывает, с какой любовью и глубоким почтением относились к этим животным в Древнем Египте.
К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.
Его далеким предкам поклонялись словно богам.
Спросите, за что эти животные были удостоены такой высокой чести, какова была заслуга кошек перед древнеегипетской цивилизацией и, что сделало их такими важными и неприкосновенными? Да все банально просто: по утверждению ученых историков египтянам, хотя безмерно и нравилась грациозность, игривость и беззаботность этих существ, однако в первую очередь, они были благодарны кошкам за охоту на змей, грызунов (в особенности на крыс, переносящих чуму и другие заболевания), что было залогом сохранности запасов пшеницы. Одним словом — древние египтяне заводили кошек в своем доме, спасая свой урожай от грызунов, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.
Не достанешь…
А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.
Разумеется, в суевериях и поверьях, пришедших из глубины веков, безусловно, была и остается немалая доля истины, ибо кошка, как никакое другое животное, чувствует всевозможные перемены — как к хорошему, так и к худому.
Яблони в цвету…
Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.
Судьба кошек в Средневековье
Красавец в черной шубке.
Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.
Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.
На охоту…
В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.
Когда отмечается День кошки
Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.
Блаженство…
К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.
Все вижу…
Так, Италия празднует день черного кота 17 ноября. Именно — «черного», так как пытается загладить свою вину перед котами за инквизицию, которая постигла пушистиков в темное Средневековье. В Соединенных Штатах Америки этот день отмечается 29 октября. Национальный день кошки там начали отмечать с 2005 года при поддержке Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.
Не простудиться бы…
В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.
Витает в воздухе любовь…
В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.
На завалинке пригрелась почитай, что вся семья…
А вот в России этот день приходится на первый день первого весеннего месяца — 1 марта. Согласно вековым традициям март считается «кошачьим» месяцем. Не зря же говорят: «мартовский кот». Впервые день кошек в России был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пес» в 2004 году.
Пока не вернулись аисты…
Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.
Ты, да я, да мы с тобой…
Ну, че. Догнал?…
Ну, берегись!…
И не думай…
Высоко сижу — далеко
гляжу…
В здоровом теле — здоровый дух…
Коты прилетели…
В наши дни кошки живут практически в каждой семье. Общение с этим грациозным животным приносит человеку большую радость, поднимает настроение. Многие доктора своим пациентам рекомендуют завести мурлыку, который способен исцелить человека от множества болезней или облегчить ее. Достаточно положить животное на больное место и боль постепенно проходит. Поглаживание четвероногого пушистика по мягкой шерстке и его музыкальное мурлыканье – нормализует артериальное давление. Общение с кошками особенно полезно для детей. Во многих детских санаториях специально разводят кошек, которые способствуют выздоровлению ребенка. Животное буквально отдает человеку положительную энергетику, делая его добрым и умиротворенным.
Чую, чую … Весна идет.
Думается, что у многих, у которых еще нет кошки, после просмотра этой чудесной фотогалереи появится желание завести себе четвероного пушистого друга.
В продолжение кошачьей темы хотелось бы представить нашему читателю забавные иллюстрации-комиксы из жизни очаровательных весёлых котов, художника Алексея Долотова, которые непременно подарят хорошее настроение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему кошки считались священными и магическими животными?
Кошки — удивительные существа, которые, как считается, так до конца и не поддались приручению. Про них ходит множество мифов и историй. И сегодня мы разберёмся, почему именно эти животные не оставляют людей равнодушными и откуда пошли слухи относительно их волшебной природы.
Теги:
Домашние питомцы
коты
легенды
Еда
Отношения
На протяжении веков в разных странах к кошкам относились по-особенному. В Древнем Египте их считали священными, в Средневековье — пособниками дьявола и вместе с ведьмами жгли на кострах. В Греции и на Руси их держали при монастырях, а в Китае считали талисманом, приносящим богатство.
Когда человек приручил кошку?
Честный ответ: до сих пор этого не случилось. А если серьезно, то время одомашнивания грациозных животных относили к эпохе Древнего Египта. Однако недавно учёные обнаружили, что своенравные коты, гуляли сами по себе задолго до возведения пирамид. Кошки начли жить с человеком примерно 10 тысяч лет назад, и случилось это на территории современной Турции. Именно оттуда они мигрировали сначала на юго-восток Европы, а затем в Африку.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кошки в Древнем Египте
Египтяне бросались в огонь, чтобы спасти кошек, оставшихся внутри горящего дома, и однажды даже проиграли битву, потому что враги привязали к щитам священных животных. При раскопках в Египте находили крошечные дворцы, принадлежавшие питомцам вельмож, и мумифицированные останки котиков, которых хоронили с царскими почестями. Когда во дворце умирала кошка, по всей стране объявлялся траур, а если четвероногий друг принадлежал лично фараону, он сбривал брови в знак скорби.
Того, кто обижал или убивал священное животное, ждала смертная казнь. Поклонение кошкам продолжалось примерно до 390 года н. э., лишь после того как Египет пал под знаменами римлян, наместники из Византии наложили вето на традицию.
Кошки в средневековой Европе
В Европе отношения кошек с человеком начинались хорошо: люди быстро поняли что животные ловят крыс и мышей, а значит, помогут бороться с вредителями.
Бедных зверушек топили, сбрасывали с высоты и заживо сжигали на кострах вместе с хозяйками. Неудивительно, что Европа расплатилась за живодёрство: когда стали массово гибнуть кошки, расплодились крысы, которые принесли с собой чёрную смерть — чуму, выкосившую треть населения материка.
Что думали о кошках на Руси
А вот на Руси кошка, наоборот, считалась, чистым животным. Только этим зверькам разрешалось входить в храм и спокойно гулять по территориям монастырей. Священники взяли котов, охранявших от грызунов запасы провизии, под свою защиту. Во многих городах на воротах перед храмами до сих пор можно увидеть небольшие отверстия — это так называемые двери для кошек. Но долгое время в нашей стране этих животных было очень мало. Они считались большой редкостью и высоко ценились. Обычная Мурка или Машка была в три раза дороже лошади.
Почему кошки считаются магическими животными?
С отношением к кошкам всё понятно, но почему именно эти животные в разные времена и в разных странах, вызывали столько пересудов? Мы рассмотрели качества, которые им приписывали, и узнали, соответствуют ли они действительности.
Коты способны видеть нечисть
Кошкам нередко приписывают связь с потусторонними силами. До сих пор считается, что питомцы видят духов и общаются с домовыми. Раньше люди внимательно наблюдали за животными и даже гадали, наблюдая за их поведением. Фантазия это или нет — не доказано, но в доме, где есть кошка, действительно меньше посторонних шумов, лучше энергетика и хозяева чувствуют себя в безопасности.
Кошки чуют беду
Во многих легендах кошкам приписывают блестящую интуицию. Якобы животные чувствуют перемены — как к хорошему, так и к плохому. На самом деле коты не экстрасенсы, но предстоящую катастрофу действительно предвидят. Известно много случаев, когда питомец начинал себя странно вести: бегал ночью по дому, орал, пытался убежать на улицу или будил хозяев. После этого неизменно происходило какое-то бедствие, например пожар, землетрясение или утечка газа. Здесь нет мистики — у котов гораздо острее органы чувств, и они улавливают то, что не замечает человек.
Кошки видят насквозь плохих людей
Все любители кошек как один проверяют друзей и возлюбленных при знакомстве со своим питомцем. Дело в том, что коты по-разному ведут себя с людьми, потому что очень чувствительны к их намерениям и эмоциональному фону. Даже если человек хороший, но находится в дурном расположении духа, кошка к нему не пойдёт.
Кошки умеют лечить
Впервые о фелинотерапии (умении кошек лечить) заговорили после эксперимента в Лондонском институте лечебных методов воздействия.
Котики — отличные антидепрессанты
За это их и любят больше всего! Коты остро чувствуют настроение человека и помогают хозяину, когда ему плохо. Кот всегда придёт на выручку и предложит вместе помурчать на любую тему. Он успокаивает своим теплом и лаской иногда даже лучше собаки.
Священные животные Древнего Египта
15 мая 2020
Теги: Коллекции
Узнайте, как в Древнем Египте поклонялись животным как богам и богиням, их священное значение и почему египтяне так высоко почитали этих существ.
Животные в Древнем Египте
Являясь божествами, домашними животными, символами плодородия или объектами страха, защиты и удачи, животные играли значительную роль как в царской, так и в нецарской жизни в Древнем Египте, играя важную роль в повседневной светской и религиозная деятельность.
Животные часто обладали привлекательными качествами, которыми древние египтяне, возможно, восхищались и которым хотели подражать. К ним относятся сила, способность отражать хищников, защитная природа, воспитательные качества и связь с перерождением. Следовательно, отображение их божеств в образах животных с особыми характеристиками продемонстрировало, что они думали о природе каждого бога или богини .
Важную роль сыграло множество животных. Наиболее известным из них, вероятно, является кошка, родиной которой является Древний Египет. Большие кошки, такие как гепарды и львы, содержались как экзотические домашние животные и были символами королевской семьи. Другие животные, которых боялись древние египтяне, такие как крокодилы и гиппопотамы, почитались и им поклонялись, чтобы защитить их от их гнева. Крокодил считался богом воды и мог действовать как символ власти и силы фараонов, тогда как ибис считался покровителем письма и писцов.
В этом блоге мы поближе познакомимся с некоторыми из самых священных животных Древнего Египта.
Кошка
Кошки изображаются в гробницах еще в Древнем царстве (более 4600 лет назад), и именно в этом контексте мы впервые видим их приручение. Некоторые сцены из гробниц показывают кошек, сидящих под стулом своего владельца, создавая ощущение, что когда-то их считали любимыми домашними животными. На самом деле, мумифицированных кошек иногда находят похороненными вместе с их владельцами или рядом с ними. Кошки более чем вероятно ценились как форма борьбы с вредителями — их было удобно иметь рядом с запасами еды, особенно в домах, зернохранилищах и полях, отпугивая мышей и крыс.
Римско-египетская сидячая деревянная фигурка кошки типа Гайера-Андерсона (музейный номер объекта 1997.137.68). В настоящее время экспонируется на выставке ANIMAL: World Art Journeys.Кошки высоко ценились не только за их повседневное использование, но и в божественном царстве. Самым известным из кошачьих божеств была Бастет, которую обычно изображали либо в териоморфной (животной) форме кошки, либо в гибридной форме женского тела с кошачьей головой. Бастет иногда изображали в виде львицы (в прежние времена) или в виде женщины с головой львицы (однако чаще это было связано с богиней Сехмет, связанной с разрушением). Бастет считалась более мягкой и успокаивающей версией свирепого льва. Чаще всего ее называли «защитницей детей», поскольку она ассоциировалась с женской фертильностью, сексуальностью и защитой младенцев и беременных женщин.
Граница между древнеегипетскими божествами часто была размыта — формы могли пересекаться, и некоторые животные ассоциировались с более чем одним богом или богиней, и наоборот. Другие богини иногда принимали кошачьи формы, в том числе Мут, Хатхор и Тефнут. Хотя ассоциация была преимущественно женской, в религиозном контексте часто встречается один божественный кот-самец как проявление бога солнца Ра. Этот кот изображается убивающим бога-змея Апофиса, который был воплощением хаоса.
Голова кошки из медного сплава, символизирующая богиню Бастет, 26-я династия (музейный номер объекта 1951.11. 1). В настоящее время экспонируется на выставке ANIMAL: World Art Journeys.На «Кладбище кошек» в Саккаре, северный Египет, были обнаружены тысячи мумий священных кошек позднего периода (ок. 664–332 до н. э.). Это было связано с храмом Бастет. Древние египтяне оставляли мумифицированные животные (как настоящие, так и поддельные) и статуэтки в качестве подношений культу бога. Они представляли виды, которые предлагались (в данном случае кошке) в попытке умилостивить бога и добиться его благосклонности. Животных также разводили в большом количестве специально для совершения этих подношений. Интересно, что в 1920 века кошачьи мумии экспортировались в массовом порядке в Европу, особенно сюда, в Великобританию, где их использовали в качестве удобрения на полях.
Эта египетская мумифицированная кошка была сделана рентгеном в Королевской больнице Беркс, а видео работы сделано для телешоу «Меридиан» в феврале 1997 года (номер музейного объекта 2007.1101.1).Домашняя кошка была не единственным сильным представителем семейства кошачьих в Древнем Египте — мы также видим присутствие крупных кошек, таких как львы, леопарды и гепарды. Львов часто связывали с королевской семьей как символ королевской власти. Их грандиозный вид, сила и свирепость, несомненно, были качествами, которым фараон хотел бы подражать. Известно, что фараоны держали львов и других крупных кошек в качестве домашних животных, возможно, не только как символ статуса, но и из-за их защитных качеств, отгоняющих «зло». На львов также охотятся в сценах королевской охоты, как демонстрацию силы короля, способного победить даже самых могущественных животных.
Наши отношения с кошками, безусловно, выдержали испытание временем, и их популярность очевидна и сегодня.
Собака
В египетской религии существовало несколько собачьих божеств. Некоторые из них были представлены волком или собакой, в то время как другие, такие как Анубис, были более общими и демонстрировали качества как собаки, так и шакала. Собачьи божества чаще всего олицетворяют смерть и загробную жизнь и связаны с культом Осириса (бога подземного мира).
До восхождения Осириса Анубис был самым важным погребальным божеством. Он был богом мертвых, связанным с бальзамированием и мумификацией. Он был главным божеством Кинополиса (по-гречески «город собак»), современного Эль-Кейса в Верхнем Египте, а на противоположном берегу Нила было обнаружено место захоронения собак.
Анубису поклонялись по всему Египту, а изображения бога можно было увидеть в храмах, часовнях и гробницах на протяжении всего периода фараонов. Обычно его изображают в виде сидящего шакала или в человеческом обличье с шакальей головой, иногда с хвостом. Черный цвет Анубиса символически связывался с обесцвечиванием трупа после подготовки его к погребению и плодородной черноземной долины Нила, символизирующей регенерацию.
Фаянсовый амулет в виде бога Анубиса с головой шакалаИбис
Древние египтяне поклонялись священному ибису с додинастических времен (ок. 5300-3000 до н.э.). Пик культовой деятельности с участием птиц приходится на период от Двадцать шестой династии (ок. 664–525 до н. э.) до римского периода (ок. 30 г. до н. э. — 395 г. н. э.), когда можно было найти святилища, посвященные поклонению ибисам. по всему Египту. Птиц разводили как в неволе, так и находили в дикой природе, а королевские субсидии на поля позволяли культовой администрации кормить птиц и накапливать капитал, сдавая в аренду земли для возделывания. В настоящее время этот вид вымер во всем Египте из-за осушения болот, их естественной среды обитания.
В древнеегипетском языке ибис на насесте был иероглифическим знаком бога Тота. Тот был богом письма и знаний, и его часто изображали в виде человека с головой ибиса. Ему поклонялись вместе со своей малоизвестной супругой Нехментауэй в древнем городе Кхумну, недалеко от современного Эль-Ашмунейна, на западном берегу Нила. Его часто называют «Владыкой божественных слов» и признают богом письма, писцов и мудрости. Считавшийся изобретателем искусства письма и покровителем всех областей знания, Тот отвечал за всевозможные отчеты, записи и письменные договоры, а также хранил библиотеки и скриптории, пристроенные к храмам. Одной из его самых важных ролей была запись церемонии «взвешивания сердца».
Фигура шагающего ибиса из дворца Априес в Мемфисе, Египет (музейный номер объекта 1951.17.1). В настоящее время на выставке ANIMAL: World Art JourneysТот часто изображался в форме ибиса или как стоящий или сидящий человек с головой ибиса, обычно держащий палитру и ручку или зазубренный пальмовый лист, участвующий в какой-либо административной записи или расчет. Возможно, что длинный изогнутый клюв ибиса отождествлялся как с полумесяцем, так и с тростниковым пером, которое держал Тот. Он также ассоциировался с Луной (вторым глазом Ра’), когда был в форме бабуина (которую мы рассмотрим позже), в лунной короне (лунный диск или полумесяц). Он появляется на стенах многих храмов, помогая богам или записывая важные дела, касающиеся короля.
Фигура бога Тота с головой ибиса, в парике и шендитском килте (музейный номер объекта 1997.137.42).В Древнем Египте мумификация после смерти священных животных, таких как кошки, собаки, крокодилы и ибисы, была большим делом. В Саккаре, некрополе древнеегипетской столицы Мемфиса, было обнаружено более 1,75 миллиона останков ибиса, еще тысячи в священном городе Абидос и более 4 миллионов в катакомбах Туна-эль-Гебель, расположенных в провинции Аль-Минья в Средний Египет.
Бабуин
Бабуина можно увидеть на изображениях еще в додинастический период, и он играл значительную роль в древнеегипетской религии и космологии. Со времен Старого царства (ок. 2686-2125 гг. до н.э.) взаимодействие человека и обезьяны было задокументировано в настенных росписях, где можно увидеть, как обезьяны выполняют человеческие действия и носят поводки. Обезьяны часто появляются в качестве амулетов, статуэток и декоративных элементов на косметических изделиях. Молодых обезьян также держали в качестве домашних животных в домах более состоятельных людей. Однако древние египтяне также признавали их дикую, громкую, агрессивную и непредсказуемую сторону.
Во времена Нового царства (ок. 1550-1069 гг. до н.э.) обезьян обычно завозили с юга Египта (из Нубии и Пунта) для использования в храмах. У них, вероятно, была ограниченная продолжительность жизни из-за плохих условий жизни в суровых условиях пустыни, включая недостаточное потребление пищи, отсутствие движения и света. В более поздние периоды священных храмовых бабуинов содержали для ритуальных функций, тысячами мумифицировали и хоронили в гробах.
Бабуин, вероятно, наиболее известен как воплощение бога луны Тота. В этой роли Тот занял позицию «бога писцов» (как упоминалось ранее), связанного с различными предметами, такими как письмо, наука, суждение, знание и загробная жизнь. Древние египтяне, вероятно, признали человеческие качества бабуина, его интеллект и коммуникативные способности и считали его подходящим воплощением этого бога. Тот выступал своеобразным посредником между людьми и богами. В иконографии бабуина Тота часто можно увидеть сидящим на корточках с руками на коленях и с полумесяцем или лунным диском на голове. В сценах из «Книги мертвых» бабуины изображаются охраняющими «Озеро огненное», в котором мертвые могут быть искуплены, а иногда можно увидеть Тота в форме бабуина, сидящего на вершине судных весов во время взвешивания сердца. , запись решения. Следовательно, Тот мог помочь мертвым в их переходе в загробную жизнь.
Бабуины были связаны не только с богом луны, но и с культом бога солнца. Известно, что бабуины приветствуют утреннее солнце лаем — тема, часто встречающаяся в древнеегипетском искусстве и скульптуре, где бабуины изображаются воздевающими руки к солнцу в поклонении.
Бабуин также использовался как воплощение бога Хапи, одного из Четырех Сынов Гора, чьи головы образовывали крышки каноп, используемых для хранения жизненно важных органов после смерти. Длинноносый бабуиноголовый Хапи предназначался для защиты мумифицированных легких, чтобы они могли быть восстановлены умершим в загробной жизни и, следовательно, возродиться. Легкие, печень, кишечник и желудок были сохранены во время мумификации, а в Новом царстве их поместили в четыре канопы с головами четырех сыновей Гора (бабуина, человека, сокола и шакала). Со временем мумифицированные органы помещали обратно в тело. Иногда вместо этого часть погребального инвентаря составляли «фиктивные кувшины», чтобы умерший все еще мог получить защиту Четырех Сыновей Гора.
Крышка канопы из известняка в виде головы бабуина из Абидоса, Египет (музейный объект № 1958.40.1). В настоящее время экспонируется на выставке ANIMAL: World Art Journeys.Крокодил
Крокодил был одним из самых опасных и страшных животных Египта. Следовательно, неудивительно, что древние египтяне, стремившиеся найти способы защитить себя от гнева таких смертоносных существ посредством их обожествления, приобрели впечатляющий религиозный и мифологический статус.
Бог-крокодил Собек, чье имя означает просто «крокодил», был могущественным божеством, которому поклонялись со времен Древнего царства до римского периода. Святилища бога были обширны и широко распространены, но два основных культовых центра Собека располагались в древнем городе Шедет (греч. Крокодилеополис), в современном Мединет-эль-Файюм в районе Файюм и в храме Ком-Омбо в Верхнем Египте ( дом для различных правителей Двенадцатой династии). В храмах, посвященных Собеку, обычно были бассейны, полные священных крокодилов, которых мумифицировали после их смерти и помещали в храмы, гробницы и погребения.
Он был богом с головой крокодила с несколькими важными коннотациями, включая его связь с зеленым цветом. Поклонение Собеку достигло своего пика в Среднем царстве (ок. 2055–1650 гг. до н. э.), чье имя было передано нескольким фараонам Двенадцатой и Тринадцатой династий, таким как Собекнефру и Собекхотеп I–IV.
Плоский силуэт бога Собека (или, возможно, Хапи, сына Гора) в форме мумии. его желаниям», но также отвечал за озеленение травы на полях и берегах рек, связывая его как с деторождением, так и с вегетативным плодородием. В частности, Собек был богом воды и других мест, где часто встречались крокодилы, таких как берега рек и болота, и считалось, что река Нил возникла из его пота. Он был связан с культами других богов, таких как Осирис и Амон, и, в частности, бога солнца, когда он принимал форму Собек-Ра, что привело к его отождествлению с греческим богом солнца Гелиосом. Собек также был тесно связан с королем и мог выступать символом власти и могущества фараонов.Его представляли либо в виде самой рептилии, часто сидящей на алтаре или алтаре, либо в виде человека с головой крокодила. В любой форме он обычно носит головной убор в виде солнечного диска с рогами и высокими перьями, а также может носить парик, когда принимает человеческий облик. Еще одним божеством с головой крокодила был Аммит, известный как «пожиратель мертвых». Она была демоницей с головой крокодила и богиней с телом, наполовину гиппопотамом и наполовину львом, которые были тремя самыми большими и опасными животными, которых боялись древние египтяне. Чаще всего ее можно увидеть на церемонии взвешивания сердец, ожидающей возможности поглотить нечистые сердца умерших, тем самым обрекая их на безопасный переход в загробную жизнь.
Бегемот
Бегемот был самым крупным животным, обитавшим в Египте, но, к сожалению, он полностью вымер там с начала 19 века. С доисторических времен бегемоты населяли реку Нил. Однако их отношения с древними египтянами были несколько нерешительными — ими одновременно восхищались и сильно боялись. Будучи крайне непредсказуемыми, они представляли опасность для плывущих по реке лодок, а также для людей, работающих на берегах рек. Их огромный размер (весом до 4 тонн), острые зубы, крупная челюсть и скорость делают их чрезвычайно сильными млекопитающими, и когда они чувствуют угрозу, они могут стать агрессивными, особенно при защите своих детенышей.
Это чувство защиты потомства является основным качеством, проявляемым самой известной из бегемотих-богинь, Таверет (что означает «великая»). Таверет считался «защитником матерей и детей», в частности беременных женщин и новорожденных, тесно связанных с деторождением и плодородием. Ее чаще всего изображают стоящей на задних лапах, с головой и телом бегемота, хвостом крокодила и лапами львицы, с округлым беременным животом и тяжелой грудью. Обычно она носит символ защиты. Ее изображение (или, шире, бегемота) часто появляется на предметах быта, магических «жезлах», амулетах и фигурках. «Жезлы» обычно вырезались из кости гиппопотама, сохраняя изогнутую форму. На них часто изображают Таверета, размахивающего ножом, наделяя их силой отгонять злые силы и обеспечивать источник защиты для будущей матери и ребенка.
Зеленый фаянсовый амулет богини гиппопотама Таверет из Ху в Египте (музейный номер объекта 1997.137.41).Бегемоты также появляются в сценах гробниц, где фараон часто охотится на них в болотах с гарпуном. Это продемонстрировало силу, мощь и храбрость короля, символизируя его способность преодолевать хаотические силы и поддерживать Маат (мировой порядок). На бегемотов охотились не только из-за еды и их слоновой кости, но и из-за их разрушительного характера. Бегемоты обладают способностью уничтожать поля с их огромным аппетитом, часто пасутся ночью — возможно, это объясняет значение слова «голодные бегемоты»!
Бегемота также часто можно найти среди погребального инвентаря в виде модели из голубого фаянса, украшенной образцами речных растений, таких как цветок лотоса. Это способствует связи с ростом, новой жизнью и космогонией; а не образ хаоса и свирепости. У бегемотов есть способность непрерывно погружаться под воду на несколько минут, прежде чем всплыть на поверхность — замечательная метафора возрождения и регенерации. Под водой иногда видна только их спина. Это напоминало египетский миф о сотворении мира, в котором из хаотических вод Нун возвышается первый первобытный холм. Древние египтяне верили, что размещение моделей гиппопотамов в их гробницах наделит их этой обновляющей силой и гарантирует их возрождение, волшебным образом передавая эти качества. Интересно, что многие статуи гиппопотамов были обнаружены со сломанными ногами — возможно, это была преднамеренная попытка древних людей избежать каких-либо досадных инцидентов с животным после смерти, так как считалось, что изображения в гробнице могут волшебным образом оживать. . Для них, безусловно, было лучше перестраховаться, чем сожалеть.
Сегодня гиппопотамы считаются самыми смертоносными наземными животными в мире. Легко понять, почему древние египтяне чувствовали от них такую угрозу и почему они чувствовали необходимость умилостивить их всеми возможными способами.
Жук-скарабей
Священный жук-скарабей создан по образцу местного египетского навозного жука и, вероятно, является одним из самых узнаваемых изображений Древнего Египта. Насекомое проводит свои дни, скатывая и создавая шарики из навоза, внутрь которых самка жука откладывает яйца. Навоз обеспечивает личинкам не только безопасное гнездо, но и место для кормления по мере их развития. Самка жука стремится к шару, уничтожая плесень и грибки, пока потомство не выйдет на поверхность во взрослом состоянии. Второй шарик используется для питания, поддерживая жизнь жука. Он катается по земле задними лапами жука, а затем откладывается в подземную камеру. Именно из этого визуального образа было сформировано представление о жуке-скарабее, который катит по небу только что родившийся утренний солнечный диск, пока он не исчезнет (или не умрет) вечером, а только для того, чтобы возродиться снова на следующее утро. Кроме того, наблюдение за появлением новых жуков из навозных шариков только еще больше усилит коннотации жуков-скарабеев с возрождением и регенерацией. Древние люди, похоже, считали, что навозный жук был создан таким образом спонтанно.
Мелко детализированный переливающийся зеленый скарабей, очевидно, на медной основе, возможно, современный (музейный номер объекта 2003. 89.1). В настоящее время экспонируется на выставке «ЖИВОТНОЕ: Мировые художественные путешествия».Художественное изображение скарабея также использовалось как самостоятельный иероглифический символ. Глагол «возникнуть» был написан знаком жука-скарабея. Существительное «скарабей» буквально переводится как «то, что возникает» или «проявление».
Именно эти метафоры заставили жука-скарабея принять воплощение бога Хепри — «бога утреннего солнца», который мог вызвать собственное рождение. Хепри часто изображали в виде мужской фигуры с целым жуком на плечах. Это приняло форму, отличную от других гибридных божеств, которые использовали только голову животного поверх человеческого тела. Хепри ассоциировался с творением и новой жизнью как дочернее предприятие главного творца и бога солнца Ра.
Жуки-скарабеи выполняли несколько функций у древних египтян и существовали в различных формах. Амулеты-скарабеи, вероятно, были наиболее распространенным типом, а их копии сегодня являются довольно популярными сувенирами в Египте и зарубежных музеях. Они в основном маленькие и обычно проколоты на обоих концах, что указывает на то, что владелец должен был использовать их в кольцах, ожерельях и браслетах. Они могли быть сделаны из различных камней, наиболее узнаваемыми, вероятно, были синие фаянсовые скарабеи, которые были популярны в Новом Царстве. На нижней стороне могли быть начертаны личные имена, титулы, имена королей, защитные высказывания или рисунки. Этот компактный размер означал, что крупномасштабное распространение было намного проще. Более крупный тип амулета скарабея имел форму сердца скарабея. На них была написана глава из Книги Мертвых, и их клали поверх мумии или рядом с ней. Функция сердечного скарабея заключалась в том, чтобы не дать сердцу умершего человека высказаться против владельца во время суда в подземном мире — это было крайне важно, если человек должен был благополучно пройти в Царство Осириса. Считалось, что сердечный скарабей может контролировать память и реакцию мертвых. Королевская семья также использовала больших скарабеев для объявлений — они были известны как памятные скарабеи. С помощью этого метода новости о королевских достижениях могли распространяться среди населения в качестве своего рода пропаганды — для них не было ни Интернета, ни телевидения!
Жуки-скарабеи, несомненно, были важной частью жизни и смерти, как символ защиты, созидания и возрождения для древних египтян – уж точно не плотоядные злодеи, изображаемые в популярной культуре!
Большинство египетских артефактов в коллекциях Historic World Objects были получены в результате археологических расследований древних египетских памятников. Музей Ридинга откликнулся на просьбы о финансовой поддержке своих раскопок как от Общества исследования Египта, так и от Британской школы археологии в Египте. С разрешения Службы древностей Египта музеи получили многие из обнаруженных предметов. Наследие этой системы заключается в том, что предметы из одного сезона раскопок на одном и том же месте могут быть разделены между многими музеями по всему миру.
Таинственные и удивительные животные
Древние египтяне поклонялись множеству богов и богинь, и понимание этого имеет решающее значение для раскрытия секретов египетской религии и мифологии. Поклонение богам часто включало в себя регулярные подношения, сопровождаемые призыванием, чтобы обеспечить постоянное и благотворное присутствие в своей жизни. Животных мумифицировали тысячами, чтобы умилостивить богов и добиться их благосклонности. Объектом поклонения были не сами животные, а боги, принимавшие их формы – животные выступали своеобразными посредниками между людьми и богами.
В этом блоге мы лишь немного рассказали о многих священных животных, которым поклонялись древние египтяне, выбранных из-за их особых качеств и поведения и отраженных в божестве, которое они олицетворяли. Использование головы животного поверх человеческого тела гарантировало, что боги все еще могут взаимодействовать с миром, в то же время предоставляя визуальную метафору через характеристики животного.
Религия и мифология занимали центральное место в жизни древних египтян, а центральное место в их религии занимали божества, которым они поклонялись. Физическая форма божеств допускала культовое или личное взаимодействие со своими богами, и будь то полная форма животного или смесь животного и человека, древние египетские священные животные до сих пор вселяют чувство тайны и чуда.
Узнать больше
Каким бы ни был ваш опыт и образование, в Музее Ридинга есть множество способов познакомиться с разными видами истории. Продолжайте читать блог Reading Museum, узнайте о нашем широком ассортименте коллекций (включая нашу полную копию гобелена из Байе) или узнайте о наших возможностях для школ (как онлайн по всему миру, так и лично).
Посещение музея бесплатно. Все пожертвования очень ценятся.
Почему древние египтяне поклонялись кошкам? | МагелланТВ
Кошки в Древнем Египте считались сосудами богов и были важными символами в египетской культуре и истории. Но почему?
◊
Спустя тысячи лет после эпохи фараонов чудеса древнего Египта продолжают очаровывать нас. Для некоторых непостижимый Сфинкс и величие Великих пирамид Гизы захватывают воображение. Для более эзотерически склонных, возможно, это таинственная египетская Книга Мертвых. А для других, ну, это кошки.
В древнеегипетской культуре любили многих животных, но ни одно существо не было так почитаемо, как кошка. Да, ваши любящие, язвительные и пушистые друзья когда-то считались богоподобными, и они олицетворяли многие важные характеристики и священные ценности, которыми дорожили древние египтяне. Они были полезными охотниками и обожали членов египетских семей. Некоторые даже были украшены драгоценностями и золотыми королевскими эмблемами. Если вы думаете, что ваш избалованный полосатый кот демонстрирует превосходство, только представьте, как должны были вести себя эти буквально боготворившие кошачьи фараоны!
Итак, углубимся в вечный вопрос: Почему древние египтяне поклонялись кошкам?
Чтобы узнать больше о древнеегипетской цивилизации, посмотрите сериал Вечный Египет : https://www.magellantv.com/series/eternal-egypt-4k
Кошки защищают пищу от вредителей
До того, как кошки стали играть священную роль, древние египтяне видели в них более практический потенциал. С самого начала люди заметили, что дикие кошки охотятся на вредителей, таких как грызуны, которые губят урожай, который был жизненно важен для пропитания населения в основном аграрного общества. Они также преследовали ядовитых змей и скорпионов, которые угрожали людям.
Со временем кошки и люди стали чаще общаться с людьми, и их отношения стали взаимовыгодными. Кошкам предоставили еду и кров, и эти два вида охотились бок о бок. Подобно вашей современной кошке-компаньону, египетские кошачьи временами могут быть дикими и хитрыми, а в другие моменты ласковыми и любящими.
В конце концов, кошки остались в семейных домах. Там они производили котят, их кормили и развивали дифференцированные черты с помощью программ разведения. Вероятно, они обзавелись именами. Они стали домашними, но как они стали божественными?
Кошки были сосудами египетских богов
Сначала кошкам поклонялись не как богам как таковым, а как сосудам для них. Древние египтяне верили, что кошки были выбраны для обитания богами и что некоторые божества даже приняли их образы.
Во времена плодородия, например, во время сбора урожая и родов, египтянки и мужчины носили амулеты с изображением Бастет в надежде направить божественную женскую энергию. Столь важной была Бастет, что в ее честь возник город — Бубастис, также известный как Пер-Баст, что переводится как «Дом Баст». Она была предметом многочисленных картин, скульптур, архитектурных памятников и других экспозиций, созданных в ее честь.
На древнеегипетском языке кошек иногда называли «миу» или «миут», что означает «тот или она, кто мяукает».
Современные любители кошек (такие как я) могут быть огорчены, узнав, что некоторые кошки были выведены для умерщвления в ритуальных жертвоприношениях, а затем мумифицированы для священных подношений богам. В храме Баст в Бубастисе священники иногда продавали мумифицированные тела умерших кошек прихожанам в надежде использовать их божественную энергию, которая, по-видимому, существовала и после смерти.
Характеристика и символика кошек
Любой, кто провел некоторое время с кошкой, знает, что их двойственная природа — одна из самых заметных черт. Они могут быть агрессивными по отношению к посторонним, но заботливыми и нежными по отношению к своему потомству и своим спутникам-людям. Древние египтяне также признавали их защитные и материнские инстинкты, и кошки обычно изображались в искусстве со многими котятами, олицетворяющими их материнскую природу и плодовитость домашней кошки.
Эти характеристики также были связаны с Бастет, богиней защиты, которая считалась образцом для египетских женщин. Женщин, у которых были здоровые дети и которые заботились о своих семьях, почитали — они считались свободными от грехов мира.
Кошки также считались защитниками подземного мира, как и Бастет. Также считалось, что она отгоняет заразные болезни и злых духов, что снова символически связывает ее с кошками, которых ценили за то, что они убивали крыс и мышей, переносчиков болезней и чумы.
Статуя кота. (Национальный музей азиатского искусства)
Связь с членами королевской семьи и фараонами
Фараоны, королевские особы и дворяне принесли кошкам славу и признание. Эти богатые и уважаемые люди усыновили кошек и научили простых египтян ценностям, которые представляют кошки. Иногда они наряжали своих кошек в золото и украшения и даже делились с ними едой из собственных тарелок. Усыновленные кошки были настолько важны для своих человеческих семей, что, когда члены королевской семьи умирали, их кошек часто мумифицировали и хоронили с останками их владельцев.
Когда кошка умирала сама по себе, ее человеческая семья переживала период траура. Геродот, древнегреческий историк и географ, писал о традиции, пришедшей из Греции в Египет: «Все жители дома бреют брови [в знак глубокой скорби]. Умерших кошек отвозят в Бубастис, где их бальзамируют и хоронят в священных сосудах». Когда у людей отросли брови, период траура считался завершенным.
Ящик с мумифицированным котом. ( Музей Метрополитен )
Первый зарегистрированный кошачий саркофаг принадлежал королевскому питомцу принца Тутмоса, старшего сына фараона Аменхотепа III. Кошку звали Та-Миу («кошка»), и принц Тутмос дал ей все, что мог, даже в ее загробной жизни. Она была погребена вместе с мясом и различными жертвами, как и умерший дворянин. Саркофаг кошки был сделан из красиво украшенного известняка с надписью, которая гласит: «Я сам помещен среди нетленных, которые в небе / Ибо я Та-Миу, победитель».
И Та-Миу далеко не уникальна в оказанных ей памятных почестях. Рядом с городом Бубастис есть катакомбы (не каламбур), где в древности хоронили священных кошек. Современные археологи раскопали храм Бастет и обнаружили более 300 000 мумифицированных кошек, и их продолжают находить.
«Ты — Великий Кот, мститель богов, и судья слов, и председатель верховных вождей, и правитель священного Круга; ты действительно Великий Кот. – надпись в Долине Царей. Расскажите о любви к своему меховому малышу!
Кошки в египетском искусстве и культуре
Даже к кошкам простых египтян относились с большим уважением. Их усыновляли в дома и часто относились к ним так же, как к детям в семьях. Есть истории о людях, которые бежали в горящие дома, чтобы спасти кошек, рискуя собственной жизнью.
Как мы узнали, кошки считались волшебными существами, обладающими божественной энергией. Считалось, что они приносят удачу тем, кто о них заботится. И как только они заняли привилегированное место в египетской культуре и образе жизни, их часто изображали на фресках, картинах, скульптурах и памятниках.
Важный рисунок гробницы представляет собой историю из египетской Книги Мертвых. Апофис, представленный в виде змея и являвшийся божественным врагом Ра, олицетворял хаос. Он был побежден и расчленен великим котом Мау. Восходит солнце, и свет побеждает тьму — непреходящая история и напоминание о кошачьем долге перед человеком.
Кошка, убивающая змея. (Метрополитен-музей)
Древнеегипетское искусство также изображало кошек менее фантастическими, но все же символическими способами. Такие изображения часто изображают кошек с их человеческими семьями и фокусируются на двойственной природе кошачьих. Например, их сильная, агрессивная сторона может быть раскрыта в образах, где они охотятся на птиц и убивают грызунов, берут под контроль хаос и обеспечивают божественную защиту вместе со своими спутниками-людьми. Их нежная сторона проявляется в домашних сценах, иногда они игриво прячутся под кроватью или позируют рядом с креслом матриарха семьи, возможно, предлагая божественную защиту или просто демонстрируя дружбу и связь. И не стоит недооценивать акцент древних египтян на ассоциации кошек с ролью женщин в их обществе.
Из множества фестивалей, которыми наслаждались египтяне, самый большой и популярный проходил в Бубастисе. Он посвящен кошачьей богине Бастет. Сотни тысяч празднующих собирались, чтобы танцевать, пить и приносить жертвы и подношения богине. (Есть даже сообщения о поклонении Бастет в удивительных частях мира сегодня.)
Ритуальное жертвоприношение кошек не было редкостью в Древнем Египте, но несанкционированное убийство кошек считалось святотатством. Виновные в подобных мерзостях по отношению к этим существам подлежали суровому наказанию, вплоть до смерти.
Писатель Терри Пратчетт однажды сказал: «В древние времена кошкам поклонялись как богам; они этого не забыли».