Культ кошек в Древнем Египте
Древние египтяне с уважением относились ко всем животным, многих из них они считали вместилищем божественного начала и наделяли сверхъестественными способностями. Особое место в египетском культе животных занимали кошки. В нашей статье мы расскажем Вам, чем кошки заслужили звание священного животного в Древнем Египте.
Древний Египет был преимущественно аграрным государством, потому египтянам приходилось регулярно сталкиваться с грызунами и змеями, которые угрожали целостности урожаев и безопасности людей. Фермеры обратили внимание на то, что дикие кошки с радостью лакомились всевозможными вредителями, и старались приманить их в свои поля рыбой и прочими вкусностями. Такой расклад пришёлся кошкам по вкусу: рядом с человеческим жильём они имели постоянный источник еды и защиту от крупных хищников. Во времена Древнего Египта зародились истоки селекции, люди отбирали особей с наиболее выгодными им характеристиками, и постепенно из некогда дикого животного кошки превратились в верного спутника. Известно, что древние египтяне даже на охоту ходили с кошками, которые отлично справляются с мелкой дичью – неожиданное проявление командного духа от столь своевольных животных. Египтяне почитали кошек как игривых и ласковых компаньонов, а также как невероятно умных и ловких хищников.
В захоронениях времён Нового Царства (1552—1069 гг. до н. э.) нередко рядом с рисунками богов и умерших людей стали появляться кошки. Как правило, на стенах гробниц изображали сюжеты совместного времяпрепровождения: охоты, отдыха и т. п. Зачастую в настенных рисунках людей облачали в лучшую одежду и драгоценности – не лучший выбор наряда для выслеживания добычи, потому кошки в этом хаосе несоответствия выступали законодателями порядка, защитниками своих семей. Особенно любопытную фреску археологи обнаружили в гробнице вельможи Небамуна: глаз его кошки был инкрустирован золотым вкладышем. Ещё одной популярной сценой в египетских гробницах было изображение верной кошки, сидящей рядом с хозяйкой дома с приподнятой лапой – как бы предлагая ей свою дружбу и защиту.
Египетское название кошек «миу» («mjw» для мужского рода и «mjwt» для женского) относилось как к диким, так и к одомашненным животным. В Древнем Египте не существовало традиции давать кошкам индивидуальны клички. В Книге рекордов Гиннесса обозначена первая кошка, получившая личное имя в годы правления фараона Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.). Её звали Nedjem, что переводится как «милая» или «приятная». Словом «mjwt» – «кошечка» – в Древнем Египте было принято называть маленьких девочек. Немалую роль кошки играли в интерпретации снов древних египтян: по давним поверьям, встреча с кошкой во сне предвещала спящему отличный урожай.
В Древнем Египте существовало два основных подвида диких кошек: камышовые и степные. Первыми были одомашнены степные кошки, которые имели более покладистый характер, однако позже представители этих видов объединились в породу, родственную современным Египетским Мау. С одомашниванием кошек претерпел изменения не только их темперамент, но и внешний вид и анатомия: в связи с исчезнувшей необходимостью в маскировке их окраска стала ярче и разнообразнее, уменьшился размер тела и объём мышц, а также редуцировались отделы мозга, ответственные за инстинкты выживания.
Хотя кошки долгое время играли немаловажную роль в повседневной жизни и быте древних египтян, настоящий культ кошек начался в X веке до н. э. с расцветом почитания богини плодородия и солнца Баст. Это богиню изображали с головой львицы или кошки, а возле её ног резвились четыре котёнка. С началом нового культа кошачьих стали считать священными, богатые семьи назначали для ухода за ними специальных служителей, при чём эта должность была достаточно уважаемой и переходила по наследству. В память об умершей кошке её хозяева сбривали брови и держали траур на протяжении 70 дней, а убийцу кошки ждала верная смерть от рук разъярённой толпы. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский однажды описал расправу народа над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала животное, а управляющего ею римлянина насмерть забили камнями.
Помимо Баст, древние египтяне отождествляли кошек и с другими божествами. Богиня охоты и войны Нейт периодически принимала облик кошки, а сам бог солнца Ра превращался в Великого Мау – рыжего кота, поразившего змея Апопа, который олицетворял мрак, зло и хаос. Во всех заупокойных текстах, например, Книге врат, Книге мёртвых и Книге пещер, в пути через подземный мир Ра сопровождают кошки или подобные им божества.
Геродот также писал о том, что порой возведение кошек в сан священного животного играло с египтянами злую шутку. В 525 году до н. э. персы воспользовались любовью египтян к кошкам: во время осады города Пелузия персидские солдаты пошли на город, неся кошек в качестве живых щитов. Фараон Псамметих III не мог приказать начать атаку, ведь от стрел и копий могли пострадать невинные кошки, потому город пал без боя.
Особое отношение египтян к кошкам также проявлялось в запрете вывоза животных в соседние страны. Вопреки запрету, иностранцы иногда похищали кошек, а местные жители всеми пытались вернуть их на родину. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих работах о том, что во время пожара люди старались спасти своих любимцев и окружали горящее здание, чтобы кот не постарался в него вернуться. Считалось, что гибель животного в пожаре накликала на его хозяев большую беду.
Как правило, после смерти кошек мумифицировали: тело погибшего животного заворачивали льняной тканью, умащивали благовониями, которым могли позавидовать многие люди, и бальзамировали. Нередко в саркофаг кошек клали угощения и игрушки, с которыми они любили играть при жизни. Существуют теории о том, что иногда кошек приносили в жертву богине Баст, так как в её храмах были обнаружены целые некрополи крошечных мумифицированных тел. Это предположение так и не получило никакого подтверждения или опровержения, однако, возможно, эти некрополи служили своеобразными кладбищами домашних животных.
Упадок культа кошек пришёлся на IV век до н. э., когда императорским указом в Египте был запрещён культ Баст. Хотя кошки по-прежнему оставались любимыми домашними животными, их перестали воспринимать как полубожественных существ.
Поделиться в соцсетях
Значение кошки в древнем Египте
Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.
Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:
«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».
Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.
Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.
Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.
Кошки в истории Древнего Египта Кошки Древнего ЕгиптаВ древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.
Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.
В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.
Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.
Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.
Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.
Культ кошки в древнем Египте
Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.
В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.
В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:
«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»
Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.
Убийство кошки в Древнем Египте
Мумия кошки в Древнем ЕгиптеМногим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.
За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.
Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.
Диодор Сицилийский писал:
«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».
Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.
Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.
Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.
Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.
Процесс мумификации и погребения кошек в Египте
Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.
Тело кота бальзамировали. Диодор писал:
«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».
Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные
К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.
Статуи кошек в Древнем Египте
Фото: xt.ua
Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?
Изображение кошки в Египетской пирамидеФото: Источник
На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.
Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.
Кошки живущие в египетских домах
Фото: open. az
Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.
Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.
Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org
Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам.
Богиня Бастет
Фото: myfhology.info
Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.
Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.
Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.
Храм богини Бастет
Фото: clfrancisco.com
Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.
Абиссинская кошка
Фото: superhuip.pe.hu
Кошки в Египте — Delilah
А как относятся к кошкам в Египте, родине наших сегодняшних соперников в матче?
Знаете те ли вы, что, возможно, первая домашняя кошка появилась именно в Древнем Египте?
Это были кошки двух пород «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Именно они были стали первыми одомашненными питомцами, которые имели своего хозяина.
В те далекие времена именно Египет был известен на весь мир своим урожаем зерна. Мелкие грызуны не редко портили запасы, но было замечено, что кошка Древнего Египта, как и сейчас, является отличным охотником на мышей. Кроме этого, она не редко спасала людей от змей, которых также ловко ловила. Так, чтобы маленький хищник продолжал защищать их дом люди оставляли им вкусную, свежую рыбу. Кошки постепенно привыкли к этому и стали домашними. Это произошло около 2000 года до нашей эры.
Дальше-больше:
Египетская богиня с головой кошки Бастет – одна из самых популярных богинь, которым поклонялись древние египтяне. Она олицетворяла плодородие, жизнь, домашний очаг.
Существует немало фактов о том, что кошки храма Басет имела не только лучшую еду, которая выращивалась специально для них, но и человека, который всю жизнь посвящал только уходу за котами – организовывал отдых и даже музыкальное сопровождение.
Кошка в доме тоже очень почиталась и получала все лучшее. В том случае, если она умирала, то вся семья должна была выдерживать траур, во время которого все много молились, сбривали брови и в пищу употребляли только очень скромную пищу. Сама процессия похорон включала мумификацию, после которой животное укладывали в гроб, украшенный в соответствии с достатком хозяина животного – сам гроб выполняли из дерева и украшали золотом, драгоценными камнями, резьбой и различными рисунками. По этой причине бедняки не держали кошку дома. Вместо этого у них были фигурки этого животного или самой богини Басет.
Убийство кошки в Древнем Египте каралось смертью или очень большим штрафом. Жестокость наказания могла рассматриваться в соответствии со статусом хозяина питомца – если человек убьет древнейшее животное богатого человека, то можно получить очень строгое наказание вплоть до смертной казни. При этом случайность или преднамеренность убийства не имело значения.
Жизнь современных египетских кошек, конечно, не так роскошна, но их, как и раньше, стараются не обижать, чтобы не навлечь гнев Богов.
Символом чего считалась кошка в Египте
Роль кошек в жизни древних египтян
Древний Египет был аграрной цивилизацией, поэтому кошка, уничтожавшая мышей и крыс, покушавшихся на их запасы, а также представлявших угрозу жизни змей, представляла такую ценность, что со временем была возведена в ранг священного животного. Только фараон мог считать кошек своей собственностью, поэтому все они были под его защитой и убийство любой из них каралось смертной казнью. При этом для египетского законодательства не было никакой разницы в том, что стало причиной смерти кошки – несчастный случай или преднамеренные действия.
Согласно Геродоту, во время пожара египтяне должны были стоять вокруг горящего здания, чтобы воспрепятствовать кошке прыгнуть в огонь. Считалось, что животное могло вбежать в дом, чтобы проверить нет ли там котят.
Каждый египтянин пытался заманить в свой дом пушистого зверька, считалось, что кошка, проживающая в доме, хранит в нем мир и покой. Те, кто не смог заручиться покровительством обожествляемого животного, заказывали его статуэтки из дерева, бронзы или золота. Самые бедные вешали в доме папирусы с изображением грациозных зверьков.
Когда кошка умирала, все домочадцы в знак глубокого траура должны были сбривать брови. Зверька мумифицировали по всем правилам, завернув в ценную ткань виссон и обработав мумию ценными маслами. Кошек хоронили, положив в специальные сосуды или украшенные золотом и драгоценными камнями саркофаги, туда же складывали все то, что должно было скрасить их загробную жизнь – кувшинчики с молоком, сушеную рыбу, мышей и крыс.
Кошки и египетские боги
Богиня Баст или Бастет — дочь бога солнца Ра, жена бога Птаха и мать львиноголового бога Маахеса изображалась в виде женщины с головой кошки. Она была покровительницей женщин, детей и всех домашних животных. Также Баст считалась богиней, защищающей от заразных болезней и злых духов. Именно ее египтяне почитали и как богиню плодородия. Часто Баст изображали с погремушкой, это было связано с тем, что кошки, рожавшие часто и помногу, а также нежно заботящиеся о потомстве – были символами материнства.
Женщины, просившие у богини Баст детей, носили амулеты с изображением котят. Количество котят на украшение было равно тому, сколько ребятишек они хотят иметь.
Также древнеегипетские кошки считались «глазами бога Ра». Это высокое звание видимо было дано им в связи с особенность кошачьих зрачков – при свете они сужаются, становясь похожими на месяц, а в темноте расширяются, делаясь круглыми как солнце. Именно такими представляли себе египтяне два ока Ра – одно солнечное, другое лунное.
Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными. Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]). Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ). В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства. Кошки в египетской мифологииСтатуя египетской богини Баст с головой кошкиЕгипет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных. Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет. С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими. С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3]. Бубаст и культ кошекРа в образе кота, убивающего змея АпопаХотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст. Упадок культа кошекКульт Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах. См. такжеПримечания
СсылкиКатегории:
Wikimedia Foundation. 2010.
ПолезноеСмотреть что такое «Кошки в Древнем Египте» в других словарях:
Книги
|
Женщины кошки в Древнем Египте,
Кошки грациозны и непредсказуемы. В них слились и ласка и ярость, свободолюбие и преданность. Никогда нельзя понять, что сделает она в следующее мгновение. Недаром в Древнем Египте кошкам поклонялись, их считали стражами ворот между миром живых и миром мертвых.
Покровительницей кошек считалась богиня Баст , прекрасная женщина с головой кошек. Она считалась богиней любви, и страж врат мертвых. С ее именем на устах умирали, и ей приносили жертвы. Кошек было строжайше запрещено вывозить из Египта, а за убийство кошки полагалась смертная казнь. Пик поклонения кошкам приходится на 950-800 г до нашей эры. Столицей культа становится город Бубастис.
Женщины кошки в Древнем Египте считались лучшими любовницами и они были хранителями тайных знаний, жрицы богини Баст занимали высокое место в иерархии Древнего Египта. Кошка — драгоценный подарок фараонов!
Священная кошка Египта. Кошки в истории Древнего Египта сыграли и плачевную роль. Когда к границам Египта подошло войско персов во главе царя Камбиза, то его встретило могучее войско египтян. Но в сражении, произошедшем в 525 году, персы, разгневанные неудачами, пошли на военную хитрость. Зная, как относятся египтяне к кошкам, персидские воины нашли достаточно священных животных, что бы прикрыться ими как щитами. Египетские лучники прекратили стрельбу, и персы разбили вражеское войско.
С древних времен и по сегодняшний день кошки были и остаются загадочными и своеобразными животными. Им предписывают огромное количество мистических способность, от излечения болезней, до отпугивания призраков и злых духов. Самых прекрасных женщин современного мира продолжают сравнивать с кошками, и сами женщины чувствуют непреодолимую тягу к этим зеленоглазым бестиям.
Женщины с древних времен пытаются перенести кошачью грацию в свои движения, и выражение — “женщина кошка” не кажется выдуманной или вычурной фразой. Но как бы то ни было, лишь одно их мурчание стоит того что бы простить им любой грешок.
Понравился пост на сайте «Рыжий Кот»?
Нажмите на кнопочки ниже, если понравилась статья. Нажимайте все по очереди, спасибо!
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
G+
FB
Узнать еще много интересного о кошках:
Древние египтяне считали, что кошки обладали «божественной энергией»
В следующий раз, когда ваш пухлый полосатый или персидский пуховик свернется калачиком, чтобы вздремнуть у вас на коленях, вы можете поблагодарить древних египтян. Данные ДНК показывают, что дикие кошки впервые «приручились» на Ближнем Востоке и в Египте примерно 10 000 лет назад, когда пятнистые представители семейства кошачьих забрели в ранние сельскохозяйственные общества, чтобы питаться грызунами, крадущими зерно, и оставались там, чтобы получить бесплатные отходы и отходы от благодарных людей.
Но уровень преданности, которую древние египтяне проявляли к своим кошкам, выходил далеко за рамки теплой привязанности хозяина питомца.За тысячелетия кошки в Египте превратились из полезных деревенских хищников в физические воплощения богов и символы божественной защиты.
«Египтяне смотрели на кошку так же, как они смотрели на все, как на способ объяснить и олицетворять вселенную», — объясняет египтолог Мелинда Хартвиг, куратор древнеегипетского, нубийского и ближневосточного искусства в Университете Эмори Майкл Карлос. Музей в Атланте.
Хартвиг хочет прояснить одну вещь: египтяне не поклонялись кошкам, но они верили, что кошки содержат в себе немного божественной энергии.Самым распространенным верованием было то, что домашние кошки несли в себе божественную сущность Бастет (или Баст), богини с головой кошки, которая олицетворяла плодородие, домашнее хозяйство, музыку, танцы и удовольствие.
По этой причине кошек нужно было защищать и уважать. На пике популярности культа Бастет, который установился во втором веке до нашей эры, наказанием за убийство кошки, даже случайно, была смерть. А обереги и амулеты с изображением кошек носили мужчины и женщины, чтобы защитить жилище и принести удачу при родах.Популярными новогодними подарками были украшения в виде кошек и котят.
Наиболее примечательным для современных археологов является огромное количество мумифицированных кошек, которые были обнаружены в захоронениях по всему Египту, включая сотни тысяч, скопившихся в катакомбах Саккара и Телль-Башта, главных местах поклонения богине Бастет. Считается, что в храме Бастет в Телль-Баште священники содержали большие «питомники», которые обеспечивали процветающую торговлю кошачьими мумиями.
«Мумифицированные кошки будут продаваться паломникам, которые пойдут в храм богини Бастет и вернут богине немного ее энергии», — говорит Хартвиг.«Они также просят об одолжении в форме молитвы, известной как обет».
Хартвиг говорит, что так много кошачьих мумий пережили века, потому что их уничтожение было запрещено в Древнем Египте, поскольку они несли в себе сущность Бастет. Таким образом, они оказались спрятанными в ранее существовавших погребальных камерах и вторичных катакомбах. В ходе раскопок в этом месяце в комплексе пирамид в Саккаре были обнаружены десятки мумий кошек, в том числе некоторые из них были похоронены в гробах из известняка.
В случае гробов, Хартвиг говорит, что они предназначались для домашних животных, умерших естественной смертью.Другие кошки, несомненно, были убиты и мумифицированы, чтобы сопровождать своих владельцев в загробную жизнь. И еще больше храмовых кошек и котят приносили в жертву и мумифицировали для храмовых ритуалов.
Кошки часто появляются на древнеегипетских фресках и артефактах, в том числе на литой бронзовой фигурке кошки, которая кормит четырех котят, и большой известняковой скульптуре сидящего льва, представленной на недавней выставке «Божественные животные из семейства кошачьих» в музее Карлоса. Но большая часть информации, которую мы имеем о почитании кошек египтянами, поступила от древнегреческого историка Геродота, написанного в четвертом веке до нашей эры.
н. Э.Хартвиг не уверен, насколько следует доверять рассказам Геродота, которые идут на все, чтобы представить египтян как экзотических «других».
Например, согласно Геродоту, египетские семьи сбрили бы брови, если бы их домашняя кошка умерла естественной смертью, и сбрили бы все волосы на теле, если бы умерла их собака. Геродот сообщил, что если египетский дом загорится, люди не будут пытаться бороться с огнем, а сосредоточат все свое внимание на спасении кошек и удержании их от прыжка обратно в огонь.
Геродот также распространил красочную историю о вторжении персов в Египет в 525 г. до н. Э., Когда персидский царь Камбис II якобы обратил любовь египтян к кошкам против них в битве. Геродот пишет, что Камбиз II имел изображения кошек на щитах своих солдат и гнал большую стаю кошек и других домашних животных впереди своей армии. Египтяне, так боявшиеся убить животных и оскорбить богиню Бастет, сдались.
Почему древние египтяне так любили кошек
На древнем месте Саккара, недалеко от Каира, могила возрастом 4500 лет принесла неожиданную награду: десятки мумифицированных кошек и кошачьих статуй.Тяга древних египтян к животным хорошо известна. Археологи обнаружили избалованных домашних собак и даже частные зоопарки. Однако в Древнем Египте кошки занимали особое место.
Согласно Джеймсу Аллену Болдуину, кошки присутствуют в археологических памятниках Египта еще в додинастический период, почти 5000 лет назад. Кошки, вероятно, так увлеклись египетской жизнью по практическим причинам: сельское хозяйство привлекало грызунов, а диких кошек. Люди научились защищать и ценить существ, которые защищали свои поля и житницы от грызунов.
Любовь кошек к сну на солнце привела к ранним ассоциациям между кошкой и богом солнца Ра.
Однако существует множество археологических свидетельств того, что кошки выполняли разные роли. Кошки изображались защищающими дом от грызунов и ядовитых змей, но также как помощники для охотников за птицами и изнеженные домашние животные. Кошек находили похороненными в человеческих могилах, хотя точная связь между кошкой и человеком не всегда ясна. Некоторых кошек закопали с подношениями, что указывало на то, что кто-то планировал загробную жизнь животных.Недавнее открытие — один из старейших на сегодняшний день примеров захоронения кошки.
Начиная примерно с 1000 г. до н. Э., Гигантские кладбища, заполненные десятками тысяч кошек, получили довольно широкое распространение. Кошки были искусно завернуты и украшены, возможно, служителями храма. Римские путешественники в Египте описывали, как обычные египтяне почитали кошек, иногда путешествуя на большие расстояния, чтобы похоронить умершую кошку на кладбище. Убийство кошки могло быть даже уголовным преступлением.
Как описывает ученый Аллейн Дизель, древние египтяне, вероятно, постепенно начали приписывать кошкам божественные качества.Почти сверхъестественное изящество, скрытность и ночное видение кошек вызвали большое восхищение и, возможно, помогли им превратиться в поистине священных животных в глазах древних египтян. Любовь кошек к сну на солнце привела к ранним ассоциациям между кошкой и богом солнца Ра. Богини львов и пантер были важны, но самой важной богиней кошек была Бастет или Баст. Она тоже начинала как лев. Однако ко времени появления кошачьих кладбищ Баст изображалась как домашняя кошка.
Баст был одновременно жестоким и заботливым, ассоциировался с плодородием, рождением и защитой.Примерно в V веке до н. Э. В городе Бубастис, недалеко от современного города Загазиг, к северу от Каира, возник массовый культ баста и, соответственно, кошек. Огромный храм привлекал сотни тысяч преданных. Паломники оставляли небольшие статуэтки кошек в качестве подношений Баст. Кошачьи амулеты носили или хранили в доме для защиты. В целом, от практического до священного, в обществе, которое ценило животных, кошки выделялись. По-настоящему успешная популярность Баст сохранялась еще почти 1500 лет.
ресурса
JSTOR — это электронная библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Автор: Джеймс Аллен Болдуин,
Anthropos, Bd. 70, З. 3./4. (1975), стр. 428-448
Nomos Verlagsgesellschaft mbH
Автор: Аллейн Дизель
Журнал по изучению религии, Vol.21, No. 1 (2008), pp. 71-94
Ассоциация изучения религии в Южной Африке (ASRSA)
Почему древние египтяне любили своих котят | В Смитсоновском институте
Кошачья голова, 30 г. до н.э. — III век н.э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина УилбураДавным-давно древнеегипетский бог солнца Ра рассердился на человечество. Стремясь наказать их за преступления, Ре послал свою львиноголовую дочь Сахмет, чтобы она поставила их на место.Однако она была настолько яростной в своем стремлении отомстить, что Ре вскоре понял, что совершил ошибку. Пытаясь умиротворить своего свирепого ребенка, старшее божество напоило ее красным пивом, снотворным заменителем крови, которую она так жаждала. Наконец удовлетворенная, Сахмет свернулась клубочком и заснула, а разъяренная львица превратилась в мирную кошку.
Соответственно, бюст Сахмета — первый объект, который приветствует посетителей, когда они входят в «Божественные кошачьи: кошки Древнего Египта», выставку искусства египетских кошек, открывающуюся 14 октября в Смитсоновском институте Артура М.Галерея Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия. Эта гранодиоритная резьба, построенная более 3000 лет назад до эпохи Нового Царства, является одной из сотен, выполненных по заказу Аменхотепа III. Он несет на себе тяжесть прошедших столетий — солнечный диск, который когда-то украшал ее голову, по большей части упал, например, — но невозможно не заметить заботу, которую придавали ему египетские скульптуры: из ее рта исходят изящные усы, а изо рта излучается текстура кожи. ее уши предполагают шелковистый мех.
Почти каждый артефакт в Divine Felines, от ножек стула до игровых элементов, от крошечных амулетов до массивных скульптур, предполагает одинаковую степень любовного очарования.Здесь шоу, которое зародилось в Бруклинском музее, было организовано с целью драматизировать и продемонстрировать различные значения, которые народ Египта когда-то ассоциировал с кошками. Как объясняет куратор музея Антониетта Катанзарити, ошибочно полагать, что египтян поклонялись кошкам. Вместо этого связь между божественностью и божественностью возникла в результате тщательного наблюдения за поведением этих животных.
«На самом деле они [на самом деле] ассоциировали кошек с определенными божествами из-за их отношения, того, как они вели себя в естественном мире», — говорит Катанзарити.«Все имело значение. Кошка защищает дом от мышей. Или это может просто защитить котят. Это были отношения, которые приписывались определенной богине ». Икона богини материнства Бастет в облике кошки, например, можно найти на колонне лотоса в одном из залов выставки. Рядом посетители увидят небольшую статую кота с котятами, на которой написана просьба к самой Бастет.
Сфинкс царя Шешенка, ок.945-718 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Надгробная стела К. Юлия Валерия, III век н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Скульпторская модель идущего льва, ок.664-30 г. до н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Кошачья голова, 30 г. до н.э. — III век н.э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Сидящий Ваджет, 664–332 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Вес в форме кошки, 305-30 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Кошка с котятами, ок. 664-30 до н. Э. Или позже Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Ложка с ручкой из шакала, ок.1539–1292 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Фигурка стоящей богини с головой льва, 664-30 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Бог Туту в виде сфинкса, 1 век н.э. или позже Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Финиал с фигурой бога Беса, ок.1075-656 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Гроб для кошки, 664–332 гг. До н. Э. Или позже Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Шагающий сфинкс, 945-712 гг. До н.э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура Стела с богами Бес и Туту, 332-30 гг. До н. Э. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина УилбураТам, где бюст Сахмет умело передает двойственную природу кошек, многие из этих других предметов вызывают более специфические качества.Например, львы иногда выполняли символическую функцию в иконографии знати. Скульптура покоящегося человека — как видно из части выставки «Кошки и короли» — может указывать на то, что король был уверен в своем правлении и способен сдерживать хаос. В другой комнате посетители найдут деревянный гроб принцессы Майет, имя которой, как сказал мне Катанзарити, переводится как «Китти». В другом месте они увидят скарабея, выпущенного восхищающимся Сахметом Аменхотепом III в память об одной из его многочисленных охоты на львов.
Еще есть бог Бес, который появляется на нескольких экспонатах. Хотя обычно его изображают приземистым карликом с мускулистыми ногами, веселые черты Беса иногда приобретают более кошачий характер. Катанзарити говорит, что Бес, известный как защитник детей, был «богом, у которого не было собственного храма. Его нашли повсюду. В домашних условиях. В домах ». Другими словами, Бес походил на кошку — она свободно бродила по миру и жила там, где бы ни находились люди.Здесь его можно найти на амулетах, увидеть в деталях «волшебный нож» и многое другое. Эти предметы сидят бок о бок со многими, посвященными другим божествам, включая поразительного «шагающего сфинкса» с чертами, которые идентифицируют его как Туту, бога-защитника удачи и судьбы.
В некоторых случаях для распознавания связи между объектом-кошкой и конкретным божеством требуется натренированный глаз — или, по крайней мере, знание происхождения объекта. Иногда, говорит Катанзарити, вопрос заключается в том, где была найдена икона — например, в храме, посвященном Бастет.В других случаях тонкие детали, такие как глаз Гора, дают дополнительные подсказки. Но даже тем, кто не знает, что ищут вместо , следует внимательно присмотреться к . Самые маленькие амулеты часто очень детализированы, что свидетельствует о поразительном уровне реализма, который древние ремесленники часто привносили в свою работу.
В коллекции также есть несколько других, более эксцентричных объектов. Больше всего поражает хорошо сохранившаяся мумия кошки. Катанзарити говорит, что древние египтяне «мумифицировали кошек, чтобы приносить их в жертву или подношения в храмы.В определенный момент позднего периода в Египте были произведены тысячи кошек ». В самом деле, эти реликвии были настолько распространены, что британцы начали экспортировать их для использования в качестве удобрений — однажды доставив более 180 000 штук одной партией.
Но если британцы были небрежно обращались с этими предметами, то взгляд Саклера на «Божественных кошачьих» поможет вернуть им их первоначальную известность. Здесь мы видим кошек такими, какими должны быть сами египтяне: в отличие от самой Сахмет, они иногда злобные, а иногда милые, но тем более очаровательны за свои особенности.
«Божественные кошачьи: кошки Древнего Египта» можно будет увидеть до 15 января 2018 года в галерее Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия.
Древний Египет Изобразительное искусство Кошки Freer | Sackler: снова открывается Галерея СаклераРекомендованные видео
The Worship of Cats — King Tut Boston
НовостиХорошо известно, что древние египтяне любили своих кошек. и что они были одной из первых цивилизаций, которые поклонялись им как святые божества.Их любовь к кошкам распространилась по всему миру, и, как мы видим в Интернете, Сегодня повсюду кошачье восхищение живо и процветает в 21 веке. Если вы думаете, что мир сейчас одержим кошками, читайте примеры довольно более крайние проявления преданности кошек в древнеегипетские времена.
1. ЕГИПЕТЫ УКОРИЛИ КОШУ, БРИЯ БРОВИ
Геродот написал, что члены семьи бреют брови в знак траура, когда их кошка умирает.Период траура закончился, когда брови снова отросли (Джошуа Дж. Марк).
2. БЫЛА ДОМАШНЯЯ КОШКА БОГИНЯ
Первоначально изображавшаяся в виде свирепой львицы, а затем в виде кошки, богиня Бастет была одним из самых популярных божеств в древнеегипетской мифологии. Она была богиней дома, косметики, кошек, любви, радости, удовольствия, материнства, родов, защиты, женщин, плодородия и многого другого.
3. КОШКИ БЫЛИ МУМИФИЦИРОВАНЫ
Мумифицированные кошки были широко распространены в Древнем Египте. Египет, но преимущественно в районе Бубастиса, города кошек. богиня Бастет.Иногда кошачьи мумии помещали в могилу их владельца, чтобы они могли остаться вместе в загробной жизни. (Источник: Музей Карнеги)
4. СМЕРТНАЯ КАЗНИ ЗА УБИЙСТВО КОШЕК
В 450 г. до н.э. законы против убийства кошек были ужесточены, и за такие убийства была вынесена смертная казнь. Вывоз кошек из Египта также был запрещен, и была создана ветвь правительства исключительно для возврата любых кошек, которые были вывезены из страны. (Джошуа Дж. Марк)
5.КОШКИ КАК ОРУЖИЕ: БИТВА ПРИ ПЕЛУЗИИ (525 г. до н.э.)
Когда персидские войска пытались завоевать город Пелусий в 525 г. до н.э., они использовали кошек как оружие, чтобы очутить врага. С изображениями кошачьей богини Бастет на своих щитах и кошек на руках, персы могли просто пройти через ворота города, в то время как египтяне боялись причинить вред животным, в результате чего они отказывались сражаться (Джошуа Дж. Марк ).
6. ЕГИПЕТИКИ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЛОВО «CAT »
Слово «кошка» происходит от африканского слова «quattah», которое было широко распространено на многих языках Европы «кошка, чат, кат и т. Д.», Поскольку Египет был так тесно связан с кошками (Джошуа Дж.Отметка). В то время как сами египтяне выбрали фонетическое имя для своих кошачьих друзей «Миу» или «Мии», что означает «тот, кто мяукает» (King, 2017).
Вернуться ко всем новостям
Источники:
Ахмед Кинг, 2017, «За какие штрафы понесли причинить вред кошке в Древнем Египте? », Quora, 1 декабря 2017 г. . www.quora.com/What-were-the-penalties-suffered-for-harming-a-cat-in-ancient-Egypt.
Музей Карнеги, Почему кошек мумифицировали в Древнем Египте ?, https: // carnegiemnh.org / why-were-cats-mummified-in-Ancient-egypt /
Джошуа Дж. Марк, «Кошки в древнем мире», Энциклопедия древней истории, 17 ноября 2012 г., https://www.ancient.eu / article / 466 / кошки-в-древнем-мире /
Международный день кошек — 8 августа
«Божественные животные из семейства кошачьих» подчеркивают важность кошек в Древнем Египте
Только СМИ:
Эрик Хоффман 202-633-0447 или 202-412-3916; [email protected]
Меган Крефтинг 202-633-0271; kreftingm @ si.edu
Веб-сайт СМИ:
http://newsdesk.si.edu
https://asia.si.edu/press
1 августа 2017 г.
Задолго до того, как кошки стали звездами Интернета, они пользовались большой известностью в Древнем Египте. Выставка «Божественные кошачьи: кошки Древнего Египта» исследует роль и значение кошек через подборку произведений искусства из всемирно известных египетских коллекций Бруклинского музея. Выставка в галерее Артура М. Саклера Смитсоновского института. Октябрь.14 – янв. 15 августа 2018 г. откроется в рамках празднования выходных, посвященных открытию музея.
Выставка включает 80 предметов, датируемых от Среднего царства (2008–1630 гг. До н.э.) до византийского периода (395–642 гг. Н.э.). Среди них статуи, гробы, амулеты, ткани и мумифицированный кот из Смитсоновского национального музея естественной истории.
«Эти предметы иллюстрируют важность кошек для египетского общества — от божественного до приземленного», — сказал Массуме Фархад, главный хранитель и куратор семьи Эбрахими по персидскому, арабскому и турецкому искусству.«Они стали предметом как реальных, так и апокрифических историй. Утверждается, что когда умерла кошка, обитатели дома сбрили брови в знак траура. Египтяне часто называли (или называли) своих детей в честь животных; Миит (кошка), например, было популярным именем для девочек ».
«Божественные кошачьи» подчеркивает множество ролей, которые кошки играли в древнеегипетской культуре — от домашних животных, которых держали для защиты от мышей и змей, до символических изображений могущественных египетских царей и богов.Одной из причин популярности кошек, как и других животных в Древнем Египте, была их двойственная природа, центральная тема выставки. С одной стороны, они послушны, защищают и заботятся, а с другой стороны, они могут быть жестокими, свирепыми и агрессивными. Эти качества вместе с преданностью и независимостью кошек стали ассоциироваться с египетскими правителями и богами.
Выставка разделена на пять тематических разделов: Кошки и короли; Кошки и боги; Кошки и смерть; Кошки и защита; и собаки как стражи и охотники.Последний раздел посвящен собакам, еще одному животному, атрибуты которого были связаны с египетскими богами.
Среди экспонатов выставки — впечатляющая статуя богини Сахмет, которая изображена в виде женщины с головой львицы с солнечным диском и уреем (вертикально стилизованная кобра) на голове. Известная как «Могущественная», Сахмет была известна своими защитными способностями, особенно во время переходных периодов, таких как рассвет нового дня. Амунхотеп III (ок. 1390–1352 до н. Э.), Фараон 18-й династии, дошел до того, что заказал две или более статуи богини на каждый день недели.
Египтяне не только ассоциировали кошек с божествами, но также разводили их и приносили в жертву богам. Затем их часто мумифицировали и хоронили в замысловатых гробах, таких как тот, что выставлен на выставке, в форме элегантно сидящего кота из семейства кошачьих. Эта мумия из Национального музея естественной истории иллюстрирует этот важный аспект древнеегипетской практики. Кот был плотно закутан в льняную ткань, а его черты были нарисованы черными чернилами. Такие мумии приносили в жертву храмам в знак благодарности божествам.
Собаки и шакалы также были связаны с египетскими богами. Их ценили за их верность и послушание, а также как охотников и падальщиков. Поскольку собаки населяли край пустыни, где располагались кладбища, они считались хранителями мертвых, которые могли вести духов через опасный мир Преисподней. Один из самых изящных предметов в разделе о собаках — деревянная ложка с ручкой в виде шакала. Вероятно, его использовали для изготовления мазей или косметики.
«Divine Felines» открывается в рамках Галереи искусств Смитсоновского института Freer и музея Артура М.Празднование открытия Sackler Gallery — уик-энда с 14 по 15 октября вместе с тремя дополнительными выставками: «Встреча с Буддой: искусство и практика в Азии», «Повторный звук: колокола древнего Китая» и «Терминал» Субодха Гупты. Для получения дополнительной информации о праздничных мероприятиях и мероприятиях по выходным, посетите asia.si.edu/reopening.
The Freer | Sackler представит разнообразные фильмы, музыку и практические семейные программы в дополнение к выставке. Они будут включать в себя специальный день программирования под названием «Празднуйте божественных кошачьих в Национальный день кошек на Freer | Sackler» в воскресенье, октября.29, с полудня до 17:00 День включает в себя показ двух фильмов о кошках, Kedi и Neko Atsume House, из Турции и Японии, соответственно, беседы в галерее под руководством куратора и открытая студия с кошачьей тематикой для всей семьи.
«Божественные кошачьи: кошки Древнего Египта» организован Бруклинским музеем и организован в галерее Саклера Антониеттой Катанзарити, научным сотрудником куратора Древнего Ближнего Востока. Поддержку выставке в Freer | Sackler оказывают Жаклин Бэджер Марс и Mars Petcare.
О галереях Фрира и Саклера
Смитсоновская художественная галерея Freer и прилегающая к ней галерея Артура М. Саклера, расположенная на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, вместе составляют национальный музей азиатского искусства. Он содержит одну из самых важных коллекций азиатского искусства в мире, в которой представлено более 40 000 предметов, относящихся ко времени от неолита до наших дней, с особенно прекрасными группами исламского искусства, китайского нефрита, бронзы и картин, а также искусства древний Ближний Восток.В галереях также представлены важные шедевры из Японии, Древнего Египта, Южной и Юго-Восточной Азии и Кореи, а также известная коллекция работ Фрира американского художника Джеймса Макнила Уистлера.
The Freer | Sackler является частью Смитсоновского института, крупнейшего в мире музейного, образовательного и исследовательского комплекса, деятельность которого посвящена увеличению и распространению знаний.
кошек, львов и сказочных представителей семейства кошачьих в Древнем Египте — Музей Гленкэрна
Изображения кошек и львов изобилуют в Древнем Египте, поэтому очевидно, что египтяне высоко ценили кошек.Классические писатели также отметили важность кошки в египетском обществе и отметили, что кошки, по-видимому, пользовались благосклонностью. Греческий историк Геродот (живший около 484–425 гг. До н. Э.) Много писал о своих впечатлениях от древнеегипетской истории, культуры и религии. Он также отметил особое положение кошки в египетском обществе. Он отмечает:
«Более того, когда происходит пожар, кошки кажутся одержимыми Богом; ибо в то время как египтяне стоят в промежутках и присматривают за кошками, не заботясь о том, чтобы потушить огонь, кошки, проскальзывая или перепрыгивая через людей, прыгают в огонь; и когда это происходит, на египтян приходит великий траур.И в каком бы доме ни умерла кошка естественной смертью, все, кто живет в этом доме, бреют только брови, а те, в чьих домах умерла собака, бреют все свое тело, а также голову »(Геродот, Истории 2.66 ).
Греческий историк Диодор Сицилийский, действовавший ок. 60 и 30 г. до н. Э. Много говорили об отношениях египтян с кошками. Он записал свои личные наблюдения за судьбой человека, причинившего вред кошке в Древнем Египте:
«И тот, кто намеренно убивает одно из этих животных, предается смерти, если только он не убивает кошку или ибиса; но если он убьет одного из них, намеренно или непреднамеренно, его непременно предадут смерти, потому что простые люди собираются толпами и жестоко обращаются с преступником, иногда делая это, не дожидаясь суда.. . . В сердцах простых людей так глубоко укоренилось их суеверное отношение к этим животным, и так неизменны чувства, лелеемые каждым человеком в связи с причитающейся им почестью, что однажды, в то время, когда Птолемей еще не был удостоен их царя. римляне называли «друг», и люди проявляли все рвение, добиваясь расположения посольства из Италии, которое в то время посещало Египет, и, из-за своего страха, не стремились дать повод для жалоб или войны, когда один из римляне убили кошку, и народ толпой бросился к его дому, ни чиновники, посланные царем умолять этого человека, ни страх перед Римом, который чувствовали все люди, были достаточными, чтобы спасти человека от наказания, даже если его поступок был случайностью.И этот случай мы рассказываем не понаслышке, но мы видели его собственными глазами во время нашего визита в Египет »(Diodorus Siculus, Library of History I, 83.1-8).
Македонский писатель Полиэн, писавший во 2 веке н. Э., Описал битву между египетской армией и армией персидского царя Камбиза. Он отмечает, как иностранный захватчик использовал любовь египтян к кошкам против них (рис. 7). Он написал:
«Когда Камбиз напал на Пелусий, охранявший вход в Египет, египтяне защищали его с большой решимостью.Они выдвигали против осаждающих мощные машины и бросали в них ракеты, камни и стреляли из своих катапультов. Чтобы противостоять разрушительному обстрелу, Камбиз выставил впереди своих передовых собак, овец, кошек, ибисов и других животных, которых египтяне считают священными. Египтяне немедленно прекратили свои операции, опасаясь причинить боль животным, которых они очень почитают. Камбиз захватил Пелусий и тем самым открыл себе путь в Египет »(Polyaenus, Stratagems in War 7: 9).
Y Ganolfan Eifftaidd / Egypt Centre
Кошки
Статуэтка слева (W103) выставлена в Центре Египта. Изготовлен из медного сплава. В его глазу все еще видна позолота. Такие статуи предлагали в качестве подношений кошачьим богиням. Он был частью коллекции Рустафьеля, приобретенной Wellcome в 1906 году.
Дикие кошки, вероятно, были одомашнены в Египте к 2000 году до нашей эры, и они появляются на гробницах как домашние животные и как представители богов.К позднему периоду многие тысячи домашних кошек были убиты и мумифицированы в качестве подношений богам. Шкуры диких кошек использовались в качестве церемониальной одежды во всем Египте фараонов, а домашние и дикие кошки появляются в сценах охоты.
Трудно сказать, когда впервые приручили кошек. Однако Поднебесной известен ряд их статуй. Примерно с 1450 г. до н. Э. они появляются в фиванских гробницах на отделке стен. Иногда таких кошек показывают в серьгах и ожерельях.
Египетское слово для обозначения кошки было miu (как звук, издаваемый кошкой, мяу). Хотя кошек использовали в качестве домашних животных, мы знаем очень мало имен для них. Исключением, по-видимому, является кошка из гробницы Пуимре в Фивах около 1450 г. до н.э., которую называют «Сладкой» или «Сладкой».
Кошек часто изображали в паре с женщинами на стенах гробниц в Новом царстве, а мужчин изображали с собаками. Кроме того, мотив кошки часто встречается на украшениях, принадлежащих королевам.Лев обычно ассоциировался с королевской властью.
Некоторые боги и богини могли принимать форму кошек, чтобы указывать на их защитные качества. Однако это не означает, что египтяне считали всех кошек священными. Просто в теле кошки можно сделать видимого бога.
Сюда входят:
Mafdet кошачья богиня, описанная как имеющая когти, упоминается в текстах пирамид . Похоже, ее воплощением был более крупный кот, например, леопард.
Бастет, главная богиня города Бубастис (греческая версия древнеегипетского Per-Bastet, означающего «Дом Бастет»), иногда появляется с головой львицы. Однако к 22-й династии она стала ассоциироваться с домашней кошкой. Инстинкты плодородия и заботы, возможно, являются атрибутами, общими как для богини, так и для кошки. В период Птолемеев праздник Бастет был одним из самых популярных в Египте и предполагал употребление большого количества алкоголя.
Re , бог солнца, может проявляться как кот. Заклинание 335 из текстов для гробов гласит: «Я — Великий Кот, который расколол ветвистое дерево на бок в В ночь ведения войны и отражения мятежников, и в день уничтожения врагов Господа. из всех. Кто этот великий кот? Он сам бог Ре. Когда Сиа говорила о нем, его называли «котом», потому что он мяукал во время того, что делал, и именно так возникло его имя «кот».Заклинание 17 из Книги мертвых также иногда иллюстрируется кошкой, убивающей змею ножом.
Мут — считается спутницей Амона. Иногда ее изображают с головой кошки. Ее имя очень похоже на египетское имя кошки miit .
Помимо Бастет, с львицей связано множество богинь. Sekhme t например и Pakhet .Этих богинь обычно считают устрашающими. Иногда невозможно узнать, имеется в виду кошка или львица, как в случае с этим амулетом. Эти богини, кажется, считались проявлением более свирепой стороны богинь, таких как Бастет. Существует египетская история о том, что Сехмет был послан, чтобы наказать человечество, а Нил стал красным от крови. Ее нужно было остановить. Пиво покрасилось в красный цвет, и Сехмет, подумав, что это кровь, выпил его. Затем она становится умиротворенной богиней Хатор .Хатор, Мут, Сехмет и Исида — все дочери Ра и в египетской мифологии часто взаимозаменяемы. Как дочери Ре, они также связаны с Wadjet Eye.
Кошки и божества с кошачьими головами появляются на защитных магических ножах и на изображениях подземного мира. В Книге Амдуат божество с кошачьей головой обезглавливает врагов. В Доме Смерти в Центре Египта находятся фаянсовые амулеты в виде кошки. У нас также есть статуэтки кошек из медного сплава, вероятно, посвященные в храмах кошачьих богинь.Еще у нас есть мумифицированный кот. Многие кошки были выведены, а затем умерщвлены, прежде чем они полностью созреют, для подношения или в качестве отбраковки в храмовых питомниках. Тот факт, что животное могло использоваться как проявление божества, не означало, что этот вид не мог использоваться людьми. Наконец, у Египетского центра есть две ножки кровати в форме львов, которые выставлены в House of Life . Лев был символом возрождения, и поэтому ноги львиных кроватей были бы подходящими для обеспечения пробуждения.Такие ножки тоже появляются на столах мумификации.
Предметы, связанные с кошками в Египетском центре
W529 Картон из кошачьей мумии
Дополнительная литература
Malek, J., 1993. Кот в Древнем Египте. Лондон: издательство Британского музея.
Икрам, С. (ред.) 2005. Мумии животных в Древнем Египте . Каир: Американский университет в Каире.
.