Почему мусульманам нельзя трогать собак: «Почему мусульманам нельзя трогать собак?» — Яндекс Кью

Автор: | 07.06.2023

Содержание

что пишется в Коране и хадисах

https://tj.sputniknews.ru/20190702/sobaka-islam-hadisy-1029308226.html

Собака в исламе: нечистое животное или верный друг

Собака в исламе: нечистое животное или верный друг

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах… 02.07.2019, Sputnik Таджикистан

2019-07-02T18:12+0500

2019-07-02T18:12+0500

2019-09-24T16:26+0500

все новости

общество

справки

собаки

собака

ислам

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102930/81/1029308135_0:35:1920:1120_1920x0_80_0_0_8177d291f3815cc0b8d42998c02ce6ac.jpg

ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.Что говорится о собаках в КоранеВ первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям.  Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видеоЧто касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.Толкование слов Пророка о собакеНо если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео»Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.»Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевамиЧто касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.Ислам собак не осуждаетНо существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видеоА в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день». То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

https://tj. sputniknews.ru/20180811/japan-sobaki-video-internet-1026398854.html

https://tj.sputniknews.ru/20190405/koshki-islam-muhammad-hadisy-1028614195.html

https://tj.sputniknews.ru/20160601/1019769978.html

https://tj.sputniknews.ru/20160803/1020420718.html

https://tj.sputniknews.ru/20170926/chelovek—drug-sobaki-istoriya-tadzhika-kinologa—1023427066.html

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_TJ

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102930/81/1029308135_0:0:1920:1208_1920x0_80_0_0_0bc67fc050d6f6651f77d3577886719f.jpg

1920

1920

true

Sputnik Таджикистан

info@sputnik. tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Таджикистан

все новости, общество, справки, собаки, собака, ислам

все новости, общество, справки, собаки, собака, ислам

ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

Три любопытные собаки-улыбаки влюбили в себя весь интернет — видео

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

© Pixabay / congerdesignЩенок таксы

Щенок таксы

© Pixabay / congerdesign

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе

Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям. 

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видео

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

CC0 / Pixabay / Маленький щенок сидит на ковре

Маленький щенок сидит на ковре

CC0 / Pixabay /

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео

«Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Четырехлапые доктора: как вылечиться, читая собакам книги

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

CC0 / Pixabay / Собака

Собака

CC0 / Pixabay /

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Стала известна самая кусачая порода собак в мире

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: 

«Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред. ). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».

Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видео

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

Мигранты из Центральной Азии в России

Человек — друг собаки: история таджикского мигранта, ставшего кинологом

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Собака в Исламе

  1. Собака в Коране
  2. Хадисы
    1. Нужно ли убивать собак по Исламу?
    2. Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?
    3. Посуда из которой попьет собака
    4. Собака, как причина вхождения в Рай
  3. Можно ли дотрагиваться до собаки?
  4. Если лизнет собака
  5. Можно ли держать собаку дома?

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, — это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ, который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ, что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Собаки: Угрозы смертью малазийцу, организовавшему мероприятие по ласке собак

Общественный активист из Малайзии получил угрозы смертью и поток оскорблений в Интернете за организацию мероприятия по ознакомлению с собаками, которое, по мнению религиозных консерваторов, оскорбляет ислам.

В воскресенье более 1000 человек посетили мероприятие «Я хочу прикоснуться к собаке» в богатом районе Бандар-Утама на окраине Куала-Лумпура, чтобы узнать о взглядах ислама на собак и познакомиться с животными, которые являются источником страх для многих малазийцев.

Но организатор мероприятия, Сайед Азми Альхабши, теперь вынужден скрываться после того, как сторонники жесткой линии настаивали на том, что его «должны забить камнями до смерти».

Традиционно собаки считаются харамом, или запрещенными в исламе, поскольку они считаются грязными. Но в то время как консерваторы выступают за полное избегание, умеренные просто говорят, что мусульмане не должны прикасаться к слизистым оболочкам животного, таким как нос или рот, которые считаются особенно нечистыми. Даже если это произойдет, говорят они, есть специальный очищающий ритуал, которому можно следовать.

Как прикасаться к собаке по-мусульмански — тема акции «Хочу прикоснуться к собаке». Хотя официально харам , многие малазийцы держат собак в целях безопасности, отчасти из-за усиливающейся волны преступности в стране. (Малайзийский исламский религиозный департамент Селангор, влиятельный духовный орган, заявляет, что мусульмане могут владеть собаками в качестве рабочих животных, для обеспечения безопасности, охоты и других целей.)

Сити Сакина, сотрудница НПО, посетила мероприятие со своими детьми, чтобы « преодолеть свой страх и узнать, что собаки — это тоже существа, созданные Аллахом, которые нуждаются в любви и заботе», — сказала она Malaysian Insider.

В четверг уважаемый малазийский правозащитник Марина Махатхир написала в газете Star статью, в которой защищала Сайеда Азми и осуждала «невежество» тех, кто организовал кампанию ненависти.

«Я не понимала, что доброта сейчас считается презренной, но тогда мир перевернулся», — написала она. «Неважно, что намерением присутствовавших было узнать об одном из творений Бога и о том, как по-доброму с ними обращаться».

В дебатах о собаках в Малайзии нет ничего нового. В колониальные времена местные жители были вынуждены иметь дело с инопланетным притоком собак, привезенных британскими плантаторами и официальными лицами, что, в свою очередь, сделало домашних животных модными среди многих видных малайцев, в том числе членов королевской семьи.

В это время между каум туа (старыми консерваторами) и каум муда (молодые умеренные) процветал оживленный и в значительной степени сердечный дискурс о том, как обращаться с собаками. Этот вопрос даже был задокументирован в книге знаменитого американского историка Уильяма Р. Роффа.

Однако сегодня эта полярность чрезвычайно политизирована. Правительство премьер-министра Малайзии Наджиба Разака нагло поощряет религиозный консерватизм, чтобы выиграть голоса этнических малайцев, и некоторые из тех, кто нападает на Сайеда Азми, говорят, что он является частью сионистского заговора.

Комментарий одного пользователя Facebook — как сообщает Malaysian Insider — иллюстрирует уровень паранойи в лагере сторонников жесткой линии. Пользователь сказал, что мероприятие по ознакомлению с собаками было частью «еврейской программы христианизации малайзийцев-мусульман с помощью тонких мер».

Бриджит Уэлш, эксперт по Юго-Восточной Азии из Куала-Лумпура в Центре демократических исследований Восточной Азии, рассказала TIME, что консерваторы «доминируют в дискурсе и хотят продолжать навязывать свою точку зрения».

Марина утверждает, что шторм был сфабрикован властями, пытающимися сохранить контроль. В конце концов, спрашивает она, «как ненависть ко всему и всему делает нас счастливыми и лучшими мусульманами?»

Читать дальше: Законы шариата угрожают правам ЛГБТ в странах Юго-Восточной Азии, где большинство составляют мусульмане

Собаки в исламе — Животные в исламе

Традиционно собаки считались нечистыми, и исламская правовая традиция разработала несколько предписаний, которые предостерегают мусульман от контакта с собаками. К сожалению, многие мусульмане используют эту точку зрения, чтобы оправдать жестокое обращение с собаками и пренебрежение ими, несмотря на то, что жестокость противоречит утверждению Корана о том, что все животные образуют «сообщества, подобные вам». Мы рады представить несколько статей, исследующих место собак в Исламе.

© iStock.com/fotografixx


Жестокое обращение с животными и благополучие в исламе

д-р Аюб М. Бандеркер (БВМЧ),

ветеринарный хирург многочисленные социальные беды, преследующие мусульманское сообщество.

В прошлый Рамадан я написал статью, освещающую явление, когда дезинформированные мусульмане отвозят своих собак (и/или кошек) в ветеринарные больницы или мобильные клиники во время Рамадана, чтобы их казнить с помощью смертельной инъекции. Причина, указанная большинством этих мусульман, заключалась в том, что Ислам запрещает им держать собаку. Также встречались случаи, когда животное, которое болело длительное время и болезнь прогрессировала почти до терминальной стадии, было только тогда привлечено к ветеринарной помощи.

На вопрос, почему они так долго ждали, владелец-мусульманин использовал ислам в качестве причины, заявив, что нельзя трогать собаку. Это все еще происходит.

Alhamdulillaa, во время этого Рамадана значительно сократилось число мусульман, которые обращаются в организации по защите животных, чтобы убить своих животных.

Тем не менее, жестокое обращение с животными и пренебрежительное отношение к ним по-прежнему ежедневно происходят во всем мире. С приближением праздничного сезона многие организации по защите животных получают приток собак и кошек, которых привозят на смерть в это время. Здоровых, счастливых животных, принадлежащих мусульманам, также приносят на казнь. Это очень тревожное и неисламское действие. Если вы не можете позволить себе кормить, приютить и содержать своих животных, а новый дом для них найти не удается, отнесите их в одну из многочисленных организаций по защите животных, где есть хотя бы шанс, что животное найдет новый дом. Настоящая трагедия заключается в том, что многие из этих мусульман до сих пор делают это во имя Ислама и открыто выражают такие невежественные взгляды.

Это способствует пропаганде против ислама. Когда немусульманин жестоко обращается с животным, это считается действием отдельного человека, но когда это делает мусульманин, немусульмане считают это исламской практикой.

Я не могу переоценить необходимость стерилизации кошек или собак. Стерилизация домашних животных поможет предотвратить нежелательные пометы, тем самым уменьшив количество нежелательных животных. Это намного лучше, чем бросать животных, в чем грешат и многие мусульмане. Брошенные домашние животные не могут постоять за себя, в результате чего они голодают и испытывают невыразимые страдания, жестокость и, в конечном итоге, мучительную смерть.

Все животные являются частью творения Аллаха и принадлежат Аллаху (СВТ). Мусульмане являются хранителями этой прекрасной планеты. Как мы заботимся о животных и для чего мы их используем, мы будем нести ответственность перед Аллахом (СВТ). Все творение мусульманское, подчиняющееся воле Аллаха — только человеку и джиннам дарована свобода выбора.

Так что да, даже животные мусульмане.

В Священном Коране (С4:36) нам рекомендуется делать добро «…чему владеют ваши правые руки…» животные. Таким образом, стих устанавливает обязанность быть добрым по отношению к животным.

Все «…сотворено для вас…» для нашей пользы (С2:29). Таким образом, нашим долгом становится защищать, использовать с достоинством и способствовать благополучию любого животного, находящегося под нашей опекой. Таким образом, мы выражаем нашу благодарность Аллаху (СВТ) за Его благословения на практике. (Коранические основы и структура мусульманского общества, Мавлана Ф.Р. Ансари, том 2, стр. 125-126)

Каждое животное было создано для определенной цели. Долг каждого человека уважать творение Аллаха. Если мы будем плохо обращаться с каким-либо из Его творений, нас спросят об этом в Судный день. Сайидина Умар (ра) очень беспокоился о животных во время своего правления Амиром или главой исламской империи.

Позвольте мне развеять некоторые мифы и сделать несколько замечаний:

1. НЕ харам иметь собаку, хотя держать собаку в доме негигиенично.

2. Не запрещено прикасаться к собаке или любому другому животному. Если слюна собаки коснется вас или какой-либо части вашей одежды, то от вас требуется вымыть часть тела, к которой прикоснулись, и предмет одежды, к которому прикоснулась пасть или морда собаки.

3. Обязанностью всех мусульман, владеющих животными, будь то для сельскохозяйственных или рабочих целей или в качестве домашних животных, является обеспечение адекватного крова, пищи, воды и, при необходимости, ветеринарной помощи для своих животных. Если кто-то собирается уехать из дома, необходимо позаботиться и о своих животных.

4. Запрещено держать собаку или любое другое животное на коротком поводке в течение длительного времени без еды, воды и крова. Собаки нуждаются в упражнениях и являются социальными существами, которые образуют организованные «семейные» структуры в природе. Поэтому владельцы собак должны ежедневно проводить время со своими собаками.

5. Это жестоко и, следовательно, харам, держать какое-либо животное в клетке настолько маленькое, что оно не может вести себя естественным образом.

6. Фейерверки причиняют невыразимые страдания большинству домашних животных из-за их острого слуха.

7. Запрещено участвовать в любых кровавых «спортах», таких как собачьи бои и трофейная охота.

Ни одно животное не было проклято. Животные упоминаются во многих случаях в Коране. В суре Кахф упоминаются спутники Пещеры и их собака. (С18: 18-22)

Мы хотели бы, чтобы Аллах даровал нам Свою милость, поэтому давайте проявим милость и сострадание ко всему Его творению. Это также даст немусульманам истинное отражение Ислама, помогая призыву.

Есть много мусульман, которые хорошо заботятся о своих животных, и эта статья предназначена для тех, кто дезинформирован.

Обращение к этим мусульманам: Пожалуйста, не оскорбляйте и не пренебрегайте никакими животными. Это дает искаженную картину другим, кто не является мусульманином.

Да будет доволен Аллах нашими усилиями.


Ветеринарный хирург, доктор Аюб Бандеркер, БВМЧ, написал эту статью, приуроченную к священному месяцу Рамадан.

Ас саламу алейкум

Дорогие братья и сестры,

Наступил священный месяц Рамадан. Все верующие мусульмане с нетерпением ждут этого месяца как периода [духовного подъема]? в служении Всевышнему Аллаху (СВТ). Однако есть одно очень тревожное событие, которое происходит с приближением каждого месяца Рамадана. Это не имеет абсолютно никакого отношения к Рамадану, но имеет прямое отношение к невежеству, дезинформации и неправильному толкованию религии ислама. Наше сообщество сталкивается со многими социальными бедами, такими как жестокое обращение с детьми, [жестокое обращение] с женщинами, наркотики и т. д. Ислам — это целостный образ жизни, охватывающий все аспекты жизни и окружения. Жестокое обращение с животными, жестокость и/или пренебрежение ими являются частью социальных недугов, от которых страдает мусульманское сообщество как на местном, так и на глобальном уровне.

С февраля 1999 года я работаю ветеринарным врачом в организациях, которые в первую очередь заботятся о здоровье животных, принадлежащих бедным [в] неблагополучных сообществах. С приближением Рамадана (а также праздничного сезона) многие мусульмане приносят своих собак (и/или кошек) в ветеринарные клиники или мобильные клиники, чтобы они там оказались. эвтаназии (то есть умерщвления смертельной инъекцией). Причина, которую приводит большинство этих мусульман, такова: «Сейчас месяц Рамадан, и моя религия запрещает мне держать собаку». Другой встречающийся сценарий: животное, [которое] болело в течение длительного времени, [не доставлено для ветеринарной помощи до тех пор, пока] болезнь не прогрессирует почти до терминальной стадии? На вопрос, почему они так долго ждали, чтобы привести свою собаку, владелец-мусульманин снова использует ислам как причину своей апатии, заявляя, что ему / ей не разрешено прикасаться к собаке.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

У нас есть сообщение о собаке, [чьи] ноги [были] завернуты в полиэтиленовые пакеты [и ее] затем несли два человека с каждой стороны? в больницу. В очередной раз ислам [был] использован в качестве предлога для этого антиисламского действия. Ежедневно происходит гораздо больше случаев жестокого обращения с животными и/или пренебрежительного отношения к ним во имя Ислама.

Многие организации по защите животных в Кейптауне добиваются [увеличения числа] собак и кошек, [которых привозят] для казни в это время. Да, есть много людей, которые по тем или иным причинам приезжают, чтобы их животных усыпили. В данном случае я имею в виду, в частности, здоровых, счастливых животных, принадлежащих мусульманам, которых приводят на смерть. Это очень тревожное и неисламское действие. Если человек не может позволить себе кормить, приютить и содержать своих животных, и для них не может быть найден новый дом, то [их следует отвезти] в одну из многочисленных благотворительных организаций, таких как [Общество по предотвращению жестокого обращения с животными ], Лига против жестокого обращения с животными, [или] Общество защиты животных, где есть хотя бы шанс, [что] животное [найдет] новый дом. Стерилизация существующих домашних животных также поможет предотвратить нежелательные пометы, тем самым сократив [количество] нежелательных животных. Это было бы намного лучше, чем отказаться от животных, в чем также грешат многие мусульмане.

Настоящая трагедия заключается в том, что многие из этих мусульман считают, что они [совершают эти жестокие действия] во имя Ислама, и открыто выражают такие невежественные взгляды. Это не только подпитывает пропаганду против ислама, но и создает у немусульман, которые, возможно, интересовались исламом, очень негативное отношение к исламу. Очень больно, когда братья-мусульмане используют прекрасную религию Аллаха и месяц Рамадан, чтобы оправдать жестокость и умерщвление здоровых животных.

Собака, как и любое другое живое [существо] на этой земле, является частью творения Аллаха. Мы, мусульмане, являемся хранителями этой прекрасной планеты. Собака, если она находится в нашем владении, как и все остальное, на что мы претендуем, в конечном счете принадлежит Аллаху (СВТ). [Мы будем нести ответственность за то, как] мы заботимся о наших животных и для чего мы их используем? Всевышнему Аллаху (СВТ). Все творение мусульманское, подчиняющееся воле Аллаха (свт), только человеку и джиннам дарована свобода выбора. Так что да, даже животные мусульмане.

В Священном Коране (С4:36) нам рекомендуется делать добро «? чем владеют твои правые руки? ». По словам комментатора имама Фагруддина ар-Рази, это относится ко всем тем, кто не имеет гражданских прав, включая животных. Таким образом, стих устанавливает обязанность быть хорошим [по отношению] к животным.

Все животные являются частью творения Аллаха, и каждое животное было создано для определенной цели. Долг каждого человека уважать творение Аллаха. ? Таким образом, нашим долгом становится защищать, использовать с достоинством и способствовать благополучию любого животного, находящегося под нашей опекой. Таким образом, мы выражаем нашу благодарность Аллаху (СВТ) за Его благословения на практике.

Если мы будем плохо обращаться с каким-либо из Его творений, то нас спросят об этом в Судный День. Сайидина Умар (ра) даже беспокоился о животных во время своего правления Амиром (или главой исламской империи). Позвольте мне развеять несколько мифов:

  1. Владеть собакой не харам, хотя это негигиенично и, следовательно, не разрешено держать собаку в доме.
  2. Прикасаться к собаке или любому другому животному не запрещено. Если слюна собаки коснется вас или какой-либо части вашей одежды, то от вас требуется? мыть часть тела? и предмет одежды, [которого] коснулась пасть или морда собаки.
  3. [Необходимо] каждому мусульманину, владеющему животными, будь то для сельскохозяйственных/рабочих целей или в качестве домашних животных, предоставить им надлежащее убежище, пищу, воду и, при необходимости, ветеринарную помощь своим животным. Если кто-то отправляется в хадж или собирается уехать из дома, необходимо позаботиться и о своих животных.
  4. Запрещено/запрещено использовать свою собаку для собачьих боев, так как это причиняет им вред. Нет, это неестественно, ибо в природе более слабый подчинился бы и отступил, а более сильный не стал бы продолжать преследование, чтобы убить.

Ни одно животное или какое-либо творение Аллаха не было проклято. В суре Каф упоминаются спутники пещеры и их собака (С18:18-22). Мы хотели бы, чтобы Аллах даровал нам Свою милость, поэтому давайте проявим милость и сострадание к его творениям. Давайте воспользуемся интенсивностью духовного света Рамадана, чтобы стереть с лица земли тьму невежества, окутавшую нас. Следует отметить, что есть много мусульман, которые хорошо заботятся о своих животных, и что эта статья предназначена для тех, кто дезинформирован. К этим мусульманам обращен призыв: пожалуйста, не злоупотребляйте религией ислама, [используя] ее [в качестве] предлога [предать] смерти ваших животных. Это дает искаженную картину другим, кто не является мусульманином. Да будет доволен Аллах нашими усилиями. Обратите внимание, что за то время, пока вы читаете это, сотни здоровых животных будут казнены во имя Ислама.

Первоначально эта статья была опубликована в журнале Animal Voice, опубликованном Compassion in World Farming, Южная Африка. Посетите www.animal-voice.org для получения дополнительной информации.


Доктор Халед Абу Эль Фадл

Доктор Халед Абу Эль Фадл, профессор исламского права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и обладатель многих иджазатов (дипломов преподавателя) от традиционных суннитских ученых на Ближнем Востоке, пришел к выводу, что хадисы (пророческие предания) о собаках, составляющие основу юридических запретов на контакт с ними, являются выдумками.

Доктор Халед Абу Эль Фадл обсуждает фетву о собаках в исламе в этом отрывке из нового издания своей книги «Конференция книг».

 

Добрый взгляд исламского ученого на собак

Выдержка из Los Angeles Times, январь 2001 г.

Собаки и книги как символы его усилий невысокое, коренастое телосложение, светло-карие глаза и оливковая кожа. В его доме преобладают два элемента, которые во многом символизируют идеологическую напряженность современного ислама: собаки и книги.

(Халед) Абу Эль Фадл любит использовать собак, чтобы проиллюстрировать то, что он считает преднамеренным игнорированием пуританами исламских традиций и подавляющим упором на закон выше морали.

В большей части мусульманского мира собаки явно не лучшие друзья человека. Абу Эль Фадл говорит, что его учили, что они нечисты, и что черные собаки, в частности, злые.

Согласно религиозным традициям, если собака или женщина проходит перед вами, когда вы готовитесь к молитве, это оскверняет вашу чистоту и сводит на нет вашу молитву. Собаки разрешены в качестве сторожевых псов или для других утилитарных целей, но не только для общения. Абу Эль Фадл говорит, что это ревностное следование доктрине привело к тому, что один религиозный авторитет посоветовал мусульманину, что его домашняя собака — зло, и ее следует прогнать, лишив ее еды и воды.

Многие мусульмане говорят, что это предостережение по отношению к собакам в основном связано с гигиеной. По словам шейха Таджуддина Б. Шуайба из мечети короля Фахда, многие набожные мусульмане следуют таким правилам без вопросов, поскольку подчинение Богу является высшим призывом ислама, независимо от того, очевидны ли причины божественного закона или нет.

Доктор Халед Абу Эль Фадл со своими спасенными собаками.

Но Абу Эль Фадл гордится тем, что ставит под сомнение почти все. Он не мог представить себе Бога, который осудил бы таких любящих, верных созданий. Итак, около пяти лет назад он приступил к расследованию.

После длительного процесса исследования текстов и молитв о божественном руководстве он пришел к выводу, что сообщения о собаках передавались по сомнительным цепочкам передачи или опровергались более благоприятными сообщениями — например, одна история о Мухаммаде, молящемся, когда его собаки играли поблизости.

Некоторые сообщения о собаках имеют сверхъестественное сходство с арабским фольклором, говорит Абу Эль Фадл, что заставляет его подозревать, что кто-то взял эти истории и приписал их пророку.

Пока Абу Эль Фадл говорит, Хани дремлет рядом с ним. Помесь желтого кокер-спаниеля был брошен его владельцами и прятался в углу приюта для животных, грязный и измученный судорогами, когда ученый и его жена спасли его.

Они также спасли Бэби, черную овчарку, которая в дне пути от смерти, и Калби, обиженную собаку, которая целый год пахла мусором и до сих пор чувствует себя в безопасности, только свернувшись калачиком в пластиковой корзине для белья.

«Собаки олицетворяют мой бунт против невежества в отношении основ действующего исторического закона», — говорит Абу Эль Фадл. «Они являются символом иррациональности нашей традиции, привилегии закона над человечностью».

Как, спрашивает он, указывая на Хани, которая постоянно следует за ним и прижимается к нему, Бог «создает животных с этими естественными наклонностями, а затем осуждает их как совершенно предосудительные?»

Из Newsweek, 15 апреля 2002 г.:

Возьмем, к примеру, собак. Для буквалистов запрет на использование собак в качестве домашних животных четко очерчен в одном из хадисов, традиционных рассказах о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда. По их мнению, хадисы и Коран недвусмысленно излагают законы шариата. Но, как указывает Абу Эль Фадл, определение того, какие из десятков тысяч хадисов являются авторитетными, требует как знаний, так и критического анализа. Нужно оценить надежность источников и оценить, насколько хадисы соответствуют моральному видению Бога, который говорит в Коране и через него. Что касается собачьего хадиса, Абу эль-Фадлу было трудно поверить, что тот же самый Бог, который создал таких компанейских существ, повелел своему пророку объявить их «нечистыми».

Изучив источники, он обнаружил, что рассматриваемый хадис не только получен из цепочки ненадежных источников, но и отражает взгляды, гораздо более соответствующие доисламским обычаям и взглядам арабов. Более того, по его словам, он обнаружил, что хадис из одного из самых надежных источников рассказывает о том, как сам Пророк молился в присутствии своих игриво скачущих собак.

«Собаки в древней исламской культуре»

«Однако в исламе существует совершенно другая, неизвестная ветвь мышления о собаках, длинная история положительных взаимодействий между мусульманами и собаками, которая восходит к самым истокам религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *