Правда ли, что Церковь против собак? [дискуссия]
Комсомольская правда
Дом. СемьяЖивой уголокЖивой уголок: Вопрос-ответ
Елена ЧИНКОВА, Екатерина РОЖАЕВА
24 марта 2011 14:35
Обсуждаем с православным журналистом, создателем интернет-сообщества «Устав» Игорем Гасловым
Елена Чинкова:
— Сегодня поговорим на тему: «Правда ли, что Церковь против собак?». Объясню, почему выбрали такой сюжет. Всех нас недавно потрясло популярное видео в Сети, выложенное японскими спасателями. Там пес трогательно пытался заботиться о своем раненом сородиче, лежащем у разрушенного стихией дома. Его друг не уходил и всячески пытался привести на помощь людей. Как отмечали многие блогеры, собаки еще раз показали нам, как нужно быть людьми. Но бытует мнение, что у Церкви отношение к собакам своеобразное.
Действительно ли у Русской православной церкви отношение к четвероногим питомцам, а именно к собакам, непростое?
Игорь Гаслов:
— Нет. Отношение к ним такое же, как к любому животному.
Екатерина Рожаева:
— Я тоже была в некотором заблуждении определенное время. Когда-то я пела в хоре у Патриарха Алексия. И одна бабушка-прихожанка сказала мне, что животное, именно собаку, в доме держать нельзя. То есть жить рядом с собакой — значит по-собачьи жить. К сожалению, это мнение очень многих православных людей.
Игорь Гаслов:
— Очень хорошая фраза, что бабушка сказала. Можно делить православие и вообще религию на религию бабкину и ту, которая есть на самом деле. Это без какого-то пренебрежения к нашим старушкам. К сожалению, люди очень легко скатываются в такое банальное понятие, как талмудизм. Когда человек не хочет сам понять природу вещей, он ищет какие-то ответы, и зачастую находит ответы не те, какие нужно, и не там, где они на самом деле есть. Если почитать Писание, на которое и ссылаются люди, которые считают, что собака – нечистое животное… Откроем 49-й псалом. И там Господь говорит, что мои все звери в лесу и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо мной.
Если мы вспомним историю собачьей породы сенбернар (это собака Святого Бернара), она в рукописях называется Божья Собака. Как может быть нечистое животное божьей собакой?
Екатерина Рожаева:
— Получается, все идет от нашего невежества? Но почему оно такое глубокое и заскорузлое? Почему его нельзя развеять? Почему те же самые бабушки не хотят слышать правды, не хотят поменять свое отношение?
Елена Чинкова:
— И не только бабушки. В Интернете полно материалов, что собака мешает появлению благодати в доме, ее нельзя подпускать близко к иконам, нельзя освящать квартиры, если там живут собаки. Видимо, заблуждаются не только бабушки.
Игорь Гаслов:
— Ко мне подходит моя собака (одна из двух). Я ее погладил, она ушла. Как она мешает? Никак.
Екатерина Рожаева:
— Когда поступил сигнал о том, что Богоявленский собор в Москве на Спартаковской улице заминирован (это было лет 20 назад), приезжали кинологи с собаками.
Игорь Гаслов:
— Его не заново освящали. Там существует определенный чин, который читается на очищение в подобных ситуациях. Вот смотрите. Это связано не только с собаками. Например, если в храме родила роженица, такой чин служится. Какая может быть нечистота (именно с духовной позиции) в родах, в появлении нового человека на божий свет?
Екатерина Рожаева:
— Почему тогда собаку в алтарь не пускают, а кошка идет…
Игорь Гаслов:
— Исключительно традиция, которая и коренится в тех самых ветхозаветских моментах. В чем смысл ветхозаветного запрета по поводу собак? И в чем смысл того разделения, которое ввел Моисей на животных чистых и нечистых? Смысл простейший. Все животные – животные Божьи, все животные Богом сотворены. И все животные, кстати, были в раю. Всех животных Ной ввел в ковчег. На тот момент, до Ноя, был ковчег. Он всех животных ввел. Он не стал их фильтровать – нечистые тоните, а чистых мы возьмем.
В чем был смысл запрета, который вводил Моисей? Когда из Египта израильский народ уходил, он уносил с собой не только свою веру, он уносил еще определенные элементы веры египтян. И у египтян довольно большое количество животных боготворилось, обожествлялось. В том числе и собаки.
Екатерина Рожаева:
— Даже есть такая порода – собака фараона.
Игорь Гаслов:
— Конечно. Она сейчас называется немного по-другому. Так вот, Моисей вводил этот запрет только для того, чтобы своих соплеменников, народ израильский, оградить от этих самых остатков египетской веры. Только для этого. Он не вводил его, потому что у собаки нечистая слюна. Тут вылезают моменты, связанные с талмудизмом. Когда берутся определенные нормы и запреты и возводятся выше духа. Если мы возьмем сейчас ситуацию, связанную с исламом, здесь точно так же собака – это нечистое животное. Исламские юристы много спорят о том, как относиться к шерсти собаки, к земле с лап собаки и т.д. Людям заняться нечем, и они выстраивают различные богословские теории.
По поводу традиций. Пара примеров: один древний, а один современный. Если взять патерики — это книги, в которых кратко описывается жизнь святых в монастырях, допустим, египетских и синайских, это примерно III-IV век… То есть совсем седая древность, совсем близко к Ветхому Завету, и вроде бы там все эти запреты должны были быть. И в этих патериках, как раз в Синайском патерике, Иоанн Мосх пишет, что они пришли с одним братом в один из монастырей, и им игумен рассказал, что недавно тут был старец, который принес большое пожертвование. И захотел такое же пожертвование отдать в соседний монастырь. Соседний монастырь – это несколько десятков километров по выжженной пустыне идти. Он искал кого-нибудь из сопровождающих, кто бы его отвел. И не было никого свободных.
И тогда игумен подозвал к себе собаку и сказал: проводи старца. И собака пошла, довела его до монастыря и вернулась. Если бы собака была нечистая, была бы она в монастыре?
Вторая история, уже из моей личной жизни.
Я тогда при этом храме находился. Подходишь к крыльцу, смотришь, стоит батюшка в храме, служит, сзади него сидит пес и слушает. Как батюшка закончил служить, тот развернулся и ушел. Я прекрасно знаю нашего отца Алексея. Он бы никогда не допустил что-то, нарушающее каноны. Он очень спокойно к этому относился.
Екатерина Рожаева:
— Я на днях ездила в Коломну, в Свято-Троицкий женский монастырь. И была просто потрясена, что там, оказывается, огромный питомник среднеазиатских овчарок. Матушки с ними занимаются. Я хотела убедиться, правда ли это. Это действительно так. Я спросила: «Правду говорят, что собака – нечестивая? Что же вы питомник организовали на территории храма?» Матушка говорит: «Да Бог с вами, собака добра, щедра на эмоции, исключительно источник позитива».
Елена Чинкова:
— Все споры о том, есть ли душа у животных, имеют под собой какое-то основание?
Екатерина Рожаева:
— То, что душа есть, мы уверены в этом. Может быть, надо верить в переселение душ, что в следующей жизни наша душа переселится в какого-нибудь пса?
Игорь Гаслов:
— Какое может быть переселение душ, если есть душа? Душа появляется до рождения. А если мы верим в переселение душ, то получается, что существуют какие-то сосуды пустые, и вот в этот сосуд переселился, и т.д. Глупости!
Звонок от радиослушательницы Натальи:
— Правильно ли я понимаю то, что искаженно трактуются слова Писания: «А когда же, Господь, я успел тебе это все сделать? – Это то, что ты сделал для братьев моих меньших». В данном случае братья меньшие — это, естественно, люди.
Игорь Гаслов:
— На самом деле это относится не только к людям, но и к животным. Но нельзя разделить, что братья меньшие — это только животные. Братья меньшие — это все братья.
Екатерина Рожаева:
— То есть все живые существа?
Игорь Гаслов:
— Конечно. Есть довольно интересный пример из нашей русской истории. У нас есть святой Прокопий Устюжский. Это XII век. Он жил на паперти Благовещенского храма в Великом Устюге. Это Вологодчина, представляете, какие там бывают морозы. Одна из зим, сильный мороз. Он пошел искать, где обогреться. Никто из людей его не пустил. Он нашел одну хилую лачугу, где жили бездомные собаки. Он туда вошел – бездомные собаки убежали. Они просто уступили ему место и убежали на мороз. А люди этого не делают.
Елена Чинкова:
— Очень красноречивый пример. А я давно подметила тенденцию, что нередко заядлые собачники на людей, если можно так сказать, лают.
Екатерина Рожаева:
— Даже говорят: чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак.
Игорь Гаслов:
— Тут палка о двух концах. С одной стороны, можно на это обращать внимание. Я держу собак – они действительно часто ведут себя исключительно лучше, чем люди. Но по одной простой причине, что это понятно из той же самой священной истории: кто у нас прошел через грехопадение, кто в себя впустил грех, кто в себя пустил зло? Люди. Собаки, животные через это не проходили. Они просто чисты. У них совесть чиста, не как у нас, их кое-что не тянет назад. А нас, к сожалению, тянет. Поэтому об этом можно сказать, но делать из этого некую причину для укорения других и для принижения своих знакомых, друзей – просто людей – тоже неправильно. То есть это можно ставить в пример, но нельзя человека унижать, укорять в том, что «ты не такой, как собака».
Екатерина Рожаева:
— Но собак зачастую очень сильно приближают к себе и оказывают им человеческие почести. А все же существует такая поговорка, как «собаке собачья честь». Запад во всеобъемлющей, безумной любви к животным начинает творить довольно парадоксальные вещь. Кафе, рестораны, кинотеатры для собак, танцполы – это не так плохо, потому что там и человек может и пообщаться, и расслабиться. Но когда собакам начинают отписывать в завещании колоссальные суммы, которые могли бы принести пользу другим людям, — это чересчур. Последний случай меня вообще потряс – когда хозяин собаки женился на своем лабрадоре.
Игорь Гаслов:
— О том же самом беспокоился несколько веков назад Моисей, когда вводил для евреев запрет по поводу собак. Хотя вернемся к ситуации с иудеями и с ветхозаветным периодом нашей истории – тогда жесткого запрета пустить собаку в дом не было. Если мы посмотрим Евангелие, которое описывает последние года и дни Ветхого завета – собаки были в доме и их кормили со стола объедками. Моисей как раз и боялся именно этого обожествления собак. Нельзя их обожествлять. Но при этом нельзя впадать в другую крайность. Давайте посмотрим простейший пример. На Аляске шла гонка, 39-я гонка из Анкориджа в Ном. Она посвящена довольно известной истории – у кого дети, все смотрели мультик «Балто» про то, как в 25-м году в городе Ном началась эпидемия, заболело 30 детей. А в городе Анкоридже, это тысяча миль – была вакцина, которую необходимо было доставить в Ном зимой, там никаких дорог нет, были только упряжки. Температура на одном из этапов эстафеты была -50 градусов. И собаки эту вакцину привезли. Причем, привезли так, что, когда шли через пролив у населенного пункта Головин, упряжка провалилась в воду. Собака, лидер упряжки, вытащила ящик с вакциной из воды на льдину. И по итогу – в Нью-Йорке и в Номе поставили два памятника тому самому лидеру упряжки Балто. Это нормальное отдание почестей, потому что эта собака совершила героический поступок. А когда начинаются церкви, иконы собак – это уже бред.
Елена Чинкова:
— Пока такое массовое помешательство мы заметили у католиков. В частности, в Никарагуа проводят специальные собачьи мессы по определенным дням. В Монреале, в Канаде, раз в месяц причастие с участием собак. А впереди всех США. В частности, в Вермонте была два года назад открыта первая в мире церковь для собак. Ее создал художник в благодарность своим четвероногим питомцам, которые помогли ему излечить от серьезной болезни. Не знаем, чем он болел, но тем не менее церковь стоит, пользуется большой популярностью, украшена изображениями лабрадоров с нимбами, а на входе висит табличка: «Все вероисповедания, все породы и никаких догм». Что это такое – католики сошли с ума?
Игорь Гаслов:
— Но люди давно с ума сошли. Очень правильная фраза там написана, что все вероисповедания и никаких догм. Это не католики. Пойдите в любую психиатрическую лечебницу – и не такое там увидите. Но это же не говорит о том, что все люди, живущие около такой-то психиатрической лечебницы, сумасшедшие.
Екатерина Рожаева:
— Вы не считаете, что люди это делают по доброй воле в нормальном обществе, где ходят здоровые дети. Не надо ли это не то что закрывать – а ограждать, ставить подобным явлениям некие границы?
Игорь Гаслов:
— Но у нас общество свободное, каждый может делать то, что хочет. И люди таким образом развлекаются.
Елена Чинкова:
— В первой части программы вы упомянули, что в отличие от людей собака – существо чистое, не запятнавшее себя грехом. В то же время часто говорят, что собака полностью копирует своего хозяина. То есть коли хозяйка с придурью, то и пес у нее будет соответствующий. Действительно такое существует, или это замечание несерьезное?
Игорь Гаслов:
— Я как собачник усомнюсь, потому что очень часто хозяева похожи на своих собак. Собака – это животное стайное, она живет в стае. Если ты в этой стае себя как вожак не поставишь, собаки тебя построят сами. У них такие инстинкты, они так живут. То же самое, что если мы поедем в Китай, мы не сможем так жить как русские, иначе мы окажемся в изоляции. Мы будем вынуждены принять себе культурные особенности. У собак есть тоже свои культурные особенности, у любого животного есть свои культурные особенности. Я бы не говорил, что плохой человек взял собаку, и собака стала плохой. Плохой человек возьмет себе плохую собаку, они выберут друг друга. Это что-то метафизическое, на мой взгляд. Я держу хасок, но у нас с ними одинаковый характер.
Елена Чинкова:
— То есть вы можете признать, что похожи на своих собак?
Екатерина Рожаева:
— Или собаки на вас?
Игорь Гаслов:
— Признаю это на сто процентов.
Звонок от радиослушателя Романа:
— Эта фраза: чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак. А вы знаете, кто ее сказал? Адольф Гитлер. В исламе собака считается сейчас нечистым животным. Но при этом я где-то прочитал, что в древние времена на заре ислама была некая собака, которая чем-то помогла пророку Али. И древние мусульмане, когда писали письмо, в конце писали имя этой собаки. То есть даже в исламе были моменты, когда к собакам относились положительно. По поводу негативных моментов: пусть лучше церковь для собак, чем секты, где издеваются над людьми, где страдают дети. Поэтому я бы спокойно относился к этим проявлениям. Это просто люди-чудаки, я не вижу в этом ничего страшного, все-таки действительно собаки очень много помогли людям и помогают во всяких сферах, и проявлять к ним уважение – это хорошо.
Игорь Гаслов:
— Адольф Гитлер был начитанным, он просто повторил слова Генриха Гейне, который как раз и сказал эту фразу. Поэтому не стоит приписывать этот афоризм Гитлеру. Более того, Гейне это сказал, перефразировав слова русского поэта Федотова, который сказал: «Чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Не стоит эту фразу рисовать коричневыми тонами.
Екатерина Рожаева:
— А нужно ли разрешать всем людям иметь животных? Во многих странах существует ограничение – смотрят на условия, ту же самую психику, здоров человек или нет. Может, и в нашей стране стоит это ввести, чтобы кто попало не брал себе животных, не устраивал зоопарки в маленьких квартирах. При этом они без прививок, они не дрессированы, невоспитанны. От этого неприятности не только для животных, но и для людей в том числе. И вообще они опасны.
Игорь Гаслов:
— Если мы посмотрим на обычную мировую практику, там нет того, что кому-то разрешают заводить домашних животных. Домашних животных может завести любой человек. А запрещать, наверное, стоит. Это сильно дифференцированные вопросы. Например, есть собаки опасные. Есть собаки, которых можно сделать опасными. Те же хаски – их можно сделать опасными, если их будешь неправильно воспитывать. Они волки, и если сломать собаке психику, она может стать опасной для людей. Нужно этим заниматься, нужно за этим следить. Но, к сожалению, в нашей стране это маловозможно. У нас в стране мы обязаны всех собак регистрировать. Спросите любого знакомого собачника: зарегистрировал ли он свою собаку в местной ветеринарке. Вам 99 процентов скажут, что нет. По одной простой причине – у нас покупают права, бардак, коррупция и все остальное. К сожалению, у нас в стране это не получится никак.
Звонок от радиослушателя Юрия Ивановича:
— Я держал волкодавов. У меня их было четыре. Можете представить, что это такое в городской квартире в Москве. Но на меня никогда не жаловались ни соседи, никто другой. Я всю ситуацию с собаками знаю. И согласен с тем, что собаки становятся похожими на хозяев. Посмотрите, что творится в парках, когда собаки бросаются даже на детей, и при хозяине. И хозяин это одобряет. А если человек порядочный, думающий – он многое перенимает у своей собаки.
Елена Чинкова:
— Вы поддерживаете предложение, что некоторым нужно запрещать заводить домашних животных, особенно опасных пород?
Юрий Иванович:
— Однозначно. То, что творится сейчас в Москве с собаками – это катаклизм, маразм. Нельзя такое допускать – все парки загажены, прямо там чешут собак. У нас законов хватает, но никто их не выполняет. Полно собак непривитых, невоспитанных. Нужно брать штрафы за непривитых собак и забирать их у хозяев. И все вопросы решать штрафами, а если повторно купит, вплоть до срока. Сколько у нас покусано собаками! А ведь добрейшее животное!
Елена Чинкова:
— Игорь, на ваш взгляд, какой выход из этой ситуации? Если запрещать, то как?
Игорь Гаслов:
— Выход из этой ситуации простой: нужно повышать культуру тех же самых собаководов, людей и вообще общества. А запретами ничего не добьешься.
Екатерина Рожаева:
— И последний на сегодня вопрос о собачьих погостах. Как нужно хоронить собаку? Это ведь тоже культура. Как правильно отдать последние почести?
Игорь Гаслов:
— К сожалению, и с людскими кладбищами на Руси не всегда было хорошо, а сейчас еще хуже. И с собачьими кладбищами все дико, непонятно и необустроено. Но такие кладбища нужны – нормальные и обустроенные. Но опять же в нашей стране, считаю, это невозможно. Потому что и людские кладбища находятся непонятно под чьим контролем, а что будет с собачьими?
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Считается ли собака нечистым животным и можно ли кошкам и собакам жить в доме?
Чем была собака для христиан
В Ветхом Завете говорится, что собака – нечистое животное. У евреев самым большим оскорблением было сравнение с псом. Первые упоминания об этих животных в Святом Писании появились поздно и в контексте об охранниках жилища. Для евреев существовал список животных, которых нельзя было есть. В Новом Завете его пересмотрели, упразднили (Книга Деяний, глава 10:9–16). Но мнение у христиан осталось, что кошка – чистое создание, а собака – нечистое.
Собаки со священниками
Обратите внимание! Когда собаку продавали, вырученные деньги, так же как за блуд, нельзя было вносить в Скинию (храм).
Упоминание собак в Ветхом Завете
Фото: Pixabay.com
Действительно в Ветхом Завете о собаке упоминается как о «нечистом» животном. Но так же пророк Моисей именует и других зверей. Правда, среди всего животного мира выделил он и «чистых» животных (коров), мясо которых можно было есть. Во времена, когда жил Христос, собак было принято использовать как животных, охраняющих дом. Присутствие собаки в самом доме не допускалось.
Библия указывает, что животное не может занимать высокого места в человеческой иерархии. Христос учил нас любить ближнего.
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39).
То есть Иисус заповедовал нам любить Господа и человека, который был сотворен по его подобию. Собака же, даже являясь спутником и помощником человека, не может быть ему равной.
Христианские заповеди нашли свое отражение в укладе жизни на Руси. Собакам отводилось выполнять самые разные функции: охранять жилище и хозяйство, помогать человеку в охоте. В северных районах этих животных использовали как ездовых. Однако дальше входа в дом собак никогда не допускали. Так в «Домострое» эти любимые нами животные называются «погаными», которым не место в доме человека.
«Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить»
Кроме того собакам запрещался доступ в помещения, где имеются иконы либо иные святыни.
Существуют ли в православии нечистые животные
Почему собака лижет ноги хозяину и что это значит
Такое условное деление существует. Но в новозаветной Церкви его по факту нет – тварь, созданная Богом, не может быть нечистой. Унижение творения рук Божьих есть оскорбление Создателя.
Какие животные считались нечистыми
Нечистые животные – ветхозаветное определение. Обозначает существ, неугодных Богу в качестве жертвы. Употреблять их в пищу человеку тоже запрещено. Сюда попадают и собаки.
Грустный пес
Что было критерием для деления Божьих тварей? В «Левите» говорится, что употреблять в пищу человек может скот с раздвоенными копытами, жующий жвачку. Что касается птиц и четвероногих, то сказано использовать для еды только тех, у которых голени выше ног. Рыбы без чешуи и перьев также не годятся в пищу.
Обратите внимание! Как показали научные изыскания, библейское деление оказалось истинным – «нечистые» животные разносят инфекции и болезни.
Почему собака – нечистое животное в православии
В языческом Египте люди обожествляли собак, поставили их в иерархической лестнице выше человека, наравне с Богом. Христиане отвергают это – псы по положению ниже людей и душа их смертна. Вот почему собака считается нечистым животным в православии.
По этой причине собак в доме держать не разрешалось, в отличие от кошек, которые ловят мышей. Псы оставались дворовыми животными, обитали в клетках. Собака в христианстве – сторож и пастух, дворовое животное.
Отношение церкви к кошкам и собакам
Выдумки, что священники православной церкви считают собаку нечистым животным, и если, не приведи Господи, она переступит порог храма, нужно будет не только вымыть пол, но и освятить храм. Есть в церкви требник Петра Могилы, в котором изложено чинопоследование. Так вот, в нем нет чина освящения храма после собак и других животных.
Непонятно, за что все-таки собаки впали в такую немилость, что чуть ли не приравниваются к нечистой силе. Зато усатых-полосатых церковники не трогают, и даже рады. А в некоторых монастырях в воротах даже есть отверстия для кошек.
Чем кошка чище собаки? Понятие «чистые и нечистые животные» идет из Ветхого Завета. Внимательно читаем разъяснение преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ иерея Александра Прокопчука:
Новый тест: далеко не каждому удается отыскать панду среди собак и сов
Пока я худела и подсчитывала калории, поняла: в здоровой еде скрываются «бомбы»
Кладоискатель откопал в лесу шкатулку: но содержимое ему очень не понравилось
…Понятие чистых и нечистых животных идет из Ветхого Завета. После Потопа людям было разрешено есть мясо животных. В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу, и они названы чистыми, а каких нельзя — они названы нечистыми. Из зверей, которых мы сейчас называем млекопитающими, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. Поэтому у иудеев свинья — животное нечистое: хоть и копыта у нее раздвоены, но жвачки она не жует…
Таким образом, четвероногие, которые ходят на лапах, а это коты и собаки, по определению Ветхого Завета — нечистые животные. Из прочитанного выше понятно, что чистыми животными называются те, которые были разрешены человеку для употребления в пищу. В настоящее время более авторитетных источников для определения понятия «чистый и нечистый» нет.
Почему собаки не ходят в церковь
Собаководов волнует, почему собакам нельзя заходить в храм. Этот запрет был установлен на шестом Вселенском соборе, отражен в правиле 88. Касается он всех зверушек.
Почему собакам нельзя свинину: можно кормить или нет
В правиле говорится, что без нужды никакое животное в храм вводить нельзя. Если установление нарушит клирик, то будет извержен, если же мирянин, будет отлучен. Русская православная церковь строго воспрещает конкретно собакам вход в церковь. Основан запрет более на вопросах гигиены и шумном поведении. Это единственное объяснение, почему церковь не любит собак.
Однако заново освящать храм никто не будет, если туда по случайности забрела собачка. Этого нет в уставе. Коты допускаются, потому что изначально были домашними. Без них сельские церкви кишели бы мышами, которые портят алтарь, другое имущество.
Обратите внимание! Кошки, в отличие от собак, не создают суеты и шума.
Домашний питомец
Из правил Вселенского Собора
Обратимся к правилам Вселенского Собора, возможно, там есть что-то, связанное с разрешением кошкам беспрепятственно ходить по храмам. В 88-м правиле говорится о том, что никакие животные не должны быть в храме. Исключением может быть только случай смертельной опасности.
Экстравагантные шляпы-конструкции от Вероники Топпино для дистанцирования
Пикачу существует: мужчина нашел необычного желтого зверька
Что делать Стрельцам, Ракам и другим знакам, чтобы не спугнуть удачу в июне
Однако кошки с незапамятных времен живут на территории и православных, и католических храмов. Священнослужители объясняют это, как единственное средство сохранять святыни, церковную утварь храмов от крыс и мышей, не позволять им грызть церковные свечи и просфорки. То есть коты и кошки имеют привилегированное положение благодаря тому, что приносят пользу, отлавливая грызунов.
Можно ли собаку держать дома: ответ священника
Если с храмом вопрос понятен, то как быть верующим с домашним содержанием собачек? Священников часто спрашивают, можно ли держать собаку в квартире, освящать жилище. Некоторые обыватели считают домашнего питомца плохой приметой – через него, мол, действует нечистая сила. Жаркие дискуссии по этому поводу ведутся в коммунальных квартирах. Там под одной крышей живут собачники и ненавистники «нечистых».
Можно ли собакам молоко: почему нельзя давать
На этот вопрос, и почему собака нечистое животное в православии, отвечает иеромонах Серафим (Калугин) из Астрахани. В своем открытом письме одной из прихожанок он напоминает, что собака – творение Бога. Однако есть предание, согласно которому, псы считаются нечистыми. Отсюда мнение, что они не должны находиться в помещениях со святыми иконами.
Далее иеромонах ссылается на Ветхий Завет, разделяющий животных на чистых и нечистых . Но подчеркивает, что это носило ритуально-обрядовый характер.
Факт! В таком разделении был своего рода педагогический урок, цель которого – отделить богоизбранный народ от идолопоклонников.
Нечистота собаки, говорит священник, не в природе происхождения. Она проявляется, когда питомец становится кумиром, обожаемым предметом. Почему же нельзя держать собак в доме, если ей укажут законное место? На коврике у двери можно – никакой «нечистоты» нет, утверждает священник.
Выбрасывать животное на улицу или отдавать на живодерню – не по-христиански. Можно убедить родственников не брать в дом песика, но мотивы должны быть обоснованными, но не как ссылка на церковные запреты.
Святые Отцы с животными
Почему запрещается держать собаку в доме, религиозная точка зрения
С религиозной точки зрения собака считается нечистым животным. В собаку достаточно легко могут вселиться злые духи. Очень часто именно из-за этого случается так, что животное нападает на посторонних людей и даже на своих домочадцев (включая детей).
Невозможно четко разделить животных на чистых и нечистых. Ведь они все созданы Господом, а значит, должны быть чистыми. Нечистыми могут быть и люди, если выбирают сторону Зла и совершают неблаговидные поступки.
Что касается животных, то некоторое отношение человека к определенным видам зверей делает их нечистым в глазах Творца. Речь идет о языческих поклонениях человека некоторым животным. Поэтому деление животных на чистых и нечистых связано не с их природой, а с природой человека, искаженной и больной грехом.
В церкви отмечают, что животных нужно любить и лелеять, относиться к ним с теплом и нежностью, как к любому Божьему созданию. Однако запрещается относиться к ним, как к равным себе или, что еще хуже, как к высшим существам (поскольку это является началом идолопоклонничества и язычества).
Вследствие этого церковь запрещает называть собак и прочих животных человеческими именами, и уж тем более нельзя использовать в качестве клички имена святых, помещенных в святцах.
Мнения святых об отношении к животным
Количество людей в мире, которые сердобольно относятся к животным, превышает тех, кто отвергает их. Но многие не идут в лоно церкви по той причине, что она считает «братьев меньших» не достойными внимания.
Это в корне не верно – в православии вообще нет учения о животных. Есть только частное мнение отдельных священников, в которых просматривается отношение православной церкви к собакам.
Так, одни утверждают, что души животных распадаются в момент смерти. Другие доказывают, что Божьи твари были сотворены и жили в раю до Адама и Евы. А все, что было до грехопадения людей, нетленно. Значит, души животных бессмертны, потому что они от Духа Святого. Однако, как утверждает святитель Лука, бессмертие для животного не так значимо, как для человека, потому что примитивный дух не может развиваться и совершенствоваться.
Как нужно относится к животным, показывают православные святые. Серафим Саровский кормил зверушек возле своей землянки, делился с ними хлебом. Сергий Радонежский исцелил молитвой слепого медвежонка. Герасим Иорданский помог льву, когда в его лапе засела заноза. Лев служил ему и скончался на могиле святого.
Кормить и ухаживать за тварями, спасать бездомных котят и щенят – не грех. Но поклоняться нельзя. Любовь должна царствовать между всеми Божьими творениями.
История кошек
Исторические факты говорят о том, что первая домашняя кошка появилась в Египте. Некоторые исследователи этого вопроса утверждают, что кошки жили на Востоке, так как там найдены их останки в самом древнем городе Иерихоне. Датируются они 5-6 тысячами лет до н. э. В буддийские храмы эти животные попали задолго до нашей эры.
На Ближнем и Дальнем Востоке к кошкам относились с почтением. Как считают исследователи, кошки имеют особый статус в исламе. Все началось с того, что кошка стала спасительницей пророка Мухаммеда от змеи. Кличка кошки была Муизза. Пророк высоко оценил то, что она сделала, и даже есть легенда о том, что Мухаммед оторвал край своего халата, чтобы встать, не потревожив заснувшую на нем Муиззу. Благодаря ей все кошки могут свободно ходить в мечети.
Легенд и преданий о кошках достаточно, чтобы чтить это животное. Например, один из преподобных старцев Оптиной пустыни — Нектарий — рассказал предание о том, как кошка спасла Ноев ковчег, поймав мышь, которую подослал дьявол, чтобы она прогрызла дыру в днище.
Почему ортопеды сами не носят вьетнамки и никому не советуют этого делать
Меган Маркл 2 года ведет дневник. Многие думают, что он представляет опасность
На кого смотрит девушка на портрете Вермеера? Ученый нашел ответ через столетия
Еще есть предание о том, как мать императора Константина спасла Кипр от нашествия змей. По ее приказу на остров были привезены 1000 кошек, благодаря которым было покончено со змеями. С тех пор кошки живут в Свято-Никольском монастыре на полуострове Акротири. До XVI века это был мужской монастырь, а в настоящее время в нем женская обитель.
А еще свою службу по охране церковной утвари и отлову змей также несут кошки на Святой горе Афон.
Современное отношение веры к животным
Сегодня мир поменялся. В домашних условиях содержат собак много прихожан. Мнение священников – нужно жить в гармонии со всеми творениями Господа, какое бы положение они не занимали на иерархической лестнице. Все животные хороши, угрозы создания из них идолов нет. Поэтому нет и оснований для «дискриминации» четвероногих друзей. Кроме того, сейчас много мелких пород домашних питомцев, которых содержать в квартире не составляет труда.
Сегодня церковь говорит, что по природе своей все животные хорошие. Да, водить их в храм возбраняется, но в силу специфических особенностей (беспокойство, запах). Но об осквернении молитвенного дома речи нет.
Обратите внимание! В проблемах современности стоит винить не псов, а греховный образ жизни. Домашний питомец – не препятствие к освящению жилища людей.
Буддист и собака
Сравнение с другими религиями
Удивительно, но собаки очень похожи по характеру на людей: есть злые, добрые, преданные, ленивые. Многоликость животного определила отношение к нему представителей других религий.
Зороастризм
В этой религии трепетное и уважительное отношение к псам. С древности приверженцы течения считали их равными себе. Вопроса о душе животного не возникает. Более того, в собаке живет душа умершего человека, возможно, предка.
После физической смерти душа собаки служит умершим людям, сопровождает и охраняет их в последнем пути.
Ислам
Враги зороастризма – исламисты имеют прямо противоположное отношение к собакам. Хотя Коран порицает жестокое обращение с животными, продолжается гонение собак. Многие мусульмане не совместимы с этими существами, как евреи со свининой.
Души собак после смерти не попадают ни в рай, ни в ад, так как лишены самосознания, считают в исламе.
Буддизм
Буддисты отрицают существование души и Бога, как создателя всего. Мир был всегда, он бесконечен, более того, он не один. Все вокруг буддисты считают потоком единого сознания, поэтому не видят разницы между человеком и остальным животным миром.
Собаки служат людям с древнейших времен. Отношение к ним людей и религий разное. Собаки в православии считались нечистыми животными, потому что язычники обожествляли их. Псов можно и нужно любить, но без поклонения. Жестокое обращение порицается церковью. Поэтому люди стали более ответственно относиться к «братьям меньшим»: кормят, ухаживают за ними и лечат.
Держать животных в доме можно, так же как и освящать его. В храм вводить не разрешено, но и оскверненным от случайного присутствия собачки он не становится.
Религия катится к чертям собачьим? : Christian Courier
By Wayne Jackson
Дэвид Фарр — уважаемый священник и писатель, живущий в Южной Каролине. Он редактирует превосходный ежемесячный журнал Carolina Messenger.
В апрельском выпуске 2004 года Дэвид опубликовал увлекательную статью, основанную на недавней статье, опубликованной в Wall Street Journal. Среди прочего, в статье Journal говорилось: «Из-за того, что скамьи трудно заполнить, небольшое количество традиционного духовенства принимает животных в стадо». домашние животные и похороны домашних животных.
В одной из епископальных церквей в Коннектикуте даже была проведена «служба причастия», на которой и кошкам, и собакам была предоставлена привилегия вкушать «хозяйский» хлеб (мы предполагаем, что это собачье печенье; или, возможно, «Мяу Микс»). Некоторые церкви и синагоги приглашают прихожан приносить своих кошек, собак, морских свинок и даже домашних змей. В одной еврейской синагоге есть песня, в которой «любимая молитва» возносится такими словами: «Пусть Бог всегда защищает вас от блох». блохи? Разве они не божьи творения? Это невыносимая «дискриминация блох». Наверняка где-то должен быть отрывок, который предостерегает: «Бегите от блох».
Звучит нелепо? Это действительно так. Но когда люди больше не находят твердого библейского учения достаточным, они, кажется, отчаянно ищут что-то , что понравится миру. Нам постоянно говорят, что если у нас не будет своего рода «песни и танцы», чтобы соблазнить «бэби-бумеров» и «яппи», они мигрируют в «общинные церкви», где спектакли и спортивные залы превратились в современных «крысолов».
Если дело в том, что человек может стать «законом самому себе» и просто «придумывать» правила по ходу дела, почему бы не включить наших питомцев в службы? Возможно, мы могли бы завести несколько «щенков яппи». Как только вы преодолеете «зависание» по поводу необходимости авторитета Библии для того, что вы практикуете в религиозной деятельности, «все пойдет» станет названием игры. И это смертельная «игра»! Подумайте о следующем.
- Если церковь может отказаться от божественных требований веры и покаяния, как предпосылок водного крещения (Мк. 16:16; Деян. 2:38), и проводить крещение мертвых зародышей (как это делает католицизм), и крестить безгрешных младенцев «для прощения грехов» (как это делают многие протестанты), почему нельзя также инициировать «службу крещения домашних животных»? Несколько лет назад один известный служитель утверждал, что его собака будет на небесах. Почему бы тогда не провести «собачье крещение»? Но значит ли это, что существует ад «плохой собаки» или «плохой кошки»?
- Если церковь может игнорировать Божий закон о браке, который предусматривает, что брачный завет может заключаться только между мужчиной и женщиной, и устанавливать однополые «браки» или союзы «домашнего партнера» (с полными супружескими льготами, подкрепленными законом ) — как, кажется, становится все более причудливым — что может помешать защитникам «браков людей и домашних животных» добиваться юридической санкции за свое отклонение? Будут ли любители домашних животных выстраиваться в очередь в мэрии Сан-Франциско в ближайшее время? Кажется, что вот-вот в Сан-Франциско можно «легализовать» все. Тони Беннетт оставил свое «сердце» в Сан-Франциско; кто-то должен оставить там свои «мозги». Кажется, что «Город у залива» немного лишен этого товара.
Способность человека к рассуждению практически исчезает? Приобрел ли моральный гнев статус устаревшей эмоции, которая умерла в сердцах всех, кроме тех, кого считают «радикальными, правыми фундаменталистами»? такой интеллектуальный ступор, что мы должны посылать решения такого рода в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы девять разделенных и часто сбитых с толку судей могли разобраться?
Если люди могут просто «придумывать» законы для социального поведения, то где конечная точка? Сейчас страшные времена. Народ Божий должен позволить, чтобы их голоса были услышаны.
Ссылки на Священные Писания
Марка 16:16; Деяния 2:38
Цитировать эту статью
Джексон, Уэйн. «Религия катится к собакам?» ChristianCourier.com . Дата обращения: 27 октября 2022 г. https://www.christiancourier.com/articles/834-is-religion-going-to-the-dogs
Почему животные ходят в церковь? Христиане чествуют Франциска Ассизского, любимого святого Папы
США
Конор Гэффи
Эми Фраткин из Филадельфии нарядила свою собаку Бальтазара в костюм Папы Римского на праздновании визита Папы Франциска в Филадельфию, США, 26 сентября 2015 года. Сэмюэл Корум/Агентство Анадолу/GettyСША христианство Животные Папа Франциск
Прихожане, посещавшие церкви в Соединенных Штатах в последние несколько дней, возможно, столкнулись с необычно большим количеством животных среди прихожан.
Это потому, что пасторы и священники приглашают людей привести своих питомцев в церковь на ежегодную церемонию, известную как Благословение животных.
Служба проводится 4 октября или около того, во многих церквях этот день отмечается как праздник святого Франциска Ассизского, покровителя Папы Франциска и образца, поддерживаемого экологическими движениями в рамках христианских традиций.
Полиция штата Массачусетс поделилась фотографиями своей службы, состоявшейся во вторник, когда полицейские лошади и собаки получили благословение, которое включало окропление святой водой, а затем закуски из моркови и собачьего печенья.
Полиция штата Массачусетс этим утром провела праздник благословения животных для наших полицейских лошадей и собак,…
Опубликовано полицией штата Массачусетс во вторник, 3 октября 2017 г.
Аналогичные службы проводились по всей стране, на которых животных всех форм и размеров благословляли за любовь и дружеские отношения, которые они предлагают своим владельцам.
Много виляний хвостом и облизывания лица в UMC Сент-Джеймс @VerticalMessage в воскресенье. Наше ежегодное благословение животных https://t.co/fN1LIW9Vqp pic.twitter.com/LY0YkW7whJ
— Мелинда Мэйо (@KATVMelinda) 4 октября 2017 г.
Собаки, кошки, птицы, кролик и даже питон присутствовали на ежегодном Благословении Животных в Базилике Миннеаполиса. https://t.co/kOP1MwhEhC pic.twitter.com/Hcbi4YwpAw
— Star Tribune (@StarTribune) 2 октября 2017 г.
В соборе Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, который известен своим празднованием праздника и ранее принимал слона, среди животных на выставке были пони, овцы и лебеди.
Какой чудесный день! Спасибо всем за прекрасный #StFrancisDay! pic.twitter.com/x5RGQ4jo29
— Собор Святого Иоанна Богослова (@StJohnDivineNYC) 1 октября 2017 г.
Франциск был итальянским римско-католическим монахом XII века и одним из самых популярных святых в церкви. Согласно традиции, Франциск отказался от богатой и покровительственной жизни и основал несколько религиозных орденов, которые были сосредоточены на помощи бедным.
Франциск широко известен как покровитель животных, и различные легенды свидетельствуют о его любви к природе и окружающей среде. Говорят, что монах проповедовал группе птиц, ни одна из которых не улетела, и остановил волка от нападения на итальянский город Губбио, перекрестившись и приказав никому не причинять вреда.
Святой Франциск Ассизский (1182-1226), основатель францисканского ордена, проповедует птицам, около 1215 года. Маркс/ГеттиПодробнее: Как стать святым? Папа Франциск только что открыл новый путь
Нынешний папа первым в истории принял имя Франциск после своего избрания на высший пост в Римско-католической церкви. Папа Франциск сказал, что его вдохновила роль Франциска Ассизского как «человека из бедных».
Экология и необходимость заботиться об окружающей среде и природе были важной темой пребывания Франциска на посту папы в 2013 году.