Цепь питания живых организмов: Как взаимодействуют живые организмы? Симбиоз и пищевые цепи

Автор: | 24.01.2021

Содержание

Как взаимодействуют живые организмы? Симбиоз и пищевые цепи

Живой мир нашей планеты необычайно сложен. На суше и в воде растут самые разнообразные растения и живут различные животные. Среди них есть как совсем маленькие, так и огромные, достигающие десятков тонн. Есть организмы, которые считаются и растениями, и животными одновременно. К отдельным группам организмов относятся грибы и бактерии. И везде — в воздухе, воде, почве — распространены не видимые простым глазом бактерии. И во все живое проникают совсем крошечные вирусы. Все это многообразие живых организмов существует совместно друг с другом и находится в сложнейшей взаимосвязи.

Цепи питания

Круговорот сложных веществ в живой природе включает пищевые цепи. Это линейная замкнутая последовательность, в которой каждое живое существо питается кем-то или чем-то и само служит питанием для другого организма. Внутри пастбищной пищевой цепи органические вещества создаются автотрофными организмами, например растениями.

Растения поедаются животными, которых, в свою очередь, съедают другие животные. Грибы-редуценты разлагают органические останки и служат началом детритной трофической цепи.

Растения, съеденные травоядными, являются началом пищевой цепи

Каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (от греческого слова «трофос» — «питание»).

  1. Продуценты, или производители, производят органические вещества из неорганических. К продуцентам относятся растения и некоторые бактерии.
  2. Консументы, или потребители, потребляют готовые органические вещества. Консументы 1-го порядка питаются продуцентами. Консументы 2-го порядка питаются консументами 1-го порядка. Консументы 3-го порядка питаются консументами 2-го порядка и т. д.
  3. Редуценты, или разрушители, разрушают, то есть минерализуют органические вещества до неорганических. К редуцентам относятся бактерии и грибы.

Пример пищевой цепи на суше

Детритные цепи питания

Существует два основных типа пищевых цепей — пастбищные (цепи выедания) и детритные (цепи разложения). Основу пастбищной пищевой цепи составляют автотрофные организмы, которых поедают животные. А в детритных трофических цепях большая часть растений не потребляется травоядными животными, а отмирает и затем разлагается сапротрофными организмами (например, дождевыми червями) и минерализуется. Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита, а затем идут к детритофагам и к их потребителям — хищникам. На суше преобладают именно такие цепи.

Часть детритной пищевой цепи

Что такое экологическая пирамида?

Экологическая пирамида — это графическое изображение соотношения различных трофических уровней пищевой цепи. Пищевая цепь не может содержать больше 5—6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется. Основное правило экологической пирамиды основывается на 10%. Так, например, для образования 1 кг массы дельфину нужно съесть около 10 кг рыбы, а им, в свою очередь, 100 кг корма — водных позвоночных, которым для образования такой массы необходимо съесть 1000 кг водорослей и бактерий.

Если в соответствующем масштабе изобразить эти величины в порядке их зависимости, то действительно образуется своеобразная пирамида.

Экологическая пирамида

Пищевые сети

Зачастую взаимодействие между живыми организмами в природе более сложно, и визуально это похоже на сеть. Организмы, особенно хищники, могут питаться самыми разными существами, причем из различных пищевых цепей. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети.

Пример пищевой сети

Симбиоз

Cимбиоз — совместное существование двух организмов разных видов, которые могут приносить друг другу пользу. Например, только некоторые бактерии обеспечивают пищеварение животных и лишь определенные насекомые могут опылять цветки орхидей. Их сосуществование и есть симбиоз.

Между ядовитым грибом мухомором и березой происходит симбиоз. Гриб получает сахар и кислород от дерева и снабжает его минералами и диоксидом углерода

Мутуализм — вид симбиоза, при котором пользу получают оба существа, причем такие взаимоотношения являются обязательными для их существования.

Коралловые полипы, или актинии, и яркие рыбки-клоуны получают друг от друга взаимную пользу. Рыбки поселяются между ветвей актинии и так спасаются от хищников. При этом они очищают свое живое убежище, вентилируя воду и поедая остатки пищи своего защитника. Такой вид симбиоза называется мутуализмом.

Вопросы для самопроверки

  1. Для кого пищевая цепь оказывается длиннее: для кузнечика или ястреба?
  2. Почему в пищевой цепи не может быть больше 5—6 звеньев?
  3. Чем отличается мутуализм от сотрапезничества?

Ответы

  1. Для ястреба, так как кузнечик питается травой, а ястреб пожирает змею, которая, в свою очередь, съедает мышь, питающуюся кузнечиком.
  2. При переходе на каждое последующее звено большая часть энергии теряется — для участников более длинной цепи может просто не хватить пищи.
  3. При мутуализме оба организма нуждаются друг в друге, при сотрапезничестве — только один.

Поделиться ссылкой

Пищевые цепи и экологические пирамиды Открытая биология. Учебник

Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos  питание ).

Поток энергии через типичную пищевую цепь

Организмы первого трофического уровня называются первичными продуцентами. На суше большую часть продуцентов составляют растения лесов и лугов; в воде это, в основном, зелёные водоросли. Кроме того, производить органические вещества могут синезелёные водоросли и некоторые бактерии.

Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего трофического уровня – вторичными консументами и т.

 д. Первичные консументы – это травоядные животные (многие насекомые, птицы и звери на суше, моллюски и ракообразные в воде) и паразиты растений (например, паразитирующие грибы). Вторичные консументы – это плотоядные организмы: хищники либо паразиты. В типичных пищевых цепях хищники оказываются крупнее на каждом уровне, а паразиты – мельче.

Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники. В отличие от пастбищных пищевых цепей, начинающихся с первичных продуцентов (то есть с живого органического вещества), детритные пищевые цепи начинаются с детрита (то есть с мёртвой органики).

Пример пищевой сети

В схемах пищевых цепей каждый организм представлен питающимся организмами какого-то определённого типа. Действительность намного сложнее, и организмы (особенно, хищники) могут питаться самыми разными организмами, даже из различных пищевых цепей. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети.

Упрощённый вариант экологической пирамиды

Пищевые сети служат основой для построения экологических пирамид. Простейшими из них являются пирамиды численности, которые отражают количество организмов (отдельных особей) на каждом трофическом уровне. Для удобства анализа эти количества отображаются прямоугольниками, длина которых пропорциональна количеству организмов, обитающих в изучаемой экосистеме, либо логарифму этого количества. Часто пирамиды численности строят в расчёте на единицу площади (в наземных экосистемах) или объёма (в водных экосистемах).

В пирамидах численности дерево и колосок учитываются одинаково, несмотря на их различную массу. Поэтому более удобно использовать пирамиды биомассы, которые рассчитываются не по количеству особей на каждом трофическом уровне, а по их суммарной массе.

Построение пирамид биомассы – более сложный и длительный процесс.


Слева изображена прямая пирамида биомасс, справа – перевёрнутаяПример сезонного изменения в пирамиде биомассы

Пирамиды биомассы не отражают энергетической значимости организмов и не учитывают скорость потребления биомассы. Это может приводить к аномалиям в виде перевёрнутых пирамид. Выходом из положения является построение наиболее сложных пирамид – пирамид энергии. Они показывают количество энергии, прошедшее через каждый трофический уровень экосистемы за определённый промежуток времени (например, за год – чтобы учесть сезонные колебания). В основание пирамиды энергии часто добавляют прямоугольник, показывающий приток солнечной энергии. Пирамиды энергии позволяют сравнивать энергетическую значимость популяций внутри экосистемы. Так, доля энергии, проходящей через почвенных бактерий, несмотря на их ничтожную биомассу, может составлять десятки процентов от общего потока энергии, проходящего через первичных консументов.

 

Органическое вещество, производимое автотрофами, называется первичной продукцией. Скорость накопления энергии первичными продуцентами называется валовой первичной продуктивностью, а скорость накопления органических веществ – чистой первичной продуктивностью. ВПП примерно на 20 % выше, чем ЧПП, так как часть энергии растения тратят на дыхание. Всего растения усваивают около процента солнечной энергии, поглощённой ими.

Поток энергии через пастбищную пищевую цепь. Все цифры даны в кДж/м2·год

При поедании одних организмов другими вещество и пища переходят на следующий трофический уровень. Количество органического вещества, накопленного гетеротрофами, называется вторичной продукцией. Поскольку гетеротрофы дышат и выделяют непереваренные остатки, в каждом звене часть энергии теряется. Это накладывает существенное ограничение на длину пищевых цепей; количество звеньев в них редко бывает больше 6. Отметим, что эффективность переноса энергии от одних организмов к другим значительно выше, чем эффективность производства первичной продукции. Средняя эффективность переноса энергии от растения к животному составляет около 10 %, а от животного к животному – 20 %. Обычно растительная пища энергетически менее ценна, так как в ней содержится большое количество целлюлозы и древесины, не перевариваемых большинством животных.

Изучение продуктивности экосистем важно для их рационального использования. Эффективность экосистем может быть повышена за счёт повышения урожайности, уменьшения помех со стороны других организмов (например, сорняков по отношению к сельскохозяйственным культурам), использования культур, более приспобленных к условиям данной экосистемы. По отношению к животным необходимо знать максимальный уровень добычи (то есть количество особей, которые можно изъять из популяции за определённый промежуток времени без ущерба для её дальнейшей продуктивности).

Примеры цепей питания в разных лесах

Пищевые цепи и сети

Наверняка все слышали о круговороте веществ в природе. Если говорить проще, то в природе отходов нет!

Все живое на нашей планете питается само и является для кого-то источником пищи.

Не «линия» питания, а именно «цепь» — замкнутая система!

Пищевая цепь –линейная замкнутая  последовательность, в которой каждое живое существо питается (кем-то или чем-то) и сам является питанием для следующего организма.

Движение питательных веществ:

 осуществляется от продуцентов (преобразуют неорганические вещества в органические) к консументам I порядка (травоядным), дальше — к консументам II порядка —  хищникам (плотоядным) и финал — к редуцентам (они, в свою очередь, преобразуя органику в неорганику, возвращают вещества в окружающую среду),  и неорганические вещества возвращаются  к продуцентам. Замкнутая система!

 Трофический уровень ( trophos – «питание») — принадлежность и очередность по типу питания:

  • Продуценты (вся растительная часть планеты) — это самый первый трофический уровень;
  • консументы I порядка — организмы, питающиеся растениями;
  • консументы II порядка — те, кто есть консументов первого порядка и т. д.

Чем больше трофических уровней, тем более устойчива данная экосистема.

Пищевая цепь питания — упрощенное отображение трофического взаимодействия между организмами. Зачастую в природе связь более сложная — больше взаимодействий и напоминает сеть.

Пищевые сети

Зачастую живые организмы в природе взаимодействуют между собой более сложно и визуально такое взаимодействие больше похоже на сеть . Такая сеть называется пищевой сетью.

Пастбищная цепь

Детритная цепь

  • С продуцентами и консументами I порядка — все то же самое;

 

При переходе с одного трофического уровня в другой живые организмы выделяют  тепло — тепловую энергию, поэтому количество энергии от уровня к уровню снижается.

Закон пирамиды

(Закон пирамиды энергии Линдемана или правило 10%)

Именно в пищевых цепях и сетях осуществляется круговорот веществ в природе. Самыми типичными являются круговорот углерода и круговорот азота в природе.

Обсуждение: “Пищевые цепи и сети”

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/pishhevye-cepi-i-seti-2.html

Почему цепь питания начинается с растений

Цепь питания представляет собой последовательность живых организмов, которые переносят энергию, поедая друг друга.

Существует два типа пищевых цепей: одни начинаются с останков организмов и заканчиваются микробами и бактериями, а другие берут начало с растений.

Объяснение этому факту простое: растения единственные из всех живых существ, которые получают энергию из неорганических веществ.

Природа устроена таким образом, что одни организмы являются источником энергии, а точнее – пищей, для других.

Обратите внимание

Травоядные поедают растения, хищники охотятся на травоядных или других хищников, падальщики питаются останками живых существ.

Все эти отношения замыкаются в цепочки, на первом месте которых стоят продуценты, а потом следуют потребители – консументы разных порядков. Большинство цепей ограничивается 3-5 звеньями. Пример пищевой цепи: трава – заяц – тигр.

Большинство цепей питания начинаются с растений – они называются пастбищными. Но есть и другие цепочки: они берут начало с разложившихся останков животных и растений, экскрементов и других отходов, а далее следуют микроорганизмы, мелкие животные и другие существа, поедающие такую пищу.

По цепи питания все организмы переносят энергию, которая заключается в пище. Существует два вида питания: автотрофный и гетеротрофный. Первый заключается в получении питательных веществ из неорганического сырья, а гетеротрофы используют для жизни органику.

Логично предположить, что в начале пищевой цепи должны стоять автотрофы, которые преобразуют неорганические вещества в органику и могут являться пищей для других организмов.

Гетеротрофы не могут начинать цепи питания, так как им необходимо получать энергию из органических соединений – то есть, им должно предшествовать хотя бы одно звено.

Самые распространенные автотрофы – растения, но существуют и другие организмы, которые питаются тем же способом, например, некоторые бактерии или фитопланктон. Поэтому не все цепи питания начинаются с растений, но в основе большинства из них все же лежат растительные организмы: на суше это любые представители высших растений, в морях – водоросли.

В цепи питания перед автотрофными растениями не может быть других звеньев: они получают энергию из почвы, воды, воздуха, света. Но существуют и растения-гетеротрофы, у них нет хлорофилла, они живут за счет других растений или охотятся на животных (в основном на насекомых). Такие организмы могут сочетать два вида питания и стоять как в начале, так и в середине цепи питания.

Пищевые цепи – это многочисленные пересекающиеся друг с другом ветви, образующие трофические уровни. В природе существуют пастбищные и детритные пищевые цепи. Первые по другому называют «цепями выедания», а вторые «цепями разложения».

Одним из ключевых понятий, необходимых для понимания жизни природы, является понятие «пищевая (трофическая) цепь». Его можно рассматривать в упрощенном, обобщенном виде: растения ‒ травоядные ‒ хищники, но в природе пищевые цепи гораздо более разветвленные и сложные.

Трофические цепи включаются в общий круговорот веществ в природе. Так как реальные связи в экосистеме достаточно разветвлённые, например, многие животные, в том числе и человек, питаются и растениями, и травоядными, и хищниками, то цепи питания всегда пересекаются между собой, образуя пищевые сети.

Важно

Условно трофические цепи делят на пастбищные и детритные. И те, и другие в равной степени одновременно функционируют в природе.

Пастбищные трофические цепи ‒ это взаимоотношения различных по способу питания групп организмов, отдельные звенья которых объединены отношениями по типу «поедаемое ‒ поедающий».

Детритные пищевые цепи представляют собой взаимодействие мертвых травоядных, хищных животных и мёртвой растительной органики с детритом. Детрит ‒ это общее название для различных групп микроорганизмов и продуктов их деятельности, принимающих участие в разложении останков растений и животных. Это грибы и бактерии (редуценты).

Существует и цепь питания, связывающая редуцентов и хищников: детрит ‒ детритофаг (дождевой червь) ‒ хищник (дрозд) ‒ хищник (ястреб).

В природе пищевые цепи не

Схемы цепей питания, характерных для пресноводного сообщества

Пищевые цепочки и экологические связи в пресноводном сообществе

Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.

Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:

1 группа – растения и бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – плотоядные животные (хищники)

Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.

Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники

Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.

Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.

Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.

Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества

водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука

Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.

ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист

Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.

Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.

элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля

Элодея – подводное растение, его называют «водяной чумой», так как, появившись в водоёме, элодея очень быстро разрастается и заполняет собой практически всё свободное пространство. Питается элодеей и небольшое земноводное – тритон, которое напоминает лягушку и ящерицу. На тритонов охотятся рептилии, населяющие прибрежную зону: гадюки и ужи.

Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.

водоросли -> прудовик –> окунь —> налим

Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.

На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.

Похожая пищевая цепочка

водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак

Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.

Другая пищевая цепочка:

водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра

Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры. 

ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра

Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Похожее

Схемы цепей питания, характерные для лугового сообщества.

В представленной статье описаны различные пищевые цепочки луга.

Территории, покрытые травянистой растительностью, называют лугами. Отличие лугов от лесов – отсутствие деревьев. Растительность луга – это в большей степени травы, деревья и кустарники здесь практически не встречаются. Луга возникают на берегах рек и болот, на склонах холмов и даже в горах.

Растения на лугах растут ярусами. Первый ярус самый высокий, его образуют светолюбивые растения, тянущиеся к солнечным лучам. Второй ярус сложен менее светолюбивыми травами, приспособившимися жить в тени и полутени. Последний ярус образуют, как правило, мхи, стелящиеся по земле. Обитатели лугов: насекомые, черви, птицы. Крупные животные на лугах встречаются редко, однако полон луг мелких животных: различных грызунов, земноводных и рептилий.

Живые организмы, населяющие луга, находятся в тесной взаимосвязи, отследить которую возможно с помощью пищевых цепочек. Пищевая цепочка – это ряд, отражающий взаимоотношения между группами живых организмов.

Все организмы в пищевой цепочке принято распределять на группы.

1 группа – это растения и бактерии

2 группа – это растительноядные животные

3 группа – хищники, питающиеся растительноядными животными

4 группа — сильные хищники, которые питаются хищниками, относящимися к 3 группе

Составим пищевые цепочки, характерные для лугового сообщества:

нектар колокольчиков –> бабочка –> легкокрылая стрекоза -> жаба

Бабочки, цветочные мухи, пчёлы, осы, шмели и многие другие насекомые-обитатели лугов питаются цветочным нектаром. Бабочки встречаются с врагами на всех стадиях своей жизни. Взрослые особи стрекоз – хищники, пищей для которых являются бабочки, москиты, пчёлы, мухи и другие насекомые.

На стрекоз ведут охоту жабы.

Другая пищевая цепочка:

ковыль –> саранча -> розовый скворец -> пустельга

Саранча – насекомое, которое известно, как настоящий вредитель. Саранча сбивается в стаи и может опустошать целые поля, луга, фруктовые сады и даже леса. Нашествие саранчи разрушительно, эти насекомые съедают растения полностью, вплоть до корней. Саранча является пищей для многих птиц и излюбленной для розового скворца. Птица преследует саранчу, поэтому вместе с нашествием насекомых местность заполняется стаями розовых скворцов. Саранча ест любую растительную пищу, но излюбленной для неё являются злаковые, в том числе ячмень, мятлик, бухарник, ковыль.

На розового скворца и других небольших птиц охотятся более сильные хищные: пустельга, ястреб, коршун, полевой лунь.

Пищей для хищных птиц также служат пресмыкающиеся, амфибии, мелкие хищники и грызуны. 

черви –> ящерица –> полоз –> коршун

Излюбленная пища ящериц – насекомые, черви, пауки, падаль, реже – растительная пища. На ящериц охотятся другие, более крупные рептилии – змеи, в частности: уж, медянка, гадюка.

корни растений-> полёвка -> уж -> ястреб

Мышь полёвка – представитель грызунов, питается растительной пищей: корнями растений, луковицами, семенами. В день полёвка может съесть количество корма, равное её массе!

Ещё одна пищевая цепочка:

побеги деревьев -> хомяк -> полевой лунь -> енотовидная собака

Полевой лунь – хищная птица, её основная пища – мелкие хищники, грызуны, насекомые, ящерицы. Полевой лунь селится на полях, долинах рек, лугах и оказывает неоценимый вклад человеку в борьбе с грызунами.

Несмотря на то, что полевой лунь – сильный хищник, врагов он всё же имеет. Лунь становится пищей для енотовидной собаки, которая является ближайшим родственником лисицы. Енотовидная собака часто селится вблизи водоёмов, на влажных лугах. Её можно хоть и нечасто встретить на Южном Урале. 

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Похожее

Взаимоотношения между организмами: пищевые цепи, сети и пирамиды

Давайте рассмотрим различные инструменты, которые биологи используют для изучения и мониторинга движения материи и энергии в экосистеме. Пищевые цепи, пищевые сети и экологические пирамиды помогают нам понять, кто кого ест и как изменения в популяции организмов могут повлиять на хищников и жертву. Прежде чем начать, не забудьте распечатать журнал OnTRACK Biology Journal.

Стандарты TEKS и ожидания студентов

B (12) Учащийся знает, что взаимозависимость и взаимодействие происходят внутри экологической системы.Ожидается:

B (12) (C) анализирует поток материи и энергии через трофические уровни с использованием различных моделей, включая пищевые цепи, пищевые сети и экологические пирамиды

Цель обучения

Опишите и примените инструменты, которые ученые используют для изучения движения материи и энергии в экологических системах, включая пищевые цепи, пищевые сети и экологические пирамиды.

Основные вопросы

Как вещество и энергия перемещаются в экосистеме?

Что происходит, когда энергетический ресурс в экосистеме истощается?

Словарь

Проверьте свои знания. Перед тем, как заполнить этот ресурс, отметьте поля словарного запаса, который вы уже понимаете в своем журнале OnTRACK Biology Journal.

  • Организм
  • Экосистема
  • Автотроф
  • Производитель
  • Фотосинтез
  • Гетеротроф
  • Потребитель
  • Вторичный потребитель
  • Третичный потребитель
  • Четвертичный потребитель
  • Плотоядное животное
  • Травоядное животное
  • Всеядное животное
  • Декомпозитор
  • Пищевая сеть
  • Пищевая сеть
  • Трофический уровень
  • Килокалорий
  • Экологическая пирамида
  • Пирамида энергии
  • Пирамида чисел
  • Пирамида из биомассы
  • Биоразнообразие
  • Инвазивные виды

Живые организмы | Texas Gateway

Этот ресурс представляет собой собрание интерактивных занятий, видео и других цифровых носителей, собранных в концептуально построенном формате урока 5E. Он предоставляет альтернативные или дополнительные варианты обучения Уровня I для учащихся, изучающих живые организмы — TEKS 2 класса (9) (A) и (C).

Задания требуют участия учащихся с возможностями формативного оценивания по результатам самопроверки и проверки учителем. Например, после того, как ученики записывают наблюдения и данные в свои записные книжки, им может быть предложено подготовиться к тому, чтобы поделиться своими ответами с классом.

Проверьте наличие предварительных знаний, потребностей в дифференциации и требований к последующей деятельности учащихся (при необходимости), просмотрев ресурс перед тем, как назначить его учащимся или проработать его вместе с учащимися.

Задействовать

У студентов могут быть разные представления о том, как каждый организм удовлетворяет свои потребности в окружающей среде озера. Примите все разумные ответы.

Ученики могут записывать свои ответы в тетрадь, или учитель может записывать ответы учеников на листе бумаги или в классной тетради.

Студенты должны знать, что все живые организмы имеют базовые потребности. Животные нуждаются в воздухе, пище, воде и убежище, чтобы выжить. Для роста растениям нужен воздух, вода, питательные вещества, солнечный свет и пространство.

Изучить

Прочтите страницу студентам. Вы можете попросить ученика прочитать страницы и выбрать ответы.

В упражнении «Соответствие среде обитания» учащиеся определят, какое животное живет в изображенной среде обитания. Запишите или заведите студенческую запись фактов во время занятия.

Учащиеся должны понимать, что живые организмы живут в окружающей среде или среде обитания. Им следует начать устанавливать связи между тем, где живет или растет живой организм, и тем, как он удовлетворяет свои потребности.

Объяснить

1. Прочтите текст ученикам.

2. Перейдите по ссылке на конкурс Food Chain Challenge.

3. Выберите Sorter 1 , чтобы создать лесную пищевую цепочку. Перетащите организмы на их место в пищевой цепочке.

Оценка, согласованная с TEKS, представлена ​​в Evaluate.

Студенты должны понимать следующее:

  • У всего живого есть базовые потребности.
  • Все живые существа зависят друг от друга и от окружающей среды.
  • Некоторые животные едят растения, некоторые едят других животных, а некоторые едят и растения, и животных.
  • Пищевая цепочка показывает взаимозависимость живых организмов.
  • Пищевая цепочка показывает передачу энергии от одного организма к другому. Он начинается с того, что едят, и продолжается стрелками, указывающими на то, что это ест, показывая поток энергии.

Разработать

Студенты будут работать с партнером, чтобы выбрать две среды, исследовать, чтобы найти доказательства передачи энергии через пищевые цепи / взаимозависимость в каждой среде, а также создать презентацию, сравнивающую две среды и приводящие примеры того, как живые организмы зависят друг от друга и от их окружение. Один из способов проиллюстрировать эти зависимости — пищевые цепочки.

Для завершения этой части урока учащимся потребуются исследовательские материалы и / или доступ к Интернету.

Вы найдете ссылки на информацию, которая может быть полезна учащимся, в разделе «Просмотр связанных элементов» в нижней части экрана.

Оценить

Студенты должны следовать инструкциям по каждому вопросу, чтобы пройти тест.

Пищевые цепи и пищевые сети

Выживание каждого вида растений и животных, независимо от их размера или размера, в определенной степени зависит от другого вида растений или животных.Это могут быть пчелы, собирающие пыльцу с цветов, фотосинтез растений, олени, поедающие листья кустарников, или львы, поедающие оленей.

Пищевая цепочка показывает, как энергия передается от одного живого организма к другому через пищу. Для нас важно понимать, как работает пищевая цепочка, чтобы мы знали, какие важные живые организмы составляют пищевую цепочку и как сбалансирована экология.

Фотосинтез — это только начало пищевой цепи. Есть много видов животных, которые будут есть продукты процесса фотосинтеза.Примеры: олени, поедающие листья кустарников, кролики, поедающие морковь, или черви, поедающие траву. Когда эти животные едят эти растительные продукты, пищевая энергия и органические соединения передаются от растений к животным.

Этих животных, в свою очередь, поедают другие животные, снова передавая энергию и органические соединения от одного животного к другому. Итак, сколько уровней это продолжается? Чтобы проследить за пищевой цепочкой на разных уровнях и узнать, как она работает, посетите этот сайт.

Страница также содержит названия и определения терминов, используемых для описания «игроков» в пищевой цепочке: производителей, потребителей, травоядных.Вы также можете обратиться к схематическим изображениям пищевых цепей, пищевых цепей и экологических пирамид.

Пищевая цепочка описывает, как энергия и питательные вещества перемещаются через экосистему. На базовом уровне есть растения, которые производят энергию, затем она переходит к организмам более высокого уровня, таким как травоядные. После этого, когда хищники поедают травоядных, энергия передается от одного к другому. Чтобы понять, как это происходит, перейдите по ссылке.

В пищевой цепи энергия передается от одного живого организма через другой в виде пищи.Есть первичные производители, первичные потребители, вторичные потребители и разлагатели — все они являются частью пищевой цепи. Перейдите по этой ссылке, чтобы ознакомиться с принципами работы пищевых цепочек. Есть ссылки на типы энергии, а также простые объяснения того, как фотосинтез является отправной точкой пищевой цепи. Этот сайт также сообщает нам, что из-за наших пищевых привычек мы находимся в двух пищевых цепочках — морской и наземной.

Растения, обладающие фотосинтезом, поставляют нам первый продукт пищевой цепи.Мало того, они являются источником кислорода, пищи, которую мы едим, нашей одежды и даже нашей мебели, среди прочего. Растения также удаляют парниковые газы из воздуха, обеспечивают среду обитания многим животным.

Поэтому мы должны понимать экологию окружающей среды по отношению к растениям. Каково их количество по отношению к особям (популяции) и по отношению к другим живым существам в окружающей среде. Перейдите на эту страницу, чтобы узнать, где растения расположены по сравнению с другими живыми организмами.

На типичных пастбищах, например, растений больше, чем на всех остальных уровнях пирамиды вместе взятых. Однако в лесах другие живые организмы борются за пространство с растениями. Но в экосистеме сохраняется баланс.

Могут быть особые отношения, которые сложились внутри сообщества, в котором один конкретный вид растет в обязательной ассоциации с одним другим конкретным видом, от которого зависят все остальные. Этот сайт исследует такие отношения.

Урок 4: Продовольственные цепочки | MpalaLive

Все организмы, живущие в экосистеме, связаны и переплетаются. Некоторые организмы работают вместе, принося общую пользу (например, медоносные пчелы помогают опылению некоторых цветов). Чаще всего организмы полагаются друг на друга как источник пищи. Пищевая цепь показывает, как каждое живое существо получает пищу. Некоторые животные едят растения, а некоторые животные едят других животных. Например, простая пищевая цепочка связывает кусты, кроликов, которые едят кусты, и медведей, которые едят кроликов. Каждое звено в этой цепочке — пища для следующего звена. Все пищевые цепи начинаются с энергии солнца.Эта энергия улавливается растениями. Таким образом, живая часть пищевой цепи всегда начинается с жизни растений и заканчивается животным.

Растения называются производителями , потому что они могут использовать световую энергию солнца для производства пищи (сахара) из углекислого газа и воды. Животные не могут самостоятельно готовить пищу, поэтому они должны есть растения и / или других животных. Их называют потребителей . Есть три группы потребителей: первичные, вторичные и третичные. Животные, которые питаются ТОЛЬКО РАСТЕНИЯМИ, называются травоядными и являются основными потребителями.Животные, которые едят ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ, называются плотоядными . Плотоядные животные, которые едят травоядных, называются вторичными потребителями, а плотоядные животные, которые едят других плотоядных животных, называются вторичными потребителями. Животных, включая людей, которые едят ОБЕИХ животных и растения, называют всеядными . Затем есть деструктора (бактерии, грибки и даже некоторые черви), которые питаются разлагающимся веществом. Эти разложители ускоряют процесс разложения, в результате чего минеральные соли возвращаются обратно в пищевую цепочку для поглощения растениями в качестве питательных веществ.

В пищевой цепи энергия передается от одного звена к другому. Когда травоядное животное ест, только часть энергии, которую оно получает от растительной пищи, становится новой массой тела; остальная энергия теряется в виде отходов или используется травоядным животным для выполнения своих жизненных процессов (то есть движения, пищеварения, размножения). Следовательно, когда травоядное животное съедено хищником, оно передает хищнику лишь небольшую часть всей полученной энергии. Часть энергии, переданной от травоядного к плотоядному животному, часть энергии будет «растрачена» или «использована» плотоядным животным.Таким образом, плотоядное животное должно съесть много травоядных, чтобы получить достаточно энергии для роста. Из-за большого количества энергии, которое теряется в каждом звене пищевой цепи, количество энергии, которое передается вверх по цепочке, становится все меньше и меньше. Чем выше вы поднимаетесь по пищевой цепочке, тем меньше остается доступной пищи — и, следовательно, энергии.

Пищевые цепи можно представить в виде пирамиды.

На приведенной выше энергетической пирамиде показано множество деревьев и кустарников, обеспечивающих пищу и энергию жирафам. По мере продвижения по пищевой цепочке жирафов становится меньше, чем деревьев и кустарников, и гораздо меньше львов, чем жирафов.Это показывает, что по мере того, как мы поднимаемся вверх по пищевой цепочке, потребителей становится все меньше и меньше. Другими словами, большая масса живых существ в основе пищевой цепочки необходима для поддержки нескольких наверху. Для содержания нескольких хищников необходимо много травоядных. В большинстве пищевых цепочек не более четырех или пяти звеньев. В одной пищевой цепочке не может быть слишком много звеньев, потому что животные на конце (вершине) цепочки не будут получать достаточно пищи — и, следовательно, энергии — чтобы остаться в живых.

Пищевые цепочки могут усложняться, потому что животные обычно едят разнообразную пищу.Большинство животных являются частью более чем одной пищевой цепи и едят более одного вида пищи, чтобы удовлетворить свои потребности в пище и энергии. Когда многие пищевые цепи сплетаются вместе, они образуют пищевую сеть .

пищевая сеть — Студенты | Britannica Kids

Введение

Encyclopdia Britannica, Inc.

Термин пищевая цепь относится к серии взаимосвязанных кормовых отношений между живыми существами в экосистеме. Более конкретно, пищевая цепь описывает порядок, в котором материя и энергия в форме пищи передаются от одного организма к другому.Поскольку большинство организмов питается более чем одним типом растений или животных, организм может принадлежать более чем к одной пищевой цепи. В результате пищевые цепи в экосистеме перекрываются и переплетаются, образуя сложную пищевую сеть.

Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц

Пищевые цепи организованы на нескольких трофических или кормовых уровнях. Организмы на каждом уровне питаются организмами с уровня ниже и, в свою очередь, поедаются организмами с уровня выше. Типичная пищевая цепочка пастбищ простирается от трав до кроликов (которые едят травы), до змей (которые едят кроликов) и ястребов (которые едят змей).

Трофические уровни

Британская энциклопедия, Inc. / Патрик О’Нил Райли

Организмы на первом уровне пищевой цепи называются продуцентами. Это организмы, которые могут сами готовить себе пищу. Они используют фотосинтез для преобразования световой энергии Солнца в химическую энергию пищи. Примерами продуцентов являются растения, водоросли и фитопланктон (растительный планктон).

Том Кёрнер / США. Служба охраны рыб и дикой природы © pilipenkod / Fotolia

Организмы остальных трофических уровней называются потребителями.Организмы на втором уровне пищевой цепи называются первичными потребителями. Это организмы, которые поедают производителей. Основными потребителями в экосистеме пастбищ могут быть кролики и бизоны, а также насекомые и птицы, питающиеся растительностью. Основными потребителями в экосистеме пруда могут быть улитки, гусеницы, ондатры и бобры. Во многих морских экосистемах зоопланктон (животноподобный планктон), такой как веслоногие рачки и криль, является основными потребителями.

Третий уровень пищевой цепи включает вторичных потребителей.Это животные, которые едят основных потребителей. Вторичные потребители пастбищ могут включать койотов и змей. Во многих морских средах эту роль выполняют тюлени, кальмары и рыбы. Вторичные потребители в экосистеме Антарктики, среди прочих животных, включают голубых китов и пингвинов.

Многие пищевые цепи имеют четвертый уровень, который включает третичных потребителей — животных, которые едят вторичных потребителей. Ястребы, барсуки и волки являются третичными потребителями в некоторых наземных экосистемах. В морской среде эту роль играют, в частности, крупные рыбы, медузы, тюлени, черепахи, мелкие акулы, дельфины и киты.

Некоторые очень большие экосистемы могут иметь пятый уровень, состоящий из четвертичных потребителей. Это животные, которые питаются третичными потребителями, а в некоторых случаях — вторичными и даже первичными потребителями.

Поток энергии и круговорот материи

Основным источником энергии почти во всех экосистемах является световая энергия Солнца. Производители преобразуют эту энергию в химическую энергию пищи, которая затем передается с одного трофического уровня на другой.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Большая часть энергии — около 90 процентов — которая поступает на трофический уровень, используется организмами на этом уровне. Они используют эту энергию для нормальной жизнедеятельности, поэтому она «теряется» в пищевой цепочке в виде тепла. Энергия, которая не используется для этих процессов, хранится в тканях организма. Затем он переходит на следующий трофический уровень при потреблении организма. Это означает, что общее количество энергии уменьшается от одного трофического уровня к другому по мере продвижения вверх по пищевой цепочке.

Что такое пищевые цепочки и пищевые сети

Значение слов

Травоядное животное — животное, питающееся растениями.(См. Фото)
Плотоядное животное — животное, которое ест других животных. (См. Фото)
Всеядное животное — животное, питающееся и растениями, и животными. например, медведи и люди. (Смотрите фото)

Производитель — обычно зеленое растение, которое производит себе пищу путем фотосинтеза.
Первичный потребитель — Животные, потребляющие только растительные вещества. Это травоядные животные, например кролики, гусеницы, коровы, овцы и олени.
Вторичный потребитель — Животные, питающиеся первичными потребителями (травоядные).
Третичный потребитель — Животные, питающиеся вторичными потребителями, т. Е. плотоядные животные, которые питаются другими плотоядными животными.

Хищники — убить ради еды. Они являются вторичными или третичными потребителями — например, белые медведи, золотые орлы
Prey — это организмы, которыми питаются хищники. Примеры видов хищников и жертв: лиса и кролик; лазоревка и гусеница; волк и ягненок

Scavenger — потребитель который ест мертвых животных (e.грамм. краб, ворона, гриф, канюк и гиена. )
Detritivore — потребитель, который получает питательные вещества из детрита
Decomposer — организм такой как бактерии и грибы, которые разрушают мертвые организмы и их отходы. . (Они не «едят» пищу, как падальщики, поскольку у них нет ротовой полости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *