Лиса хищное животное а заяц: Сравни живые организмы: лиса, заяц и капуста. Расскажи что происходит с этими организмами в разные…

Автор: | 29.07.2022

Лисица обыкновенная – хищное животное. Описание и фото лисицы

27 Март33702семейство псовыххищниклисица

Лисица обыкновенная или рыжая – хищный представитель семейства Псовых. Рыжая лисица является одним из наиболее распространенных персонажей детских сказок во всем мире, где она олицетворяет собой хитрость и ловкость. Эта прозорливая красавица с огненным окрасом и пушистой шубкой очень осторожна, она с легкостью запутывает следы и изящно уходит от погони. Ниже Вы найдете описание лисицы и фото, а также узнаете много нового и интересного об этом животном.

    Как выглядит лиса?

    Лиса выглядит по-разному. Размер лисицы обыкновенной и ее окрас зависят от местности, в которой она обитает. Наиболее крупные особи встречаются в северных районах, а мелкие свойственны южным областям. Также на севере и в горах часто встречаются лисицы черно-бурого окраса (чернобурая лиса). Всего выделяют 12 видов, относящихся к роду лисиц, включая такое животное как песец (полярная лиса). Кстати, самым маленьким представителем лисьего рода является фенек.

    Лисица обыкновенная является наиболее распространенным видом рода лисиц. Всего насчитывается около 50 подвидов этого животного. Соревноваться с рыжей плутовкой в наличии такого многообразия может разве что волк обыкновенный, который имеет около 40 подвидов. Любопытно, что существует такой вид волка, который внешне очень похож на лису, но не является ей близким родственником, а именно – гривистый волк.

    Лиса выглядит зверем средних размеров, она стройная, гибкая и подвижная. У лисицы невысокие тонкие лапы, длинный пушистый хвост, вытянутая морда с острыми ушками и изящное туловище. Вес животного составляет от 6 до 10 кг, при длине тела в 60-90 см. Длина хвоста варьируется от 40 до 60 см.

    Самым распространенным окрасом лисицы обыкновенной является рыжий цвет, также часто встречаются особи бурого и желтоватого цвета. Лиса выглядит ярко, у нее рыжая спина, белый живот, темные лапки и ушки, а хвостик с белым кончиком.

    Лиса выглядит различно в зависимости от времени года. В конце зимы или с началом весны у животного начинается процесс линьки, в это время шерсть лисы становится короткой и редкой. К середине лета линька прекращается и с этого момента у лисицы обыкновенной начинается рост зимнего меха, который достигает своего максимума к концу осени или началу зимы. Зимой лиса выглядит пушистой, а ее шубка становится наиболее пышной и длинной.

    Где живет лиса и как?

    Лиса живет охватывая довольно широкую территорию, но с различной плотностью популяции. Лиса обитает в тундре, лесах, горах, степях и пустынях. При этом зверя можно встретить не только в дикой природе, но и в городской среде, чаще всего на окраинах и свалках.

    Лисица обитает в Европе, Северной Африке, в большей части Азии, в Северной Америке и даже в Австралии. Благодаря столь широкому распространению и различным климатическим условиям животное лисица обладает таким многообразием окрасок и размеров.

    Лиса живет отдавая предпочтение открытой местности, выбирая районы с небольшими рощами и перелесками.

    Чаще всего лиса обитает в лесостепной и степной зонах, поселяясь на склонах холмов и оврагов, в местах, где зимой рыхлый и не глубокий снежный покров, а грунт не затопляют дождевые, талые и грунтовые воды. Именно в таких областях живет больше всего лисиц.

    Жизнь лисицы не проста, на численность этого зверя влияют многие факторы, поэтому число особей рыжих лисиц колеблется каждый год. Все зависит от климатических условий, наличия кормовой базы, а также инфекционных заболеваний популяции. В голодные годы у лисиц снижается прирост потомства, а также возникают благоприятные условия для распространения различных инфекционных заболеваний, таких как бешенство, чума и чесотка. В южной Европе лисиц даже специально вакцинируют, чтобы избежать повальных вспышек бешенства в регионе.

    В дикой природе лиса живет не более 7 лет, при этом ее средняя продолжительность жизни составляет всего 3 года. Зато в неволе рыжая красавица может дожить до 20 лет. Лисица живет оседло, занимая участок с пригодными для устройства нор местами и достаточным количеством корма.

    Не редкость, когда лисы живут в паре или семьей. Лиса способна самостоятельно рыть норы, но чаще всего занимает пустующие норы других животных, в особенности барсуков. Помимо этого лисицы могут воспользоваться и естественным укрытиями, такими как дупла деревьев, пещеры и расщелины в скалах.

    В природе лисица использует одно и тоже постоянное укрытие только во время воспитания детенышей, меняя жилье лишь в случае острой необходимости. Остальное время лисица обыкновенная предпочитает проводить на открытом пространстве, отдыхая прямо на траве или в снегу.

    На случай опасности и преследования она имеет несколько запасных укрытий на своей территории и прячется в них в любое время года. Когда животное напугано, оно бежит молниеносно и настолько быстро, что его тело полностью вытягивается над землей. В то время, когда рыжая лисица чувствует себя в безопасности, она идет очень спокойно, оставляя за собой четкий след.

    Лисица – хищное животное, поэтому она лучше видит в темноте, нежели при дневном освещении, и отлично реагирует на движение. Лиса живет проявляя большую активность в ночное время, но и днем ее можно повстречать довольно часто. Лисица – это зверь, который обладает прекрасно развитыми обонянием и слухом, так что подобраться к ней незамеченным почти невозможно. Хищная лисица тут же улавливает малейшие звуковые колебания и запахи.

    Лисы, в особенности молодые особи, часто ложатся на день в поле, если оно находится неподалеку от леса и богато грызунами. Прежде чем устроиться, животное буквально застывает на месте, долго и пристально оглядывая окрестности на предмет опасности. Потом сворачивается клубочком, прикрывает хвостом нос и лапы и, прежде чем уснуть, еще несколько раз осматривает округу. Также лисицы любят залечь на отдых в густых зарослях, оврагах и прочих труднопроходимых местах.

    Лисица охотится в любое время дня, но предпочитает это делать ранним утром или в вечерние часы. Этому животному свойственна крайняя осторожность, поэтому лисы обладают способностью умело запутывать следы и превосходно прятаться.

    Не зря же в сказках лиса является воплощением ловкости и хитрости. Забавно, что лис, которые обитают вблизи пансионатов и неподалеку от туристических маршрутов, не беспокоит присутствие человека, наоборот, они быстро привыкают и даже извлекают из этого выгоду. Их с легкостью можно прикормить, а особо смелые особи могут даже попрошайничать.

    Лисица является ценным пушным зверем и для получения меха их специально разводят, при этом успешно выводя новые породы, с более высоким качеством меха, чем у дикого типа. Животное лиса имеет важное хозяйственное значение, ведь она регулирует популяцию грызунов, которые уничтожают зерновые. Однако, польза от лис не перекрывает ущерб, который они наносят домашним птицам.

    Что ест лиса?

    Лисица – хищный зверь, поэтому в основном она питается такими мелкими грызунами, как полевки. От достаточного количества этих мышеобразных грызунов зависит популяция лис. Особенно это актуально в зимний сезон. Лиса охотится на полевок прислушиваясь к движению и звукам, издаваемым ими под снежным покровом, а затем ныряет под снег и ловит добычу. Такой способ охоты лис называется мышкование.

    Конечно же, рацион зверя не ограничивается одними лишь мышами. Лиса питается весьма разнообразно и в ее меню входит свыше 400 видов различных животных. Лиса ест таких животных как зайцы, в особенности хищная лисица охотится на зайчат, нередко поедает заячьи трупы, иногда нападает и на детенышей косули.

    Лисы едят птиц и часто разоряют их гнезда, с целью полакомиться кладкой яиц. В особенности от ее набегов страдают нелетающие виды птиц, но и выпавшего из гнезда птенца лиса не упустит, да и домашней птицей она явно не пренебрегает.

    Ест лиса и пресмыкающихся, особенно в полупустынях и пустынях. В местности, где поблизости имеются большие реки, лиса ест погибших во время нереста лососей. Питается лиса и различными насекомыми, а также их личинками, особенно в летнее время. В голодные годы лисы едят падаль. В южных областях лисица обыкновенная охотно питается различными плодами и растениями, ест ягоды и фрукты.

    Детеныши лисы

    Лиса является моногамным животным. Период размножения у лис происходит один раз в год и напрямую связан с погодными условиями, а также упитанностью зверей. В особенно холодные годы и при недостатке кормовой базы более 50% самок не выводят потомства. Способность к выведению потомства наступает у лисицы обыкновенной в возрасте 2 лет. В период размножения лисы очень шумно себя ведут, они лают, воют и визжат. Самец и самка отличаются по голосу. Особенно шумными и зрелищными являются драки за самку, ведь обычно за ней ухаживают 2-3 самца.

    Лисы – отличные родители. Самцы заботятся о самках еще до появления потомства и активно участвуют в воспитании детенышей. Место в котором появятся лисята выбирается заранее тщательно охраняется будущими родителями, благоустраивает нору самец. В случае гибели самки, жилище займет другая, а если погибает самец, на его место обязательно найдется свободный претендент и бывает, когда за право стать приемным отцом даже дерутся.

    Лисица вынашивает детенышей около 2 месяцев. В среднем на свет появляется от 4-6 до 8-10 лисят. Щенки лисы рождаются покрытыми темно-бурой шерстью и внешне очень похожими на волчат, но наличие белого кончика на хвосте является главным отличительным признаком лисят от волчат.

    Детеныши лисицы полностью зависят от родителей. Уже через пару недель после появления на свет малыши начнут видеть и слышать, у них появляются первые зубки. Детеныши лисицы воспитываются обоими родителями. Они тщательно следят за безопасностью своих чад и проявляют крайнюю осторожность, поэтому в случае малейшей опасности без промедления переместят свое потомство на новое место.

    Чтобы прокормить своих детенышей лисы постоянно охотятся .Мама кормит детей молоком 1,5 месяца, постепенно приучая их к обычной пище. Детеныши лисы обучаются азам охоты с раннего детства. Подросшие лисята ходят охотиться вместе с родителями.

    В гнезде малыши проводят примерно полгода, после чего начинают жить самостоятельно и уходят от родителей. Молодые звери расселяются на расстоянии 10-30 км от родительского логова в поисках пары и собственного участка.

    Не забывайте присоединяться к нам в социальных сетях: Telegram, Вконтакте, Одноклассники. Узнавайте о публикациях первыми, ничего не пропускайте и всегда будьте в курсе всех новостей!

    Не забудьте поделиться с друзьями!

    Логопедическое занятие с детьми ОНР в детском саду в условиях логопункта

    Цели:

    Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, детенышах. Активизировать и расширять словарь по теме “Дикие животные” (животные, зверь, медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, лось, барсук, мех, шерсть, хвост, берлога, дупло, логово, охотиться).

    Совершенствовать грамматический строй речи. Практически усваивать в речи притяжательные прилагательные, предлоги.

    Развивать мышление, речевой слух, речевое дыхание, зрительное внимание, чувство рифмы, творческое воображение и подражательность, пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику.

    Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

    Оборудование:

    Пальчиковые бассейны с сухим наполнителем, деревянные игрушки: лиса, заяц, белка, медведь; магнитная доска, комплекты магнитов, интерактивная доска, ноутбук, слайды с изображением животных:

    а) в своих домиках: медведь в берлоге, еж в норе, волк в логове, заяц в норе;

    б) взрослых и маленьких: медведь и медвежонок, лиса и лисенок, еж и ежонок, лось и лосенок, заяц и зайчонок, барсук и барсучонок, белка и бельчонок;

    в) лось и заяц, медведь и лиса, заяц и лиса, белка и волк;

    картина с изображением: дерева, елки, грибка;

    леса и диких животных, бумажные лучики, цветы, птицы; имитация озера – водопоя, мягкие игрушки: белка, бельчонок, зайчонок, стульчик, коробка, простые карандаши, изображение зайца пунктирной линией, ковер имитация полянки, солнышко из ткани, музыка: голоса птиц, полька; сладкие призы.

    1. Организационный момент. Игра “Угадай и назови”.
    2. Логопед: “Ребята, наше сегодняшнее с вами занятие необычное, а начнем мы его с очень интересных загадок. Отгадки, которых спрятаны в “сухих бассейнах”. Будьте очень внимательны. Итак, начинаем!”

      Логопед ставит перед ребенком “сухой бассейн” и загадывает загадку о медведе: “Хозяин лесной, просыпается весной,

      А зимой под вьюжный вой,

      Спит в избушке снеговой. (Медведь)

      Первый ребенок отгадывает загадку и достает фигурку медведя из бассейна.

      Логопед: “Кого ты достал?”

      Ребенок: “Я достал медведя”.

      Логопед:

      “Слушайте вторую загадку.
      За деревьями, кустами,
      Промелькнуло быстро пламя.
      Промелькнуло, пробежало —
      Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица).

      Логопед: “Кто это? Ищи отгадку. Кого ты нашел?”

      Ребенок: “Я нашел лисицу”.

      Логопед: “Слушаем следующую загадку.
      Любит красную морковку,
      Грызет капусту очень ловко,
      Скачет он то- тут, то там,
      По лесам и по полям,
      Серый, белый и косой,
      Кто скажите он такой? ”. (Заяц)

      Логопед: “Доставай отгадку. Кого ты достала?”

      Ребенок: “Я достала зайца”.

      Логопед:

      “И последняя загадка .
      Хожу в пушистой шубке,
      Живу в густом лесу.
      В дупле на старом дубе,
      Орешки я грызу” (Белка)

      Логопед: “Про кого эта загадка? Проверяем, правильно ли мы отгадали загадку, доставай отгадку из бассейна. Кого ты достала?”

      Ребенок: “Я достала белку”

      Логопед: “Молодцы ребята, справились с загадками. Медведь, лиса, заяц, еж, белка – это кто? ”.

      Дети: “ Дикие животные”.

      Логопед: “Где они живут?”

      Дети: “Дикие животные живут лесу”.

      Сообщение темы занятия.

      Логопед: “Сегодня на занятии, мы закрепим наши знания о диких животных, вспомним об их среде обитания, повадках, детенышах. Познакомимся с новым для вас диким животным. Присаживайтесь на стульчики”.

    3. Основная часть. Игра “Электронная почта”.
    4. Логопед проверяет электронную почту на компьютере и сообщает, что пришло письмо по электронной почте, читает содержание:

      “ В детский сад № 3 из леса. Мы хотим, чтобы ребята описали нас, рассказали какие мы.

      Подписи: еж, медведь, лиса, заяц”.

      Логопед: “ Дети, мы справимся? Я думаю да. Давайте я начну, опишу ежа, а вы остальных животных. (Показываются слайды с изображением каждого животного.)

      Еж, какой? Колючий, серый, умный, лесной, маленький, быстрый, шустрый, добрый. А теперь вы, опишите медведя.

      Медведь, какой?”

      Дети: “Бурый, коричневый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный, хищный”.

      Логопед: “ Следующее животное лиса. Лиса, какая?”

      Дети: “Рыжая, пушистая, хитрая, изворотливая, хищная, быстрая, ловкая, красивая”.

      Логопед: “А ты, Маша, опиши зайца. Заяц, какой?”

      Дети: “ Серый, трусливый, пугливый, быстрый, прыгучий, длинноухий, травоядный, косой”.

      Логопед: “Молодцы ребята, я думаю, нашим животным понравились ваши описания про них.

      Игра “О чем думают животные?”

      Мы с вами уже сказали, что все они живут в лесу, у каждого есть свой домик и называются они по-разному. Я предлагаю вам вспомнить любимое лакомство этих животных. (Задание выполняется с демонстрацией иллюстраций животных в своих домиках.)

      Медведь в берлоге думает о ….. (меде).

      Еж в норе думает о ….. (яблочке).

      Белка в дупле думает о ….. (грибе).

      Лиса в норе думает о ….. (курочке).

      Волк в логове думает о ….. (козленочке).

      Заяц в норе думает о ….. (морковке).

      А вот барсук, это для вас новое животное в норе думает о мышке.

      Барсук – это хищное животное семейства куньих. Он величиной со среднюю собаку. Мордочка у зверька тонкая и вытянутая. Ноги короткие, массивные с длинными когтями, отлично приспособленными для рытья почвы. Барсук очень аккуратный и чистоплотный зверь. Дважды в год, весной и осенью, делает в своей норе уборку. Животное ведет ночной образ жизни, но иногда его можно увидеть и в светлое время суток. Зимой он впадает в спячку. Барсук всеяден. В его меню преобладают мышевидные грызуны, насекомые и их личинки, мелкие птицы, лягушки, иногда добывает маленьких зайчат, в пищу также употребляет грибы, ягоды и зеленые части растений. Детеныши у барсука – барсучата. Барсук считается полезным животным, потому, что уничтожает массу вредителей: грызунов и насекомых.

      Игра “Скажи наоборот”.

      Логопед: “Ребятки, барсук хочет проверить какие вы сообразительные и предлагает поиграть в игру “Скажи наоборот”. Приготовьтесь, сосредоточьтесь, начинаем. (Иллюстрации с конкретными характеристиками.)

      Лось большой, а заяц ….. (маленький).

      У медведя хвост короткий, а у лисы ….. (длинный).

      Заяц травоядное животное, а лиса …. . (хищное).

      Белка слабая, а волк ….. (сильный).

      Видишь барсук, справились мы с твоим заданием.

    5. Логоритмическая физминутка.
    6. Речевая игра “На водопой”

      Логопед: “Какие вы сообразительные мы показали, а сейчас покажем, какие ловкие и артистичные. Наши животные захотели пить. Давайте изобразим, как каждое из них со своими детенышами добираются до водопоя.

      Вокруг себя покружитесь и в зверяток превратитесь.

      Жарким днем лесной тропой

      Звери шли на водопой (дети идут по кругу).

      За лосихой топал лосенок (идут, высоко поднимая колени).

      За лисицей крался лисенок (крадутся на носочках).

      За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата).

      За ежихой катились ежата (приседают, бегут короткими шагами).

      За бельчихой прыгали бельчата (прыгают вприсядку).

      За медведицей шли медвежата (идут вперевалочку).

      Волчица вела своих волчат (изображают волчат).

      Все мамы и детки напиться хотят (поворачиваются в круг, лакают язычком).

      Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь”.

      Игра “Кто кем был?”.

      Логопед: “Как хорошо вы изобразили животных. Напились наши животные, а ведь каждое из них сначала было маленьким. Давайте вспомним кто, как назывался из них, когда был детенышем”. (Сопровождается иллюстрациями.)

      Логопед

      Дети

      Медведь был …. .

      (медвежонком).

      Лиса была …..

      (лисенком).

      Еж был …..

      (ежонком).

      Лось был …..

      (лосенком).

      Заяц был …..

      (зайчонком).

      Барсук был …..

      (барсучонком).

      Белка была …..

      (бельчонком).

      Игра “Кто с кем играет?”

      Логопед: “Ребята кто из вас любит играть?”

      Дети поднимают руки.

      Логопед: “Животные, как и люди тоже играют со своими шалунишками детенышами. (Слайды, на которых изображены животные со своими детенышами.)

      А сейчас давайте посмотрим и скажем, кто с кем играет.

      Волк играет ….. (с волчонком).

      Медведь играет …..(с медвежонком).

      Еж играет …..(с ежонком).

      Заяц играет …..(с зайчонком).

      Барсук играет …..(с барсучонком).

      Белка играет …..(с бельчонком).

    7. Гимнастика для глаз.

    Логопед: “ А бельчонок хочет поиграть с вами и вашими глазками.

    Бельчонок прыгнул на верхнюю ветку в правом углу,

    Бельчонок перепрыгнул под елку в левом углу,

    Бельчонок прыгнул в дупло находящееся на середине дерева,

    Потом, он прыгнул на грибок в правом нижнем углу.

    Игра “Прятки”.

    Логопед: “Мы с вами выяснили, что животные как и люди любят играть и также как люди, к сожалению иногда болеют.

    К нам в гости прискакала белка и что-то хочет сказать. (Мягкую игрушку белки подношу к уху, имитируя, что белка что-то говорит.)

    Оказывается, ее бельчонок очень боится лечиться у доктора Айболита и постоянно прячется от мамы – белки. Белка просит, чтобы мы помогли его найти и сказать, где он находиться. Все действия демонстрируются.

    Логопед

    Дети

    Бельчонок спрятался (куда? Подо что?) ….

    под стул,

    Но мама достала его (от куда? Из-под чего? ) …. .

    из под стула.

    Потом бельчонок спрятался (куда? За что?) …….

    за стул,

    Но мама вытащила его (от куда?) ……

    из-за стула.

    Тогда бельчонок прыгнул (куда?) …..

    в коробку,

    Маме белке нужно достать его (от куда?)

    из коробки.

    А в коробке он встретил своего друга зайчонка.

    Ребята, зима у нас закончилась, а зимой какого цвета была шубка у зайцев?

    Дети: “Белого”.

    Логопед: “А как вы думаете почему?”

    Ответы детей.

    Логопед: “ А летом, какого цвета зайцы?”

    Дети: “Серые”.

    Логопед: “ Почему они летом серые?”

    Ответы детей.

    Логопед: “А сейчас какое время года?”

    Дети: “Весна”.

    Логопед: “ Как раз в это время зайцы меняют свою зимнюю шубку на летнюю. Так давайте же им в этом поможем. Фото(1)

    Для этого сядьте прямо, положите листочек с очертанием зайца наклонно, возьмите в руку карандаш и соедините наших зайчиков по точкам. А дома вам нужно будет разукрасить зайчикам шубку. Каким цветом будете разукрашивать зайцев?”

    Дети: “Серым”.

    Логопед: “Молодцы ребята мы с вами хорошо потрудились. А теперь можно немного отдохнуть и расслабиться”.

    5. Релаксация.

    Фото (2)

    Логопед: “Для этого давайте пройдем с вами на полянку и присядем. Лягте на спину и закройте глазки. Представьте, что вы находитесь в лесу на солнечной полянке. Вы лежите на травке, на вас светит яркое, теплое, доброе солнышко, а вы добрые лучики этого солнышка. Солнышко согревает ваше лицо, плечи, грудь, ноги, вам тепло и спокойно. Сделайте медленный вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Послушайте, какие красивые птичьи голоса. Медленно открываем глаза, беремся за руки, улыбнитесь друг другу доброй улыбкой солнечных лучиков. Улыбнитесь всем. А хотели бы вы подарить частичку нашего солнышка, солнышку на картине?”

    Дети: “Да”.

    Логопед: “Возьмите лучики и пройдите к картине. Наши гости могут к нам присоединиться. Давайте оформим нашу картину яркими цветами.

    Дети прикрепляют к картине цветы, ягоды, птиц”.

    6.Подведение итогов занятия.

    Логопед: “Ребята вам понравилось наше занятие?

    Давайте вспомним, кому мы помогали, с каким новым животным познакомились?

    Как называются его детеныши?

    Какие еще задания выполняли?

    На нашей картине осталось место для ваших зайчиков, которых мы прикрепим в начале следующего занятия.

    А мамы белка и зайчиха в благодарность от лесных жителей приготовили вам сюрприз – угощение, сладкие грибочки”.

    Дети возвращаются в группу и угощаются сладостями.

    Используемая литература

    1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста” М. – 2007 г.
    2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко “Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” М. – 2008 г.
    3. Открытый класс “Сетевые образовательные сообщества”.
    4. Л. Н. Смирнова “Логопедия в детском саду” М. – 2009 г.
    5. Н. Э. Теремкова “ Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР” альбом 3. М. – 2009 г.
    6. Т. А. Ткаченко “Формирование лексико-грамматических представлений” М. – 2008 г.

    Red Fox Взаимодействие с другими видами — мелкие и средние млекопитающие

    Мы видели, что лисы могут приносить фермерам положительные экономические выгоды, поедая такие виды вредителей, как крысы, мыши, полевки и кролики; но остается вопрос, смогут ли они съесть их достаточно, чтобы контролировать или даже сократить свою популяцию. Еще в 1970 году австралийский биолог Кен Майерс предположил, что лисы действительно могут оказывать такое регулирующее влияние на количество добычи (особенно кроликов), и несколько исследований показывают, что лисы могут вызывать сокращение популяций диких птиц. Пройдет еще одно десятилетие или около того, прежде чем эта теория получит эмпирическую оценку.

    Кроликов и грызунов

    В настоящее время имеются некоторые свидетельства того, что лисицы могут контролировать популяции определенных видов добычи, хотя обычно только после того, как их численность сначала была сокращена чем-то другим (например, преследованием людей, болезнями, стихийными бедствиями и т. д.). Например, в заповеднике Ятонг в Новом Южном Уэльсе, Австралия, в начале 1980-х годов Алан Ньюсом и его коллеги обнаружили, что хищники, т.е. лисы и дикие кошки — количество кроликов на содержании ( Oryctolagus cuniculus ) на относительно низком уровне только после того, как сильная засуха вызвала первоначальную гибель.

    Ньюсом и его коллеги наблюдали взрывной рост популяции кроликов после засухи в районах, где постоянно отстреливали лис и кошек; чуть более чем через год количество кроликов в зоне, контролируемой хищниками, увеличилось на 12%. Напротив, в тех частях заповедника, где лисы и кошки не контролировались, популяция кроликов за тот же период увеличилась лишь чуть менее чем на 3%, что позволяет предположить, что лисы и кошки подавляли популяцию. Точно так же, примерно в то же время, исследование бывших биологов MAFF Роджера Траута и Энди Титтенсора пришло к выводу, что давление хищников на диких кроликов в Англии и Уэльсе может ограничивать увеличение плотности, но только после того, как численность была первоначально уменьшена каким-то другим фактором. Другими словами, если что-то способствует сокращению численности кроликов, лисы могут поддерживать низкую популяцию; но они не могут вызвать сокращение численности кроликов.

    Рыжая полевка (Myodes glareolus). Циклы популяции полевок «бум и спад» затрудняют последовательное воздействие хищников на численность. — Фото: Марк Болдуин

    Несколько более сложная картина наблюдается в популяциях грызунов и полевок. В юго-восточной Австралии лисы мало повлияли на нашествие домашних мышей ( Mus musculus ), которые периодически наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов. Точно так же в Швеции резкое снижение численности лисиц, вызванное вспышкой саркоптоза, не оказало заметного влияния на численность полевок. В Великобритании зоолог из Абердинского университета Деклан О’Махони и его коллеги считали, что лисы должны оказывать сильное стабилизирующее влияние на популяции полевок, но они, по-видимому, не влияют на трех-четырехлетние циклы популяции «бум и спад», которые мы наблюдаем в эти грызуны.

    Причина, по которой лисы, по-видимому, не сильно влияют на популяцию полевок, почти наверняка заключается в том, что эти грызуны являются плодовитыми размножителями. Действительно, в своей книге 1980 года The Red Fox Хью Ллойд отмечает, что уровень смертности полевок может достигать 92% (т.е. только 8% популяции необходимо выжить, чтобы размножаться следующей весной, чтобы поддерживать популяцию). В годы низкой продуктивности лисицы могут занимать до 40% популяции полевок, но в годы «бума» они не могут занимать более 3%. Ллойд пришел к выводу:

    » В целом имеющиеся доказательства указывают на то, что хищническая роль лисицы не имеет большого значения в ограничении количества ее основных пищевых продуктов. Однако при определенных обстоятельствах это может оказать существенное влияние на некоторые виды добычи ».

    Совсем недавно, в середине 1990-х годов, бывший биолог из Бристольского университета Фил Бейкер и его коллеги изучали влияние лисиц на различные виды добычи на органической ферме в Уилтшире, придя во многом к тому же выводу, что и Ллойд. Бейкер и его коллеги не нашли доказательств того, что лисы в одиночку регулируют популяции кроликов, рыжих полевок (9).0007 Myodes glareolus ) или лесных мышей ( Apodemus sylvaticus ). Авторы, однако, указали, что, хотя лисицы сами по себе не могут контролировать популяции полевок, такое регулирование возможно, если учитывать влияние других хищников. Действительно, одно исследование показало, что хищничество лисиц, пустельг, ласк и диких кошек является причиной 85% смертности полевок.

    Несмотря на вышеизложенное, есть сообщения о том, что лисы контролируют некоторые популяции грызунов, а в The Nature of Foxes , Ребекка Гамбо рассказывает, как удаление лисиц в Висконсине вызвало взрыв популяции мышей, что привело к их реинтродукции. Такие примеры, по-видимому, скорее исключение, чем правило.

    Ситуация, вероятно, еще больше осложняется наблюдениями, согласно которым некоторые грызуны способны изменять свои модели активности, чтобы снизить риск быть пойманными лисой. Например, в статье Journal of Mammalogy за 1995 год Майкл Фенн и Дэвид Макдональд сообщили, что норвежские крысы ( Rattus norvegicus ), использующий навоз в оксфордском Витем-Вудс, стал вести строго дневной образ жизни (т. е. активен в дневное время) летом, когда риск хищничества лисиц был ниже; когда угроза была устранена — путем ограждения территории забором, защищающим от лис, — они вернулись к ночной активности, обычно наблюдаемой у этого вида. Таким образом, крысы меняли свою активность, чтобы снизить вероятность встречи с лисой.

    Лиса и заяц

    Ситуация между лисами и зайцем-русаком ( Lepus europaeus ) сложный. Многие авторы считают, что лисы редко ловят зайцев, в то время как некоторые исследования показывают, что они могут быть крупными хищниками на местном уровне и что зайцы, как правило, процветают в районах с интенсивным контролем лисиц. В своем буклете Общества млекопитающих 2010 года The Brown Hare Стивен Таппер и Дерек Ялден кратко резюмируют проблему: зайцы. Лисы, по-видимому, оказывают большое влияние на популяцию зайцев, потому что они убивают зайчат [зайчата]. Исследование в Восточном Дорсете показало, что зайцы-русаки составляют около 11% рациона лисиц круглый год, хотя в этом районе зайцы были не очень многочисленны. По количеству лисиц и зайцев-русаков было подсчитано, что каждая лиса убивала около 50 зайчат в год ».

    Заяц-русак (Lepus europaeus). Хищничество на зайчатах означает, что лисы могут оказывать значительное влияние на популяции зайцев в некоторых районах. Следовательно, зайцы часто чувствуют себя лучше в районах с интенсивным контролем лис. — Кредит: Марк Болдуин

    Действительно, влияние лисиц на популяцию зайца-русака интересно. Долгое время считалось, что лисицы могут пагубно влиять на популяции зайцев, поскольку их численность невелика в районах с высокой плотностью лисиц. Популяция зайцев в Великобритании, вероятно, достигла своего пика в начале 1900-х годов, когда лисицы безжалостно преследовались егерями, и в послевоенные годы в целом сократилась, хотя это может быть в равной степени реакцией на изменение методов ведения сельского хозяйства, а также на сокращение количество егерей (и, следовательно, контроль над лисами). Исследования Фонда охраны дичи и дикой природы (GWCT) показали, что, по крайней мере, в некоторых регионах убийство лисиц может привести к увеличению популяции зайцев, а в 1995, биологи GWCT Стивен Таппер и Джонатан Рейнольдс использовали компьютерную модель, чтобы оценить, что произойдет с популяцией зайцев, если лисицы будут полностью уничтожены.

    Моделирование Таппера и Рейнольдса показало, что если убрать лис, в данной области обитания может наблюдаться трех-шестикратное увеличение количества зайцев. Точно так же существует заметная корреляция между районами с высоким уровнем контроля над лисами под руководством егерей (например, на большей части восточной Англии) и увеличением популяции зайцев. Особое значение имеет взаимосвязь между пиком контроля над лисами, приходящимся на сезон гнездования диких птиц (апрель-июль), и численностью зайцев; этот период также соответствует пиковому периоду рождения и роста зайчат. Любопытно, однако, что некоторые авторы наблюдали иную реакцию. Стивен Харрис и Фил Бейкер отмечают в своем вкладе в Млекопитающие Британских островов , например, что увеличение численности лисиц в Восточной Англии не сопровождалось сокращением численности зайцев.

    Есть некоторые свидетельства того, что время года может иметь важное влияние на воздействие лисиц на популяции зайцев, и исследование, проведенное в западной Польше в период с 1996 по 2002 год, показало, что выбраковка лисиц оказала наибольшее влияние осенью и зимой. Предположительно, сочетание рассредоточения лисиц (осень) и увеличения перемещений в период размножения (зима) в сочетании с большей незащищенностью зайцев (отсутствие растительности) играет важную роль в объяснении этой взаимосвязи. Есть также некоторые предположения, что некоторое поведение зайца может также снизить вероятность хищничества лисиц.

    В довольно малоизвестной немецкой статье 1953 года Д. Мюллер-Усинг описал «трехпалую ходьбу» зайцев в присутствии лисиц. Совсем недавно Энтони Холли изучал зайцев-русаков, живших на Сомерсет-Левелс на юге Англии в период с 1977 по 1987 год, и обнаружил доказательства того, что они сигнализировали приближающимся лисам, которых они заметили, вставая на задние лапы и поворачиваясь к ним лицом — это они сделали в 31 из 32 встречи он видел. Холли отметил, что зайцы не делали этого, когда приближались домашние собаки, предполагая, что это была реакция на известного хищника, хотя в статье 2007 года на Новозеландский журнал зоологии , Джон Флакс описал похожее поведение по отношению к кошке, которая вышла на заячье поле, за которым он наблюдал. Идея, похоже, заключается в том, что заяц встает, чтобы показать, что он увидел хищника и что хищнику нет смысла пытаться преследовать его.

    Наличие лисы и зайца в одном и том же районе не всегда приводит к катастрофе, особенно когда популяция грызунов высока. Здесь лиса несет грызуна, которого она только что поймала на заячьем поле в Нюнашамне, Швеция. — Кредит: Ольга Кен

    Наконец, оказывается, что, хотя лисицы могут не иметь возможности влиять на цикличность популяций полевок, они могут перенести эту цикличность на популяции других видов, таких как заяц и тетерев. В статье 1994 года для журнала Ecology шведский биолог Эрик Линдстрем обнаружил, что хищничество на эти другие виды было выше в годы, когда популяции полевок были низкими.

    Любопытно, что когда популяция скандинавских лисиц резко сократилась в результате эпидемии чесотки, Линдстрем заметил, что эта «кофлуктуация» (например, высокая популяция полевок и высокая популяция зайцев) исчезла, предполагая, что за это ответственны лисы. Другими словами, лисы предпочитали полевок, но когда численность падала, они обращали свое внимание на другие виды, вызывая аналогичные колебания их популяций. Когда полевок было много, зайцев ловили мало, и численность оставалась высокой; когда популяция полевок сократилась, было поймано больше зайцев, что привело к сокращению их популяции. Таким образом, Линдстрем пришел к выводу, что хищничество лисиц было решающим фактором в ограничении численности детенышей зайца, тетерева и оленя (осенью) за счет передачи цикла подъема-спада полевки мелким видам дичи.

    Оптимальные стратегии и сложность: теоретический анализ антихищного поведения зайца

    Сравнительное исследование

    . 1999 г., сен; 61 (5): 829-47.

    doi: 10.1006/bulm.1999.0114.

    С Фокарди 1 , М Риццотто

    принадлежность

    • 1 Национальный институт фауны Selvatica, via Ca’ Fornacetta 9, 40064 Оццано-дель-Эмилия, Италия. [email protected]
    • PMID: 17886746
    • DOI: 10.1006/бюл.1999.0114

    Сравнительное исследование

    S Focardi et al. Бык Математика Биол. 1999 сент.

    . 1999 г., сен; 61 (5): 829-47.

    doi: 10.1006/bulm.1999.0114.

    Авторы

    С Фокарди 1 , М Риццотто

    принадлежность

    • 1 Istituto Nazionale per la Fauna Selvatica, via Ca’ Fornacetta 9, 40064 Ozzano dell’ Emilia, Италия. [email protected]
    • PMID: 17886746
    • DOI: 10.1006/бюл.1999.0114

    Абстрактный

    Отношения хищник-жертва с участием кроликов и зайцев широко изучаются на долгосрочном уровне популяции, в то время как краткосрочные этологические взаимодействия между одним хищником и одной жертвой менее хорошо задокументированы. Мы используем физиологически обоснованную модель поведения зайца, разработанную в рамках исследований искусственного интеллекта, для анализа его сложного поведения против хищников. Зайцы обычно подходят к лисе, чтобы сообщить ей, что ее потенциальная добыча встревожена. Поведение зайца характеризуется определенными дистанциями стояния и смывания. Мы показываем, что как вероятность выживания зайца, так и состояние его тела зависят от покрытия местообитания, а также от способности хищника приблизиться незамеченным к жертве. Мы изучаем две антихищные стратегии, одна из которых основана на максимизации вероятности выживания, а другая на максимизации состояния тела зайца. Несмотря на то, что эти две стратегии не являются независимыми, они характеризуются совершенно разными поведенческими паттернами. Полевые оценки промывки и дистанции стояния согласуются с максимизацией выживания. Существует оптимальная антихищническая стратегия, характеризующаяся дистанцией смывания 20 м и дистанцией стояния 30 м, которая оптимальна в большом наборе условий окружающей среды с резким преимуществом приспособленности по сравнению с субоптимальными стратегиями. Эти результаты улучшают наше понимание антихищнического поведения зайца и придают достоверность подходу оптимальности в поведенческом анализе, показывая, что даже для сложных организмов, характеризующихся большой сетью внутренних ограничений и обратной связи, можно идентифицировать простые оптимальные стратегии с большим потенциалом выбора.

    Похожие статьи

    • Хищники предпочитают добычу местам обитания добычи: свидетельство системы рысь-заяц.

      Кейм Д.Л., ДеВитт П.Д., Леле С.Р. Кейм Дж.Л. и соавт. Экологический Appl. 2011 июнь; 21 (4): 1011-6. дои: 10.1890/10-0949.1. Экологический Appl. 2011. PMID: 21774407

    • Системы хищник-жертва зависят от убежища жертвы.

      Чиверс В.Дж., Гладстон В., Герберт Р.Д., Фуллер М.М. Чиверс В.Дж. и соавт. Дж Теор Биол. 2014 7 ноября; 360: 271-278. doi: 10.1016/j.jtbi.2014.07.016. Epub 2014 21 июля. Дж Теор Биол. 2014. PMID: 25058806

    • Обратная задача: звероловы гнали зайцев есть рысей.

      Дэн Б. Дэн Б. Акта Биотеор. 2018 сен;66(3):213-242. doi: 10.1007/s10441-018-9333-z. Epub 2018 30 мая. Акта Биотеор. 2018. PMID: 29846858

    • Нестабильная динамика и лимитированность популяции зайца-беляка.

      Ньюи С., Даль Ф., Виллебранд Т., Тергуд С. Ньюи С. и др. Biol Rev Camb Philos Soc. 2007 ноябрь;82(4):527-49. doi: 10.1111/j.1469-185X.2007.00022.x. Biol Rev Camb Philos Soc. 2007. PMID: 17944616 Обзор.

    • Использование экспериментов для понимания 10-летнего цикла зайца-беляка в бореальных лесах Северной Америки.

      Кребс С.Дж., Бунстра Р., Бутин С. Кребс С.Дж. и соавт. Дж Аним Экол. 2018 Янв;87(1):87-100. дои: 10.1111/1365-2656.12720. Epub 2017 24 июля. Дж Аним Экол. 2018. PMID: 28636751 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Увеличение дальности начала полета (FID) у золотых сурков ( Marmota caudata aurea ) в ответ на домашних собак в ландшафте человеческого беспокойства.

      Заман М., Толхерст Б.А., Чжу М., Цзян Г. Заман М. и др. Животные (Базель). 2019 авг. 26;9(9):605. дои: 10.3390/ani9090605. Животные (Базель). 2019. PMID: 31454917 Бесплатная статья ЧВК.

    • Последствия совместного хищничества для использования космоса у двух симпатрических лепорид.

      Weterings MJA, Ewert SP, Peereboom JN, Kuipers HJ, Kuijper DPJ, Prins HHT, Jansen PA, van Langevelde F, van Wieren SE. Weterings MJA и соавт. Эколь Эвол. 201920 февраля; 9 (6): 3457-3469. doi: 10.1002/ece3.4980. Электронная коллекция 2019 март. Эколь Эвол. 2019. PMID: 30962905 Бесплатная статья ЧВК.

    • Качество и количество пищи более важны для объяснения кормления травоядных млекопитающих среднего размера, чем риск хищничества или конкуренция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *