Ребята, давайте жить дружно: как школьников в Дании учат эмпатии
Эмпатия (в составе «Науки о семье») входит в список обязательных тем программы для датских школьников 6 – 16 лет. «Европульс» выяснил, каким образом можно научить в школе умению понимать эмоциональное состояние других людей и «экологично» взаимодействовать с ними.
Эмпатию и другие обязательные темы (например, правила безопасности на дорогах и сексуальное просвещение) нередко обсуждают на еженедельном классном часе (Klassens tid) — это время общения классного руководителя со всеми подопечными. Помимо межличностных отношений в это время могут обсуждаться, например, планы совместной поездки или меню в школьной столовой.
Но эмпатия в датской образовательной системе выходит далеко за рамки школьной программы.
Как дети учатся решать конфликты— Это был мой первый год работы в датской школе, — вспоминает Алина Завротски, преподавательница английского и немецкого языков и дважды мама. — Один мальчик десяти лет начал гоняться за другим с линейкой. Сделала им замечание, но они не послушались. Я рассадила их по разным углам, но первый мальчик не успокаивался и убежал на диван в общую зону. Тогда я пошла за их классной руководительницей и рассказала, что случилось. «А ты взяла на себя их конфликт?», — спросила она. Я, честно говоря, немного растерялась. Я сказала мальчикам, что так в школе себя не ведут, предупредила о последствиях и физически разняла драку — на мой взгляд, конфликт был исчерпан. «Вижу, что у тебя сейчас нет времени, — сказала мне тогда их классная руководительница, — давай в этот раз я с ними поговорю». И она добрых пятнадцать минут разговаривала с этими мальчиками. Сначала слушала одного, потом другого, потом снова первого и наконец они пришли к общему решению.
Конфликты, вспыхнувшие в стенах школы (или за ее пределами, но о которых дети завели речь, например, на классном часе) будут рассмотрены со всех сторон. Чтобы не запутаться, учителя даже могут составлять что-то вроде схемы, где записывают всех действующих лиц конфликта и их позиции, развитие переговоров и найденное решение.
Первое время на налаживание отношений уходит львиная доля школьного времени.
Когда дети приходят в первый класс, первые полгода учителя полностью переключаются на «выяснение отношений» между подопечными каждый раз, когда в классе вспыхивает конфликт. Ведь если в классе будут витать нерешенные конфликты, на них будут отвлекаться и учитель, и ученики, а знания все равно не улягутся в детских головах.
За это время дети начинают чувствовать себя более свободно и проникаются доверием к своему классному руководителю. Он в свою очередь честно и предсказуемо выступает нейтральным посредником во всех склоках, не выбирает себе любимчиков, дает право высказаться всем сторонам конфликта и не назначает наказаний. Дети сами должны прийти к соглашению, но учитель может подсказать им достойные условия мировой. В результате со временем ученики сами приходят к учителям, если им нужен посредник в «переговорах».
Учителя вмешиваются во все ссоры только до шестого класса — должны же дети научиться самостоятельно решать свои противоречия.
— Тут, главное, действовать предсказуемо, по одной и той же схеме: сначала высказывается одна сторона, потом другая, потом снова первая — и так пока конфликт не будет исчерпан, — говорит Алина. — Так дети учатся решать свои проблемы самостоятельно.
Учителя в Дании регулярно проходят курсы повышения квалификации, и как правило, среди них есть курсы по детской и подростковой психологии. Так что в вопросах создания благоприятной атмосферы в классе педагогам полностью доверяют. Есть даже специальный термин nærværende — внимательный, учтивый, заботливый. Так вот, если атмосфера в классе
Что обсуждают на классном часе? Все зависит от коллектива, но есть темы-фавориты – и все с фокусом внимания на отношения внутри группы.
Например, на классных часах обсуждают, что, хвастаясь дорогой одеждой или гаджетами, вы можете задевать чувства других. Или как принять нового ученика, чтобы он чувствовал себя в своей тарелке. Много внимания уделяется гигиене общения в интернете.
Очень часто затрагивается тема травли, с разных углов и ракурсов. Отправной точкой этих разговоров служат чувства каждого участника нездоровых отношений, а не абстрактные нормы морали.
Среди подростков могут обсуждаться уже «взрослые» темы — о долге и призвании, о роли родителей в выборе дальнейшего пути ученика, о гражданской позиции и закономерном желании подростков изменить весь мир. Темы и кейсы, которые их волнуют, могут предлагать сами ученики.
Командная работа и отсутствие конкуренции между ученикамиВсе эти темы органически вплетаются в образовательный процесс (да и в саму жизнь датских школьников).
— Эта система очень нацелена на целостность, — продолжает Алина. — Это и эмпатии касается. В школьных коридорах, например, висят плакаты вроде «Как успокоить плачущего малыша?».
Вообще учебный процесс в датских школах построен так, чтобы дети много взаимодействовали как между собой, так и с учителями. Например, согласно наблюдениям Джессики Александер, психотерапевта, педагога и соавтора книги и сайта о родительстве в Дании, около 60% всех заданий в датских школах предназначены для коллективного выполнения, а не индивидуального: подготовить проект в группе, что-то обсудить с другими школьниками или собрать аргументацию.
Конечно, тесты и сочинения там тоже есть, но считается, что умение работать в команде пригодится в жизни больше, чем умение решать квадратные уравнения.
Более того, учителя стараются гасить проявления конкуренции среди одноклассников. Нет культа достижений в учебе или спорте. Оценок не существует до 6-го класса, да и потом результаты контрольных работ учителя не оглашают, а передают лично каждому ученику.
Атмосфера в школах тоже способствует продуктивному общению.
— Чтобы дети были внимательнее друг к другу, в школах не разрешается пользоваться мобильными телефонами. Так было и в нашей школе, где я работала (сейчас Алина в декретном отпуске — прим. «Европульса»). Утром, до начала занятий, все телефоны убираются в сейф, и только в конце дня я выдавала телефоны обратно. Так что на переменах они могут общаться, смотреть друг другу в глаза.
Помимо классного руководителя, главного «мирового судьи» всех конфликтов, про жизнь, эмпатию и в целом нормы социального поведения школьникам рассказывают многие.
Например, такие просветительские беседы — одна из обязанностей школьных библиотекарей. Они могут подготовить материал на целый урок и, например, снять детей с другого занятия (по предварительной договоренности с его преподавателем, конечно).
— Детям это нравится, потому что поговорить про жизнь — это всегда интереснее, чем математика и датский язык. У них очень много математики и датского, — говорит Алина.
Порой в школы приходят муниципальные психологи или даже полицейские. Они рассказывают о самых разных вещах, например, о последствиях употребления наркотиков или курения. И вместо того, чтобы запугивать детей, они стараются рассказать об этих вещах как можно более честно. Например, спрашивают у семиклассников, сколько их сверстников в Дании, по данным статистики, пробовали слабый алкоголь? 20-30-60% — гадают ребята. А оказывается, всего 3%. После этого наши семиклассники меньше друг друга подзадоривают попробовать спиртное — какой смысл, если так делают одни маргиналы?
Роль родителей и «анкеты благополучия»Как правило, родители в школьные дела не вмешиваться: уроки — это зона ответственности детей. Но если, например, у учителя возникает подозрение, что ребенок курит, мамы и папы тут же подключаются.
Раз в год, начиная с подготовительного класса и до конца обязательной школы, учениками выдают анкету на полсотни вопросов, чтобы оценить психологическое состояние детей.
Вопросы очень детальные и охватывают все аспекты школьной жизни: с кем из одноклассников ребенок общается во время занятий, с кем на продленке; какой у них любимый учитель и почему, какой любимый предмет; что именно ребенок хотел бы изменить в распорядке дня и так далее.
Эту анкету ученики заполняют вместе с родителями (по словам Алины, на это уходит час-полтора). Потом анкету возвращают класному руководителю, а тот через некоторое время приглашает всю семью на беседу и еще раз обсуждает все ответы ребенка. Эта процедура дает возможность оценить общую атмосферу в классе и проследить динамику развития школьника.
Похожую анкету ежегодно заполняют и сами учителя. Вопросов в ней меньше, но школьный психолог способен заметить переутомление или другие тревожные симптомы и предложить помощь.
Целостный подход к воспитаниюФундамент эмпатии датским мальчикам и девочкам закладывают с детского сада. Дошкольное образование в Дании необязательно, но 98% трехлетних детей ходят в государственные детские сады. На этом этапе главная задача — научить ребенка распознавать собственные эмоции, а в идеале — и их причины.
Так, они проходят тему «Какое у меня сегодня настроение». С помощью изображений-смайликов дети учатся называть свои эмоции и соотносить со своим настроением.
Например: «Я зол», «Я доволен», «Мне приятно», «Мне не по себе». В детском саду их учат распознавать полутона эмоций.
— Датский подход к воспитанию приносит свои результаты. — говорит Алина. — Шесть с лишним лет назад я вела немецкий язык у седьмого класса, и был там один мальчик Лео… Там и с дисциплиной были вопросы, и с буллингом. И вот недавно я его встретила за прилавком в магазине в одной очень красивой деревне под Копенгагеном. Даже не узнала его сразу. Оказывается, Лео закончил все девять классов, потом пошел в гимназию. А самое интересное, он собирался учиться на полицейского. Когда мы встретились, он подрабатывал кассиром, чтобы скопить денег перед обучением, в Дании так все делают — подростков с 14–16 лет берут на работу: дети учатся обращаться с деньгами, а работодатели платят ниже налог. И достойного члена общества из Лео сделала именно эта датская система целостного воспитания.
Совместное мероприятие между ДОУ микрорайона. КВН «Давайте жить дружно!» | План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 12»
Анжеро – Судженского городского округа.
Конспект проведения
совместного мероприятия
КВН на тему:
«Давайте жить дружно»
/МБДОУ «ДСКВ № 12», МБДОУ «ЦРРДС № 17»,
МБДОУ «ДСОВ № 20»/
Разработали и составили
воспитатели:
Краснодемская Т.Г.
Щербинина С.Н.
2012г.
Игра КВН
«Давайте жить дружно»
ЦЕЛЬ:
- Углублять представление детей о доброте и дружбе как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки;
- Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков межвозрастного общения; умение размышлять над нравственной сутью поступков;
- Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы на тему: «Дружба», «Мои товарищи», «Кого можно назвать настоящим другом»,
Обсуждение и обыгрывание ситуаций «Друг попал в беду», «Настоящий ли это друг?»
Разучивание стихов, песен, пословиц о дружбе.
Чтение сказок и произведений о дружбе /Н.Носова, В.Осеевой, К.Д. Ушинского/.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Зал украшен шарами, на центральной стене крокодил Гена с Чебурашкой,
Надпись КВН
« ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»,
Эмблема команды,
Воздушные шарики – 15 шт /для игры/,
Листы А1 /ватман — 3шт, для конкурса «Дорисуй картинку» фломастеры – 3 набора/
Слова «Солнце», «Улыбка», «Дружба» /каждая буква отдельно, для конкурса «Слово рассыпалось»,
Разрезные картинки для игры «Собери картинку» с образцами – 3 шт.
«Цветок дружбы» — 3 шт на каждую команду /к каждому цветку по 7 картинок — ситуаций с правилами дружбы – 3 набора; клей – карандаш – 3 шт/
«Кочки» из картона или из линолеума по 4 шт на каждую команду, для конкурса «Переправа»
Сладкие призы по количеству участников.
Сборник пословиц, стихов, песен о дружбе с диском на каждую команду,
Грамоты на каждую команду.
Музыкальное сопровождение.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ведущая, Шапокляк.
ХОД:
Дети / команды/ входят в музыкальный зал под музыку
(под барбарики/ Встают в круг .
Ведущая:
Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
У нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем друг друга /Здравствуйте!/
Ведущая: Ну а теперь будем знакомиться! Будем? /да/
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами. Ощутите тепло его рук. Глядя соседу
в глаза, подарите ему свою самую добрую и приветливую улыбку и назовите своё имя.
Ведущая: Я тоже хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю её вам.
/игра детей «Знакомство», Улыбаясь, называю свое имя/.
/после знакомства/
Ведущая:
Вам стало теплее? Это потому, что нас много и мы все хотим дружить.
Вот сколько у нас появилось много друзей
Сегодня мы собрались на замечательную игру КВН (Клуба весёлых и находчивых)
«Давайте жить дружно».
/Звучит музыка КВН…. «Мы начинаем КВН». Дети перестраиваются для
представления команд/
Ведущая: Ну а сейчас я хочу представить команды:
— Команда «….», капитан Детский сад № 17, поприветствуем их. /аплодисменты/
Наш девиз: …
— Команда «….» детский сад № 20 , приветствуем их.
— Команда д/с № 12 «…»
/Дети занимают места за игровыми столами/
В зал под музыку /……./ вбегает Шапокляк
Шапокляк:
Ой, куда же я попала?
Может здесь концертный зал.
Как же много тут ребят.
Все нарядные сидят.
Ведущая: Здравствуйте уважаемая Шапокляк! Нет, не в концертный зал Вы попали,
а на игру КВН «Давайте жить дружно»
Шапокляк: /очень удивленно/ «Давайте жить дружно»????? А как это??? А с кем это …..??? А что такое дружба?
Я и сама с собой дружу хорошо, всё мне любимой, всё мне хорошей, мне никто не
нужен, мне и так хорошо, что захочу, отберу, кому захочу, в глаз заеду……
Ведущая: Вы что, вы что уважаемая Шапокляк разве можно так поступать???
Ребята, давайте, пригласим Шапокляк на нашу игру и поможем ей понять, что
такое дружба.
Шапокляк: Ладно, так и быть, уговорили, останусь, может быть и правда дружба
это хорошо.
Ведущая: Ну что, тогда нам пора начинать….. хотя нет, постойте, ну какая же игра
без уважаемого жюри.
/Представление жюри/
Ведущая: Нашу игру будут судить Заведующая Д.С № 12 Камалова Любовь Николаевна,
Методист Д.С.№ 17 Никитина Надежда Викторовна, и ……
Ведущая: Итак, слово предоставляется председателю Любови Николаевне:
— За каждое выполненное задание вы будите получать один лепесток для «цветка
дружбы». За время игры Вы должны собрать все лепестки, а собрав, их вы узнаете все
правила дружбы. Удачи вам дорогие ребята!
Ведущая: — Мы начинаем КВН, /звучит мелодия «Мы начинаем КВН»/
Итак , 1 задание. Разминка
Каждой команде необходимо ответить на вопросы:
— Ведущая: Ребята, давайте объясним Шапокляк так что значит дружить? /высказывание команд/
— Что нужно делать для того, чтобы было много друзей? /высказывание команд/
— Какой бы вы совершили хороший поступок для своего друга? /высказывание команд/
Ведущая: Сейчас капитан скажет нам, кто будет отвечать на этот вопрос.
/капитан – на этот вопрос будет отвечать Маша/
Ведущая: У команды есть что добавить? Тогда ваш ответ принят.
Ведущая: Ну что Шапокляк ты поняла, что Дружба – это когда люди хотят быть
вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит,
друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно.
Шапокляк: – Ой, так мне с вами дружно и комфортно, значит я ваш друг?
/Дети – Да!/
Ведущая: — Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают первый конкурс. Вручает детям лепесток «цветка дружбы»
Мы вам вручаем первый лепесток «цветка дружбы»
2 задание «Кто быстрее соберет картинку»
— У вас на столах лежат образцы той картинки, которую вы должны собрать ….ой, а где же детали?
/шапокляк отворачивается, хихикает/
Шапокляк: Собирайте, собирайте….
Ведущая: Опять ты шалишь?
Шапокляк: Ладно, ладно отдам, но сначала вы станцуйте со мной!
/звучит мелодия……/ но будьте внимательны, после того как закончится мелодия
вам нужно взять любую часть и быстро составить все картинки не только своей
команды, но и раз вы такие дружные то и картинки другой команды. /ребята, смотрите к какой картинке подходит ваша часть/
Ведущая: — Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 2 конкурс. Вручает детям 2 лепесток «цветка дружбы»
Шапокляк: Ой, уморили вы меня, ох устала я ….
Ведущая: – Уважаемая Шапокляк, присядь, отдохни, да послушай как ребята из д.с № 12 умеют петь веселые и задорные частушки о дружбе /музыкальная пауза ДОУ №12/
3 задание «Дорисуй картину»
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему?
(ответы детей). А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).
Да, ребята. А вы знаете, что дружить могут не только люди, но и разные животные, насекомые, птицы и люди.
Все они дружат между собой.
Дружат пчелка и цветок,
дружат лист и мотылек,
дружат птицы в вышине,
дружат рыбы в глубине.
Шапокляк: – А я тоже умею рисовать, вот посмотрите, какие рисунки я для вас
приготовила.
Ведущая: – Ничего я не пойму, что же здесь нарисовано, а вы ребята поняли?
хотите помочь Шапокляк дорисовать картинки?
/командам дается лист бумаги, на котором нет части рисунка, ребятам необходимо дорисовать картинку/
А в это время Ведущая обращается к зрителям:
Ведущая: А вы дружные ребята??? А это мы сейчас проверим! Я предлагаю вам
немного поиграть всем вместе
1,2,3,4 – кто живет в моей квартире – шаги на месте
1,2,3,4,5 – всех могу пересчитать — прыжки
Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,
2 котенка, мой щегол, сверчок и я,- /на каждое слово – хлопок/
вот вся ДРУЖНАЯ семья! – обняться всем вместе
/ведущая показывает движения, зрители – повторяют, можно проводить 2 раза, движения менять/
Шапокляк- Все! Все! Посмотрите, какие картинки нарисовали мне ребята из д. с № 17,20,12 /команды представляют свои рисунки, рассказывая что на них изображено/
Ведущая: — Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 3 конкурс. Вручает детям 3 лепесток «цветка дружбы»
4 задание «Кто больше назовёт и объяснит пословиц о дружбе»
/команды по очереди называют и объясняют пословицы о дружбе — до 5 шт
Ведущая: Музыкальная пауза, ребята из д.с № 20 приготовили для нас……
/Шапокляк незаметно удаляется за шариками/
Ведущая: 5 задание «Пойми меня» — Домашнее задание
С помощью пантомимы покажите, чтобы все догадались, что изображено на картине;
(командам даётся минута на обсуждение)
Ведущая: — Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 4 конкурс. Вручает детям 4 лепесток «цветка дружбы»
Звучит музыка /…………….за дверью шум ,гам…, в зал «влетает» Шапокляк, держась
за шарики.
Шапокляк: – Ой, ой помогите, лечу, держите меня, /рассыпает шарики/
Ведущая: — Опять ты за свое?
Шапокляк: – Ну, что Вы я же для вас старалась, поиграть хочу с ребятами.
Ведущая: – Ну, раз такое дело, то давай рассказывай свою игру.
Шапокляк: – Игра «Кто больше наберет шариков», из каждой команды выходят по 2 игрока ,1 – помогает второму собрать и удержать как можно больше шариков. /под музыку/
Шапокляк – А вы ребята, хотите собрать мои шарики? / обращается к зрителям, игра/
Ведущая: — Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 5 конкурс. Вручает детям 5 лепесток «цветка дружбы»
Ведущая: 6 задание «Слово рассыпалось»
Ведущая — Вам необходимо из рассыпавшихся букв составить слова, а вот какие это
слова вы узнаете, перевернув свою эмблему, которая лежит у вас на столах, и какого
цвета буквы вам нужны. /Звучит музыка/
Все дружно читаем получившиеся слова /дружба, улыбка, солнце/
Ведущая: Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 6 конкурс. Вручает детям лепесток цветка дружбы. Мы вам вручаем 6 лепесток цветка дружбы./
— Ведущая: Музыкальная пауза — А ребята из д. с № 17 приготовили для нас ……
Ведущая: – Ну что Шапокляк, ты убедилась что наши ребята дружные?
Шапокляк: – /сомневаясь/ …Нууу, как бы дааа….
Ведущая: — Да ты что еще и сомневаешься????
Ведущая: 7 – задание «Переправа»
Ну, тогда смотри, как капитан команды переправит свою команду на противоположный
берег / перед вами болото, которое можно пройти, только наступив на кочки, и
взявшись за руки/
Ведущая: Слово предоставляется жюри
/Жюри оценивают 7 конкурс. Вручает детям лепесток «цветка дружбы». Мы вам вручаем 7 лепесток цветка дружбы/
Жюри: — Ну что ребята, получился у вас цветок – дружбы? Теперь вы знаете, какие правила нужно выполнять, что бы сохранить настоящую дружбу.
Ведущая: – А вы, уважаемая Шапокляк теперь знаете все правила настоящей
дружбы, пожалуйста, запомни их, и всегда выполняйте, и у вас будет много друзей!!!
Шапокляк: – Спасибо огромное вам ребята, спасибо за все я теперь всегда буду
выполнять правила, буду вежливая и со всеми дружить, а что бы вы поверили, что я
на самом деле изменилась, и я хочу вам подарить сладкие подарки, а вашим
педагогам сборник стихов и песен о дружбе, читайте и пойте на здоровье!
Ведущая:
-Наш КВН подошел к концу победила
ДРУЖБА
А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг.
— Сегодня мы стали друзьями.
Ребята, цените дружбу.
Помни правило одно
дружба — это хорошо!
Все вместе поем песню…………….
Давайте жить дружно!!!
Дорожные яблоки — Давайте жить вместе | Релизы
Другие изображения
Жанр: | Рок, поп |
---|---|
Стиль: | Поп Рок | 8 0010 |
Давайте жить вместе | 3:22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте жить вместе (инструментальная) | 3:15 |
Давайте жить вместе 7 дюймов, 45 об/мин, стирол, стерео | Polydor – PD 14285 | US0010 1975 | США — 1975 | Последние изменения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте жить вместе, Шелли, Стерео 7″, 4″, 4″ 003 | Полидор – ПД 14285 | США | 1975 | США — 1975 | Новое представление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте жить вместе 7″, 90, 10 Stereo 3, Promo | Записи мам – ZS8 6039 | США | 1975 | США — 1975 | Последние изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 «, 45 об/мин, Промо, Стерео, МоноPolydor – PD 14285 | США | 1975 | США — 1975 | Новая подача | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Let’s Live Together 70″, 4 года, | RPM 05 Давайте жить вместе 900″, 4 года, | 003 | Полидор – ПД 14285 | США | 1975 | США — 1975 | Последние изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изображение отсутствует; добавить изображение | Давайте жить вместе 7″, 45 RPM, Pitman Pressing | Mums Records – ZS8 6039 | US | 1975 | US — 1975 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте жить вместе 7″, 45 об/мин, стирол, стерео, Terre Haute | Записи мам – ZS8 6039 | США | 1975 | США — 1975 | Недавно отредактированный 9002 | 1
|
---|