Поиск по блогу
13 июля 1871 года в Лондоне, в Хрустальном Дворце (Crystal Palace), состоялась первая в мире профессиональная выставка кошек...
развернутьПЕРВАЯ ВЫСТАВКА КОШЕК
Хрустальный Дворец в Лондоне, 1871г
Торжество стекла и металла
...организованная известным английским художником и любителем кошек Гаррисоном Уэйром (Harrison Weir). Уэйр разработал концепцию выставки и ее регламент, а также определил стандарты пород, ввел градацию по окрасам и длине шерсти. На выставке демонстрировались 170 кошек 25 различных пород, даже один инвалид – дикий шотландский кот, в "боях" утративший лапу. Судьи раздали 54 премии. Такое большое количество наград должно было стать стимулом для участников будущих кото-шоу. За необычным мероприятием пристально следили репортеры. На следующий день ведущие лондонские газеты The Times, The Daily Telegraph, Morning Post, Illustrated London News– на первых полосах наряду с важными политическими и светскими событиями разместили материалы и рисунки с «первой в мире тщательно организованной выставки кошек». Оказалось, что многим посетителям недостаточно одного кошачьего дня в Хрустальном дворце. И, по мнению лондонцев, это стало единственной оплошностью организаторов.
Гаррисон Уэйр (Harrison Weir) |
Капризная викторианская публика тепло приняла затею Гаррисона Вейра. Так, спустя
пять месяцев любители кошек встретились в Хрустальном дворце во второй раз.
Впоследствии выставки кошек стали проходить под патронажем королевы Виктории, владелицы двух синих персов.
Именно на этой выставке произошло знакомство Европы с загадочными сиамскими кошками (по некоторым сведениями сиамских кошек завезли в Англию в 1884 году). Жюри состояло из самого Уэйра, его брата Джона, а также биолога - любителя священника Джона Макдоналда. На следующий день все лондонские газеты писали об успехе выставки, а картинки кошек потеснили в газетах репортажи о скандалах в высшем свете.
В 1887 году в Англии был организован первый клуб любителей кошек, который существует и поныне. Он называется "Национальный клуб любителей кошек". Позднее была создана европейская организация "Международная федерация любителей кошек".
Много позднее, в своей книге "Наши кошки и все о них" ("Our Cats", 1892г) он вспоминал, как все происходило.
Первый рисунок с выставки
(Архангельская кошка)
"После выставки кошек в Хрустальном Дворце, я получил много писем с с самыми разными вопросами. Одни спрашивали: «На что похож настоящий черепаховый окрас?», другие: «Как выглядит тебби?», третьи: «А голубой тебби?». Один писал о прекрасном характере своего кота, другой интересовался, как избавить кота от дурной привычки царапать мебель и т.д. После долгих раздумий и по многочисленным просьбам я решил опубликовать свои заметки о кошках, их привычках, инстинктах, особенностях, пользе, окрасах, рисунках, форме и других качествах, которые являются необходимыми, для того, чтоб выставляться на выставках.
Много лет тому назад, раздумывая о большом количестве кошек, поодиночке содержащихся в Лондоне, у меня возникла идея, что было бы неплохо проводить «выставки кошек», чтобы люди начали относиться более внимательно к различным породам, окрасам, рисункам и т. д. И домашний кот, сидящий у огня, мог открыть своему владельцу красоту и уникальность, неизвестную доселе, поскольку тот на это просто не обращал внимания.
Вдохновленный этой идеей, я позвонил своему другу мистеру Уилкинсону, в то время – управляющему Хрустальным дворцом. С его необыкновенной прозорливостью он понял, что «это следует сделать». За несколько дней я все подготовил и все рассчитал: призовую систему, цену входного билета, число классов и баллы, по которым они будут присуждаться, призовую систему в каждом классе, их количество, различные особенности окраса, формы, размеры и пол, за которые они присуждаются. Я также сделал рисунок кошачьей головы, чтобы его распечатали чёрным на жёлтой бумаге для афиш.
Мистер Ф. Уилсон, владелец зоомагазина и шоу-менеджер компании, собрал достаточное количество кошек вместе, среди которых была и моя голубая тебби «Старая Леди». Тогда ей было около 14-ти лет, тем не менее, она была лучшей в своём окрасе, и позднее её так никто и не превзошёл, разве что сравнялся. К ее ошейнику я прикрепил серебряный колокольчик, который она носила на своей первой выставке.
Кошка Гаррисона Уэйра - Старая Леди
Мой брат, Джон Дженнер Уэйр, Дж.Макдона и я выступили в качестве судей, и результат превзошёл все наши самые смелые ожидания – настолько, что я стал заниматься этим из любви к кошкам «без оплаты, без награды, без вознаграждения». Администрация Хрустального Дворца великодушно преподнесла мне большую серебряную кружку для пива в знак их наивысшего одобрения моих стараний на благо кошек. Сейчас, когда Клуб кошек уже сформирован, проходит много выставок, и растёт количество желающих заниматься всем этим, можно ожидать всяческие выгоды для одного из самых умных (хотя с ними зачастую плохо обращаются) вида животных.
В день выставки я взял билет в Ладжет Хилл (Ludgate Hill) на поезд до Хрустального дворца. Сидя в комфортабельном купе первого класса, признаюсь, я волновался. Удастся ли эксперимент? На что это будет похоже? Будет ли там много кошек? И как много? Как будут вести себя животные в клетках? Будут ли они мрачными или будут стремиться вырваться на свободу, отказываясь от еды? Усядутся и воспримут всё тихо и покорно, или начнут буянить? Я никак не мог представить себе картину происходящего: всё было так ново.
Пока я раздумывал над этим, дверь открылась – и вошел приятель.
- А,– сказал он, – ты как?
- Нормально, - ответил я. - Я еду на выставку кошек.
- Что? – удивился он. – Шоу кошек? Я их ненавижу. Выгоняю их из своих владений, как только замечу. А сколько хлопот у вас будет с кошками в клетках! Вы же не свяжете их. Какой там будет шум, и как они все будут пытаться вырваться, или задушат себя своими ошейниками.
- Мне жаль, очень жаль, – ответил я,– что ты не любишь кошек. Со своей стороны, я считаю их очень красивыми, грациозными животными, и они такие же домашние в своих привычках, как собаки, если не больше. Они очень полезны в охоте на мышей и крыс. Кошки скребутся в дверь, когда хотят войти или выйти. Они отличают воскресенье от других дней недели и не выходят ждать тележку с мясом в этот день.
- Погоди, я вижу, ты любишь кошек, а я нет, так что давай оставим этот разговор.
- Нет, - сказал я, - почему же? Вот поэтому я и учредил Выставку кошек. Я хочу, чтобы все видели, как выглядит здоровый ухоженный кот. Почему бы коту, который сидит мурлыча вблизи нас у огня не быть объектом интереса? Почему бы нам не оценить его по окрасу, породе, размеру? Так пойдём же со мной, мой дорогой старый друг, и посмотрим на самую первую в мире Выставку кошек.
Мы с приятелем вошли в Хрустальный дворец. Мы не услышали никаких криков, воя, визгов, никто из кошек и не пытался вырваться. Кошки спокойно лежали в своих клетках, раскинувшись на пурпурных подушках, не издавая ни звука, по-домашнему мурлыча. Время от времени они лакали поставленное перед ними свежее молоко.
Самая первая выставка кошек
Да, там были большие и очень большие кошки, кошки среднего размера и маленькие, кошки всех окрасов и видов. И даже прекрасные чисто белые персидские кошки. По мере того, как мы проходили мимо клеток, я видел, как у моего друга появлялся все больший интерес. Он то и дело говорил:
- Какой красавец! А вот ещё один!
- И ничего удивительного, – сказал я, – многие из кошек, которых ты видел прежде, были бы такие же красивые, если бы за ними хорошо ухаживали или хотя бы вообще ухаживали. Обычно же с ними дурно обращаются, их плохо кормят и плохо содержат, просто потому, что это кошки… Всё же, скажу, что выставка могла бы быть еще больше, если бы не было так сложно уговорить хозяев, хотя, как ты видишь, они содержат своих питомцев в прекрасных условиях.
- Я и не представлял себе такого разнообразия видов, окрасов, размеров, – сказал он на прощанье.
Спустя пару месяцев я позвонил ему, он обедал, и рядом с ним на кресле сидели две прекрасные кошки.
Это не единичный случай того, как выставка кошек изменила отношение к домашним кошкам. С тех пор по всей стране стали проводиться выставки кошек, возрос интерес к ним в самых разных слоях общества, за очень красивых кошек стали дорого платить. Я надеюсь, что благодаря этим выставкам кошки получат то обращение, которое они заслуживают. Даже если всего несколько человек благодаря выставкам полюбит кошек, значит, я все это затеял не зря. Не зря я учредил первую выставку кошек в Хрустальном дворце.
Как всё начиналось, немного истории о первых выставках...
Самая первая выставка кошек была проведена в Англии в Лондоне. (Можно упомянуть и ярмарку 1598 года в Винчестере, хотя это был скорее "показ" фермерских кошек, а не выставка, то есть выбор лучших, сравнение и т.п.). Организатором первой выставки, проводимой по определенным правилам, разработчиком первых в мире стандартов пород кошек был Гаррисон Уайр - "отец фелинологии". Выставка проходила 13 июня 1871 года в Лондоне, Кристалл Пэласе.
Уайр разделил кошек на несколько категорий, в соответствии с длиной шерсти, окрасом и телосложением. Судейство проходило на основе "Standarts of Points", где впервые были описаны различные породы кошек, а так же даны баллы за тип, окрас шерсти и т.п. Уайр так же писал в своей книге "Наши кошки": "Было бы замечательно проводить "выставки кошек" довольно часто, показывая посетителям различные породы и окрасы кошек. Тогда и в домашней кошке, сидящей у камина, люди будут видеть, которую так долго презирали и на которую не обращали внимания".. Уайр признавался, что основной его целью было воспитания в людях хорошего отношения к кошкам, уважения и любви к этим животным. Создание "выставочных" экземпляров и выставочный ажиотаж - последствия его работы, а не самоцель.
Кристалл Пэлас был очень известным "выставочным центром" Лондона: в нём проводили индустриальные выставки, показывающие достижения науки и производства. Кошки были первыми животными, нарушившими "железное" однообразие экспозиции.
Большинство кошек были с длинной шерстью, "длинношерстные" предки современных "персов". Но выставлялись и кошки с короткой шерстью (говорят, что сам Уайр любил именно таких). Первая выставка произвела фурор в обществе, и энтузиасты и единомышленники Уайра стали организовывать подобные выставки по всей стране.
О проведении выставки было объявлено в газете «Тайме» (за 3 дня до открытия выставки), и организаторы не знали, сколько людей придет со своими кошками, как животные поведут себя, как будет проходить экспертиза. Возможно, будет толпа людей, а может, никто не придёт.
Официальные правила делили кошек на 25 классов (по породам): ангора, «персы», русские голубые, сиамы, короткошерстные кошки, манксы. Всего на выставке было отсужено 170 кошек и вручено 47 призов. Газета «Дейли Телеграф» советовала читателям: «дочитайте эти строчки и бегом на выставку!» — так что посетителей было так много, что иногда даже невозможно было подойти к животным. Кошки выставлялись в клетках Общества голубеводов и в основном вели себя спокойно. Учредили и «специальные» классы — для самых толстых кошек (победил кот весом 9 кг 100г) и для самых больших. Была записана также и необычная кошка — Алжирская («французская африканская» по каталогу). Присутствовали и два сиама, которые вызвали неоднозначную реакцию. Один журналист написал: «Совершенно ненатуральная кошка», а другой отметил её «уникальность и красоту».
Хотя владельцами многих кошек — участниц первых выставок — были, как правило, представители высшей аристократии, организаторы делали всё возможное, чтобы и более «низшие» слои населения принимали участие в таких смотрах со своими животными. Повторим, что одной из основных идей Уайра, было улучшить отношение к кошкам.
Допускались на выставку и дикие кошки: так, одним из участников первых шоу был оцелот.
В 1910 году был создан клуб, объединивший 16 клубов Великобритании, Coverning Counsil Са1 Fапсу (СССР), основатель племенного разведения кошек во всём мире.
Постепенно выставки кошек стали проводиться и «на континенте» — по всей Европе, и в США.
Жителям СССР, а особенно советским любителям кошек, повезло меньше остальных жителей Европы и США. Долгое время у кошек не было своих клубов и выставок. Клубы же любителей собак существовали в СССР давно и довольно успешно. Объяснялось это тем, что собака — животное, нужное для армии, милиции, для охоты, наконец. А кошка? Дармоедка! «Людям есть нечего, а вы про каких-то кошек!» — отвечали в «высоких» инстанциях энтузиастам.
Но, тем не менее, наступила «перестройка», и первая выставка кошек прошла в Москве. Много общего было у нее с первой выставкой в Лондоне (200 лет назад): клетки голубеводов (тесные и не очень чистые), «самодеятельные» эксперты (журналист, собаковод, любительница кошек, юннат и т. п.). Но успех! Конноспортивный манеж в Битце большего аншлага не видел до сих пор! Люди стояли в очереди по 4—5 часов! А кошки — с бору по сосенке: несколько «персов» (чешских, польских), «ангоры», «сибирские» кошки и, разумеется, «сиамы» — с поросячьими хвостиками. Но это было начало, начало российской фелинологии.
Нынешние выставки - это красочные шоу, хорошо организованные - например, Гран При Ройял Канин.
Аптор; Алла Михайловна Карпенко
Реакции на статью
Комментарии