Лошадиный череп: Череп лошади – Купить или заказать на Ярмарке Мастеров

Автор: | 21.04.2023

Зачем на Руси под домом закапывали лошадиные черепа

Кириллицаиещё 1

Эта странная традиция была распространена на Руси тысячелетиями и сохранялась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых местах встречается и сейчас. Правда, не везде, а на северо-западе России: в Новгороде и на Ладоге; и в западной части Сибири, куда активно переселялись выходцы из новгородской земли.

© Кириллица

Отдельные случаи встречались в Суздале и в Залесском Ярополче; ученые тоже связывают их с перемещениями новгородцев. Речь идет о «строительной жертве», в качестве которой русские издревле использовали домашний скот – птицу, коров и коней, а то и людей. Несмотря на запрет подобного жертвоприношения Русской православной церковью, обряд продолжали практиковать и в XIX веке, используя для этого разные предметы: монеты, перстни, зерно и даже хлеб, а на Украине даже в это время в жертву приносили быков и коров.

Видео дня

Основа здания – череп?

Обычай этот уходит корнями в кровавые языческие времена, когда существовал культ головы – вместилища души и силы человека или животного. Из этого культа и проистекал обычай строить жилье – от княжеского терема до простой избы, – «на голове». Самые первые строительные жертвы были найдены в Новгороде советскими археологами еще в 1953 году. На Ильинском раскопе XI века были обнаружены останки жертвенного коня, причем голова его лежала отдельно от туши; на ногах животного сохранились путы, а рядом были положены кнут и свечи. Здесь же под остатками древних жилищ были найдены черепа быков с рогами. Оказалось, что неотъемлемой частью жертв у древних новгородцев и жителей Старой Ладоги были ковши и братчины – чаши для братания, которые символизировали вместилище души покойника. Например, в Старой Ладоге археолог Евгений Александрович Рябинин нашел заготовку ковша под наковальней древней кузницы. Закладывали под строение и лошадиные черепа – в том же Новгороде было найдено около сорока таких «закладок», что говорит о повсеместном распространении языческих поверий в Новгороде. Одни из них лежали под венцами домов справа от входа, а другие – под углами. Самая поздняя жертва датируется XV веком. Подобные «заклады» археологи встречали в Старой Русе, в Городке на Ловати, в Риге, в Суздале. Часто суеверные люди использовали черепа собак и домашних животных, которые закладывали под углы, но иногда клали черепа под фундамент русской печи, а на Рюриковом Городище в Приильменьи в качестве такой жертвы нашли останки целой коровы, а у хлебных печей, устроенных во дворах, обнаружили девять коровьих черепов, лежащих полукругом. В Ярополче Залесском в XII–XIII веках черепа коровы опускали в подвал и там закапывали. Такие же «заклады» в подполах обнаружили под Нижним Новгородом в поселении Нижнее Константиново-I.

Странности Мангазеи

При переселении в Сибирь русские принесли с собой и языческие пережитки. Например, в Ляпинском остроге (Ханты-Мансийский АО) под стеной острога кто-то закопал два собачьих черепа. Много «закладов» археологи нашли в Мангазее: это черепа и скелеты собак, магические круги из разных предметов, преднамеренно порванная кожаная обувь, сломанные ножи, женские гребни, украшения и даже… нательные кресты! Самыми удивительным находками были деревянные и костяные фаллосы. Все эти «жертвы» строители помещали под заваленками, под венцами, под фундаментами печей и даже просто под полом. Зачем же они были нужны?

Жертва богам?

Обычай этот действительно древний и уходит корнями в человеческие жертвоприношения, когда в основание строений, чтобы умилостивить богов, замуровывали то убитых рабов, то младенцев. Было это распространено не только в древнем Вавилоне или в Месопотамии, но и на Руси и практиковалось даже в христианские времена. Например в украинском городе Василёве на раскопках храма археологи нашли «закладную жертву» – тело мужчины, которого убили, расчленили и положили в каменный гроб под пол, дополнив погребение сожженной едой и костями жертвенных животных. А в фундамент под стеной храма живьем замуровали двух годовалых детей. Стена в этом месте пошла трещинами, и язычники осуществили «ремонт», умилостивив своих кровожадных богов.

Умиротворяли друидских духов?

Есть версия, что жертва связана с умиротворением духов, обитающих в земле, которые всегда считались самыми кровожадными. Но российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин объяснял строительную жертву еще более древними верованиями – поклонением тотемам-деревьям и духам, которые в них якобы обитали. Так как на Руси дома строили из бревен, табу на вырубку деревьев, каждое из которых считалось священным, нарушалось. Кровавой жертвой славяне старались умилостивить духов, чтобы те не пришли мстить. Сначала им «отдавали» детей, женщин и мужчин, а позже стали приносить в жертву домашний скот и даже вещи. Язычники считали, что изображение мужского полового члена, закопанное под печкой, отпугнет чертей, шерсть – даст тепло, а воск – послужит оберегом.

Их спасал «дух» коня?

Что же касается конских черепов, то ученые относят традицию закладывать их под фундамент жилищ к культу коня, который существовал в Древней Руси. Древние славяне верили, что лошадь может не только унести от врага, но и отпугнуть его. Убивая жертвенную лошадь, они надеялись, что дух животного сохранит дом от несчастий. Если невозможно было принести в жертву коня, то под дом закладывали его изображение – игрушку, подвеску.

«Строительная жертва» жива?

К сожалению, никакие запреты церковников не повлияли на людей. Многие до сих пор при строительстве дома кладут под нижние венцы домов монеты и украшения. Правда, вместо кровавых жертв теперь делают жертвы бескровные, а часто даже церковными предметами – ладаном, освещенными церковными свечами, что только усугубляет грех людей перед Богом. Правда, в некоторых местах деньги стали чаще отдавать строителям, чтобы те «не ленились». Тем не менее, суеверия живучи. Например, в городе Ангарске Иркутской области, при ремонте в одном из домов в старой части города, которая была построена в конце 1940-х годов, под полом обнаружили скелет собаки. Была ли это «закладная жертва» судить сложно, но факт остается фактом.

Другое, Евгений Рябинин, Дмитрий Зеленин, РПЦ

4 странные новогодние традиции: Карлики, коты-людоеды и лошадиные черепа

Твой Бро

Интернет-проект журнала «Балтийский Бродвей» о городской культуре Калининграда

Следите за нами

Поток

  • Замысел: Классика в современном формате
  • Эстетика в деталях: Всё о калининградском бренде Amaze
  • Строгость и прозрачность линий: В Кафедральном соборе завершилась реконструкция фойе

эксклюзив

  • От хутора до тарелки: Интервью с командой ресторана «Мушкино»
  • Приготовлено в Калининграде: Кто развивает локальную гастрономию и где попробовать балтийскую кухню
  • Фавориты «Оскара-2023» в международной и технических номинациях: Новый «Аватар», «Бэтмен» и «Элвис»

Рекомендации

  • Посторонним вход запрещён: Гид по мистическим локациям Калининградской области
  • На стыке наследия и современности: 10 ключевых фактов о ресторане «БАЛТ» в Зеленоградске
  • Гастроновости: Кофейня с кино, современный фастфуд и бранчи в «Заре»

Пульс

  • В Калининграде во второй раз состоится забег RUTS
  • В Светлогорске состоялась эксклюзивная премьера фильма «Нюрнберг»
  • Группа «ЛондонParis» запустила краудфандинг на выпуск винила

Mari Lwyd

Знакомьтесь, Mari Lwyd

Вот так это выглядело 100 лет назад — цилиндр, усы, сюртук и лошадиный череп

Так — сейчас. Форма одежды более фривольная, но лошадиный череп на месте

Уэльсские просторы и Mari Lwyd

Страна:
Уэльс

Суть:
Произносится как «Мари луид», переводится как «Серая лошадь». Визуально, конечно, оно больше похоже на часть какой-то мизансцены из первого сезона сериала «Настоящий детектив», чем на рождественский обряд, однако у него есть многовековая традиция. На человека одевают белый балахон, на палке крепят голову с лошадиным черепом, украшенным лентами. Далее процессия молодых людей и девушек сопровождает «Мари луид». Они ходят по селам и клацают лошадиными зубами под окнами, пугая жителей. Компания должна вступать в стихотворную перебранку с хозяевами. Участники обряда исполняют импровизированную песню или поэму на староваллийском у дверей, а хозяева стараются отвечать в рифму, что весьма непросто, учитывая сложную структуру языка. Отчасти поэтому в Уэльсе до сих пор считают себя родиной хип-хоп баттлов.

Это происходит до тех пор, пока Серая Лошадь и её свита не приглашается в дом. В доме ждет угощение — пиво, которое всегда хранится для этой цели тёплым в небольших медных кувшинах, овсяное печенье или пироги.

Как это может выглядеть в Калининграде:
Найти конский череп — нетривиальная задача, но если вы все-таки его обнаружите: отправляйтесь в место, ранее известное как «цыганский поселок». Стуча лошадиными зубами под окнами цыган, говорите любые фразы на валлийском. К примеру: «Da Flwyddyn Newydd» (Да фльюдьин ньюуьюд — Счастливого Нового года). Вряд ли цыгане знакомы с кельтскими традициями, скорее они примут вас за кого-то из призраков украденных ими когда-то коней. Чтобы прогнать — они начнут кидаться в вас золотом и пачками денег. Подбирайте.

Jólakötturinn

Страна:
Исландия

Суть:
Jólakötturinn переводится как «Йольский кот» — это, как можно догадаться, кот, правда чудовищный и чёрный, величиной с быка, живущий в горах Исландии.

Он живёт в одной пещере с великаншей-людоедкой Грилой, которая ворует капризных детей, её ленивым мужем Леппалуди и их сыновьями Йоласвейнарами (исландскими Дедами Морозами). Перед Рождеством кот ходит по селениям, нападая и пожирая тех, кто не обзавёлся к праздникам какой-нибудь шерстяной обновкой. На самом деле, у традиции есть вполне утилитарное объяснение. Овцеводство всегда было в Исландии семейным промыслом. Обработкой шерсти традиционно занимались все члены семьи, а работа завершалась как раз к Рождеству, когда в Исландии проходили торги. Разумеется, дети больше хотели развлекаться, а не заниматься скучным ручным трудом. Чтобы припугнуть их и смотивировать в нужном направлении, исландцы выдумали кота-людоеда.

Как это может выглядеть в Калининграде:
Если центр исландского мироздания — овцеводство, то пусть в Калининграде это будет янтарный промысел. При таком раскладе нам следует выдумать Янтарного кота! Это огромный котяра, который живет на дюне Эфа, величиной не то, что с быка, а с легендарного бегемота Ганса. В канун Рождества он должен зловещей поступью жирного кота ходить по домам и крайне внимательно относиться к детям, которые не наловили за весь год ни одного камушка янтаря в Балтийском море. Есть он, правда, их не будет, будет просто зловеще шипеть. Он все-таки и так толстый, нужно блюсти диету. А кроме того, все-таки мы же не такие изверги, как исландские островитяне.

El Caganer

Вот примерно такие фигурки — неизменный атрибут каталонского новогоднего праздника

Правда, это не обязательно должен быть Папа Римский

Достаточно мужика в красном колпаке

Страна:
Каталония

Суть:
Переводится как, извините, «испражняющийся», только в куда более грубой форме. Фигурку каганера прячут в помещении или где-то в районе изображений Святой Семьи, а гости и дети ищут ее. Считается, что тому, кто обнаружил такую фигурку и станет держать её в течение года на виду, будет везти.

К спорной традиции, как ни странно, очень терпимо относится местная католическая церковь. В наших краях вряд ли можно представить подобную фигурку возле православных икон, но каталонцы на то и каталонцы, чтобы упиваться самоиронией. На самом деле, у традиции два объяснения: это народная сатира — в образе каганеров может быть изображен любой — хоть Папа Римский, что демонстрирует равенство всех людей. Ну и плюс каталонские крестьяне считают, что фигурки каганеров влияют на плодовитость земли, ведь они вносят в неё «удобрения». Ну и, в-третьих, это просто забавно.

Как это может выглядеть в Калининграде:
Как русские люди, мы должны поразить всех масштабом. Поэтому фигурку каганера нужно делать огромных размеров и устанавливать на въезде в самые сомнительные с точки зрения инфраструктуры, чистоты и порядка районы Калининграда. Во-первых, это красиво. Во-вторых, самоиронично. А в-третьих, эту идею наверняка охотно подхватят городские чиновники, у которых появится прекрасная отговорка на случай обвинений в ненадлежащей заботе за городским хозяйством: «А что мы!? Это все каганер!»

Καλικάντζαροι

Как любые приличные демоны, Калликантцарои боятся православных священников

В остальное свободное время они пилят Мировое Древо

Страна:
Греция

Суть:
Калликантцарой у греков, они же Караконджул у болгар и Караконцула у балканских народов — это существа демонической природы, которые живут под землёй и пилят Мировое древо.

Их цель — чтобы оно пало вместе со всей Землёй. Но каждый раз, когда они уже близки к успеху, у них     появляется шанс вылезти наружу в канун Рождества. Разумеется, они пользуются отпуском, забывают про Древо и выбираются в наш бренный мир, чтобы устраивать бесчинства, как когда-то россияне на турецких курортах. На Богоявление (6 января) они спускаются обратно под землю, но обнаруживают, что Мировое древо зажило. Печально, но им приходится заново браться за работу. И так каждый год. Интересно, что видеть их могут только люди, рождённые в субботу, а дети, родившиеся в течение двух дорождественских недель, могут превратиться в Калликантцроев, если плохо себя ведут.

Как это может выглядеть в Калининграде:


По информации министерства туризма, в последнюю пару лет Калининград стабильно входит в пятерку самых популярных внутрироссийских направлений среди отечественных путешественников. Поэтому не за нашествие существ демонической природы нам нужно бояться, а за радушие и гостеприимство, которые нам нужно проявиться, чтобы соотечественники захотели вернуться к нам вновь. Да, возможно иногда их поведение, особенно в долгоиграющие алкоголем праздники, очень сильно похоже на поведение греческих монстров, но все мы должны глубоко вдохнуть и верить: в районе рождества они исчезнут и будут дальше трудиться на благо нашего, российского Мирового древа.

Иллюстрации: wikipedia.org, архив редакции, Hugleikur Dagsson

Лошадиные черепа, спрятанные на танцполах Ирландии

При реставрации или ремонте старого дома в Ирландии нередко можно найти череп лошади под полом. Хотя это довольно жуткое открытие может указывать на некое ритуальное жертвоприношение, оно, вероятно, имеет более практическое происхождение: акустика.

«Большой объем черепа сделал его идеальной звуковой коробкой, которая добавляла резонанс к звуку танцующих ног во время céilidhe [общественного собрания с музыкой и танцами]», — объясняет знаток народной архитектуры Барри О’Рейли в Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература .

Еще в 1945 году Шон О Суиллеабхейн, архивариус Ирландской фольклорной комиссии, опубликовал обзор находок фонда в журнале Королевского общества антикваров Ирландии . Выяснилось, что по всей Ирландии лошадиные черепа были спрятаны под половицами, иногда с полостями, заполненными монетами. Шон Мак Матгамхна из графства Клэр заявил: «Я слышал, как старики говорили, что он был помещен туда для того, чтобы давать прекрасное сердечное эхо (9).0005 macalla ) в дом, когда люди разговаривают или ходят внутри дома. Но особенно голову (с медяками) в пол клали, чтобы пляска лучше звучала, ибо старики все для забавы». Из графства Керри пришел рассказ о конском черепе, установленном под мостом, «чтобы дать ему четкое эхо»; Сообщается, что в графстве Уэксфорд черепа помещали под церковные алтари, чтобы «помогать проповеднику быть услышанным во всей церкви». В некоторых церквах хоронили вместе до двадцати таких голов».

Другие писали, что черепа имели более суеверное назначение, подозревая, что их закопали на удачу. Имонн П. Келли, бывший хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии, пишет в Archeology Ireland , что лошадям «приписывают способность видеть призраков и других злых духов, и это может объяснить практику размещения лошадиный череп или черепа под каменной плитой рядом с очагом». Это согласуется с глобальными фундаментальными ритуалами и сокрытиями, практикой, восходящей к древним временам. Иногда это означало прятать обувь в дымоходах, чтобы привлечь и поймать ведьм, или, как это чаще всего происходит в Великобритании и Австралии, размещать мумифицированных кошек в стенах, иногда позируя с мертвой добычей, чтобы сделать их более сильными против духов.

Имеются свидетельства использования слухового черепа лошади за пределами Ирландии, в том числе в Великобритании и Скандинавии. И когда люди из этих мест иммигрировали в США, они привезли с собой эти традиции. Историк М. Крис Мэннинг рассказывает в Исторической археологии случай черепа, найденного в доме в Южном Дирфилде, Массачусетс. В его глазнице был клочок бумаги с именами семьи полковника Дэвида Мэйсона Брайанта, который переехал в дом в 1848 году.0003

«Череп, вероятно, был добавлен к стене в период структурных изменений в рамках памятного ритуала, подобного капсуле времени или закладке краеугольного камня», — пишет Мэннинг. «С другой стороны, тот факт, что семья Брайантов, имевшая английское происхождение, решила разместить конский череп в стенах своего дома, указывает на то, что традиция скрывать конские черепа все еще была жива и процветала в Америке 19-го века».

Есть исправление или комментарий к этой статье?
Пожалуйста, свяжитесь с нами.

архитектуралошадиИрландияАрхеология ИрландияИсторическая археологияТруды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литератураЖурнал Королевского общества антикваров Ирландии

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Жертвоприношения Фонда

Автор: Шон О Суиллеабхейн

Журнал Королевского общества антикваров Ирландии, Vol. 75, № 1 (март 1945 г.), стр. 45–52

Королевское общество антикваров Ирландии

Материальная культура ритуальных сокрытий в Соединенных Штатах

Автор: М. Крис Мэннинг

Историческая археология, Том. 48, № 3, Проявления магии: археология и материальная культура народной религии (2014), стр. 52-83

Общество исторической археологии

Очаг и дом: народный дом в Ирландии с ок. 1800

Автор: Барри О’Рейли

Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература, том. 111C, Специальный выпуск: Домашняя жизнь в Ирландии (2011 г.), стр. 193–215

Королевская ирландская академия

Поимка ведьм в Уиклоу

Автор: Имонн П. Келли

Археология Ирландии, Vol. 26, № 3 (осень 2012 г.), стр. 16-18

Wordwell Ltd.

Еще истории

Мари Лвид | Уэльс.

ком Перейти к основному содержанию Домашняя страница

Зимнее величие Мари Лвид

Джуд Роджерс

Джуд Роджерс — валлийский журналист, который уже более 15 лет регулярно пишет для The Guardian, Observer и New Statesman. Она родилась и выросла в Суонси и обучалась в Llanelli Star в подростковом возрасте. Сейчас она живет в сельской местности Монмутшира.

Теги:

  • Зима

  • Традиции

Мари Лвид в Национальном историческом музее Сент-Фэганс, Кардифф

В самые темные месяцы валлийского года появляется белая лошадь: таинственная, грозная Мари Лвид. Джуд Роджерс знакомится с одной из самых жутких зимних традиций Уэльса и раскрывает происхождение и региональные вариации мари лвид.

Вы никогда не забудете момент, когда впервые увидите Мари Лвид. У нее есть огоньки или безделушки вместо глаз. Ее грива состоит из разноцветных стримеров или остролиста и плюща. С ее черепа спадает белый плащ, который прикреплен к шесту, который держит внутри него человек: они управляют озорным характером персонажа, часто щелкая на вас своей костлявой челюстью.

Что означает Мари Лвид?

Происхождение имени Мари, как и самой лошади, глубоко загадочно. Один валлийский перевод его, Серая кобыла, связывает его с наследием бледных лошадей в кельтской и британской мифологии, многие из которых могут переходить в подземный мир (например, Рианнон в Мабиногионе ездила на белом коне).

Другой перевод имени Мари Лвид — Серая Мэри. Некоторые ученые связывают ее с легендой, связанной с историей Рождества. Беременная лошадь, высланная из конюшни, когда Мария прибыла за Иисусом, провела мрачные дни, бродя по земле, пытаясь найти новое место, где можно было бы завести жеребенка. Однако многие поклонники Мари считают, что этот персонаж имеет дохристианское, языческое происхождение. Это невозможно доказать, но в ней определенно есть что-то вечно пугающее.

Чем занимается Мари Лвид?

Мари традиционно возят по деревне, часто между Рождеством и Двенадцатой ночью. Она одета с праздничными огнями и украшениями, и обычно ее сопровождает конюх, а в некоторых регионах, таких как Истраджинлайс в долинах Суонси, другие народные персонажи. как шут и леди. Это сближает традицию с пьесами ряженых, традицией представлений рабочего класса в 18 веке.

Когда группы добираются до дома, они поют песни на валлийском языке или вассаилы или, что более традиционно, предаются ритуалу, называемому pwnco: обмен грубыми рифмами с человеком, который там живет. Если Мари и ее банда получат доступ, говорят, что домохозяйству сопутствует удача в этом году. Мари, как известно, озорны — пытаются украсть вещи и преследовать людей, которые ей нравятся, — когда она выполняет свои ставки.

С чего началась традиция?

Первое письменное упоминание о Мари Лвид находится в книге Дж. Эванса 1800 года, Путешествие по части Северного Уэльса , хотя эта традиция наиболее известна своей практикой в ​​Гламоргане и Гвинте. Он имеет сходство с другими обычаями животных в капюшонах в Великобритании, такими как Hoodening в Кенте, Broad в Котсуолдсе и The Old Tup в Дербишире, в которых участвовала группа бедных людей, пытающихся найти еду и деньги в суровые зимние дни. Развлечение было их методом, с побочной частью угрозы: череп мертвой лошади, появляющийся в тени у вашей двери.

Живых защищает богатое тепло пламени, которое удерживает это одиночество», — говорится в его стихотворении. «В ужасе они слышат, как Мертвые стучат в стекла; затем они поднимаются, вооруженные теплом огня».

Вернон Уоткинс, Баллада о Мари Лвид

Как традиция начала меняться?

Валлийские методисты и другие христианские нонконформисты критиковали Мари Лвид в 19век. Баптистский священник из Блейнау-Гвента преподобный Уильям Робертс назвал ее «грешной» в своей книге 1852 года « Религия темных веков » , хотя он также переписал двадцать стихов выступления Мари, помогая распространять традицию. В 1930-х и 1940-х годах валлийский фольклорист Йорверт Пит обнаружил, что эта практика все еще жива в Кардиффе, Бридженде, Ллангинвиде, Ните и других частях Гламоргана, несмотря на опасения, что она начинает умирать.

Валлийский поэт Вернон Уоткинс даже написал о ней длинное стихотворение в 1941: The Ballad of The Mari Lwyd , после того как услышал радиопередачу о ритуале в Гваелод-и-Гарт, деревне к северу от Кардиффа. Его слова прекрасно передают пугающий вид Мари Лвид. «Живых защищает богатое тепло пламени, которое удерживает это одиночество», — говорится в его стихотворении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *