Цепь питания животных примеры 5 класс: Составить 5 примеров цепей питания.

Автор: | 04.03.2020

Содержание

Пищевая цепочка в природе — схемы, звенья и примеры цепей

Пищевой цепочкой называется перенос энергии от ее источника через ряд организмов. Все живые существа связаны, так как служат объектами питания для других организмов, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

Живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой. Связь эта выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды. Пища содержит энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, биоценоз может стабильно существовать только при перераспределении вещества и энергии через пищевые цепочки.

Пищевые цепочки в природе

Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты (автотрофы) — организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических. Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы различного порядка — это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества. Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

Автотрофы

Автотрофы или продуценты — это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию. К автотрофам относятся растения ( только растения).

Они синтезируют из СО2, Н2О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии — глюкозу (органические молекулы) и О2. Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне. Для растений пищей являются крахмал и питательные вещества, которые добываются из почвы и солнечного света. Им не нужно заниматься поисками пропитания, достаточно будет просто использовать свои собственные врожденные способности и особенности для получения необходимых питательных веществ, обеспечивающих рост и развитие.

Итак, автотрофы — это растения, которые добывают себе пропитание из дождя, почвы и солнечного света. Важную роль в снабжении клеток питательными и минеральными веществами играет фотосинтез (использование света), а также хемосинтез (химическая энергия). В ходе этих сложных процессов «сырые» питательные вещества и полезные ископаемые преобразовываются в специальные клетки, которые поглощают солнечный свет и трансформируют его в энергию. Автотрофы также именуются производителями.

В природе известны два типа автотрофов:

  1. Фотоавтотрофы. К данному виду относятся живые существа, участвующие в фотосинтезе – растения, преобразующие солнечную энергию в сложные комбинации. То есть они производят питательные вещества, полученные из углекислоты вследствие работы фотосинтеза. По подобному принципу живут и водоросли с цианобактериями.
  2. Хемоавтотрофы. Благодаря химическим взаимодействиям неорганических соединений, происходит поступление органических веществ в организмы экосистемы. Этот процесс носит название “хемосинтез”.

Практически все продуценты — фотоавтотрофы, т. е. зеленые растения, водоросли и некоторые прокариоты, например цианобактерии (раньше их называли сине-зелеными водорослями). Роль хемоавтотрофов в масштабах биосферы пренебрежимо мала. Микроскопические водоросли и цианобактерии, составляющие фитопланктон, являются главными продуцентами водных экосистем. Напротив, на первом трофическом уровне наземных экосистем преобладают крупные растения, например деревья в лесах, травы в саваннах, степях, на полях и т. д.

Гетеротрофы

Гетеротрофы (от греч. Heterone — «другой» и trophe — «питание») — организмы, требующие органических соединений, как источника углерода для роста и развития. Также известны как консументы (от лат. consume — употреблять).

К гетеротрофным организмам относятся все животные и человек, а также некоторые паразитические растения и бактерии. Среди этих растений можно выделить группу растений паразитов и растений-хищников. Гетеротрофные организмы (животные, грибы, часть прокариотов) не могут создавать органические соединения непосредственно из неорганических.

Гетеротрофы или консументы — это организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества (обычно ткани растений или животных), этот процесс известен, как гетеротрофное питание.

Гетеротрофы известны как консументы или потребители в пищевой цепочке. Гетеротрофы является противоположностью автотрофам, которые используют неорганические вещества, углекислоту или бикарбонат, как единственный источник углерода. Все животные — гетеротрофы, также как и грибы и многие бактерии и археи (группа микроорганизмов с прокариотным типом строения клетки). Некоторые паразитические растения также полностью или частично являются гетеротрофами, тогда как хищные растения потребляют мясо для получения азота, будучи при этом автотрофами.

Гетеротрофы не в состоянии синтезировать органические соединения на основе углерода независимо, используя неорганические источники (например животные, в отличие от растений, не могут проводить фотосинтез) и поэтому должны получать питательные вещества от автотрофов или других гетеротрофов. Чтобы называться гетеротрофам, организм должен получать углерод из органических соединений. Если он получает азот из органических соединений, но не углерод, он будет считаться автотрофом.

Есть два возможных подтипа гетеротрофов:

  1. Фотогетеротрофы, получающих энергию от света. К ним относятся некоторые виды бактерий, нуждающихся в готовых органических соединениях, источником энергии является свет. В частности, к фотогетеротрофам относят большинство несерных пурпурных бактерий, поскольку они растут лишь при наличии света и органических соединений.
  2. Хезогетеротрофы, что получают энергию за счет окисления или восстановления неорганических смесей. Такой тип питания реализуется у человека, животных и многих микроорганизмов.

Деструкторы

Немаловажную роль в экосистеме и структуре пищевого взаимодействия выполняют представители группы деструкторов или разрушителей. Данную группу составляют редуценты, перерабатывающие неживые органические соединения и превращающие их в неорганические вещества. Деструкторы занимают нишу отдельного трофического этапа в природе. Их роль состоит в переработке разлагающихся растений и останков погибших животных. Характерными представителями редуцентов являются классы грибов и бактерий, играющих, в свою очередь, большое значение в деятельности экосистем. С их помощью почва получает питание и воду, используемую представителями продуцентов.

Деструкторы — (редуценты) — это организмы, в ходе своей жизнедеятельности превращающие (разрушающие) органические вещества в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами. Являются гетеротрофами. Преимущественно это бактерии и грибы. Деструкторы по своему положению в экосистеме близки к детритофагам, так как тоже питаются мертвым органическим веществом.

Наконец, деструкторы в виде сапрофагов и бактерий используют энергию мертвых растений и животных. На этом этапе потребляется наибольшее количество запасенной живыми существами энергии. Разложение органической массы происходит в двух направлениях: распад углеводов в процессе минерализации до диоксида углерода, аммиака и воды; образование гумуса в почве под влиянием микроорганизмов.

Воз­вращая в почву или в водную среду биогенные элементы, они, тем самым, завершают биохимический круговорот. Функционально деструкторы — это те же самые гетеротрофы (консументы), поэтому их часто называют микроконсументами.

Уровни пищевой цепи

Автотрофы не зависят от других организмов, они сами являются основным производителем и занимают начальный уровень пищевой цепочки. Травоядные животные, которые питаются автотрофами, занимают второй трофический уровень. Далее располагаются всеядные и плотоядные гетеротрофы. Наконец, на вершине цепи питания находится человек, который использует для пропитания как первых, так и вторых. Биологические организмы автотрофы и гетеротрофы — это два типа биотических компонентов экосистемы, которые взаимодействуют друг с другом. Все живые организмы могут быть классифицированы как автотрофы или как гетеротрофы. В экосистеме поток энергии от одного организма к другому определяется понятием пищевой цепи.

Все пищевые цепочки начинаются на уровне производителя. Основные потребители едят производителей для получения энергии. Основные потребители съедаются вторичными потребителями- вторичных потребителей едят третичные потребители и так далее.

Пищевая цепочка – линейная иерархия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным. Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Каждый организм, зависящий от следующего организма в плане пропитания, формирует линейную последовательность, через которую энергия переходит от одного организма к другому. Проще говоря, пищевая цепочка показывает, кто кого ест. Следует особо отметить, что один и тот же биологический вид может занимать несколько трофических уровней. Например, если он употребляет в пищу мясо травоядных животных, он является консументом второго порядка, но если он питается и растительностью, то выступает одновременно и в качестве консумента первого порядка.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

кора березы —> заяц —> волк —> редуценты;

древесина —> личинка майского жука —> дятел —> ястреб —> редуценты;

опавшая листва (детрит) —> черви —> землеройки —> сова —> редуценты.

Пищевые цепи в лесу

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов. Типичный пример: животное поедает растения. Это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию. Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено — трофическим уровнем (греч. trophos-питание). Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами и т. д. Обычно бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.

Схема уровней пищевой (трофической) цепи

Итак, рассмотрим существующие трофические уровни:

Первый

Автотрофы (первичные продуценты). Первичными продуцентами являются автотрофные организмы, в основном зеленые растения. Некоторые прокариоты, а именно сине-зеленые водоросли и немногочисленные виды бактерий, тоже фото — синтезируют, но их вклад относительно невелик. Фотоавтотрофы превращают солнечную энергию (энергию света) в химическую энергию, заключенную в органических молекулах, из которых построены их ткани. Небольшой вклад в продукцию органического вещества вносят и хемосинтезирующие бактерии, извлекающие энергию из неорганических соединений.

В водных экосистемах главными продуцентами являются водоросли — часто мелкие одноклеточные организмы, составляющие фитопланктон поверхностных слоев океанов и озер. На суше большую часть первичной продукции поставляют более высокоорганизованные формы, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным. Они формируют леса и луга.

Второй

Второй уровень цепи занимают первичные консументы, которые питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих — это грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как лошади, овцы, крупный рогатый скот.

В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов — ветвистоусые и веслоногие раки, личинки крабов, усоногие раки и двустворчатые моллюски (например, мидии и устрицы) — питаются, отфильтровывая мельчайших первичных продуцентов из воды. Вместе с простейшими многие из них составляют основную часть зоопланктона, питающегося фитопланктоном. Жизнь в океанах и озерах практически полностью зависит от планктона, так как с него начинаются почти все пищевые цепи.

К первичным консументам относятся также паразиты растений (грибы, растения и животные).

Третий

Следующее, третье звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Это плотоядные животные, хищники, которые охотятся и убивают жертву или те, которые питаются падалью (грифы) или паразиты, которые меньше своих хозяев (блохи, комары и т. п.). К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.

Четвертый

О четвертом уровне трофической цепи можно говорить, когда животного из третьей трофической стадии (например лису) поедает более крупный зверь (например, волк). В типичных пищевых цепях хищников плотоядные животные оказываются крупнее на каждом следующем трофическом уровне. Любая пищевая цепочка заканчивается на хищнике или же суперхищнике – самом сильном животном, не имеющего “врагов”, равных ему по размеру, весу и силе (медведь, крокодил, акула). Таких представителей относят к “хозяевам” своих природных условий существования.

Пятый

Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков.

Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

Виды пищевых цепей

В природе существуют две разновидности пищевого взаимодействия, или пищевых цепей: пастбищная и детритная:

Пастбищная пищевая цепь

Она начинается с растений и тянется дальше к растительноядным животным (фитофагам), а затем и к хищникам. В подобной цепи при каждом переходе к следующему звену теряется до 80-90% потенциальной энергии пищи, так как она переходит в тепло. Пастбищные пищевые цепи делятся на пищевые цепи хищников и пищевые цепи паразитов.

Схема пастбищной пищевой цепи

При продвижении по пищевой цепи хищников, размер каждого последующего его члена больше, чем размер предыдущего, но численность каждых следующих участников пищевой цепи меньше численности ее предыдущих представителей. Примером пищевой цепи хищников может служить следующая последовательность:

  • Сосна обыкновенная => Тли => Божьи коровки => Пауки =>Насекомоядные птицы => Хищные птицы.

В отличии от пищевой цепи хищников, пищевые цепи паразитов ведут к организмам, которые все более уменьшаются в размерах и увеличиваются численно. В качестве примера можно привести следующую цепь:

  • Трава => Травоядные млекопитающие => Блохи => Жгутиконосцы.

В пастбищных пищевых цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники. За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

Детритная пищевая цепь

Детритная пищевая цепь берет свое начало от мертвого органического вещества (т.н. детрита), которое либо потребляется в пищу мелкими, преимущественно беспозвоночными животными, либо разлагается бактериями или грибами. Организмы, потребляющие мертвое органическое вещество, называются детритофагами, разлагающие его — деструкторами. Пастбищная и детритная пищевые цепи обычно существуют в экосистемах совместно, но один из видов пищевых цепей почти всегда доминирует над другим. В некоторых же специфических средах (например в подземной), где из-за отсутствия света невозможна жизнедеятельность зеленых растений, существуют только детритные пищевые цепи. В экосистемах пищевые цепи не изолированы друг от друга, а тесно переплетены. Они составляют так называемые пищевые сети. Это происходит потому, что каждый продуцент имеет не одного, а нескольких консументов, которые, в свою очередь, могут иметь несколько источников питания.

В пищевых цепях образуются так называемые трофические уровни. Трофические уровни классифицируют организмы в пищевой цепи по типам их жизнедеятельности или по источникам получения энергии. Растения занимают первый трофический уровень (уровень продуцентов), травоядные (консументы первого порядка) относятся ко второму трофическому уровню, хищники, поедающие травоядных, образуют третий трофический уровень, вторичные хищники — четвертый и т.д.  Поток энергии в экосистеме. Как нам известно, перенос энергии в экосистеме осуществляется через пищевые цепи. Но далеко не вся энергия предыдущего трофического уровня переходит на следующий. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: чистая первичная продукция в экосистеме (то есть количество энергии, накопленное продуцентами) составляет 200 ккал/м2, вторичная продуктивность (энергия, накопленная консументами первого порядка) равна 20 ккал/м2 или 10% от предыдущего трофческого уровня, энергия же следующего уровня составляет 2 ккал/м2, что равно 20% от энергии предыдущего уровня. Как видно из данного примера, при каждом переходе на более высокий уровень теряется 80-90% энергии предыдущего звена пищевой цепи.  Универсальная модель потока энергии. Поступление и расход энергии можно рассмотреть с помощью универсальной модели потока энергии. Она применима к любому живому компоненту экосистемы: растению, животному, микроорганизмам, популяции или трофической группе. Подобные графические модели, соединенные между собой, могут отражать пищевые цепи (при последовательном соединении схем потока энергии нескольких трофических уровней образуется схема потока энергии в пищевой цепи) или биоэнергетику в целом.

Движение энергии в пищевой цепи

После смерти какой-либо особи она употребляется детритофагами (стервятниками, крабами, червями и т.д.). Остальная ее часть разлагается редуцентами (бактериями, грибами), вследствие чего и продолжается процесс энергетического обмена. Поток энергии в периодичности цепи указан стрелками от солнца либо гидротермального начала до класса высших существ. В независимости от того, как и от кого передается энергия, она имеет свойство “потери” на каждой трофической стадии пищевой цепи. Подобные потери связаны с тем, что значительная часть энергии при переходе с одной ступени на другую не усваивается представителями следующего трофического уровня или превращается в тепло, недоступное для использования живыми организмами.

Итак, нам известно, что перенос энергии в экосистеме осуществляется через пищевые цепи. Но далеко не вся энергия предыдущего трофического уровня переходит на следующий. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: чистая первичная продукция в экосистеме (то есть количество энергии, накопленное продуцентами) составляет 200 ккал/м2, вторичная продуктивность (энергия, накопленная консументами первого порядка) равна 20 ккал/м2 или 10% от предыдущего трофического уровня, энергия же следующего уровня составляет 2 ккал/м2, что равно 20% от энергии предыдущего уровня. Как видно из данного примера, при каждом переходе на более высокий уровень теряется 80-90% энергии предыдущего звена пищевой цепи.  Универсальная модель потока энергии. Поступление и расход энергии можно рассмотреть с помощью универсальной модели потока энергии. Она применима к любому живому компоненту экосистемы: растению, животному, микроорганизмам, популяции или трофической группе. Подобные графические модели, соединенные между собой, могут отражать пищевые цепи (при последовательном соединении схем потока энергии нескольких трофических уровней образуется схема потока энергии в пищевой цепи) или биоэнергетику в целом.

Для лучшего усвоения материала о пищевой цепи рекомендуем посмотреть познавательное видео:

Виды цепей питания, их примеры в природе, трофические уровни животных

Любому живому существу на нашей планете для нормального развития необходимо питание. Питание — это процесс поступления энергии и необходимых химических элементов в живой организм. Источником питания для одних животных служат другие растения и животные. Процесс перехода энергии и питательных веществ от одного живого организма к другому происходит путем поедания одних другими. Одни животные и растения служат пищей для других. Таким образом, энергия может передаваться через несколько звеньев.

Цепь питания животного мира

Совокупность всех звеньев в этом процессе называется цепью питания. Пример пищевой цепочки можно увидеть в лесу, когда птица съест червяка, а потом сама станет пищей для рыси.

Все виды живых организмов, в зависимости от того, какое место они занимают, делятся на три вида:

  • продуценты;
  • консументы;
  • редуценты.

Продуценты

Продуцентами являются живые организмы, которые самостоятельно вырабатывают питательные вещества. Например, растения или водоросли. Для выработки органических веществ продуценты могут использовать солнечный свет или простые неорганические соединения, такие как углекислый газ или сероводород. Такие организмы ещё называются автотрофными. Автотрофы являются первым звеном любой пищевой цепочки и составляют её основу, а энергия, полученная этими организмами, поддерживает каждое следующее звено.

Консументы

Консументы это следующее звено. Роль консументов выполняют гетеротрофные организмы, то есть те, которые не вырабатывают самостоятельно органические вещества, а используют в пищу другие организмы. Консументов можно разделить на несколько уровней. Например, к первому уровню относятся все травоядные животные, некоторые виды микроорганизмов, а также планктон. Грызуны, зайцы, лоси, кабаны, антилопы и даже бегемоты — все относятся к первому уровню.

Ко второму уровню относят мелких хищников, таких как: дикие кошки, норки, хорьки, рыбы, питающиеся планктоном, совы, змеи. Эти животные служат пищей для консументов третьего уровня — более крупных хищников. Это такие животные, как: лиса, рысь, лев, ястреб, щука и др. Таких хищников называют ещё высшими. Высшие хищники необязательно поедают только тех, кто находится на предыдущем уровне. Например, мелкая лиса может стать добычей ястреба, а рысь может охотиться и на грызунов, и на сов.

Редуценты

Это такие организмы, которые перерабатывают продукты жизнедеятельности животных и их мертвую плоть в неорганические соединения. К ним относятся некоторые виды грибов, бактерии гниения. Роль редуцентов в том, чтобы замкнуть круговорот веществ в природе. Они возвращают в почву и воздух воду и простейшие неорганические соединения, которые используют продуценты для своей жизнедеятельности. Редуценты перерабатывают не только умерших животных, но и например, опавшие листья, которые начинают гнить в лесу или сухую траву в степи.

Как питаются животные

Трофические сети

Все пищевые цепочки существуют в постоянной взаимосвязи друг с другом. Совокупность нескольких пищевых цепей составляет трофическую сеть. Это своеобразная пирамида, состоящая из нескольких уровней.Каждый уровень образуют определенные звенья цепи питания. Например, в цепочках :

  • муха — лягушка — цапля;
  • кузнечик — змея — сокол;

Муха и кузнечик будут относиться к первому трофическому уровню, змея и лягушка ко второму, а цапля и сокол к третьему.

Пищевая цепь животных

Виды пищевых цепей: примеры в природе

Они разделяются на пастбищные и детритные. Пастбищные цепи питания распространены в степях и в мировом океане. Началом этих цепей служат продуценты. Например,трава или водоросли. Дальше идут консументы первого порядка, например, травоядные животные или малюски и мелкие ракообразные, питающиеся водорослями. Далее в цепи идут мелкие хищники, такие как, лисы, норки, хорьки, окуни, совы. Замыкают цепь суперхищники, такие как, львы, медведи, крокодилы. Суперхищники не являются добычей для других животных, но после своей гибели служат пищевым материалом для редуцентов. Редуценты участвуют в процессе разложения останков этих животных.

Детритные цепи питания берут свое начало от гниющих органических веществ. Например, от разлагающейся листвы и оставшейся травы или от опавших ягод. Такие цепи распространены в лиственных и смешанных лесах. Опавшие гниющие листья — мокрица — ворон. Вот пример такой пищевой цепи. Большинство животных и микроорганизмов могут одновременно являться звеньями обоих видов пищевых цепочек. Примером этого может служит дятел, питающийся жучками, которые разлагают мертвое дерево. Это представители детритной цепи питания А сам дятел может стать добычей уже для мелкого хищника, например, для рыси. Рысь может охотиться ещё и на грызунов — представителей пастбищной цепи питания.

Любая пищевая цепь не может быть очень длинной. Это связано с тем, что на каждый последующий уровень передается только 10% энергии предыдущего уровня. Большинство из них состоит от 3 до 6 звеньев.

Видео

Это видео поможет вам разобраться в пищевой цепи питания животных.

План-конспект урока по экологии (5 класс) на тему: Цепи и сети питания

Тема:  «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»

Цели:

Образовательные:

  1. дать понятия «цепь питания», «сеть питания»;
  2. рассмотреть классификацию цепей питания;
  3. выяснить роль различных цепей питания.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;
  2. развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.

Оборудование:   учебник  Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета;  рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

План урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Изложение нового материала:
  1. Понятие о цепи питания.
  2. Виды цепей питания с их характеристикой.
  3. Сети питания.
  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний.

Устная проверка ЗУН:

— Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;

— Какие группы организмов входят в сообщества?

— Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;

— К какой группе относят животных и почему?

— каково значение бактерий и грибов в сообществе?

-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)

3.Изложение нового материала.

Вступительное слово учителя:

 В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?

Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).

1. Понятие о цепи питания.

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.

2. Виды цепей питания с их характеристикой.

Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.

                                ЦЕПИ ПИТАНИЯ

ВЫЕДАНИЯ          РАЗЛОЖЕНИЯ     ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ

Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:

  1. начальное звено в цепи;
  2. последовательность всех звеньев цепи;
  3. объяснения названия цепи питания;
  4. примеры цепей питания данного вида;
  5. роль в экосистеме.

Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.

1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Производитель (продуцент) – травоядный потребитель  – плотоядный потребитель  – хищник .

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:

«…Называются эти цепи питания   так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»

Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим цепи выедания. Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом

лесная экосистема

желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник

семена злаков – лесная мышь – сова – лиса

кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник

трава – заяц – лиса – орел

листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник

сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный

орехи – белка – канюк обыкновенный

желуди – белка – лесная куница

ПОЛЕ, СТЕПЬ

Злаки – полевка – луговой лунь

Злаки – суслик – лисица – орел

Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан

Трава – полевка – ласка

Злаки – полевка – горностай – пустельга

2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель  – хищник.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:

«Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его».

Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом

опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – крот

навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный

        

3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Живой организм-хозяин – паразит – паразит — паразит.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:

«Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».

Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим паразитическую цепь. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом

собака – блоха – простейшие – бактерии

человек – аскарида – бактерии

корова – печеночный сосальщик – бактерии

В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу

Цепи питания и их роль в экосистеме

Цепь питания

Начальное звено

Последователь-ность звеньев

Примеры цепей питания

Роль в экосистеме

Цепи выедания

Живые растения

Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник

Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

Семена злаков – лесная мышь – сова

Злаки – суслик – лиса – орел

Преобразование органических веществ, образованных в растениях

Цепи разложения

Мертвые органические остатки

Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель — хищник

Опавшая листва — дождевой червь — черный дрозд – ястреб-перепелятник

Навоз – жук-навозник – славка — ястреб

Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений

Паразитические цепи

Живые организмы

Живой организм – паразит — паразит

Собака – блоха – простейшие — бактерии

Преобразование органических веществ

    3. Сети питания.

В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть.

Демонстрация пищевой сети на рисунке 56 учебника (стр. 94) и мультимедийной презентации.

Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке 56 в учебнике различные цепи питания. Назовите их звенья.

4. Закрепление.

Устный опрос по пройденному материалу.

  1. Что такое цепь питания? Какие цепи питания вы знаете? Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
  2. Каковы особенности цепей выедания? Приведите примеры этих цепей для сообществ Липецкой области.
  3. Сравните паразитические цепи питания и цепи выедания. Какую роль они выполняют в экосистеме?
  4. В чем состоят особенности цепей разложения? Какова их роль в экосистеме?
  5. Что такое «сеть питания»?

5.Рефлексия

6. Домашнее задание.

П.12. Составить цепи питания моря и пресного водоема.

                               

             

 Приложение №1

Карточка №1

1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?

а) потребители     б) производители     в) разрушители

2. Что  используют для своего питания производители?

а) органические и минеральные вещества  .

б) неорганические вещества  и энергию света  

в) только органические вещества

3.К каким живым организмам можно отнести лягушку озерную?

а) потребители     б) производители     в) разрушители

4. Что  используют для своего питания  потребители?

а) органические и минеральные вещества  

б) неорганические вещества  и энергию света  

в) только органические вещества

5.К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?

а) потребители     б) производители     в) разрушители

Карточка №2

Задание 1. Расселите животных по природным сообществам.

 1.Лес.                        2.Луг.                                 3.Водоем.

Список животных:

Кукушка

Пиявки

Белка

Кабан

Крот

Коростель

Щука

Ящерица

Лягушка

Бобр

Шмель

Перепел

Дятел

Еж

Цапля

Кузнечик

Карточка №3

1.Определите о каком природном сообществе идет речь?

Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.  

2.  К какой группе организмов можно отнести дождевого червя?

  В темной норке под землей живет дождевой червь. Очень редко появляется он на дневной поверхности и то лишь для того чтобы затащить в свою норку опавший листок или пожухлую травинку. Этим и питается превращая органические вещества растительных остатков в перегной почвы.  

Карточка №4

Можно ли отнести стрекозу к потребителям, докажите?

Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу.  

                                                       

Приложение№2

Таблица: «Характеристика цепей питания».

Цепь питания

Начальное звено

Последовательность звеньев

Примеры цепей питания

Роль в экосистеме

Приложение №3

  

+++

1. Трофические сети и цепи питания. Типы пищевых цепей

Поддержание целостности сообщества обеспечивается разнообразными связями между организмами. Наибольшее значение в природе имеют пищевые связи, благодаря которым осуществляется непрерывный вещественно-энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.

 

В сообществе живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой. Связь эта выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды. Пища содержит энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, биоценоз может стабильно существовать только при перераспределении вещества и энергии через пищевые цепи.

 

Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов. Эта схема имеет вид сети (её переплетения бывают очень сложными) и носит название пищевая (трофическая) сеть.

Пример:

трофическая сеть широколиственного леса:

 

Пищевая сеть обычно состоит из нескольких пищевых (трофических) цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещество и энергия.

 

В каждой цепи осуществляется однонаправленный поток вещества и энергии от одной группы организмов к другой (на рисунке стрелками изображены потоки вещества в пищевой сети).

 

Цепи питания, начинающиеся с живого органического вещества (обычно с зелёных растений), называются пастбищными, или консументными, цепями (или цепями выедания).

Пастбищные цепи питания преобладают в травянистых, водных экосистемах.

Пример:

А — пастбищная пищевая цепь: живое растение — растительноядное насекомое — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

Трофические цепи, начинающиеся с мёртвого органического вещества детрита (отмершие остатки растений, трупы и экскременты животных), называются детритные, или редуцентные, цепи (или цепи разложения). 

Детритные цепи преобладают в лесных экосистемах.

Пример:

Б — детритная пищевая цепь: опавшие листья (детрит) — почвенные бактерии, черви, грибы (детритофаги) — почвенные насекомые и клещи — хищные насекомые и насекомоядные животные.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

http://pda.coolreferat.com

http://school-collection.edu.ru

описание, виды, примеры и схемы цепочек леса и водоёма

Автор Маргарита Малиновская На чтение 3 мин. Опубликовано

Круговорот энергии в живой природе осуществляется в основном посредством функционирования пищевых цепей. Примеры взаимоотношений, при которых один вид является питательным веществом для другого, очевидны. Любой организм должен получать энергию и при этом может являться источником энергии для других: например, рыба питается червями, чтобы в итоге стать добычей хищной птицы.

Классификация организмов

Пищевая цепь — линейная последовательность, определяющая порядок питания организмов. Она состоит их трёх-пяти звеньев, называемых также трофическими уровнями:

  1. Автотрофы (продуценты) — организмы, преобразующие неорганические вещества в органические соединения. Являются первым звеном, получающим энергию из неорганических соединений. Они классифицируются на фотосинтетиков, перерабатывающих энергию солнечного света, и на хемосинтетиков, вырабатывающих энергию благодаря химическим реакциям неорганических веществ (аммиака, сероводорода, водорода и так далее).
  2. Гетеротрофы (консументы) — организмы-потребители органических соединений. Консументы 1-го порядка получают энергию из растений, ими, в свою очередь, питаются консументы 2-го порядка .
  3. Детритофаги (редуценты) — существа, перерабатывающие органическое вещество в неорганические простые соединения. К этому классу относятся бактерии и грибы.

Экологические пирамиды

В экологии существует правило 10%, согласно которому с каждого трофического уровня на другой возможен переход лишь 10% энергии (оставшаяся часть энергии либо не усваивается, либо превращается в тепловую). Этим и объясняется ограниченная длина пищевых цепочек: слишком «затянувшиеся» не смогут переносить достаточный объём полезной энергии к последнему потребителю.

Соотношения между участниками экосистем можно изобразить графически в виде треугольника, где каждый трофический уровень будет занимать объём, определённый своей энергетической ценностью, то есть составить экологическую пирамиду.

Экологические пирамиды могут иметь разную форму: как треугольника с широким основанием, так и перевёрнутого (обращённого) треугольника. Первый вид характерен для простых цепей, в которых консументу более высокого порядка требуется большое количество консументов низшего порядка (или продуцентов). Пример такой цепочки питания животных: растения — зайцы — волки.

Перевёрнутые пирамиды соответствуют пищевым цепям леса, в которых первичные потребители — насекомые. В такой ситуации количество организмов первого трофического уровня меньше количества потребителей 1-го порядка.

Виды пищевых цепей

Существует два вида цепей в природе:

  1. Пастбищные (цепи выедания).
  2. Детритные (цепи разложения).

Различают пастбищные цепи хищников и паразитов. Цепь хищников характеризуется увеличением размера участника вместе с уменьшением количества особей на каждом трофическом уровне:

  • пшеница — полевая мышь — коршун;
  • кустарник — косуля — росомаха.

Цепи выедания характерны не только для наземно-воздушной среды, но и для водоёмов: водоросли — головастики — карпы — цапли.

В схеме паразитов наблюдается обратная зависимость: размеры участников уменьшаются, а их количество увеличивается с каждым новым трофическим уровнем. Примеры таких схем:

  • кошки — блохи — жгутиконосцы;
  • буйволы — пираньи — паразиты.

Детритная пищевая цепочка начинается с гниющих и перегнивающих органических веществ. Такие виды цепей характерны в смешанных и лиственных лесах, где существует большое количество растительного перегноя:

  • палая листва — мокрицы — вороны;
  • упавшее дерево — насекомые — дятел.

Пищевые сети

Разные виды цепочек питания сосуществуют параллельно в экосистеме, хотя в специфических средах один вид доминирует над другим. Причиной такой взаимосвязи и переплетения является открытость природных биоценозов, где каждый продуцент имеет нескольких потребителей-консументов.

Сложный механизм таких связей называется пищевой сетью. Линейные цепочки питания рискуют оборваться при уменьшении численности или исчезновении особей какого-либо вида, в то время как пищевые сети поддерживают устойчивость экосистем, обеспечивая взаимозаменяемость видов на разных трофических уровнях.

Цепи питания в биологии

Что такое цепи питания

  • Виды цепей питания
  • О чем говорит длина цепи питания
  • Что лежит в основе цепи питания
  • Цепи питания, видео фильм
  • Что такое цепи питания

    Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

    Виды цепей питания

    В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

    Пастбищная цепь питания

    Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами )). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.

    Детритная цепь питания

    А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.

    Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

    Цепи питания

    О чем говорит длина цепи питания

    Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

    Что лежит в основе цепи питания

    В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, песцов, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

    Цепи питания, видео фильм

    И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.

    Цепи питания

    Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    примеры продуцентов и консументов первого порядка, трофические связи

    Трофическая цепь — биологический термин, обозначающий род взаимоотношений между организмами, а именно — отношения потребитель-пища. Словом, последовательность поедания одних созданий другими — это и есть пищевая цепь (пример: трава-косуля-волк). Такая последовательность может включать в себя от 2 до 5 ступеней, или уровней, при этом каждый следующий представитель ниши поедает нижестоящего. Анализируемый процесс способствует естественному круговороту веществ в природе и поддерживает баланс всех природных экосистем.

    цепь питания в широколиственных лесах

    цепь питания в широколиственных лесах

    Что такое пищевая цепь

    Это процесс, обеспечивающий перенос или обмен энергией и веществами, позволяющий последним циркулировать в биосфере. При этом энергетические потери составляют больше 80 % — они выделяются в виде тепла. Цепь имеет линейную структуру (вариант — экологическая пирамида), составляется из нескольких звеньев. Они в свою очередь могут состоять из одной или нескольких групп живых существ, служащих пищей для вышерасположенных ярусов.

    Пищевые цепи

    Пищевые цепи

    Структуру построения экологической пирамиды, чью основу представляет собой вышеописанная теория, графически представил в 1920-х гг. британский зоолог Ч. Элтон: на ней продемонстрированы также в зависимости от типа разность в биомассе, популяции и передаваемой энергии различных уровней пирамиды.

    Правило пирамиды гласит: чем выше ярус, тем меньше биомасса и популяция относящихся к нему организмов.

    Субъекты трофической цепи разделяются на три вида в зависимости от играемой в ней роли: продуценты, консументы и редуценты. Все они объединены в природе множеством трофических связей. Более сложные схемы пищевых взаимоотношений на разных уровнях складываются в своеобразные трофические сети.

    схема

    схема

    Продуценты

    На нижней ступени стоят продуценты, или автотрофы, — организмы, производящие употребляемые ими в пищу органические вещества, синтезируя их из простых молекул. Они производят самое большое количество энергии по сравнению с другими нишами, питая всю цепочку.

    В мире существует две разновидности автотрофов в зависимости от способа, которым они синтезируют питательные соединения:

    • фотоавтотрофы, производящие фотосинтез при помощи солнечных лучей, поглощая углекислый газ и производя сахар (при этом еще одним побочным продуктом при выработке питания является кислород), примеры: зеленые растения, водоросли, цианобактерии;
    • хемоавтотрофы, прибегающие к химическим реакциям, чтобы преобразовать неорганические соединения (водород, аммиак и др.) в органику, в качестве примера можно назвать нитрифицирующие бактерии.

    Продуценты — основа всего живого на Земле. Без них не обходится ни одна линия питания, второе их наименование — производители.

    Компоненты экосистемы - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии

    Компоненты экосистемы - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии

    Консументы

    Консументы — это уже потребительская ступень питания. Гетеротрофы, как еще называют эту группу, не способны самостоятельно производить пищу.

    Обмен веществ в их организмах происходит за счет поглощения продуцентов или побочных продуктов их жизнедеятельности.

    Гетеротрофы могут происходить из совершенно разных классов существ: млекопитающие, насекомые, грибы и даже растения (среди них тоже встречаются хищники).

    Консументы делятся на порядки, их число доходит в разных вариантах пирамиды до четырех.

    Порядок зависит от того, представителей какого уровня поедает животное:

    1. Консументы первого уровня довольствуются редуцентами — к таким гетеротрофам можно отнести ряд насекомых (божья коровка, стрекоза), зверей (заяц, антилопа) или птиц (колибри).
    2. Представители второго порядка поглощают тех, кто относится к предыдущей группе. Среди них лисы, охотящиеся на зайцев, насекомоядные пернатые (ласточки, скворцы), плотоядные пауки и растения (росянка, жирянка, альдрованда пузырчатая).
    3. Вершиной гетеротрофов являются хищные птицы (ястреб, орел) и млекопитающие (лев, волк и, разумеется, человек).

    В морской экосистеме консументы — основная часть цепи питания, они поглощают около 70—80 % всей имеющейся биомассы (речь идет преимущественно о планктоне).

    схема

    схема

    Редуценты

    Данные организмы (называемые также деструкторами, сапрофагами), перерабатывающие отмершие органические останки животных и растений, замыкают круговорот веществ, возвращая минералы и неорганические соединения для синтеза продуцентам.

    Они запускают процесс разложения органики.

    Само название «редуцент» означает «возвращающий», а «деструктор» — «разрушающий».

    Эти создания, как правило, отличаются крохотными размерами, за исключением крупных падальщиков (редуцентов второго порядка), не оставляют отходов жизнедеятельности (экскрементов). К ним относятся часть бактерий, грибов и насекомых (жук-навозник, дождевой червь). Сапрофагов называют «санитарами» экосистем, поскольку они способствуют очищению окружающей среды от гнили и отравляющих веществ, поедая остатки разлагающихся организмов.

    трофические связи

    трофические связи

    Типы

    Биологи выделяют два основных типа пищевых цепочек: пастбищную и детритную.

    Первая (выедание) — наиболее распространенная, она базируется на автотрофах, потребляющих солнечную энергию. Именно продуценты являются основной составляющей таких цепочек. Еще одной характерной чертой выедания является обилие консументов первого разряда, употребляющих в пищу зеленую растительность, а также несколько уровней хищных гетеротрофов.

    Особенно сложными представляются подобные схемы в океанах, где на более чем половину видов рыб находится рыба побольше, поглощающая все, что меньше размером.

    консументы первого порядка

    консументы первого порядка

    Более редкий трофический тип — детритный, называют разложением.

    Этот тип обычно встречается в лесах. Он отличается не прямым поеданием автотрофов, а после их медленного отмирания и разложения при участии редуцентов.

    Открывается такая цепь органическими останками, вторая ступень — преобразовывающие их микроорганизмы, третий и четвертый уровень — так называемые детритофаги (например, птицы: утки, гуси, воробьи), затем — поедающие последних хищники (куница, ласка).

    схема

    схема

    Уровни

    Трофическая цепь может состоять из разного количества звеньев (уровней). Каждый из них означает особое место, занимаемое тем или иным живым существом в этой линейке. Пять уровней — самый длинный вариант построения такой последовательности.

    Итак:

    1. Первый уровень занимают автотрофы, производящие то, что они едят. При этом в ход идет энергия Солнца или быстротекущей воды (горные источники), или неорганические химические вещества.
    2. На второй ступени — первичные растительноядные потребители. Они употребляют в пищу продуцентов. Эти создания могут иметь как микроскопические (насекомые), так и достаточно крупные размеры (копытные травоядные: корова, коза, овца).
    3. Третьими идут потребители второго уровня – звери и пернатые, которые охотятся на первичных консументов. В качестве примера можно назвать дрозда, ворону, кошку.
    4. Представители четвертой ступени поедают вышеупомянутых. Так, сова или филин едят более мелких птичек, в чей рацион входят насекомые-фитофаги. Или тигр, иногда не брезгующий лягушками, которые, как известно, питаются водными членистоногими.
    5. Пятый, высший уровень пирамиды возглавляют самые крупные хищники, способные одолеть большую и опасную дичь. К таковым причисляется ястреб, охотящийся даже на сов, или акула, которая съедает все, что удастся поймать.

    Стоит отметить, что человек также входит в эту систему, при этом может принадлежать к совершенно различным звеньям. Несмотря на это, именно homo sapiens с течением эволюции стал называть себя вершиной трофической пирамиды, поскольку он способен, если не физически, то при помощи созданных им орудий и технологий одолеть любое дикое животное.

    продуценты консументы

    продуценты консументы

    Энергия

    Самой важной задачей функционирования пирамид питания является энергообмен между организмами в природе. При этом неизбежны огромные потери энергии, поскольку производится она лишь на первом этапе, а дальше только поглощается. При каждом поглощении изрядная часть ее (90 % — по правилу Линдемана) испаряется, отдавая тепло, а оставшееся обеспечивает жизнедеятельность каждого нового поглотителя. Как правило, эти последовательности фиксируют энергопоглощение за определенный период времени.

    Наглядно описываемый процесс демонстрирует пирамида энергетических потоков. Пирамида данного вида – это оригинальная графическая модель, на которой отображается количество энергии, заключенной в каждом звене трофического уровня системы питания в определенной экосистеме. С повышением ступени показатели снижаются. Такой тип пирамид наиболее точно передает представление об организации природных сообществ, функции каждого их элемента, поскольку показывает скорость, с которой биомасса пищи проходит сквозь линейную систему питания в природе.

    1942 г. Р.Линдеман - закон пирамиды энергии (или закон 10 ...

    1942 г. Р.Линдеман - закон пирамиды энергии (или закон 10 ...

    Примеры

    В лиственных лесах

    Здесь чаще всего встречается детритный трофический тип, известная часть энергообмена происходит за счет переработки микробактериями лесной подстилки.

    Обычная цепь питания в широколиственных лесах составлена из трех-четырех ниш:

    1. Семена деревьев — лесная мышь — филин. В такой схеме дерево — продуцент, консумент первого порядка — мышь поедает продукт, производимый им — семя, а ее в свою очередь ловит филин, чья кормовая база на 60 % состоит из мелких грызунов.
    2. Кора дерева или кустарника — жук-короед — воробей — ястреб. Подобный вид сложнее — здесь присутствуют консументы трех разрядов. Растительная пища — кора — идет на корм членистоногому короеду. Он становится добычей маленькой насекомоядной пташки — такой, как воробей. Тот попадает в когти крупной хищной птицы — ястреба, питающегося маленькими собратьями и млекопитающими.
    3. Травянистое растение — гусеница — большой жук (красотел пахучий) — синица — кобчик. Представленная линейка — одна из сложнейших в лесу. В ней находятся два типа насекомых — гетеротрофов, один из которых плотоядный.

    Чем богаче видовое разнообразие в природной зоне, тем сложнее будут трофические пирамиды, обнаруженные на ее территории.

    схема

    схема

    В смешанных лесах

    Эта зона отличается широким ареалом обитания множества разновидностей живых существ.

    Вот пара примеров:

    1. Гриб — лось — медведь. Короткая, но вполне отражающая особенности местной флоры и фауны взаимосвязь. Грибы-автотрофы поглощаются фитофагом-лосем. В природе на столь мощного копытного осмеливается охотиться лишь еще более мощный зверь – медведь. Именно косолапый является венцом этой экосистемы, не имея естественных врагов.
    2. Ель — жук-древоточец — дятел — сокол — клещ. В данном случае цепь замыкается на редуценте – паразите, питающемся кровью сокола. Первая часть последовательности схожа с предыдущей, вторая содержит насекомое-деструктора, относящегося к группе паразитирующих организмов. Их участие в круговороте веществ весьма характерно для лесных территорий.

    Напоследок стоит отметить, что наличие в пищевой сети бактерий-сапрофагов — обычное явление для практически любого типа трофических связей в упомянутых экосистемах.

    пищевая цепь примеры (главный ключ)

    пищевая цепь примеры (главный ключ)

    В хвойных лесах

    Такие леса встречаются большей частью в природной зоне тайги и тундры.

    Трофические связи здесь похожи на предыдущие:

    1. Сосна – белка – лиса — блоха. Четырехуровневая цепь изображает типичную для тайги взаимосвязь: белка питается семенами из сосновых шишек, и сама становится добычей для крупного млекопитающего – рыжей лисицы. А на шкуре хищницы заводятся паразиты – блохи, сосущие кровь.
    2. Лишайник – олень – рысь. В северных лесах произрастают мхи и лишайники. Эти растения являются основой рациона оленей. На последних часто охотятся большие таежные кошки – рыси.
    3. Перегной – детритные бактерии – одноклеточные – грибы – кабан – медведь. Подобные длинные цепочки характерны для хвойных угодий. В них участвуют микроскопические организмы в качестве консументов.

    Кроме того, в такой экосистеме распространены именно детритные последовательности, поскольку процесс гниения животных и растительных останков крайне важен для нормальной жизнедеятельности лесов.

    консументы первого порядка

    консументы первого порядка

    Биологическое значение

    Составление цепей питания помогает контролировать численность каждой из популяций во множестве существующих экосистем. По этим линейным изображениям ученым-биологам и экологам удобно отслеживать изменения в видовом многообразии той или иной зоны, просчитывать характер и степень влияния на виды тех или иных факторов: загрязнения, урбанизации, подселения новых пород, смена климата, экологические проблемы.

    Достаточно наглядно показывают трофические пирамиды превосходство одной популяции над другой, их взаимоотношения, когда резкое увеличение одного вида ведет к сокращению другого. Таким образом, изучение пищевых взаимосвязей в природе при помощи трофических цепей способствует контролю над состоянием экологии и защите уязвимых разновидностей животных, грибов и растений, поддержанию естественного баланса в биосфере.

    Видео

    В заключение — видео с подробным описанием понятия пищевой цепи.

    Примеры пищевых цепочек

    Термин «пищевая цепь» относится к последовательности событий в экосистеме, когда один организм поедает другой, а затем его поедает другой организм. Он начинается с первичного источника , такого как солнце или гидротермальные источники, где производителей производят пищу, продолжается с потребителей , или животных, которые едят пищу, и заканчивается ведущим хищником .

    Здесь мы собрали для вас коллекцию примеров пищевых цепочек.Пищевые цепи — основная единица любой экосистемы, соединяясь друг с другом, образуя пищевые сети, отображающие взаимодействие жизни на Земле.

    Пищевые цепи на суше

    Наземные пищевые цепи представляют собой наиболее знакомые людям формы природы. В конечном итоге все получает свою энергию от солнца, и большинство пищевых цепей следуют образцу «травоядное животное, хищник, может быть, еще одно или два хищника, высший хищник». Но существует почти бесконечное разнообразие внутри этого шаблона и даже несколько цепочек, которые его разрывают.

    Один замечательный прорыв в этой модели — это вездесущий декомпозитор. Организмы, от бактерий и личинок до благородных тараканов, питаются мертвыми и при этом расщепляют их на питательные вещества, поддерживающие пищевую цепочку. Поедая и вымываясь, разлагатели возвращают питательные вещества мертвых организмов в почву, которая питает растения, которые снова запускают цепочки.

    • Нектар (цветы) — бабочки — маленькие птицы — лисы

    • Одуванчики — улитка — лягушка — птица — лиса

    • Мертвые растения — многоножка — малиновка — енот

    • Загнившие растения — черви — птицы — орлы

    • Фрукты — тапир — ягуар

    • Плоды — обезьяны — орел-обезьяноед

    • Трава — антилопа — тигр — гриф

    • Трава — корова — человек — личинка

    • Трава — кузнечик — лягушка — змея — орел

    • Орешник — лесная мышь — неясыть

    • Сельдь — лосось — медведь

    • Ягоды можжевельника — кролик — лиса

    • Листья — муравьи — муравьеды

    • Листья — гусеницы — птицы — змеи

    • Листья — жирафы — львы — шакалы

    • Орехи — белки — ястребы

      90 024

    • Растения — мыши — барсуки — рыси

    • Растения — олень — горный лев

    • Рис — крыса — сова

    • Солнце — ягоды — медведь — бактерии

    • Солнце — трава — муравей — ехидна — динго

    • Полынь — лось — волк

    • Просо — дождевой червь — перепел — ястреб

    • Побеги ивы — овцебыки — волки

    Пищевые цепи в воде

    Водные пищевые цепи все становится интересно.Большая часть океана остается неизведанной, а пищевые цепи в водной среде часто бывают сложными и удивительными для нас, жителей суши. Самый известный пример — хемосинтез, о котором мы поговорим позже. Но даже водные пищевые цепи, которые следуют ожидаемым образцам, могут быть захватывающими.

    Разлагатели также играют здесь решающую роль, поскольку водные разлагатели распределяют питательные вещества не только в почву, но и по всей толще воды, питая планктон, который составляет основу всех водных пищевых цепей.

    • Водоросли — сом отоцинклюс — скопа

    • Водоросли — личинки комаров — личинки стрекоз — рыба — еноты

    • Раки — сом — люди

    • Насекомое — рыба — человек

    • — люди

    • Фитопланктон — веслоногие рачки — рыбы — кальмары — тюлень — косатка — хрупкая звезда

    • Фитопланктон — веслоногие рачки — луга — рыба-меч — человек

    • Фитопланктон — веслоногие ракообразные — голубой губан

    • — полосатый

    • Фитопланктон — зоопланктон — анчоусы — тунец — люди

    • Фитопланктон — зоопланктон — рыба — тюлень — большая белая акула

    • Фитопланктон — зоопланктон — сельдь — морской тюлень

    • Планктон — сельдь

    • Планктон — улитка — скумбрия — акула

    • Планктон — улитка — t una — дельфин

    • Планктон — волнистый шад — окунь — человек

    • Водоросли — барвинок — метелка — кроншнеп

    • Гусеницы — черепахи — аллигаторы — люди

    • Кресс-салат

      7 — палочка

    — Mayfly

    Хемосинтетические пищевые цепи

    До 1970-х годов считалось научным фактом, что вся энергия на Земле исходит от Солнца.Каждая пищевая цепочка была основана на том, что растения превращают солнечный свет в энергию. Затем глубоководные аппараты обнаружили целые экосистемы, существовавшие в самых темных глубинах океана.

    Там микробы, которые никогда не видели солнца, получали питательные вещества из соединений, попавших в воду из глубины земной коры, и производили химические вещества, которые поддерживали целые новые пищевые сети, о которых на поверхности даже и не снилось. Это хемосинтез. Вот несколько примеров.

    • Бактерии — моллюски — осьминоги

    • Бактерии — веслоногие рачки — креветки — зоарцид

    • Бактерии — трубчатые черви — зоарцид

    • Микробы — риджия трубчатые черви

      0 — паутинный краб

      0 креветки — крабы

    • Мидии — брахюранские крабы — осьминоги

    • Мидии — креветки — ветреница

    Круг жизни

    Все растения и животные являются частью пищевой цепи.Эти примеры пищевых цепочек — лишь небольшая часть обширных пищевых сетей, охватывающих наш мир. Они просто представляют разнообразие растений и животных, а также сложность взаимодействий, составляющих удивительное разнообразие жизни на Земле.

    Теперь вы узнали о жизни на Земле, прочитали о формах рельефа, составляющих поверхность Земли.

    Примеры пищевых цепочек.

    Урок пятого класса Цепочки питания

    Схема в наших тетрадях:

    Мы добавляем некоторую информацию в наши записные книжки по естествознанию, чтобы учащиеся могли обращаться к ним при выполнении домашних заданий, викторин, оценивания и в течение года для подготовки к оцениванию в конце года. Я кладу свой блокнот над головой, чтобы моделировать для студентов, пока они открывают свои блокноты на своих местах. Записывая информацию в блокнот во время ее обсуждения, я предоставляю наглядное пособие для студентов ESE и ELL, а также для тех, кто борется с письмом и орфографией.

    По мере того, как мы добавляем информацию в наши блокноты, я трачу время на объяснение каждой части пищевой цепочки и привожу примеры. Это когда изучается содержание урока.

    • Мы называем страницу Food Chains.
    • Определите это как Модель, используемая для иллюстрации потока энергии через экосистему.
    • Рисуем большую стрелку и внутри пишем стрелки показывают поток энергии .
    • Затем мы рисуем пример двух пищевых цепочек, одну с изображениями, а другую со словами.Я думаю, что важно иметь и то, и другое, потому что студенты часто видят оба варианта при оценивании.
    • Мы также отмечаем, что первый организм во всех пищевых цепочках является производителем, а некоторые также включают солнце и разлагатель.

    Щелкните для более детального просмотра изображения страницы записной книжки

    Практика пищевых цепочек с игрой

    Я продолжаю пользоваться веб-сайтом пищевых цепочек, щелкнув ссылку в левой части страницы с надписью «Food Chain Games».Есть 5 игр, начиная с простой пищевой цепочки, содержащей всего 3 организма, и заканчивая более сложными пищевыми цепями, в которых есть разлагатели. Студенты работают вместе в группах, чтобы создать пищевую цепочку на своей доске, прежде чем я перетаскиваю предметы в коробки, чтобы проверить, верны ли они. Я награждаю группы, которые правильно их поняли, и награждаю победившую группу билетами (что используется в качестве поощрения за класс). В каждой игре перечислены слова, обозначающие предметы, а также изображения. Студентам требуется слишком много времени, чтобы попытаться нарисовать картинки, поэтому я прошу их просто написать слова для своей пищевой цепочки.

    Игра первая: Simple Food Chain

    Все группы помещают организмы в правильном порядке в своей пищевой цепи, но одна группа ставит между ними линии вместо стрелок, а две группы ничего не ставят между собой. Эти три группы не получают очков, и я подчеркиваю важность стрелок, чтобы мы знали, в каком направлении движется энергия.

    Игра вторая: Большая цепь

    Для этого все группы точно выстраивают свою пищевую цепочку. Все включенные стрелки идут в правильном направлении с организмами в правильном порядке.Я думаю, что пара групп, пропустивших первую, было хорошо, потому что это позволило проанализировать важность стрелок.

    Игра три — шесть:

    Группы смогли правильно организовать все пищевые цепи для различных экосистем, включая экосистему с разложителем. Им понравилась анимация, в которой животные поедают другие вещи, которые, как я беспокоился, могут быть для них слишком молоды, но на самом деле они умоляли меня позволить этому воспроизвести, прежде чем перейти к следующему.

    Далее идет ссылка «Я просмотрел, давайте продолжим». Если команды равны, я продолжаю участвовать в этих играх как тай-брейк, в противном случае я их пропускаю.

    .

    Food Chains and Webs Вопросы для тестов и рабочих листов

    Вы можете создавать печатные тесты и рабочие листы из этих

    Пищевые цепочки и сети вопроса!

    Выберите один или несколько вопросов, установив флажки над каждым вопросом.
    Затем нажмите кнопку добавить выбранные вопросы к кнопке теста перед переходом на другую страницу.

    Предыдущая

    Страница 1 из 42

    Следующие

    Выбрать все вопросы

    В каком списке показан возможный порядок, в котором энергия движется через экосистему?

    1. травоядное животное, плотоядное животное, Солнце, продюсер, разложитель

    2. Солнце, продюсер, травоядное животное, плотоядное животное, разложитель

    3. Солнце, производитель, хищник, потребитель, разложитель

    4. продюсер, Солнце, плотоядное животное, травоядное животное, разложитель

    Чем отличаются пищевые сети и пищевые цепи в экосистеме?

    1. Пищевые сети начинаются с животных, а пищевые цепи — с растений.
    2. Пищевые сети редко начинаются с растений, а пищевые цепи начинаются с животных.

    3. Пищевые сети показывают взаимосвязь между множеством различных пищевых цепей в одной экосистеме.

    4. Пищевые цепи показывают взаимосвязь между множеством различных пищевых сетей в единой экосистеме.

    Ниша производителя —

    1. съесть других потребителей.

    2. обеспечивают корм для хищников.
    3. производят диоксид углерода-кислород.

    4. обеспечивают пищу себе и другим организмам.

    Что такое пищевая цепочка?

    1. энергия солнечного света

    2. путь энергии от одного предмета к другому

    3. дополнительный корм, хранящийся в растении

    4. слизняк, который ест листья

    Какова цель пищевой цепи?

    1. показывает, какие организмы едят какие продукты

    2. показывает важность энергии Солнца

    3. изображает отношения хищник / жертва между организмами

    4. показывает передачу энергии между трофическими уровнями

    Предыдущая

    Страница 1 из 42

    Следующие

    .

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о