Кошка как священное животное в разных странах
Кошка как священное животное в разных странах — По словам знаменитого британского драматурга Джорджа Бернарда, «человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Это замечательное животное, на протяжении всей жизни человечества, пережило многое, прежде чем одомашниться и стать привычным животным для людей.
По мнению историков, кошки были приручены в Древнем Египте примерно около 5-ти тысяч лет назад. Египет был крупнейшим сельскохозяйственным регионом, и многие запасы зерна хранились в сараях, была необходимость разводить кошек для защиты от нашествия грызунов. Своих пушистых охотников на крыс и мышей древние Египтяне вообще считали священными животными. И это не совпадение, что у Верховного Бога РА была именно кошачья голова, и даже Богиню Плодородия и Материнства Бастет, изобразили, в образе кошки. Позже эта Богиня стала еще воплощать богатый урожай и, конечно же, животных.
Кошка как священное животное в разных странах
Кошка как священное животное в разных странах
Во многих древних городах Египта обязательно был даже Храмы Кошек, в которых празднично проводился в весеннее время фестиваль в честь Богини и домашних кошек. Около таких храмов есть в обязательном порядке специальное кладбище для этих любимых животных.
Умершие кошки, мумифицировались священниками, а после в соответствии с ритуалом, заъоранивались в могиле. Смерть питомца была настоящая трагедия для всей Египетской семьи, в знак траура древние Египтяне брили себе брови.
Позднее, кошки стали считаться священными наследием Египта и символом могущества фараона, и животные были запрещены к вывозу за пределами государства. Вот какую ценность имели кошки в Египте!
В жизни Древней Греции земледельцы не меньше, чем Египтяне были заинтересованы в сохранении зерна. Но даже несмотря на угрозу смертной казни, былвало, что создавались специальные преступные группировки, основная деятельность которых была похищение из Египта кошек и котов. Но Египтяне добивались возвращения незаконно вывезенных животных всеми возможными способами. Однако, кошки быстро осели в Греции, привыкли к новым условиям жизни и стали любимицами греческого народа.
В Китае, кошка также символизирует Материнство и вдобаок она у китайцев еще и Хранитель Культуры. Они верили, что, если изображение кошки висит на двери комнаты, то у молодой мамы ребенок должен быть счастлив.
В Японии в древние времена было звание — Мастер Кошка, которое не просто было получить, его присваивали только очень известному хорошими делами человеку, и не важно было, в какой отрасли прославился этот японец. У японцев на содержание кошек требуются огромные затраты даже в наше время: животное обеспечивается всеми мыслимыми и немыслимыми благами. Японцы кормят своих кошек только из посуды из золота или серебра, причем специально приготовленной кошачьей пищей, и даже нанимают для своего любимца личного слугу, который тщательно заботится о кошке и не дает ей скучать.
Если нет возможности держать в япоской семье кота или кошку, то у них в домах непременно присутствует статуэтка кошки — как оберег от грызунов. В цивилизованной и культурной Японии практически нет мышей и крыс, они это приписывают магическому влиянию не только живых кошек, но и имеющимся у них фигуркам и сувенирам с изображением кошки.
Как же почитают кошек русскоязычные люди? Можно с уверенностью сказать, что никак! Печально. Кормят чем попало, питомцы спят где придется… Но и в европейских, и в азиатских развитых странах с большим почтением относятся к семейству кошачих, обеспечивая им все жизненные блага.
А может и вправду кошка имеет магическую составляющую нашего здоровья, успеха и благополучия? Если не хотите дома заводить кота или кошку, то просто не забывайте подкармливать брошенных животных, у которых нет хозяина и дома, угощайте вкусненьким и всех соседских котов.
Будьте добрее, люди!
Посмотрите, какой фильм отсняли про кошек ВВС, начало очень оригинальное — про добрую женщину Галину из Подмосковья:
Кошка как священное животное в разных странах Кошка как священное животное в разных странах
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях:
Почему кошка — священное животное для турков
В Турции к кошкам относятся с особенным трепетом и заботой. Туристы, хотя бы однажды побывавшие в этой стране, наверняка заметили множество кошек на улицах каждого города.
Содержание
- Священное турецкое животное
- Кошка — друг человека
- Город рыбаков
Священное турецкое животное
Представители семейства кошачьих действительно встречаются буквально на каждом углу турецких городов. При этом они выглядят довольно ухоженными и явно считают себя хозяевами жизни. Турецких котов действительно можно встретить повсюду: в магазинах, кафе, парках, на остановках общественного транспорта.
Государственной религией Турции является ислам. В нем нет выделения какого-либо животного в качестве священного. Но кошка была любимым животным пророка Мухаммеда. Кошкам можно было находиться в мечетях, так как считалось, что если кошка живет в помещении, значит, там не может быть враждебности и нечистым помыслам.
Бить кошек и издеваться над ними в Турции запрещается, впрочем, как и над другими животными. Еще пророк Мухаммед запретил продавать кошачьих или менять их на какой-либо товар. В Турции даже есть поговорка о том, что если кто-то убьет кота, он должен всю жизнь просить у Аллаха прощения и построить мечеть в знак раскаяния.
По одной из версий, коты приобрели особый статус, когда один кот отпугнул от Мухаммеда ядовитую змею. За это он подарил им девять жизней и возможность приземления на все лапки.
Есть еще одно предание о пророке Мухаммеде и его коте, который однажды уснул на груди своего любящего хозяина. Не захотев спугнуть животное, он отрезал часть своей жилетки, и оставил досмотреть сон своего хвостатого любимца.
Так как пророк покровительствовал кошкам, в исламе много других преданий с их участием. Немаловажная роль в этом принадлежит кошачьей чистоплотности. Ведь невозможно представить в мечети свинью. Законодательными актами неприступность кошек никак не определена. Но по факту эти животные являются неприкосновенными.
Кошка — друг человека
Сами жители Турции совершенно привычно относятся к многочисленным кошкам, которые разгуливают абсолютно везде, где им вздумается. Туристам нравится фотографировать кошек, которые встречаются им по дороге. Они с нескрываемым восторгом и удовольствием наблюдают за кошачьими.
В Стамбуле, кошки также остаются почитаемыми животными. Для них строят картонные домики, за ними ухаживают и приносят еду. В городе существуют даже так называемые «кошачьи» районы. Животные настолько с доверием относятся к людям, что не боятся подходить к прохожим. Они уверены, что любой человек угостит их вкусной едой или просто заботливо погладит. Такая трепетная картина, свидетельствующая о любви турок к кошкам, встречается повсеместно.
Кошки в стране гуляют буквально на каждом шагу. Стоит пройти всего несколько метров, и под ногами снова кот. Этим животным в Стамбуле просто раздолье. Они могут беспрепятственно гулять по улицам, слоняться по заборам и ступенькам, загорать на солнце и приставать к случайным прохожим, чтобы те их подкормили и погладили.
Турки верят, что все коты попадут в рай и расскажут Аллаху об их доброте. Поэтому практически все местные жители считают, что обязаны покормить, согреть и позаботиться о кошках своей округи.
Город рыбаков
В Стамбуле много рыбаков. Это особенно заметно по большому числу любителей рыбалки, стоящих у перил Галатского моста с обеих сторон. Значительная часть улова, в особенности небольшие рыбки, отдают кошкам, которые снуют под ногами.
Рядом с некоторыми кофейнями и кафе ставят специальные коробки для сбора средств. Деньги идут на оплату услуг ветеринаров и еду для котов. В ресторанах специально отдают несъеденное этим животным.
Геродот о кошках в Египте
Статья
Греческий историк Геродот дает точное описание преданности древних египтян кошкам в Книге II своих историй , но этот отрывок часто цитируется вне контекста. Главы II.66–67 часто составляют антологию без предшествующего отрывка, в котором обсуждается, как египтяне ценили всех животных и считали их священными.
Погребение египетского кота
Джон Рейнхард Вегелин (общественное достояние)
Хотя в II.65 он ясно дает понять, что не хочет касаться темы богов в связи с животными, затем он рассказывает о том, насколько тщательно люди заботятся о потребностях своих животных, что является отражением египетской религии. Для древних египтян животные, как и все вокруг них, были подарком богов, и их обязанностью было ценить все такие дары и заботиться о них.
Удалить рекламу
Реклама
Цитируя только главы II.
Геродот фактически имеет дело с широким кругом животных на протяжении всей своей работы, в том числе в Египте. Ученый Колин МакКормак отмечает:
Удалить рекламу
Реклама
Среди древних исторических сочинений «
историй » Геродота выделяются необычно большим пространством, посвященным обсуждениям животных. В то время как у Фукидида встречается только 42 упоминания о животных, Геродот предоставляет читателям 804 упоминания по крайней мере 111 различных терминов о животных. (1)
Фактически, после своего отрывка о кошках Геродот продолжает гораздо более подробно обсуждать крокодила, бегемота, выдру, птиц и змей. Несмотря на это, поскольку кошка, кажется, была одной из самых популярных — и наиболее узнаваема как домашнее животное в современную эпоху — его обсуждение кошки стало самым известным.
У кошек была давняя и прославленная связь с божеством в Древнем Египте.
Это вряд ли удивительно, учитывая связь кошек с древним Египтом. Даже английское слово кошка происходит от Египта, поскольку оно происходит от их названия животного, quattah , что дает греческое слово gata , и это затем повлияло на слово для кошки в других языках до наших дней: испанский gato , французский чат и немецкий Katze среди них. Это также верно для термина «киска», как и в слове «кошка», которое происходит от египетского имени богини кошек Бастет, Пашт .
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Тем не менее, как уже отмечалось, его знаменитый отрывок о египтянах, спасающих кошек из горящих зданий, теряет часть своего смысла, если цитируется вне контекста. Кошки в проходе спасены не только потому, что они были любимыми домашними животными, и не только из-за благоговения египтян перед жизнью, но и из-за их связи с Бастет.
Кошки в Египте и описание Геродота
У кошек была давняя и прославленная связь с божеством в Древнем Египте между ок. 3150-30 гг. до н.э. Кошачья богиня Мафдет появляется во времена Первой династии Египта (ок. 3150–289 гг.).0 г. до н.э.) как защитник и воплощение концепции справедливости. Она считалась особенно сильной в защите от нападений скорпионов и змей и была среди божеств, охранявших бога солнца Ра в его ночном путешествии по подземному миру от угрозы великого змея Апофиса, и поэтому была одним из главных божеств, которые чтобы солнце вставало каждое утро.
Египетская картина, изображающая кошку, убивающую змею
Чарльз К. Уилкинсон (Авторское право)
Мафдет был особенно популярен во время правления Дена (ок. 2990-2940 гг. до н.э.), считался величайшим королем Первой династии и был защитником его личных покоев.
Удалить рекламу
Реклама
Бастет была богиней дома, домашнего хозяйства, плодородия, деторождения, женских секретов и кошек. В то время как Мафдет изображали как кошку со шкурой гепарда, Бастет обычно изображали либо как кошку, либо как женщину с кошачьей головой. Бастет обеспечивала безопасность дома и здоровье женщин и детей, отгоняя злых духов и болезни, и поэтому ее широко почитали представители обоих полов. Ее культовый центр в Бубастисе был одним из самых богатых в стране, и, как отмечает ниже Геродот, люди со всего мира приезжали в город, чтобы похоронить там своих мертвых кошек, рядом с богиней.
г. Бастет взяла на себя обязанности Мафдет во время Второй династии Египта (ок. 2890–2670 гг. До н. Э.) И оставалась популярной до конца династии Птолемеев в 30 г. до н. Э. Как и все божества древнего Египта, Бастет сохраняла значение маат (гармония, равновесие), и Геродот затрагивает это в II.66, обсуждая котов-самцов, убивающих котят, чтобы спариться. Хотя этот отрывок иногда интерпретируется как критический по отношению к поведению самцов кошек, на самом деле он обсуждает естественное регулирование популяции. По его мнению, без вмешательства самцов популяция кошек вышла бы из-под контроля. Для египтян поведение мужчин было бы одобрено Бастет в интересах баланса.
Статуэтка Бастет позднего периода
Рама (CC BY-SA)
Самый известный отрывок о кошках и горящих домах также относится к Бастет, поскольку она была богиней и защитницей кошек. Описание Геродота египтян, сосредоточившихся на спасении кошек, не просто говорит о том, как кто-то может вести себя, пытаясь спасти любимого питомца, но имеет отношение к почитанию богини.
Удалить рекламу
Реклама
Если кто-то хотел, чтобы Бастет продолжала защищать его новый дом, в его интересах было спасти ее кошек, поскольку она могла быть столь же мстительной, сколь и доброжелательной. Ученый Джеральдин Пинч отмечает:
Бастет имеет двойной аспект заботливой матери и ужасающего мстителя. Это демонический аспект, который в основном фигурирует в Текстах Гробов и Книге Мертвых, а также в медицинских заклинаниях. Говорят, что «убийцы Бастет» навлекли на человечество чуму и другие бедствия. Одно заклинание советует притвориться «сыном Бастет», чтобы не заразиться чумой. (115)
Бастет, как и Мафдет, была связана с концепцией справедливости и в этом качестве была известна как Леди Ужаса и Леди Бойни за ее быструю реакцию на любой проступок. Понимая, насколько мстительной может быть Бастет, когда она чувствует себя обиженной, египтяне, естественно, стремились спасти ее кошек, не утруждая себя обращением к горящему дому.
Эти отрывки о кошках даются в контексте главы II.65 о том, как египтяне заботились обо всех животных. Спасение кошек от пожаров напрямую связано с ценностью, которую египтяне придавали всей жизни, и, в этой перспективе, с тем, как именно ценились кошки. Хотя диких зверей убивали на охоте, рыбу ловили в пищу, а некоторых животных приносили в жертву, все они считались священными дарами, не только кошка.
Удалить рекламу
Реклама
Египетский кот
Shadowgate (CC BY)
Текст
Следующие отрывки взяты из
II.65 Все животные в Египте считаются священными. Некоторые из них одомашнены, а другие нет, но если бы я объяснил, почему некоторым животным позволено свободно бродить как священным существам, мой отчет был бы обязан обсуждать вопросы, относящиеся к богам, и я делаю все возможное, чтобы не упоминать такие вещи. Только когда у меня не было выбора, я уже коснулся их. Однако один из их обычаев относительно животных таков. Для каждого отдельного вида животных был назначен смотритель, который отвечает за уход за ним; хранителем может быть египтянин, мужчина или женщина, а дети наследуют этот пост от своих родителей. В городах люди исполняют свои обеты, молясь богу, чьим священным существом является тот или иной вид животных, и бреют ребенку голову (это может быть вся голова, или половина, или треть) и взвешивают волосы по паре. весов против серебра. Затем этот вес в серебре отдается хранителю животных. Она разделывает столько рыбы, сколько можно купить на серебро, и дает ее в пищу животным. Так кормят животных. Умышленное убийство одного из этих животных карается смертью, а любой, кто убьет одно из них случайно, должен заплатить штраф, размер которого определяется жрецами. Однако смерть ибиса или ястреба от чьих-либо рук, независимо от того, намеревался ли он убить его, неизбежно является преступлением, караемым смертной казнью.
II.66 Хотя в Египте много домашних животных, их было бы гораздо больше, если бы не то, что происходит с кошками. Когда самки кошек рожают, они перестают вступать в половую связь с самцами. Как бы коты ни хотели спариваться с ними, они не могут этого сделать. Поэтому томы придумали умное решение. Они пробираются и крадут котят у их матерей, а затем убивают их (но не ради еды). Самки, лишенные своих детенышей, жаждут иметь еще, потому что кошачьи виды очень любят своих детенышей, и поэтому они переходят к самцам.
Если дом загорается, то, что происходит с кошками, совершенно необычно. Египтяне не утруждают себя тушением огня, а занимают места вокруг дома и высматривают кошек. Однако кошки проскальзывают между ними и даже перепрыгивают через них и бросаются в огонь. Это повергает египтян в глубокое горе. В домах, где кошка умирает естественной смертью, все живущие там сбривают брови — и только. В домах, где умирает собака, бреют все тело, голову и все.
II.67 После смерти кошек относят в священные покои в городе Бубастис, где их мумифицируют и хоронят. Собак хоронит каждый домовладелец в своей общине в освященных могилах, и мангусты также погребаются в той же форме. Ястребов и ястребов везут в город Буто, а ибисов — в Гермеполис. Медведей (которые встречаются редко) и волков (которые ненамного крупнее лисиц) хоронят везде, где их находят лежащими.
Заключение
Описание Геродотом животных в Древнем Египте, и особенно кошек, иллюстрирует его общий подход к истории, поскольку он сосредотачивается на деталях, характеризующих культуру. Он не всегда комментирует полное значение события, политики или практики, но предполагает, что это указывает на ценности рассматриваемой цивилизации, и, как отмечает МакКормак, его подход часто весьма «современен»:
Только Геродот указывает, что поведение влияет на население. По его словам, без привычки самцов кошек убивать котят (2.66) или детенышей гадюк убивать своих матерей (3.108) численность обеих популяций резко возросла бы. Он приписывает эту естественную саморегуляцию божественному прозрению, наблюдающему за миром . .. В более общем плане, в отличие от макроскопических спекуляций о космологии или материи естествоиспытателей, Геродот вместо этого предпочитает наблюдение за мирскими предметами, такими как геология, флора и фауна. Помимо своей современности, эти зоологические исследования также раскрывают лежащую в их основе методологию: взаимосвязь людей и окружающей их среды. (2)
Отрывки Геродота о кошках являются одними из самых известных из его историй и часто цитируются в отношении ценности, которую египтяне придавали кошкам. Однако, как отмечает МакКормак, отрывки имеют гораздо более глубокое значение, которое ясно понимается в контексте II.65. Египтяне заботились обо всех животных, признавая важность баланса — «взаимосвязи людей и окружающей их среды» — и понимали, что то, что хорошо для животных, в конечном итоге также лучше для них самих.
Вам понравилась эта статья?
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Библиография
- Колин МакКормак: фантастические звери и места их обитания: зоология и экология в историях Геродота, доступ 23 октября 2022 г.
- Herodotus & Holland, T. Истории Геродота. Классика пингвинов, 2015.
- Геродот и Уотерфилд, р. Геродот: Истории. Издательство Оксфордского университета, 2010.
- Пинч, Г. Египетская мифология. Издательство Оксфордского университета, 2004 г.
- Шоу, I. Оксфордская история Древнего Египта. Издательство Оксфордского университета, 2006 г.
- Уилкинсон, Р. Х. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта. Темза и Гудзон, 2016 г.
Об авторе
Джошуа Дж. Марк
Джошуа Дж. Марк, независимый писатель и бывший профессор философии в Колледже Марист в Нью-Йорке, жил в Греции и Германии и путешествовал по Египту. Он преподавал историю, письмо, литературу и философию в колледже.
Переводы
Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык! На данный момент мы перевели его на: французский, персидскийВопросы и ответы
Верно ли описание Геродота кошек в Египте?
Да. Описание Геродота кошек в Древнем Египте считается точным.
Почему древние египтяне спасали кошек во время пожара, а не тушили его?
Египтяне спасали кошек перед тушением пожара в доме, потому что кошка была посвящена богине кошек Бастет, защитнице домов, и если они хотели ее дальнейшей защиты, им нужно было спасти ее кошек.
Были ли кошки самым популярным животным в Древнем Египте?
Кошки были одними из самых популярных домашних животных в Древнем Египте, но египтяне считали всех животных священными. Собаки, бабуины, птицы, газели и рыбы, среди других животных, также были популярными домашними животными.
Действительно ли английское слово «кошка» происходит от древнеегипетского?
Да. Английское слово «кошка» происходит от египетского слова «quattah», которое дало греческое слово для кошки, «gata», от которого слово «кошка» происходит в других языках, таких как испанский (gato), французский (chat). , и немецкий (Katze), среди прочих.
Бесплатно для всего мира, при поддержке вас
Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.
Стать участником Пожертвовать
Египет Кошка в Древнем Египте
Автор Ilene Springer
После пирамид и окрашенных краской глаз ничто не вызывает большего благоговения и тайны, чем очарование древних египтян кошками.
Они были не только самыми популярными питомцами в доме, но их статус поднялся до статуса священных животных, а затем до самых почитаемых божеств, как ни одно другое существо до них.
Кошки были приручены древними египтянами
Хотя никто не может точно указать время, мы знаем, что кошка была приручена в Египте, вероятно, около 2000 г. до н.э., и что большинство современных кошек являются потомками кошек Древнего Египта. Одна из причин, по которой трудно точно сказать, когда произошло одомашнивание, заключается в том, что древние египтяне не делали различий между дикими и ручными кошками в своих описаниях. Было одно слово для обозначения кота — миу или мии, означающее «тот или она, кто мяукает».
Так как же произошло одомашнивание кошки? По словам археологов, собаки, связанные с охотой, были приручены за тысячи лет до этого. Но кошки, будучи отчужденными, аристократическими существами, которыми они восхищаются, по-видимому, не торопились полностью подружиться с древними египтянами.
Современная египетская дикая кошка: Песчаная кошка
Возможно, один из предков современной кошки
кот. Это больше, чем средняя домашняя кошка сегодня. Рыжий, желто-серый мех кошки, длинный сужающийся хвост и полосатые отметины обеспечивают идеальную маскировку среди камней и песка пустыни. Эта кошка известна как хищник — охотник на мелкую дичь, а не падальщик. Другой кошкой, обитающей в Египте, является болотная или джунглевая кошка (Felis chaus), но считается, что именно дикая кошка была кошкой, которая «приручила египтян».
В деревнях наибольшую опасность для египетских хозяйств представляли многочисленные ядовитые змеи, крысы и мыши, которые нападали на запасы продовольствия в домах и деревенских амбарах. Предполагается, что дикая кошка забрела в деревни и охотилась на паразитов, держа их в страхе. Легко представить себе благодарных египтян, оставляющих остатки еды, чтобы поощрить бдение диких кошек. Возникли симбиотические отношения между животным и человеком. Затем кошачьи попали в дома египтян, провели там некоторое время, позволили себя приручить и вырастили своих котят в человеческой среде. Как только египтяне начали снабжать кошек пищей, тем самым значительно изменив их рацион, и разведя их по определенным признакам, кошек одомашнили. Они были идеальными домашними животными — игривыми, умными, ласковыми и полезными для фермеров, которые поддерживали жизнь в Древнем Египте.
Картины в гробницах с изображением кошек как часть семейной жизни начали появляться во времена Нового Царства — примерно через 500 лет после первых попыток приручения. Но самые прямые свидетельства одомашнивания приходятся на кладбища мумифицированных кошек. По-видимому, они датируются примерно 1000 г. до н.э. (поздняя эра фаронов). И это, скорее всего, были одомашненные кошки из обычных домовладений или храмовых питомников; не было бы смысла так утруждать себя умершими дикими животными.
Милый и полезный питомец
Во времена Нового царства (1540–1069 гг. до н. э.) было много сцен с гробницами, в которых кошки стали частью повседневной жизни. Древние египтяне брали своих кошек на охоту, особенно на болота, где кошек, возможно, обучали добывать дичь и рыбу. Другой очень распространенной сценой в росписях гробниц была кошка, сидящая под женским стулом, что свидетельствует о том, что кошка стала неотъемлемой частью семейной жизни древних египтян.
Современный египетский мау
Многие египетские родители назвали своих детей в честь кошек, особенно дочерей. Некоторых девушек звали Мит или Миут. Мумия пятилетней девочки по имени Мирт была найдена в Дейр-эль-Бахри в храме царя Ментухотепа.
Кошки также ценились за их загадочные и суеверные качества. Существует миф, что когда-то египтяне выиграли битву благодаря кошкам. Они сражались с иноземным полком, и как раз в момент нападения иноземцев египтяне выпустили на передовую тысячи кошек. Увидев натиск этих ужасающих существ, иноземная армия в панике отступила.
Кошки как священные животные
«Прогресс кошек в египетской религии был весьма замечательным и во многих отношениях необычным», — пишет Яромир Малек, автор книги «Кошка в Древнем Египте». «В отличие от некоторых других животных, в начале египетского времени кошка не ассоциировалась в первую очередь с важным местным божеством. Она никогда не достигала действительно избранного «официального» статуса, который позволил бы ей стать полноправным членом божественного сообщества, встречавшегося на Земле. стены египетских храмов. Но, несмотря на все это, популярность кошек со временем превзошла популярность любого другого животного и вышла далеко за пределы Египта».
Самую раннюю зарегистрированную богиню-кошку звали Мафдет, и в Текстах пирамид она описана как убивающая змею своими когтями. Но самыми известными в мире богинями-кошками, впервые почитаемыми древними египтянами, были Бастет (также известная как Баст, Паш, Убасти) и львиноголовая Сехмет.
Бастет часто изображали с телом женщины и головой домашней кошки. Она была связана с Оком Ра, действующим в рамках силы бога солнца. Египтяне так любили Бастет, что она стала домашней богиней и защитницей женщин, детей и домашних кошек. Она также была богиней восхода солнца, музыки, танцев, удовольствий, а также семьи, плодородия и рождения.
Ее предполагаемой злой копией была богиня Сехмет, которая олицетворяла разрушительную силу богини-кошки. Она известна как богиня войны и чумы. Но даже она была приручена Ра (который предположительно напоил ее), и в конце концов она стала могущественным защитником людей. Вместе Бастет и Сехмет представляли баланс сил природы.
Кошки стали появляться на предметах быта. Были золотые коты на замысловатых браслетах, маленькие золотые подвески в виде котов, кошачьи амулеты из мыльного камня для ожерелий и колец. Женщины гримировались, держа в руках зеркала с кошками на деревянных ручках и на косметичках. Самое приятное то, что обычные люди могли пользоваться защитой богини-кошки через свои амулеты на одежде, на шее или в мочках ушей. Кошки даже фигурировали в сонниках. В одной книге древних сновидений было сказано, что если мужчина увидит во сне кошку, значит, его ждет хороший урожай.
В поздние периоды египетской истории популярность кошек возросла, и было изготовлено очень много бронзовых статуэток кошек; большинство из них предназначались для святынь или погребальных целей. У большинства были проколоты уши и серебряные или золотые серьги. Их глаза были сделаны из инкрустированного горного хрусталя или подобного непрозрачного материала. Древние египтяне считали женщину-кошку хорошей матерью, и было обнаружено несколько статуй матерей-кошек и котят.
Кошки были в таком почете, что в какой-то момент наказанием за убийство кошки, даже случайное, была смерть.
Кошачьи праздники
Вероятно, величайшим свидетельством существования кошек были культы и празднования, посвященные Бастет древними египтянами. В северном Египте около 3200 г. до н.э. возник город Бубастис. Это был центр поклонения богине Бастет, что означает просто «та, которая происходит от Баст». Раз в год, около 31 октября, проходил фестиваль Бастет, когда сотни тысяч людей совершали паломничество в Бубастис и другие древние города, включая Мемфис. Было пение, и вино, и дикое поведение. А когда вечер закончился, были также молитвы Бастет, сопровождаемые музыкой и благовониями.
Бубастис был разрушен персами в 350 г. до н.э. Но самые известные ее жители живут дальше — не только на улицах Каира и деревнях сельского Египта, но и по всему миру. Благодаря обычной домашней кошке древние египтяне достигли необычайной миссии — бессмертия.
###
Илен Спрингер пишет о древнем Египте и археологии и изучает музейное дело в Гарвардском университете.
Источник: «Кошка в Древнем Египте» Яромира Малека (British Museum Press, 1993)
Кошка в Древнем Египте Илен Спрингер
Древний египетский алкоголь Кэролайн Сирайт
Передвижение по Каиру Джимми Данн
Царицы Египта, часть III — Клеопатра Доктор Самех Араб
Женщины в Древнем Египте Кэролайн Сирайт
Комментарии редактора Джимми Данн
Древние секреты красоты Джудит Иллес
Рецензии на книги Различные редакторы
Детский уголок Марго Уэйман
Готовим с туром по Египту Мэри К Раднич
Обзоры отелей Юрген Страйяк
Выставки Египта Автор deTraci Regula
Точка зрения Египта Автор Адель Мурад
Ночная жизнь Различные редакторы
Обзоры ресторанов Различные редакторы
Магазины вокруг Юрген Страйяк
Интернет-обзоры Сири Бездичек
1 марта 2001 г.