Кошки в древнем египте: Как в Древнем Египте почитали кошек и почему считали их божественными созданиями на мягких лапах

Автор: | 30.04.2023

Как в Древнем Египте почитали кошек и почему считали их божественными созданиями на мягких лапах


Особая любовь древних египтян к кошкам хорошо известна. Воспеваемая своими охотничьими способностями, изящная кошка достигла божественного статуса, став неотъемлемой частью древнеегипетского общества. Роскошные росписи на гробницах, величественные статуи и замысловатые украшения — всё это свидетельствует о большой любви египтян к очаровательным мурлыкам. В стране фараонов кошек баловали, уважали и защищали. Тем не менее, в то время как ритуальные убийства кошек были разрешены, несанкционированное убийство строго наказывалось, а виновный приговаривался к смертной казни. На протяжении веков кошки в Древнем Египте сохраняли своё высокое положение, зафиксированное древними источниками в мельчайших деталях. И лишь с приходом христианства мурлыки утратили своё выдающееся положение.

Предыстория


Дикая африканская кошка. \ Фото: flickr.com.

В то время как кошки в Древнем Египте достигли высокого статуса, они не были одомашнены в долине Нила. Вместо этого самые ранние свидетельства одомашнивания кошки происходят с Ближнего Востока, области, известной как Плодородный Полумесяц. Именно здесь возникли некоторые из первых человеческих цивилизаций. Первая сельскохозяйственная революция превратила охотников-собирателей в фермеров, которые отказались от своего кочевого образа жизни. Это изменение сопровождалось новыми технологиями и появлением первых сложных обществ, поскольку поселения постепенно превращались в города, а затем в королевства и империи. Излишки продовольствия подпитывали развитие цивилизации. Однако крупным зернохранилищам и силосам, в которых хранились ценные запасы продовольствия, постоянно угрожал небольшой, но стойкий враг — мыши, крысы и другие вредители.

Бронзовая обетная статуя кошки с котятами, около 664-30 гг. до н.э. \ Фото: google.com.

Именно в этот непростой период кошка стала неотъемлемой частью человеческой истории. Привлечённые грызунами, местные дикие кошки пробирались в фермерские деревни. Признавая их ценность, люди начали хорошо относиться к новоприбывшим, оставляя остатки пищи, чтобы побудить их остаться. Постепенно кошка привыкла к людям. Тем не менее, хитрая кошка никогда не была полностью приручена, в отличие от другого важного домашнего животного — собаки. Вместо этого кошки в Древнем Египте одомашнили себя, решая, стоит ли прыгать на колени к людям. Самые ранние свидетельства того, что кошки и люди жили вместе в тесном общении, пришли с острова Кипр, где археологи раскопали 9500-летнюю могилу доисторической полосатой кошки, похороненной вместе со своим хозяином. Впрочем, кошка достигла своего наивысшего статуса за пределами берегов острова, в стране фараонов — Древнем Египте.

Нарисованная дикая кошка в гробнице Хнумхотепа II, египетского наследного князя и номарха Менат-Хуфу, 12-я династия. \ Фото: wikipedia.org.

По одной из версий кошки прибыли на борту древних торговых кораблей около 2000 года до нашей эры, но согласно другой – мурлыки в Древнем Египте были ответвлением местной африканской дикой кошки, одомашненной местными фермерами. Жизнь Древнего Египта зависела от разлива Нила, который обеспечивал пахотные земли, необходимые для роста цивилизации. Кошки охраняли жизненно важные посевы от грызунов, став объектом восхищения.

Слева направо: Алебастровый сосуд, вероятно, использовался для косметического масла, 1980-1801 гг. до н.э. \ Статуя из бронзы и золота, около 600 г. до н.э.

Однако мурлыки не просто поедали мышей и крыс. Они также убивали змей (многие из них ядовитые) и скорпионов, обеспечивая безопасность людей. Древние египтяне также восхищались другими качествами кошек, такими как материнская забота о своём потомстве и их грациозная осанка. Таким образом, неудивительно, что статус кошки продолжал только повышаться с течением веков, когда дикая кошка превратилась в божественное создание.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайны хранит великий погребальный храм женщины-фараона Хатшепсут и почему его считают архитектурным чудом >>

Кошки в Древнем Египте


Деталь на надгробной росписи, найденной в гробнице Небамона, изображающая невероятно реалистичную кошку, около 1350 года до н. э. \ Фото: glencairnmuseum.org.

Искусство предлагает лучший способ проследить восхождение кошки к славе в Древнем Египте. Одно из первых художественных изображений, фреска, найденная в гробнице египетского чиновника Бакета III (датируется 21 веком до н.э.), изображает кошку, противостоящую полевой мышке, доказывая жизненно важную роль животного в сохранении урожая. А с 1450 года до н.э. кошку стали довольно часто показывать в сценах гробниц, особенно в Фивах, столице Египта в эпоху Нового царства. На знаменитой фреске из гробницы Небамона изображена красиво нарисованная кошка, нападающая на птиц и сопровождающая своего хозяина на охоте на дичь. Полосатый кот 3500-летней давности изображён так подробно, что его легко можно принять за работу старых мастеров.

Настенная роспись, гробница Ипуи в Дейр-эль-Медине, около 1250 года до н.э. \ Фото: gatosyrespeto.org.

К этому времени кошка стала избалованным домашним животным, которого любили члены царской семьи и знатные семьи. Сцены с гробницами показывают это изменение, переходя от сцен на открытом воздухе к более интимным, домашним условиям. Кошка, сидящая рядом или под креслом хозяина, напоминает о новообретённой роли животного. Несмотря на то, что кошка стала важной частью домашнего хозяйства, как в городских, так и в сельских условиях, представления о мурлыках могут быть истолкованы по-разному. Не стоит забывать о том, что древнеегипетские картины также имели символическое значение. Например, кошка часто изображалась под стулом женщины (жены), символизируя плодородие и женственность, дополняя давно устоявшийся мотив собак, сидящих или лежащих под стулом её мужа.

Сверху вниз: Иероглифы для слова кошка, читающиеся как миу. \ Иероглифы для слова кошка, читающиеся как миит.

Лучшее доказательство прочной связи между кошачьими и их человеком отражено в одном из первых зарегистрированных кошачьих саркофагов. Самый известный из этих гробов для домашних животных принадлежал царскому питомцу. Около 1350 года до н.э. принц Тутмос, старший сын фараона Аменхотепа III, похоронил свою любимую кошку в красиво украшенном саркофаге из известняка. Та-Миу (чьё имя означает Женщина-кошка) изображена, как и любой другой почтенный умерший дворянин, с жертвенным столом перед ней, наполненным мясом и другими жертвоприношениями. Тутмос сделал всё, что мог, чтобы обеспечить Та-Миу достойную загробную жизнь.

Два бронзовых изображения богини Бастет, около 664-30 гг. до н.э.

Сцены из гробниц ещё раз подтверждают высокий статус кошки в благородных семьях, показывая их, одетых в золото и едящих с тарелок своих хозяев. В Древнем Египте у египтян было только одно слово для обозначения кошки, звукоподражательное «миу» или «миит», что буквально означает «тот, кто мяукает». Некоторых людей даже назвали в честь кошек, в том числе фараона Пами, чьё имя означает «Кот» или «тот, кто принадлежит кошке (Бастет)». Стоит также отметить тот факт, что кошки в Древнем Египте достигли статуса привилегированного домашнего животного, их религиозная роль сделала мурлык центральным элементом древнеегипетского общества.

Божественные создания


Кошка, убивающая змея Апофиса из Заклинания 17, Книга мёртвых Ани, около 1250 года до н.э. \ Фото: artmoneyprovenance.com.

Египтяне считали кошек (и других животных) сосудами, которые боги решили усыновить. Кошек уважали за то, что они были свирепыми охотниками и защитниками своих домов и детёнышей. Временами они могли быть милыми, а иногда — воинственными. Всеми этими качествами кошка делилась со своим более крупным двоюродным братом львом. Таким образом, неудивительно, что одно из первых египетских кошачьих божеств, Сехмет — богиня-воительница и защитница фараонов (как при жизни, так и в загробной жизни) носила голову львицы.

Слева направо: Статуя Сехмет, найденная в Фивах, 18-я династия. \ Гранитная статуя Сехмет из храма Мут, Луксор, Новое Царство 1403-1365 гг. до н.э.

Согласно египетскому мифу о сотворении мира, Сехмет была дочерью бога солнца Амона Ра, который послал богиню с львиной головой наказать людей за их преступления. Однако Сехмет выполнила свою миссию с таким удовольствием, что Ра пришлось успокоить своего мстительного отпрыска, напоив её красным пивом, которое напоминало кровь. Наконец удовлетворённая, Сехмет свернулась калачиком и заснула, а разъярённая львица превратилась в мирного котёнка.

Бронзовая статуя, датируемая 664-332 годами до н.э., выставлена в отделе египетских древностей Лувра. \ Фото: twitter.com.

Несмотря на то, что Сехмет была известна как свирепое божество, она также была стойкой защитницей невинных. Тем не менее, самой известной египетской кошачьей богиней была Бастет (Баст), у которой была особая связь с кошками. Она тоже изначально имела голову львицы и поначалу ассоциировалась с Сехмет. Однако по мере того, как кошки были одомашнены и введены в домашнюю обстановку, Бастет приобрела кошачью голову, в конечном итоге став настоящей кошкой. Будучи важным членом египетского пантеона, Бастет почиталась как богиня материнства, плодородия и домашнего хозяйства. Точно так же, как кошка-мать, которая заботится о безопасности своих котят, Бастет считалась защитницей семьи. Она охраняла домашнее хозяйство от злых духов и болезней, поражающих женщин и детей, и была божеством, вызываемым во время родов. Кроме того, Бастет играла определённую роль в загробной жизни человека.

Кошачий амулет. \ Фото: sr.wikipedia.org.

Древние египтяне носили амулеты с кошками, чтобы призвать защиту и благословение Бастет. Бесчисленные скульптуры кошек были сделаны в её честь и преподнесены в качестве жертвоприношений в надежде, что божество ответит на молитвы, или же они были даны в знак благодарности за услышанные молитвы. Одну из таких статуй, так называемую кошку Гейера-Андерсона, шедевр кошачьей элегантности, сегодня можно увидеть в Британском музее. Кошачья голова, украшенная золотыми серьгами и кольцом в носу, напоминает древних кошачьих, носящих роскошные украшения из золота и других драгоценных металлов.

Слева направо: Саркофаг кота принца Тутмоса. \ Кошачья мумия выставленная в отделе египетских древностей Лувра.

Храмы, посвящённые Бастет, были расположены по всему Египту, в них жили специально обученные люди, которые ухаживали за сотнями кошек. Самый большой из них, храм Бубастиса (Дом Бастет), расположенный в дельте Нила, был центром культа Бастет. Начиная с Нового царства, популярность города Бубастис росла, превратив храм в одно из самых важных священных мест в Египте. Около 450 года до н.э. Геродот описал этот ритуал Бастет, когда сотни тысяч паломников пили обильное количество вина в честь богини, танцевали и праздновали в экстазе. Оргиастический характер ежегодного фестиваля в Бубастисе, вероятно, отражал плодовитость кошек и их специфическое поведение во время брачного сезона. И снова древние египтяне проявили уважение к богине-кошке, подражая священным кошачьим.

Барельеф Богини Сехмет, построен во времена династии Птолемеев, 180-47 годы до н.э. \ Фото: en.wikipedia.org.

Как у каждой кошки, у Бастет была своя тёмная, более жестокая сторона. Богиня могла быстро превратиться в ужасающее существо, наказывающее обидчика самым ужасным образом. Одним из худших способов оскорбить богиню было причинить вред одной из её кошек. К сожалению, один римский посланник, посетивший Египет в 59 году до н.э., не воспринял это всерьёз. Он совершил самое ужасное преступление — убил кошку. Согласно Диодору Сицилийскому, вскоре собралась толпа разъярённых египтян, объединённых страстным желанием отомстить за убитую кошку. Даже фараон не смог спасти несчастного от смертного приговора.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как появился старейший памятник Древнего Егепта: Амарна — Любимое детище Эхнатона и бесценная жемчужина египтологов >>

Дары и подношения


Слева направо: Кошка Гайер-Андерсона, 664-332 гг. до н.э. \ Божество с кошачьей головой Бастет.

В то время как несанкционированное убийство кошек было запрещено, тысячи кошачьих были ритуально убиты в одном из многочисленных храмов Бастет. Крупные питомники, расположенные на территории храма, специально разводили животных для использования в качестве подношений. Принесённые в жертву кошки в Древнем Египте затем мумифицировались и хоронились на близлежащих кладбищах, посвящённых богине. Кошачьи кладбища выросли до такого уровня, что при раскопках XIX века было обнаружено бесчисленное множество кошачьих мумий. Многие мумии были тщательно завернуты в декоративные головные уборы. Другие были заключены в специально изготовленные статуи кошек или украшенные саркофаги, как любимая Та-Миу Тутмоса. Эти находки были настолько распространены, что британцы начали экспортировать кошачьи мумии в Англию для использования в качестве удобрения (однажды привезли более ста восьмидесяти тысяч за одну партию).

Животное, похожее на кошку, убивающее змея Апофиса, Фиванская гробница Инхерха, около 1160 года до н.э. \ Фото: artmoneyprovenance.com.

Не всех кошек постигла жестокая участь до их мумификации. Мурлык в Древнем Египте также могли хоронить вместе с их людьми. Согласно «Книге мёртвых», владельцы верили, что в загробной жизни они воссоединятся со своими верными защитниками. Другие хоронили своих любимых питомцев на специальных кладбищах для домашних животных, где археологи обнаружили останки хорошо ухоженных кошек, которые часто умирали от старости.

Кошачьи мумии в Британском музее, Лондон, Великобритания.

Геродот описал горе, вызванное потерей любимого домашнего животного. После того как кошка умирала естественной смертью, все домочадцы сбривали брови в знак скорби. В другом сообщении рассказывается о египтянах, оказавшихся в горящем здании, которые спасли своих кошек, прежде чем спаслись сами или попытались потушить огонь.

Наследие


Фрагмент папируса 1150 г. до н.э., изображающий кошку, пасущую стадо гусей, Британский музей, Лондон, Великобритания. \ Фото: google.com.

Древнеегипетская преданность кошке была настолько велика, что любовь к ним привела к их гибели. В 525 году до н.э. персидский царь Камбис II напал на Египет. Чтобы захватить укреплённый город Пелузий — ключевую позицию в дельте Нила, проницательный правитель решил воспользоваться величайшей слабостью врага. Персы собрали различных животных, в том числе кошек, перед своей боевой линией и нарисовали кошек на своих щитах. Египетские солдаты, боясь причинить вред священным животным (и навлечь на себя гнев Бастет), оказали небольшое сопротивление, позволив персам захватить Пелузий.

Эта увлекательная история, вероятно, всего лишь легенда. Тем не менее, после победы при Пелузии персы захватили весь Египет. В то время как египтяне восстановили свой контроль столетие спустя, их могущество продолжало снижаться. Только с приходом Александра Македонского и основанием Александрии Египет снова стал великой державой.

Футляр для мумии животного, увенчанной кошкой. \ Фото: ultimavoce.it.

Птолемеи правили так же, как фараоны древности, и продолжали следовать древнеегипетским обычаям. Культ Бастет достиг пика популярности при Птолемеях, когда греческие поселенцы присоединились к местным жителям в поклонении священным кошачьим. Даже римляне, оккупировавшие и аннексировавшие Египет в 30 году до н.

э., продолжали почитать миниатюрных львов. Только приход христианства и его утверждение в качестве основной религии по всей Римской империи в четвёртом веке нашей эры положили конец древней традиции. Лишённые своего высокого статуса, кошки в Древнем Египте снова стали смиренными домашними животными, защищающими людей от различных вредителей.

Саркофаг для мумии кошки, около 305 года до н.э. \ Фото: wiki2th.com.

В последующие столетия изящные и хитрые кошачьи постепенно завоевали весь мир, достигнув даже бесплодных берегов Антарктиды. Затем они покинули орбиту Земли, отправившись в космос. С появлением современных технологий и высокоскоростной связи кошки захватили контроль над Интернетом, став главными героями бесчисленных мемов, фотографий в Instagram и видеороликов на YouTube, тем самым отдавая дань уважения своим древнеегипетским собратьям.

В продолжение темы о славных мурлыках, читайте также о том, по какой причине был устроен кошачий геноцид в средневековой Европе и чем эта вопиющая история закончилась.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Культ кошек в Древнем Египте

Древние египтяне с уважением относились ко всем животным, многих из них они считали вместилищем божественного начала и наделяли сверхъестественными способностями. Особое место в египетском культе животных занимали кошки. В нашей статье мы расскажем Вам, чем кошки заслужили звание священного животного в Древнем Египте.

Древний Египет был преимущественно аграрным государством, потому египтянам приходилось регулярно сталкиваться с грызунами и змеями, которые угрожали целостности урожаев и безопасности людей. Фермеры обратили внимание на то, что дикие кошки с радостью лакомились всевозможными вредителями, и старались приманить их в свои поля рыбой и прочими вкусностями. Такой расклад пришёлся кошкам по вкусу: рядом с человеческим жильём они имели постоянный источник еды и защиту от крупных хищников. Во времена Древнего Египта зародились истоки селекции, люди отбирали особей с наиболее выгодными им характеристиками, и постепенно из некогда дикого животного кошки превратились в верного спутника. Известно, что древние египтяне даже на охоту ходили с кошками, которые отлично справляются с мелкой дичью – неожиданное проявление командного духа от столь своевольных животных. Египтяне почитали кошек как игривых и ласковых компаньонов, а также как невероятно умных и ловких хищников.

В захоронениях времён Нового Царства (1552—1069 гг. до н. э.) нередко рядом с рисунками богов и умерших людей стали появляться кошки. Как правило, на стенах гробниц изображали сюжеты совместного времяпрепровождения: охоты, отдыха и т. п. Зачастую в настенных рисунках людей облачали в лучшую одежду и драгоценности – не лучший выбор наряда для выслеживания добычи, потому кошки в этом хаосе несоответствия выступали законодателями порядка, защитниками своих семей. Особенно любопытную фреску археологи обнаружили в гробнице вельможи Небамуна: глаз его кошки был инкрустирован золотым вкладышем. Ещё одной популярной сценой в египетских гробницах было изображение верной кошки, сидящей рядом с хозяйкой дома с приподнятой лапой – как бы предлагая ей свою дружбу и защиту.

Египетское название кошек «миу» («mjw» для мужского рода и «mjwt» для женского) относилось как к диким, так и к одомашненным животным. В Древнем Египте не существовало традиции давать кошкам индивидуальны клички. В Книге рекордов Гиннесса обозначена первая кошка, получившая личное имя в годы правления фараона Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.). Её звали Nedjem, что переводится как «милая» или «приятная». Словом «mjwt» – «кошечка» – в Древнем Египте было принято называть маленьких девочек. Немалую роль кошки играли в интерпретации снов древних египтян: по давним поверьям, встреча с кошкой во сне предвещала спящему отличный урожай.

В Древнем Египте существовало два основных подвида диких кошек: камышовые и степные. Первыми были одомашнены степные кошки, которые имели более покладистый характер, однако позже представители этих видов объединились в породу, родственную современным Египетским Мау. С одомашниванием кошек претерпел изменения не только их темперамент, но и внешний вид и анатомия: в связи с исчезнувшей необходимостью в маскировке их окраска стала ярче и разнообразнее, уменьшился размер тела и объём мышц, а также редуцировались отделы мозга, ответственные за инстинкты выживания.

Хотя кошки долгое время играли немаловажную роль в повседневной жизни и быте древних египтян, настоящий культ кошек начался в X веке до н. э. с расцветом почитания богини плодородия и солнца Баст. Это богиню изображали с головой львицы или кошки, а возле её ног резвились четыре котёнка. С началом нового культа кошачьих стали считать священными, богатые семьи назначали для ухода за ними специальных служителей, при чём эта должность была достаточно уважаемой и переходила по наследству. В память об умершей кошке её хозяева сбривали брови и держали траур на протяжении 70 дней, а убийцу кошки ждала верная смерть от рук разъярённой толпы. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский однажды описал расправу народа над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала животное, а управляющего ею римлянина насмерть забили камнями.

Помимо Баст, древние египтяне отождествляли кошек и с другими божествами. Богиня охоты и войны Нейт периодически принимала облик кошки, а сам бог солнца Ра превращался в Великого Мау – рыжего кота, поразившего змея Апопа, который олицетворял мрак, зло и хаос. Во всех заупокойных текстах, например, Книге врат, Книге мёртвых и Книге пещер, в пути через подземный мир Ра сопровождают кошки или подобные им божества.

Геродот также писал о том, что порой возведение кошек в сан священного животного играло с египтянами злую шутку. В 525 году до н. э. персы воспользовались любовью египтян к кошкам: во время осады города Пелузия персидские солдаты пошли на город, неся кошек в качестве живых щитов. Фараон Псамметих III не мог приказать начать атаку, ведь от стрел и копий могли пострадать невинные кошки, потому город пал без боя.

Особое отношение египтян к кошкам также проявлялось в запрете вывоза животных в соседние страны. Вопреки запрету, иностранцы иногда похищали кошек, а местные жители всеми пытались вернуть их на родину. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих работах о том, что во время пожара люди старались спасти своих любимцев и окружали горящее здание, чтобы кот не постарался в него вернуться. Считалось, что гибель животного в пожаре накликала на его хозяев большую беду.

Как правило, после смерти кошек мумифицировали: тело погибшего животного заворачивали льняной тканью, умащивали благовониями, которым могли позавидовать многие люди, и бальзамировали. Нередко в саркофаг кошек клали угощения и игрушки, с которыми они любили играть при жизни. Существуют теории о том, что иногда кошек приносили в жертву богине Баст, так как в её храмах были обнаружены целые некрополи крошечных мумифицированных тел. Это предположение так и не получило никакого подтверждения или опровержения, однако, возможно, эти некрополи служили своеобразными кладбищами домашних животных.

Упадок культа кошек пришёлся на IV век до н. э., когда императорским указом в Египте был запрещён культ Баст. Хотя кошки по-прежнему оставались любимыми домашними животными, их перестали воспринимать как полубожественных существ.

Поделиться в соцсетях

Дикие спутники, ставшие богами

 

Общеизвестна особая любовь древних египтян к кошкам.

Изящная кошка, которой восхищались за ее охотничьи способности, достигла божественного статуса, став неотъемлемой частью древнеегипетского общества. Роскошные росписи надгробий, высокие статуи и замысловатые украшения свидетельствуют о большой любви египтян к кошкам. В стране фараонов кошек баловали, уважали и оберегали. В то время как ритуальные убийства священных представителей семейства кошачьих были разрешены, несанкционированное убийство сурово наказывалось, а виновный приговаривался к смертной казни.

 

На протяжении столетий кошки в Древнем Египте сохраняли свое возвышенное положение, о чем в мельчайших подробностях сообщают древние источники. Изменения режима не уменьшили положение кошачьих. Люди в птолемеевском и римском Египте продолжали почитать кошку. Только с приходом христианства кошка утратила свое главенствующее положение. Но с приходом современности; засилье социальных сетей и высокоскоростного общения восстановило их статус, снова сделав хитрых кошек центром нашего общества.

 

«Одомашнивание» кошек в Древнем Египте
Африканская дикая кошка, Felis silvestris lybica , фото Ингрид Ван Ден Берг, через NBC News

В то время как кошки в Древнем Египте достигли высокого статуса, в долине Нила их не приручили. Вместо этого самые ранние записи о приручении кошек происходят с Ближнего Востока, из области, известной как Плодородный полумесяц. Именно здесь возникли одни из первых человеческих цивилизаций. Первая сельскохозяйственная революция превратила охотников-собирателей в земледельцев, отказавшихся от кочевого образа жизни. Это изменение сопровождалось появлением новых технологий и появлением первых сложных обществ, поскольку поселения постепенно превращались в города, а затем в королевства и империи. Излишки продовольствия способствовали развитию цивилизации. Однако большим зернохранилищам и силосам, в которых хранились драгоценные запасы продовольствия, постоянно угрожал маленький, но упорный враг — мыши, крысы и другие вредители.

 

Именно здесь кошка вышла на сцену, став неотъемлемой частью истории человечества. Привлеченные грызунами, местные дикие кошки проникли в ранние фермерские деревни. Признавая их ценность, люди начали хорошо относиться к пришельцам, оставляя остатки пищи, чтобы побудить их остаться. Постепенно кошка привыкла к людям. Тем не менее, хитрое животное из семейства кошачьих никогда не было полностью приручено, в отличие от другого важного домашнего животного — собаки. Вместо этого кошки в Древнем Египте одомашнивали себя, решая, прыгать ли им на колени людям. Самые ранние свидетельства того, что кошки и люди жили вместе в тесном общении, были обнаружены на острове Кипр, где археологи обнаружили 9500-летняя могила доисторической полосатой полосатой кошки, захороненной вместе с ее владельцем. Однако наивысшего статуса кошка достигла за пределами берегов острова, в стране фараонов — древнем Египте.

 

Бронзовая вотивная статуя кошки с котятами, ок. 664–30 гг. до н. э., Бруклинский музей

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Кошка, вероятно, прибыла в Египет на борту древних торговых кораблей около 2000 г. до н.э. Хотя, согласно другой теории, кошки в Древнем Египте были потомками местной африканской дикой кошки 9.0021 Felis silvestris lybica , «прирученный» местными фермерами. Жизнь древних египтян зависела от разливов Нила, которые давали пахотные земли, необходимые для роста цивилизации. Кошки оберегали жизненно важные культуры от грызунов, став предметом восхищения.

 

Однако кошки грызли не только мышей и крыс. Они также убивали змей (многие из них ядовиты) и скорпионов, защищая людей. Древние египтяне восхищались и другими качествами кошек, такими как забота матери о потомстве и их грациозная осанка. Таким образом, неудивительно, что с течением веков статус кошки только продолжал расти, а гладкое животное из семейства кошачьих превращалось в божественное существо.

 

Любимые компаньоны: домашние кошки
Фрагмент росписи гробницы, найденной в гробнице Небамуна, изображающей невероятно реалистичную кошку, около 1350 г. до н. э., Британский музей

 

Искусство предлагает нам лучший способ проследить восхождение кошки к славе в Древнем Египте. Одно из первых художественных изображений, фреска, найденная в гробнице египетского чиновника Бакета III (датируемая 21 веком до н.э.), изображает кошку, противостоящую полевой крысе, доказывая жизненно важную роль животного в сохранении урожая. Однако, начиная с 1450 г. до н.э., кошку стали довольно часто изображать в сценах гробниц, особенно в Фивах, столице Египта в эпоху Нового Царства. На знаменитой фреске из гробницы Небамуна изображена красиво нарисованная кошка, нападающая на птиц, сопровождающих своего хозяина на охоте на птиц. 3500-летний табби изображен настолько детально, что его легко можно спутать с произведением «старых мастеров».

 

К этому времени кошка стала избалованным питомцем, пользующимся популярностью у королевских и знатных семей. Сцены в гробницах показывают это изменение, переходя от уличных сцен к более интимным, домашним. Кошка, сидящая рядом или под стулом хозяина, напоминает нам о новообретенной роли животного. Хотя несомненно, что кошка стала важной частью домашнего хозяйства, как в городской, так и в сельской местности, представления о кошачьих можно интерпретировать по-разному. Не следует забывать, что древние египетские картины имели и символическое значение. Например, кошку часто изображали под стулом жены, символизируя плодородие и женственность, дополняя устоявшийся мотив собак, сидящих или лежащих под стулом ее мужа.

 

Саркофаг кота принца Тутмоса (сына Аменхотепа III), ок. 1391–1353 гг. до н. э., Египетский музей, Каир, через Taiwan News

 

Лучшим свидетельством прочной связи между животными из семейства кошачьих и их человеком является один из первых зарегистрированных кошачьих саркофагов. Самый известный из этих гробов для животных принадлежал королевскому питомцу. Около 1350 г. до н.э. принц Тутмос, старший сын фараона Аменхотепа III, похоронил своего любимого кота в красиво украшенном известняковом саркофаге. Та-Миу (чье имя означает «Кошка») изображается, как и любой другой почтенный умерший вельможа, перед ней жертвенный стол, наполненный мясом и другими жертвоприношениями (!). Тутмос сделал все возможное, чтобы у Та-Миу была достойная загробная жизнь. Надпись на саркофаге гордо гласит: «Я сам помещен среди нетленных, что в Небе / Ибо я Та-Миу, Победоносный». Сцены в гробницах еще раз подтверждают высокий статус кошки в знатных семьях, показывая кошек, одетых в золото, и едящих из тарелок своего владельца.

 

Фрагмент фрески гробницы, изображающий кошку в домашней обстановке, которая ест под стулом, ок. 1400–1391 гг. до н. э., через Science.org

 

Интересно, что хотя в Древнем Египте существовало более одной кошки, у египтян было только одно слово для обозначения кошачьих, звукоподражательное «миу» или «миит», буквально означающее «тот или она, кто мяукает». Некоторые люди даже были названы в честь кошек, в том числе фараон Пами, чье имя означает «кот» или «тот, кто принадлежит кошке (Бастет)». Возможно, это увлечение кошками может объяснить, как египтяне превратили своих собственных кошек в милых меховых шариков, которых мы знаем сегодня. Возможно даже, что они приручили кошек во второй раз, изменив их рацион и селекционно разводя их. Тем не менее, в то время как кошки в Древнем Египте достигли статуса привилегированного домашнего животного, их религиозная роль сделала этого миниатюрного льва центральным элементом древнеегипетского общества.

 

Божественные создания: сосуды богов и Бастет
Статуя Сехмет, найденная в Фивах, 18-я династия; со статуей Бастет, найденной в Бубастисе, 900–600 гг. до н. э., через Британский музей

 

Хотя кошки в Древнем Египте играли решающую роль в египетской религии, было бы ошибкой полагать, что египтяне поклонялись кошкам. Вместо этого египтяне считали кошек (и других животных) сосудами, которые боги выбрали для себя. Кошек уважали за то, что они были свирепыми охотниками и защитниками своего дома и детенышей. Временами они могли быть милыми, временами воинственными. Всеми этими качествами кошка поделилась со своим более крупным двоюродным братом, львом. Таким образом, неудивительно, что одно из первых египетских кошачьих божеств, Сехмет — богиня-воительница и защитница фараонов (как в жизни, так и в загробной жизни) — носила голову львицы.

 

Согласно египетскому мифу о сотворении мира, Сехмет была дочерью бога солнца Амона Ра, который послал богиню с головой льва, чтобы наказать людей за их преступления. Однако Сехмет выполнила свою миссию с таким упоением, что Ра пришлось задабривать свое мстительное отпрыски, напоив ее красным пивом, напоминавшим кровь. Удовлетворенная наконец, Сехмет свернулась калачиком и заснула, а разъяренная львица превратилась в мирного котенка. Действительно, хотя Сехмет известна как свирепое божество, она также была стойким защитником невинных. Тем не менее, самой известной египетской кошачьей богиней была Бастет, у которой была особая связь с кошками.

 

Кот Гейера-Андерсона, 664–332 гг. до н. э., Британский музей

 

Бастет тоже изначально имела голову львицы и сначала ассоциировалась с Сехмет. Однако по мере того, как кошки были приручены и введены в домашнюю обстановку, Бастет приобрела кошачью голову и в конечном итоге стала настоящей кошкой. Как важный член египетского пантеона, Бастет почитали как богиню материнства, плодородия и домашнего хозяйства. Подобно маме-кошке, которая охраняет своих котят, Бастет считалась защитницей семьи. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно от болезней женщин и детей, и была божеством, к которому обращались во время родов. Кроме того, Бастет сыграла роль в загробной жизни.

 

Древние египтяне носили амулеты с кошками, чтобы вызвать защиту и благословение Бастет. Бесчисленные кошачьи скульптуры были сделаны в ее честь и преподнесены в качестве подношений по обету в надежде, что божество ответит на молитвы, или в качестве благодарности за ответы на молитвы. Одну из таких статуй, так называемую кошку Гейера-Андерсона, шедевр кошачьей элегантности, сегодня можно увидеть в Британском музее. Голова кошки, украшенная золотыми серьгами и кольцом в носу, напоминает древних представителей семейства кошачьих, носящих роскошные украшения из золота и других драгоценных металлов.

 

Браслеты-манжеты, украшенные кошками, ок. 1479-1425 гг. до н.э., через Метрополитен-музей

 

Храма, посвященные Бастет, были расположены по всему Египту, и в них жили сотни кошек. Крупнейший из них, храм Бубастис («Дом Бастет»), расположенный в дельте Нила, был центром культа Бастет. Начиная с Нового Царства популярность города Бубастис росла, превратив храм в одно из самых важных священных мест в Египте. Около 450 г. до н.э. Геродот описал ритуал Бастет, когда сотни тысяч паломников пили обильное количество вина в честь богини, танцевали и праздновали в экстазе. Оргиастический характер ежегодного праздника в Бубастисе, вероятно, отражал плодовитость кошек и их специфическое поведение во время брачного сезона. В очередной раз древние египтяне проявили уважение к богине-кошке, подражая священным представителям семейства кошачьих.

 

Однако, как и у любой кошки, у Бастет была и более темная, более жестокая сторона. Богиня могла быстро превратиться в ужасающее существо, наказав обидчика самым ужасным образом. Одним из худших способов обидеть богиню было навредить одной из ее кошек. К сожалению, один римский посланник, посетивший Египет в 59 г. до н. э., не отнесся к этому серьезно. Он совершил самое чудовищное преступление. Он убил кота. Был ли это бродяга или кошка из храма? Мы не знаем. Однако нам известна судьба преступника. Согласно Диодору Сицилийскому, вскоре собралась толпа разгневанных египтян, объединенных страстным желанием отомстить за убитое животное из семейства кошачьих. Даже фараон не смог спасти несчастного от смертного приговора.

 

Подарок богине: кошачьи мумии
Мумии кошек, ок. 30 г. до н.э., через Британский музей

 

В то время как несанкционированное убийство кошек было запрещено, тысячи кошачьих были ритуально убиты в одном из многочисленных храмов Бастет. Крупные питомники, расположенные на территории храма, специально разводили животных для использования в качестве подношений. Затем приносимых в жертву кошек в Древнем Египте мумифицировали и хоронили на близлежащих кладбищах, посвященных богине. Кладбища кошек разрослись до такого уровня, что 19Раскопки го века обнаружили бесчисленное количество кошачьих мумий. Многие мумии были тщательно завернуты, с орнаментальными головными уборами. Другие были заключены в специально изготовленные статуи кошек или украшенные саркофаги, как возлюбленная Тутмоса Та-Миу. Эти находки были настолько распространены, что британцы начали экспортировать кошачьи мумии в Англию для использования в качестве удобрения — однажды привезя более 180 000 штук за одну партию (!).

 

Коробка для мумии животного, увенчанная кошкой, 663-30 гг. до н.э., через Метрополитен-музей

 

Не всех кошек постигла жестокая участь до их мумификации. Кошек в Древнем Египте также могли хоронить вместе с людьми. Согласно «Книге мертвых», владельцы верили, что воссоединятся со своими верными защитниками в загробной жизни. Другие хоронили своих любимых компаньонов на специализированных кладбищах домашних животных, где археологи находили останки ухоженных кошек, которые часто умирали от старости.

 

Геродот записал горе, вызванное потерей любимого питомца. После того, как кошка умирала естественной смертью, все домочадцы брили брови в знак горя. В другом отчете рассказывается о египтянах, оказавшихся в горящем здании, которые спасли своих кошек, прежде чем спасти себя или попытаться потушить огонь.

 

Кошки в Древнем Египте после фараонов
Статуя Птолемея Бастет, 664–30 гг. до н. э., через Метрополитен-музей

 

Преданность древних египтян кошкам была настолько велика, что любовь к кошачьим привела к их гибели. В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз II напал на Египет. Чтобы взять укрепленный город Пелусий — ключевую позицию в дельте Нила — проницательный правитель решил воспользоваться самой слабой стороной врага. Персы сгоняли различных животных, в том числе кошек, перед своим боевым строем и рисовали кошек на своих щитах. Египетские солдаты, опасаясь причинить вред священным кошкам (и навлечь на себя гнев Бастет), оказали небольшое сопротивление, позволив персам взять Пелусий.

Эта увлекательная история, вероятно, всего лишь легенда. Однако после победы при Пелусии персы захватили весь Египет. Хотя столетие спустя египтяне восстановили свою власть, их власть продолжала падать. Только с приходом Александра Македонского и основанием Александрии Египет снова стал великой державой. Птолемеи правили так же, как древние фараоны, и продолжали следовать древним египетским обычаям. Культ Бастет достиг пика популярности при Птолемеях, когда греческие поселенцы присоединились к туземцам в поклонении священным кошкам. Даже римляне, оккупировавшие и присоединившие Египет в 30 г. до н. э., продолжали почитать миниатюрных львов. Только приход христианства и его утверждение в качестве основной религии во всей Римской империи в четвертом веке нашей эры положило конец древней традиции. Лишенные своего высокого статуса, кошки в Древнем Египте снова стали скромными домашними животными, защищающими человека от различных вредителей.

 

Похороны египетского кота , с картины Джона Вегелина, 1886 г., через Художественную галерею Окленда

 

В последующие века холеные и хитрые кошачьи постепенно завоевали весь мир, добравшись даже до бесплодных берегов Антарктиды. Затем они покинули орбиту Земли и отправились в космос. С появлением современных технологий и высокоскоростной связи кошки захватили Интернет, став главными героями бесчисленных мемов, фотографий в Instagram и видео на YouTube. Возможно, кошки в Древнем Египте утратили свой священный статус. Но что-то мне подсказывает, что древние египетские предки кошки были бы горды, увидев достижения своих современных кузенов.

Кошки, Бастет и поклонение кошачьим богам

Кошки — одни из самых знаковых животных в древнеегипетском искусстве и культуре. Египтяне встречали в дикой природе львов, пантер и камышовых кошек. Меньшие кошки жили среди людей с самого начала, охотясь на паразитов в домах и зернохранилищах. Благодаря внимательному наблюдению египтяне пришли к тому, чтобы восхищаться кошачьими за их сложную, двойственную природу. Изящество, плодовитость и нежная забота в кошачьих сочетаются с агрессией, стремительностью и опасностью. Боги, которым приписывались эти качества, часто изображались с кошачьими чертами. Но египтяне не поклонялись кошкам. Скорее, они считали, что эти «кошачьи» божества имеют определенные общие черты характера с животными.

Богиня Бастет в образе кошки на колонне лотоса, 664–30 гг. до н. э., бронза
Фото: Бруклинский музей

Бастет, вероятно, самая известная кошачья богиня из Египта. Первоначально изображенная как львица, Бастет приняла образ кошки или женщины с кошачьей головой во 2-м тысячелетии до нашей эры. Хотя она сочетала в себе как заботливые, так и жестокие качества, ее защитные и материнские качества обычно подчеркивались. Бесчисленные изображения сидящей кошки, богини с кошачьей головой или кошки с котятами включают посвятительные надписи, адресованные Бастет. Предлагая такие изображения с надписями, доноры выражали свои пожелания здоровья и детей или, в более общем смысле, жизни и защиты.

Такие откровения были важны для выставки, которую я организовал в Бруклинском музее под названием Divine Felines: Cats of Ancient Egypt . Идея этого шоу возникла, когда я исследовал наши складские помещения. Позолоченная деревянная статуэтка богини с львиной головой и телом женщины взглянула на меня с полки и остановила. Я был заинтригован ее красотой и элегантностью, а также необычным сочетанием ее черт лица. Она жила в Бруклине с 1937 года, но оставалась вне поля зрения из-за плохого состояния.

Эта богиня с кошачьей головой и львиными ушами носит трехсторонний парик. Судя по остаткам штифта на макушке, когда-то ее украшал отдельно изготовленный солнечный диск, удерживавший на месте бронзовый урей. Она сидит на цветочной подставке, касаясь ногами и ягодицами пола, а колени подтянуты к туловищу. Ее ноги кажутся тесно связанными вместе, соединяя ее с подземным миром, как у мумии. Ее руки согнуты в локтях, правая рука сжата в кулак, а левая ладонь вытянута рядом с левым коленом. Окрашенное в черный цвет основание, напоминающее зонтик папируса, имеет отверстие на конце стержня. Неожиданно в полую внутреннюю часть фигурки изначально была заключена маленькая кошачья мумия. Но почему оно было там? Кому это было предложено?

Сидящий Уаджет, 664–332 гг. до н. э., бронза и останки животных
Фото: Бруклинский музей

Хотя бруклинская статуэтка включает в себя черты, знакомые по египетскому искусству, совокупность этих черт делает ее очень необычной и, на первый взгляд, загадочной. Например, присевшая или сидящая на корточках наша богиня используется в двухмерных изображениях богов, которые появляются в храмах или гробницах, а также на погребальных папирусах. Однако в трех измерениях львиноголовые женские божества обычно стоят, шагают или сидят на троне. Далее, основание нашей фигуры напоминает скипетры из папируса, которые часто держат кошачьи божества, и колонны в форме папируса с кошками наверху, посвященные Бастет. Тем не менее, основания в форме цветов необычны для деревянных фигурок богов такого размера (чуть более фута в высоту) и редко появляются в виде контейнера для мумий животных. Такие основания чаще встречаются в небольших изделиях из бронзы и амулетах или в крупной каменной скульптуре. Наконец, контейнеры для кошачьих мумий обычно не принимают форму присевшей кошачьей богини. Вместо этого контейнеры для мумий животных в форме женщины с головой льва обычно представляли богиню, сидящую на троне и обозначенную как Уаджет. И контейнер Wadjet, как правило, предназначался для ихневмонов (мангустов), а не кошек.

Несмотря на необычные черты, некоторые детали позволяют определить личность нашей статуэтки. Многие могущественные богини были представлены с ее чертами лица, хотя, как известно, их трудно идентифицировать без надписи. Бастет, Сахмет, Мут, Тефнут, Шесемтет, Пахет, Мафдет, Ваджет и другие явились в виде львицы или львиноголовой женщины с солнечным диском на голове. Каждая из них была названа дочерью Бога Солнца и Ока Солнца. Египтяне ассоциировали кошек с солнцем по ряду причин. Они видели красный и желтый мех кошек и львов как цвета самого солнца. Кошки любят тепло и греются на солнышке. И самое главное, как и противоречивая природа кошачьих, солнце обладает двойственной природой как согревающего источника жизни или палящей опасности в пустыне. Таким образом, многие опасные и оберегающие дочери бога солнца были наделены львиной природой.

Мумия кошки; 750–400 гг. до н.э.; останки животных, лен и пигмент
Фото: Бруклинский музей

В египетской мифологии устрашающие и лелеющие аспекты кошачьих богинь чаще всего представлены Сехмет и Бастет, а также другими дочерьми Солнца, достойными этого титула. Например, Хатхор-Тефнут описывается в мифе об Оке Солнца в Филе как та, которая «неистовствует, как Сехмет, и дружелюбна, как Бастет». Всех этих богинь следует рассматривать как одну свирепую, кошачью, женскую силу, которая несла мощь солнечного огня, чтобы уничтожать, жечь и царапать всех, кто стоял на ее пути, но превращалась в материнское божество, когда была умиротворена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *