Фото карелы: происхождение народа, где и как живут, фото

Автор: | 22.07.2023

происхождение народа, где и как живут, фото

Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.

Где живут

Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России. Она граничит с Финляндией. Небольшая часть омывается Белым морем. Столица — Петрозаводск.

Численность

По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия — 45 500 человек. Тверская область принимает примерно 7000 граждан, Мурманская — около 1 500, Ленинградская — около 3 000. В Финляндии живут 25 000 карелов.

Название

Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово «карья» как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса -la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari, что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia, что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа — «горные (лесные) люди».

Нация

В состав народа включают следующие этногруппы:

  • тверская
  • тихвинская
  • медынская
  • валдайская
  • финская

Также существуют следующие субэтносы: лаппи (живут на берегах Сегозера), людики (Прионежская область), ливвики (олонецкие карелы). Перечисленные группы различаются языковыми диалектами. Также есть некоторые отличия в традициях.

Язык

Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта:

  1. Карельский (основной). Он имеет сходство с финским.
  2. Людиковский. Схож с вепсским языком. Вепсы — северная ветвь прибалтийско-финской этнической группы.
  3. Ливвиковский. Являет собой нечто среднее между основным карельским и вепсским языками.

Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).

Горный парк «Рускеала»

История

Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.

Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.

Жизнь

Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.

Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.

Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта.
Из ремесел были развиты:

  1. Кузнечное дело.
  2. Изготовление драгоценных украшений.
  3. Резьба по дереву.
  4. Скорняжное производство.
  5. Плетение из бересты.
  6. Пошив одежды.
  7. Изготовление посуды.

Жилище

Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.

Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.

Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.

Одежда

Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы:

  1. Льняная, холщовая рубаха свободного кроя.
  2. Длинная широкая юбка из простого материала.
  3. Передник или сарафан.
  4. Длинный тонкий пояс.
  5. Платок или повязка на голову.
  6. Лапти.

Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.

Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.

Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.

Внешность

Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси. Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос.
Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.

Религия

Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов — православные христиане.

Традиции

За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.

Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.

У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:

  • свадьба
  • приход гостя
  • смерть
  • привлечение удачи на охоте, рыбалке.

Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:

  1. Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую.
  2. Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.
  3. После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
  4. После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.

Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.

Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.

Еда

Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.

На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.

Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:

  • супы
  • холодец
  • пироги
  • печеные, тушеные блюда.

Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством.
Популярные блюда карельской кухни:

  1. Каларуока. Дословно название переводится как «еда из рыбы». Это уха — рыбный суп. Традиционно его готовят на сливках или жирном молоке. Суп варят из лосося или форели. В результате получается очень нежное блюдо на сливочном бульоне.
  2. Калитка. Это популярная закуска, которую подают почти во всех ресторанах. Она представляет собой открытый пирог с защипанными краями. В качестве начинки берут рыбу, картофель, сыр, творог, ягоды.
  3. Кануник. Мясное блюдо с очень интересным вкусом. Баранина или телятина тушится вместе с корнеплодами. Иногда берут три различных сорта мяса. В конце добавляют свежую рыбу, томят все ингредиенты под крышкой. Сочетание всех составляющих придает блюду невероятный вкус.
  4. Калаладика. Это запеканка со свининой, молодым картофелем и селедкой. Их укладывают послойно, заливают кляром, запекают.
  5. Кокачи. Блюдо представляет собой сытные лепешки с гороховым фаршем. Из ржаной муки замешивают тесто, делают начинку из давленого гороха с луком и толокном. Делают открытый пирог, ставят в печь.
  6. Ланттулаатикко. Это очень вкусное и питательное угощение на основе брюквы. Вареную брюкву толкут до состояния каши. Молоко размешивают с яйцом, кладут сахарный песок. Пюре заливают этой смесью, запекают.

Характер

Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату.
Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.

Коренные жители Карелии: карелы, саамы и вепсы

Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона.

Коренные жители Карелии

Карелы

Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.

Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.

Вепсы

Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.

Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.

Саамы

Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.

Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.

Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Итоги

Последняя полноценная всероссийская перепись населения в 2010 году показала, что в Карелии преобладает русское население, насчитывающее более 82 % от всех живущих в республике. В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9%.

Для сравнения, предыдущие переписи населения, проводимые в России в 1989 и 2002 годах, показывали другие цифры. Людей, называющих себя русскими, в 1989 году в Карелии проживало 73%, в 2002 — уже 77%. Как видим, доля русского этноса в республике плавно увеличивается. Доля же коренного населения, напротив, снижается. В 1989 году это были 13%, а в 2002 — уже 12%.

Если такая тенденция сохраниться и будет подтверждена планируемой в 2020 году очередной всероссийской переписью населения, это будет означать, что в перспективе у коренного населения Карелии стоит вполне реальная угроза исчезновения с этнической карты России.

29.835 Карелия Стоковые фото, картинки и изображения

Поезд в ретро стиле рускеала экспресс на арочном мосту в солнечный зимний деньPREMIUM

Мальчик балансирует на камне, играя с собакой, высоко прыгающей за игрушку. семья отдыхает на берегу осенним днем. ПРЕМИУМ

Спасо-Преображенская церковь на острове кижи. архитектурный ансамбль кижского погоста. россияPREMIUM

Солнечный июньский день у древнего собора во имя смоленской иконы Божией Матери. олонец. карелия, россияPREMIUM

Карелия. рускеала. карелия зимой. село Рускеала. мраморный каньон. россия. Россия зимой. зима. республика карелия. природа карелии зимой.PREMIUM

Природная тропа Меллонлахти, зимний вид, иматра, финляндияPREMIUM

Церковь св. великий князь александр невский в пудоже после реставрации. православный храм и колокольня на фоне северного соснового леса и голубого неба в летний солнечный день. карелия, россия.ПРЕМИУМ

Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи. архитектурный ансамбль кижского погоста. россияПРЕМИУМ

Молниеотводы на стальных тросах старой православной церкви на деревянном собореPREMIUM

Заснеженная дорога к дому. зима. большие сугробы. деревья в снегу. Карелия. республика карелия. russia.PREMIUM

Панорамное пейзажное фото соловецкого монастыря с высоты птичьего полета. россия, архангельская область, соловецкие островаPREMIUM

спасо-преображенский монастырь, остров валаам, карелия.валаамский монастырь карелия в россииPREMIUM

одно из самых известных мест республики карелия — рускеальские водопады (место съемок советского фильма «А зори здесь тихие. ..») в зимнее время года. путешествия по россии, республике карелияPREMIUM

Православная церковь (Гефсиманский скит) на острове валаам — карелия россия — архитектурный фонPREMIUM

Купол православной древней деревянной часовни. республика карелия, россияPREMIUM

Небольшая старинная часовня на острове валаам, карелия, россияPREMIUM

Православный храм (гефсиманский скит) на острове валаам — карелия россияPREMIUM

Церковь св. великий князь александр невский в пудоже после реставрации. православный храм и колокольня на фоне северного соснового леса и голубого неба в летний солнечный день. карелия, россия.ПРЕМИУМ

Красивая небольшая часовня на берегу озера на острове Валаам. карелия, россияPREMIUM

Озеро в глубоком мраморном каньоне. Горный парк Рускеала. республика карелия. russia.PREMIUM

Часовня в коневском монастыре на острове коневец на ладожском озере — россия — архитектура backgroundPREMIUM

Вид на церковь св. николай чудотворец в пасмурный августовский день. сортавала, карелияPREMIUM

Финский арочный мост с узкоколейной железной дорогой, построенный в начале ХХ века, через реку янисёки, карелия, россия. осень, сентябрьПРЕМИУМ

Русский традиционный бревенчатый дом и машина. карельская деревня, россияPREMIUM

Вид на соловецкий монастырь в летний восход солнца. россияPREMIUM

Староладожский никольский монастырь в селе старая ладога — ленинградская область россия — архитектура backgroundPREMIUM

Восход солнца на природе. рассвет. природа карелии. сосна на берегу ладожского озера. путешествие в россию. республика карелия. острова. северная природа. солнце над водой.ПРЕМИУМ

Горный парк Рускеала — многовековая история добычи полезных ископаемых. неописуемая красота натурального мрамора в дикой природе. Карелия. russia.PREMIUM

Коневский монастырь на острове коневец на ладожском озере — россия — архитектура backgroundPREMIUM

Традиционная карельская лодка на берегу онежского озера. остров кижи. республика карелия. россияPREMIUM

Вид с воздуха на дорогу между зеленым летним лесом и голубым озером в финляндииPREMIUM

деревянные церкви XVII века и колокольня кижского погоста историческое место на острове кижи на онежском озере, внесенное в список самых популярных туристических направлений в республике карелия , россияПРЕМИУМ

Известный красивый мраморный карьер рускеала, карелия, россия.PREMIUM

Деревянные церкви на острове кижи на онежском озере, россия.PREMIUM

Вид с воздуха на дорогу с автомобилями между зеленым лесом и синей водой озера летом финляндияPREMIUM

живописный вид из стена древнего соловецкого монастыря на соловецкий остров и белое море в архангельской области, россия. удивительный северный пейзаж с архитектурной достопримечательностью. русский север.ПРЕМИУМ

Белая беседка на берегу реки в городском парке в г.сортавала в карелии.ПРЕМИУМ

Вид с воздуха на дорогу между зеленым летним лесом и голубым озером в ФинляндииPREMIUM

Историческое место XVII века на острове Кижи, Россия. вид с онежского озераPREMIUM

Над поселком Манга в карелии, на холме, стоит деревянная часовня Рождества Богородицы постройки 18 века.PREMIUM

Висячий мост и деревянный дом на рускеальских водопадах в карелии, россияPREMIUM

Преображенская церковь на острове Кижи. архитектурный ансамбль кижского погоста. россияПРЕМИУМ

Валаамский островной монастырь — ладожское озеро — карелия россия — архитектура фонPREMIUM

Панорамный пейзаж соловецкого монастыря с высоты птичьего полета. россия, архангельская область, соловецкие островаPREMIUM

Мраморный каньон с водой летом в рускеале, карелия, российская федерацияPREMIUM

Морошка растет на болоте крупным планом летом. свежая лесная ягодаPREMIUM

Северное сияние над горным озером. посреди озера небольшой остров с одиноким домом. заснеженные горы отражаются в воде. генеративный ИИ. арт.ПРЕМИУМ

Вид на соловецкий монастырь летом на рассвете, россияPREMIUM

Кижский погост с Спасо-Преображенской церковью, ладожское озеро в карелии в россииPREMIUM

Заболоченный лес, мох, папоротник, растения. солнечные лучи, проходящие сквозь старые деревья, бревна крупным планом. панорамный вид. спокойный пейзаж. экология, экосистемы, охрана окружающей среды темаПРЕМИУМ

Лесная река в пасмурный зимний день. метель, снежные холмы. молодые ели и березы. идиллическая сельская сцена. рождественские каникулы, экологический курорт, глубинка. черный и белый цветаPREMIUM

Вид на деревню викингов летом, карелияPREMIUM

Гирлянда из финских флагов. день независимости финляндии. векторная иллюстрация на белом фоне. элементы дизайна. ПРЕМИУМ

Вид на собор смоленской иконы Божией Матери и старый деревянный мост через реку мегрегу в солнечный июньский день. олонец, карелияPREMIUM

Сказочный пейзаж заполярья с северным сиянием. горная река с перекатом в окружении заснеженных гор в цветах небесного сияния. генеративный ИИ. арт.ПРЕМИУМ

Старинная деревянная церковь Богоявления в деревне Чолмужи Медвежьегорского района Республики Карелия на севере России, на берегу Онежского озера. ПРЕМИУМ

Деревянная голова скандинавского бога в храме викингов летом деревянный частокол деревни викингов, карелияPREMIUM

Историческое место XVII века на острове кижи, россия. вид с онежского озераPREMIUM

Мистическая гора воттоваара в карелии золотой осенью. русский северный пейзажPREMIUM

Красивое ночное небо с разноцветными облаками и парящим туманом над золотой водной гладью на закате. полночь на лесистом берегу онежского озера в сезон белых ночей. республика карелия, россия.PREMIUM

Спасо-Преображенский собор на острове валаам, карелия, россияPREMIUM

Старый грузовой паровоз в облаках пара в морозный день. россияPREMIUM

Вид с воздуха на дорогу между зеленым летним лесом и голубым озером в финляндииPREMIUM

Грот в мраморном карьере в парке рускеала, республика карелия, россияPREMIUM

Известные деревянные постройки на острове кижи россия — архитектурный фонPREMIUM

Историческое место деревянных церквей острова кижи, республика карелия, россия. красочный осенний пейзаж.PREMIUM

Снимок с длинной выдержкой безмятежного водного пейзажа со спокойной плоской поверхностьюPREMIUM

Древняя историческая старая ладожская крепость в деревне старая ладога — ленинградская область россия — архитектурный фонPREMIUM

Древнерусская православная деревянная церковь в селе Рабочеостровск, Карелия. заброшенная церковь на берегу. ПРЕМИУМ

Ursus arctos. бурый медведь — самый крупный хищник в Европе. он живет в Европе, Азии и Северной Америке. дикая природа финляндии. сфотографировано в финляндии-карелии. красивая картина. из жизни thPREMIUM

Деревянный причал у реки (озера). вечнозеленые деревья на заднем плане. ясное голубое небо, отражения на воде. идиллический летний пейзаж. экотуризм, рекреация, экологический курорт, спа, баня. ФинляндияПРЕМИУМ

Кижи, Россия — 19 сентября 2021 года: кижский погост, историческое место 17 века. вид с Онежского озера. панорамаPREMIUM

Озеро в глубоком мраморном каньоне. Горный парк Рускеала. республика карелия. russia.PREMIUM

Осенний пейзаж в национальном парке оуланка, финляндияPREMIUM

Величественный мраморный каньон в рускеале. красивая цветная подсветка.PREMIUM

Лесная река в пасмурный зимний день. метель, снежные холмы. молодые ели и березы. идиллическая сельская сцена. рождественские каникулы, экологический курорт, глубинка. черный и белый цветаPREMIUM

Карелия рождество. русские храмы. церковь апостола андрея первозванного на реке вуоксе. небольшая деревянная церковь посреди реки. поездка в карелию. зимний таежный пейзаж. рождество в россииPREMIUM

Лесное озеро на закате. силуэты деревьев. мягкий солнечный свет, светящиеся облака, отражение в кристально чистой воде. идиллический пейзаж. панорамный вид. природа, экология, экотуризм. концепции мира и радостиPREMIUM

Пассажирский поезд движется в осеннее утро.PREMIUM

Валаамский монастырь — Ладожское озеро — Карелия Россия — архитектура фонPREMIUM

Храм Воскресения Христова на острове валаам, россияPREMIUM

Портрет ребенка позирует в доспехах викингов со щитом, КарелияPREMIUM

Северное сияние в Карелии осенью003UM 900 пейзаж национального парка оуланкаPREMIUM

Karjalanpiirakka, карельский пирог, финская еда, финский завтракPREMIUM

Роща карельских берез (betula pendula var. carelica (merckl.) hämet-ahti) в заповеднике кивач. КарелияПРЕМИУМ

Вид на скандинавского бога Одина в деревне викинговPREMIUM

Горный парк Рускеала — достопримечательность россии. мраморный горный каменный карьер зимний пейзаж, карелияPREMIUM

Озеро в глубоком мраморном каньоне. Горный парк Рускеала. республика карелия. russia.PREMIUM

Мраморный каньон в заповеднике рускеала в республике карелия, север россииPREMIUM

Вид с воздуха на мраморный каньон в горном парке рускеала, карелия, россияPREMIUM

Ursus arctos. бурый медведь — самый крупный хищник в Европе. он живет в Европе, Азии и Северной Америке. дикая природа финляндии. сфотографировано в финляндии-карелии. красивая картина. из жизни thPREMIUM

Преображенская церковь на острове Кижи. архитектурный ансамбль кижского погоста. россияPREMIUM

Известные деревянные строения на острове кижи россия — архитектурный фонPREMIUM

Острова. северная природа. острова с высоты. Карелия. ладожское озеро. россия. панорама карелии. природа россии. острова в ладожском озере.PREMIUM

Хвойный лес в снегуPREMIUM

Россия. Карелия. карельские шхеры. ладожское озеро. русло Ладожского озера с каменистыми берегами. северная природа. путешествие в карелию.ПРЕМИУМ

Живописный водопад на реке Тохмайоки в карелии в окружении деревьев ясным летним утром.PREMIUM

Свирский мужской монастырь в селе Старая Слобода — Ленинградская область РоссияPREMIUM

Юкка Окса: Шесть образов Карелии

Юкка Окса
Университет Йоэнсуу
[email protected]


Введение
У Карелии много определений, но она никогда не была институционализированной единицей (страной, губернией или уездом) с общепризнанными внешними границами. Опыт Карелии определяется скорее границей посередине, чем границами вокруг нее.

Регионы, называемые Карелией, расположены частично на востоке Финляндии и частично на северо-западе России. Даже современные географические названия Карелии сбивают с толку, если не знать, о какой Карелии идет речь. Для взрослого финна Карелия сближает те места, которые раньше были частью юго-восточной Финляндии, а после Второй мировой войны были присоединены к Советскому Союзу. Для русского человека под Карелией понимается Республика Карелия, входящая в состав Российской Федерации. Существуют и другие географические рамки термина Карелия. (См. рисунок 1).


Географические определения
Карелии
Граница, разделяющая и определяющая Карелию, также имеет много значений. Он исторически менялся, и каждое изменение влияло на перемещения населения. Особенно южная часть карельской границы на протяжении столетий перемещалась в соответствии с меняющимся балансом сил.

Изменения границы показаны на наборе карт справа (набор рисунков 2).

Шведская империя распространяла свой режим на восток до начала 1600-х годов. Во время этого движения протестантские силы вытеснили сторонников византийской веры и заселили землю своими сторонниками. Например, шведские короли колонизировали земли к югу от Невы с финскими крестьянами. Эта «инген-манская земля» (нейтральная земля) позже известна как Ингерманландия. Когда Россия объединилась и стала могущественной, она, в свою очередь, шаг за шагом и договор за договором отодвигала границу на запад, пока в 1809 г.вся Финляндия была отделена от Швеции и передана под власть русских императоров как автономное Великое княжество.


Изменение границ
в Карелии

Образы как социальные конструкции

Образы здесь понимаются как социально созданные и общие определения, которые смешивают факты и эмоции. Они связаны с нарративами общего прошлого и желаемого будущего. Они мобилизуют чувства солидарности и используются для мобилизации людей на действия. Часто это предложения, иногда соблазнительные, разделить культурную или политическую идентичность.

Данная презентация посвящена социально-исторической подоплеке подобных образов Карелии. Граница, будь то прошлое или настоящее, является важным элементом жизненного цикла этих изображений. Дискуссии о Карелии организованы в виде шести образов, происходящих по обе стороны границы. Этот набор начинается в хронологическом порядке с двух архетипических национальных образов, которые связывают и помещают Карелию в представления о Финляндии и России. Вторая пара образов получила свою силу от великих потрясений Европы ХХ века, а последние образы помещают Карелию в рамки советско-российской экономической интеграции и сегодняшних новых процессов приграничного сотрудничества. В этом смысле они представляют собой представления об экономическом будущем Карелии.

Архетипы националистических идей
1. Происхождение финской культуры и ландшафта
2. Карелия как Русский Север

Социально-политическая драма ХХ века
3. Карелия, земля обетованная
4. Карелия, потерянная земля

Экономические фьючерсы
5. Бумажная фабрика России
6. Модель приграничного сотрудничества


1. Происхождение финской культуры и ландшафта Создание финской национальной идентичности и финской национальной культуры нашло некоторые из своих основных элементов в Карелии. Во время расцвета Золотого века финского искусства национальный романтизм был вдохновлен «Калевалой», Карелией и ее пейзажем. В движение, позже названное карелизмом, входили известные композиторы, художники и писатели (Сибелиус, Эдельфельт, Галлен-Каллела, Лейно и многие другие).
Художники изобразили финский национальный пейзаж в виде холмистых и суровых диких лесов восточной Финляндии и Карелии.

Элиас Иннрот, сельский врач, который записал традиционные песни и отредактировал их в «Калевале», собирал стихи в основном в восточной Финляндии и Карелии.

В лесах и суровом ландшафте Карелии чувствуется национальный пейзаж, настоящая и самобытная финская природа. Те, кто выступает за охрану финской природы, видят в Карелии место, где сохранилась исконная финская природа. Пентти Линкола , финский фундаменталист, зеленый мыслитель и писатель, писал после посещения восточной стороны границы: «Я пытаюсь определить, почему наша восточная граница самая удивительная на этом земном шаре: ад с одной стороны и рай с другой.»

Другим примером является петиция в поддержку лесной среды в Финляндии, которую в 1988 году подписали около 220 000 человек. Символом кампании стал черный дятел. Фигура была репродукцией картины карельского художника Аксели Галлен-Каллела, который в 1892 году нарисовал оригинального черного дятла в пейзаже Паанайрви, сегодня в северной российской Карелии. Таким образом, современная лесная среда охраняется под знаменем старого карельского леса.

Использование маргинальных территорий в качестве строительных блоков национальной идентичности не было уникальной чертой финнов. Романтические поиски идентичности часто искали границы, отдаленные и периферийные места с аутентичными традиционными культурами.


Пение Калевалы

Маршруты Лннрота
Сбор стихов Калевалы

Дятел в 1988 и 1892 годах


2. Карелия как Русский Север
На российской стороне границы традиционная культура и северный ландшафт Карелии сливаются в русский национальный образ Русского Севера. Суровая, но богатая природа и этнические культуры вдохновляют северное искусство. Русский Север – это красивое деревянное зодчество, здания с душой.

Север – это суровая природа и люди с богатой культурой, это дикий рубеж диких северов. На Русском Севере есть этнические группы со своей культурой, в том числе Калевала.

Жизнь в тайге научила людей беречь себя, а не доверять ни императору, ни ЦК.

Правители использовали Север как место изгнания. Карелия была ближайшей к Москве Сибирью. Труд заключенных использовался в 1930-е годы для строительства канала от Белого моря до Онежского озера.

Калева включена

Значение «Калевалы» как источника идентичности настолько важно, что помимо того, что она является краеугольным камнем финской идентичности, она также определяется как часть идентичности русской Карелии. «Калевала» напечатана (на финском языке) в Петрозаводске. Есть известные художники, иллюстрировавшие «Калевалу». Есть издания, где избранные стихотворения «Калевалы» напечатаны на финском, русском и английском языках с иллюстрациями русских карельских художников.

Справа можно сравнить иллюстрацию сцены «Калевы» известного финского художника Аксели Галлен-Каллела (1891 г.

) и русского художника Бориса Акбулатова (1992 г.). В этой сцене за прекрасной девушкой Айно ухаживает «старый и могучий Винминен».


Деревянная церковь Кижи

Стронк: Рыбак (1958)

Моя родная деревня Rh

По обеим сторонам границы нарисованы изображения героев «Калевалы».


3. Карелия, земля обетованная После гражданской войны в Финляндии красные вожди бежали в Советский Союз. Один из их лидеров, Эдуард Гюллинг, предложил Ленину создать в Восточной Карелии рабочую социалистическую коммуну. В июне 1920 года была создана Рабочая коммуна Карелии. Она стала пристанищем для финских красных повстанцев, а позже и для экономических и политических мигрантов. В начале 1930-е годы тысячи финнов, ранее мигрировавших в Северную Америку, перебрались в Советскую Карелию для создания рабочего общества. Во время Великой депрессии многие рабочие бежали в российскую Карелию в поисках работы. Позже эту группу назвали дезертирами (лоиккарит).

Финны играли важную роль в руководстве Карелией в 1920-е и 1930-е годы. Американские и канадские финны также оказали влияние на экономическую и культурную жизнь Карелии. Многие из них привезли новые технологии, инструменты, оборудование и навыки, которые они использовали, например, для модернизации лесного хозяйства. Американские финны сыграли исключительную роль в создании финноязычных культурных учреждений, таких как театр.

Во время сталинских чисток эти финские элементы считались ненадежными националистами и сажались в тюрьмы; многие были убиты или пропали без вести в исправительно-трудовых лагерях Русского Севера.

Карелия оставалась источником материалов на финском языке для левых в Финляндии. В 1970-е годы, во время возрождения левых молодежных движений на Западе, финские левые с энтузиазмом подписывались на газету Neuvosto-Karjala (Советская Карелия) и культурный ежемесячник Punalippu (Красное знамя). Петрозаводск вел радиопередачи на финском языке и издавал финские переводы марксистских книг. Наряду с историей Че Гевары финская радикальная молодежь читала книгу о Тойво Антикайнене, романтическом красном партизан-герое северной тайги. Для более приземленных рабочих финские газеты и культурные журналы были окном на финском языке в советский социализм.

После распада Советского Союза политические образы периода холодной войны теряют свою привлекательность. Финская газета Neuvosto-Karjala (Советская Карелия) сменила название на Karjalan Sanomat (Карельские новости), а культурный журнал Punalippu (Красное знамя) продолжает называться Carelia; основная часть их подписчиков по-прежнему проживает на финской стороне границы. Культурный журнал Carelia также опубликовал несколько рассказов и стихов на карельском языке, но основным языком этих публикаций является финский.


Многие из героических рабочих лесозаготовительной базы «Матроци» в 1930-е годы были финнами.

Произведения Ленина напечатаны на финском языке в Петрозаводске

Газета «Советская Карелия» была окном на финском языке в социализм.

Писатель финского происхождения Ульяс Викстрём написал о финском партизанском герое, сражавшемся против белых финнов в карельских лесах.


4. Карелия, затерянный край После Второй мировой войны граница была перенесена на запад, и около 420 000 эвакуированных с уступленных территорий Карелии были переселены в другие части Финляндии. В районы, присоединенные к Советскому Союзу, были переселены новые жители из России, Белоруссии и других частей Советского Союза.

Большая часть этих районов Карелии входила в пограничную зону, закрытую для широкой публики. Хотя между государствами Советского Союза и Финляндией сложились официально дружеские двусторонние отношения, граница времен холодной войны отделяла эвакуированных карелов от их прежней родины.

Переселение эвакуированных карелов в Финляндию было огромным общенациональным усилием, а ассимиляция карелов в финское общество — длительным, а иногда и болезненным процессом. Поскольку многие карелы были фермерами, им были предоставлены новые фермы в Финляндии. Несколько десятилетий спустя они и их дети пережили драматические структурные изменения в финском сельском хозяйстве и снова стали участниками масштабной миграции, на этот раз из небольших ферм в города и фабрики на юге.

Общий опыт эвакуированных создал для финских карелов особую идентичность, ядром которой стал образ Карелии как потерянной земли. В послевоенной политической жизни Финляндии большое внимание уделялось вопросу расселения карелов, а затем и судьбе их мелких хозяйств, и в нескольких политических партиях было много влиятельных представителей карелов.

Устойчивым культурным воздействием этих событий стала тоска по Карелии, потерянной земле. Общим языком всех переселенцев и беженцев стала культура ностальгии, а образ Карелии как потерянной земли приобрел символическое значение.

Гарри Мартинсон, всемирно известный шведский писатель, включил в свою знаменитую сагу «Аниара» (впервые опубликованную в 1956 г.) «Песнь о Карелии» (Sng om Karelen). Аниара — это эпическая поэма о последних людях, которые после побега с разрушенной планеты Земля провели несколько поколений на космическом корабле в поисках новой родной планеты. «Песня о Карелии» использует элементы «Калевалы» (дева Айно, летнее озеро, кукушка, березы, белые ночи) и переводит Карелию в символ общечеловеческой тоски по утраченным корням.

Образ Карелии как потерянной земли также утратил свою политическую мобилизующую силу, так как количество выживших карельских эвакуированных уменьшается. Однако культурное и символическое значение по-прежнему сильно. Национальная организация карелов (Карельская ассоциация) — влиятельная организация, поддерживающая культурную самобытность, устраивающая большие летние встречи, а с начала 1990-х годов также организующая поездки карелов на родину. Он также попытался поднять политический вопрос о возвращении Финляндии утраченных частей Карелии. Эта идея может вызвать некоторые спонтанные предположения о правильном расположении границы в народном воображении, но она, однако, не пользуется большой поддержкой среди серьезных политических партий.


Закономерности расселения эвакуированных из Карелии

Карельские ассоциации продолжают марш
Песня Карелии
Гарри Мартинсон


5. Бумажная фабрика России После Второй мировой войны на советской стороне границы Карелия искала свою роль в строительстве социализма. В географическом разделении труда Советского Союза он стал местом расположения территориального лесопромышленного комплекса, специализирующегося на заготовке древесины и производстве целлюлозы и бумаги.

После войны большое количество рабочих было перевезено в лесхозы Карелии. Было основано более 300 новых лесных поселков, создан завод лесных тракторов в Петрозаводске, построены целлюлозно-бумажные комбинаты, начата подготовка инженеров-лесников в Петрозаводском государственном университете.

В советское время все лесохозяйственные предприятия, лесопереработка и транспортировка древесины в Республике Карелия были централизованы в одну огромную государственную компанию «Кареллеспром». В конце 19В 80-х годах работало более 91 000 рабочих и было задействовано более 60 различных производственных единиц.

При советском разделении труда Карелия производила газетную бумагу (40 процентов потребности России), целлюлозу, большой процент бумажных мешков, целлюлозно-бумажное оборудование, лесохозяйственные тракторы. Взамен она импортировала энергию (нефть), всевозможные продукты питания, даже корма для скота из других частей Советского Союза.


Экономическая роль отраслей лесного хозяйства Российской Карелии

Карта мест лесопромышленного комплекса Российской Карелии

Карелия выпускала собственные лесохозяйственные тракторы

Советская система лесного хозяйства основана на эффективных рубках главного пользования.


6. Модель приграничного сотрудничества После падения «железного занавеса» возможность приграничного сотрудничества изменила перспективы развития двух карельских окраин по разные стороны границы. Региональные власти с обеих сторон пытались усилить свой голос в решениях, касающихся развития приграничных территорий и сотрудничества.

Карельская Республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, получила некоторые права на внешнеполитические отношения со своими соседями и контроль над налоговыми поступлениями, собираемыми в регионе. С финской стороны региональные советы губерний реализуют национальные и европейские программы структурной и региональной политики. Совместные комитеты работают над приоритетами и проектами. К центральным администрациям предъявляются инициативы, например, по созданию инфраструктуры и институтов, поддерживающих трансграничное сотрудничество.

ЕвроРегио Карелия

Новейшей инициативой является EuRegio Karelia, территория, образованная тремя региональными советами Финляндии (Кайнуу, Северной Карелии и Северной Остроботнии) и Республики Карелия Российской Федерации.

Площадь финской части Еврорегиона составляет четвертую часть всей территории Финляндии, но там проживает лишь 12% населения всей страны. Около 750 км общей границы между Россией и Финляндией (общая протяженность 1300 км) относятся к территории Еврорегиона Карелия.

Программа «Наша общая граница 2001-2006» основана на двух программах «Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001-2006 годы» и «Интеррег-IIIA-Карелия 2000-2006». Эта программа является основой для сотрудничества в рамках Еврорегиона Карелия. По мнению европейских экспертов, это в своем роде уникальный документ, поскольку подобных примеров нет ни в Евросоюзе, ни в России. Одной из целей этой программы является представление Европейскому Союзу общего подхода приграничных регионов Финляндии и Российской Федерации к проблемам, возникающим в приграничном сотрудничестве, и передача полномочий по принятию решений по проектам Tacis/CBC на региональный уровень.

Карта Еврорегиона Карелия
Модель сотрудничества Еврорегиона Карелия


Репродукция изображений Карелии Представленные здесь шесть социальных определений Карелии не полностью независимы друг от друга и не равнозначны по своему значению.

В сегодняшних новых инициативах трансграничной политики последнее изображение имеет наиболее интенсивные связи с видением и планами различных социальных акторов. Изображение динамичного приграничья с зарождающимися трансграничными процессами использует некоторые из более ранних образов. Особенно пригодны для переработки изображения этнической культуры и северного пейзажа. Их можно использовать для развития туризма, одного из важнейших приоритетов будущей совместной деятельности.

Также идея лесозавода России имеет практическое значение, поскольку лесные ресурсы Карелии, да и всего Северо-Запада России, стали основой для сотрудничества предприятий лесной отрасли, лесоводов и исследователей. по обе стороны границы. Статистика импорта круглого леса из России в Финляндию достигла рекордных цифр, а россиян интересуют новые лесохозяйственные технологии и концепции лесоводства, разработанные в Северных странах.

Сегодня образ Русского Севера также противоречив. Эксплуатация северных ресурсов (нефть, леса, полезные ископаемые) вызвала конфликты по вопросам собственности, окружающей среды и потребностей глобального и местного развития. С другой стороны, дикая природа и региональные культуры используются для привлечения туристов: автобусные туры, речные круизы на лодках отелей, охота и рыбалка в дикой природе. В России этнические культуры севера также используются при конструировании региональной идентичности и обсуждении будущих ролей в Российской Федерации. Судьба и форма регионализации — одно из основных измерений, определяющих различные сценарии будущего Российской Федерации.

Образ Карелии как потерянной земли также утратил мобилизующую силу. Однако руководители Карельской ассоциации неоднократно пытались поднять политический вопрос о возвращении Финляндии утраченных частей Карелии. Эта идея может вызвать некоторые спонтанные предположения о правильном расположении границы в народном воображении, но она, однако, не пользуется большой поддержкой среди авторитетных политических партий. Возвращение уступленных территорий (даже путем их сдачи в аренду) не рассматривалось как реалистичное или осуществимое. Кроме того, многие из тех, кто чувствовал, что потеря этих областей была ошибкой, понимают, что ошибки истории нельзя исправить, совершая новые. Образ динамичного пограничья сотрудничества предлагает более привлекательное будущее, чем жалкие повторы драм прошлого.

 

Финский импорт необработанной древесины увеличивается.
Обновлены номера 1970 — 2005.


Примечания

1. Впервые идея «Шести образов Карелии» была представлена ​​в российской Карелии, в городе Сортавала (побывавшем по обе стороны границы), где прошла специальная сессия конференции «Приграничные регионы в переходный период». был организован 19 июня97. С тех пор эта презентация стала частью цикла лекций по программе изучения Карелии и Балтии в Университете Йоэнсуу. Тема получила дальнейшее развитие в статье «Меняющаяся граница и множество образов Карелии», опубликованной в 1999 г. (см. Eskelinen, Liikanen & Oksa (eds.): Curtains of Iron and Gold. Reconstructing Borders and Scales of Interaction. Ashgate, Aldershot). ). По сути, та же самая идея доступна на финском языке: Jukka Oksa: Kuusi mielikuvaa Karjalasta. Суомен Лиалует 3/1999, Тиластокеск.

2. Первое издание «Калевалы», или старинных стихов финского народа, вышло в 1835 году. Из различных английских изданий можно упомянуть следующие: «Калевала: земля героев», Everyman’s, London, 1977; Калевала, или Стихи Калевальского района, 11 кв. Harvard UP, Cambridge (Mass.), 1995. О рождении и роли «Калевалы» см., например, Asplund et al., 1985; Ихеймонен-Линдгрен, 1984; Киркинен, 19 лет85.

3. Русский Север также отражается через экономические определения. Экономический район Севера Российской Федерации (Европейский Север) состоит из Мурманской, Архангельской и Вологской областей, республик Коми и Карелия с населением более шести миллионов человек. С юга на север она вытянута на 1300 км и на 1600 км с запада на восток. Экономика основана на эксплуатации природных ресурсов (нефть, полезные ископаемые, уголь, леса, гидроэнергетика). Развитие огромных советских производственных комплексов часто включало строительство новых северных городов и перемещение рабочей силы.

Литература

Асплунд, А. и Липпонен, У. (редакторы) (1985), Калевала 1835-1985: Рождение Калевалы, Общество финской литературы, Хельсинки.

Кронберг, Тарья (1999) «Пересечение границы. Совместное построение национальной безопасности и регионального развития». Хейкки Эскелинен, Илкка Лииканен и Юкка Окса (ред.) Занавески из железа и золота. Реконструкция границ и масштабов взаимодействия. Эшгейт, Олдершот, 317–328.

Эскелинен, Х., Окса, Дж. и Остин, Д. (ред.) (1994), Русская Карелия в поисках новой роли, Карельский институт, Университет Йоэнсуу, Йоэнсуу.

Эскелинен, Хейкки, Илкка Лииканен и Юкка Окса (редакторы, 1999 г.). Шторы из железа и золота. Реконструкция границ и масштабов взаимодействия. Эшгейт, Олдершот.

Икхеймонен-Линдгрен, С. (1984), Калевала и другие искусства: переводы, книги и статьи на английском языке, Университет Индианы, Блумингтон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2007–2024. При использовании материалов упоминание сайта «ЖИВОЙ УГОЛОК» обязательно
custom footer text right
Iconic One Theme | Powered by Wordpress